Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

15–24 месяца: проверяем социальные навыки

Если вы из числа среднестатистических родителей, то показывали своему ребенку его отражение в зеркале раз или два. (Если же вы фотомодель, ваш ребенок наверняка смотрелся в маленькое зеркальце еще в утробе матери.)

Но что на самом деле думает малыш, видя свое отражение? Кто это, дружелюбный соседский ребенок, который постоянно приходит поиграть в вашу ванную? Или это… я?

Именно на этот вопрос и ответит следующий эксперимент.

Что вам нужно

1. Большое зеркало.

2. Помада.

Как это работает

Не объясняя ребенку, что вы делаете, мазните его по носу помадой. Она (или какая-нибудь другая краска для лица, если вы не любитель помады) должна быть красной или коричневой, в общем, темной. Иными словами, должно быть абсолютно очевидно, что на носу у ребенка – огромный мазок краски.

Поставьте ребенка перед зеркалом. У нас отличным местом для эксперимента оказался туалетный столик в ванной. Но если вы из тех родителей, которые боятся падения ребенка с высоты на твердый кафельный пол, вам, пожалуй, больше подойдет напольное зеркало в устланной коврами комнате.

Понаблюдайте за тем, что будет делать ребенок.

Ваш ребенок (тот самый, чей нос только что стал цвета кирпичной стены), скорее всего, отреагирует одним из двух способов.

Он может повести себя так, как если бы хотел потрогать свое отражение или поиграть с ним. Значит, он считает отражение кем-то другим, не собой. Это абсолютно нормальная реакция для ребенка примерно до полутора лет. Она связана с тем, что мы не рождаемся со способностью узнавать себя, а приобретаем ее с течением времени.

И когда эта способность у ребенка появляется, он начинает реагировать на эксперимент совсем иначе. В частности, понимает, что жирная отметина, которую он видит на лице малыша в зеркале, на самом деле находится на носу у него самого. И поскольку он также знает, что этого пятна на носу быть не должно, он протягивает руку ксвоему носу – видимо, чтобы попытаться убрать пятно!

Способность узнавать себя удивительна тем, что, похоже, становится неотъемлемым и важным этапом человеческого развития. Вне зависимости от пола, внешнего вида и места проживания способность узнавать свою внешность приходит в возрасте примерно полутора лет. Даже дети, принадлежащие к культурам, в которых не используются зеркала, начинают узнавать себя в это же время.

Эксперименты на животных показали, что представители некоторых особенно высокоорганизованных видов – вроде дельфинов и шимпанзе – тоже могут узнавать себя. А менее умные тоже? Нет, вряд ли. Так что считайте важной вехой развития своего ребенка момент, когда он перестает интересоваться зеркалом и начнет тянуться к собственному носу: в этот момент он официально становится умнее вашей собаки!

Как помочь ребенку

Если вы поставите ребенка перед зеркалом и не заметите признаков того, что он узнал в отражении себя, то можете задаться вопросом: как помочь ему поскорее понять, что в зеркале – он? Может показаться, что это просто. Отражение делает точно то же, что и ребенок, в это же время. Но сколько бы вы ни говорили: «Смотри, это ты! Смотри, это ты!» – это не поможет.

А еще не стоит тратить время, раз за разом проводя эксперименты с зеркалом, чтобы точно определить момент, когда ребенок узнает в отражении себя. Если вам не терпится увидеть, что непонимание сути зеркала уступило место готовности прихорашиваться перед ним, достаточно слушать то, что малыш говорит.

Способность узнавать себя, как правило, совпадает с изменением словаря. В тот момент, когда ребенок уже видит себя в зеркале и на фотографиях, он начинает использовать личные местоимения. Поэтому, если вы услышите от него слова вроде «я», «мой», «мне», можете попробовать снова поставить его перед зеркалом: есть шанс, что в этот раз он пройдет тест с раскрашенным носом!

Если прислушиваться к тому, как меняется словарный запас ребенка, можно многое понять о том, как развиваются его навыки. Например, дети завершают осознание концепции постоянства объекта примерно в то же время, когда начинают использовать слово «ушел»; учатся решению проблем, состоящему из множества этапов, когда запоминают слова «там» и «ой»; приобретают способность находить объект среди нескольких и одновременно выучивают слово «середина». Поэтому, если хотите быть в курсе того, что происходит в головке малыша, прислушивайтесь к тому, что он говорит.

Как помочь себе

По окончании эксперимента сотрите пятно с носа ребенка. В конце концов, он только через несколько лет осознает, насколько эта процедура дурацкая. Так что пользуйтесь моментом.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент