Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

10–12 месяцев: проверяем социальные навыки

Беспокоит ли вас, с кем водит дружбу ваш малыш? Может, ползает в плохой компании? Играет в погремушки с хулиганами? Ковыляет, держась за свою коляску, в опасном районе?

Нет, конечно. Он же еще маленький. Друзей ему пока выбираете вы.

Но довольно скоро ваш милый ангел начнет сам решать, с кем ему проводить время. И, как покажет этот эксперимент, у него уже есть инструменты для того, чтобы принимать подобные решения.

Что вам нужно

1. Два вида пищевых продуктов, которые нравятся вашему ребенку.

2. Две миски, в которые их можно положить.

3. Две похожие, но не одинаковые куклы, мягкие игрушки и т. д., например лев и тигр или два плюшевых мишки в разной одежде. (Наверняка у вас такие найдутся, потому что по неясным причинам производители мишек любят их одевать.)

Как это работает

Дайте ребенку миски с продуктами и предложите выбрать что-то одно. Обратите внимание, из какой миски он взял еду, и поставьте их перед куклами.

А теперь разыграйте для малыша небольшое представление! Во-первых, опустите лицо одной куклы в миску, издайте характерные чмокающе-чавкающие звуки и скажите: «У-у-у, нет. Мне это не нравится!» Потом та же кукла должна «попробовать» из другой миски со словами: «М-м-м, вкусно. Это мне нравится!»

Разыграйте ту же сценку с другой куклой, но ее предпочтения должны оказаться прямо противоположными. (Например, если первой понравились хлопья и не понравилась черника, то второй должна понравится черника и не понравиться хлопья.)

Посадите кукол перед ребенком и предложите поиграть с одной из них. Посмотрите, какую он возьмет.

Заметили что-то интересное в выборе партнера для игр?

Игрушке, с которой он захотел играть в конце эксперимента, скорее всего, «понравились» те же лакомства. Мы понимаем, что это довольно примитивный способ выбирать себе друзей, но вы сами видели, как ребенок только что это сделал.

Получается, ваш малыш уже наблюдает за другими и судит о них, хотя даже говорить пока не умеет. И каковы же его суждения? Он явно предпочитает игрушки (и людей), которые похожи на него.

Сходства и различия, которые определяют его предпочтения, не обязательно должны быть заметными. Если бы вы взяли для эксперимента продукты совершенно разного типа, например брюссельскую капусту и шоколадное пирожное, то могли бы предположить, что дети предпочли ту игрушку, которая ассоциируется у них с лучшим вкусом. Но поскольку им нравятся оба вида лакомств, этот фактор на их решение не влияет. Можно было бы предложить выбор еще более узкий – между почти одинаковыми печеньями, например, – и ребенок все равно выбрал бы игрушку, которой «нравится» то же, что и ему.

Хотите похожий эксперимент, но чтобы потом крошки не убирать? Он работает и с непищевыми предпочтениями! Ученые, которые проводили подобные исследования, обнаружили, что дети предпочитают кукол в перчатках того же цвета, как у них.

Самое замечательное то, что эффект, который вы наблюдали в своем маленьком ребенке, не ограничен нежным возрастом. Он будет проявляться и позже. Многочисленные исследования подтверждают: люди всех возрастов – дети, подростки, молодые родители, бабушки и дедушки – как правило, предпочитают тех, кто в чем-то на них похож. Предпочтения бывают основаны на произвольном сходстве, будь то выбор лакомств в рамках нашего эксперимента или более значимые моменты вроде пола, культурной общности и общей любви к нелепой старомодной растительности на лице.

Если вы привлекаете людей, похожих на вас, это может благоприятно сказаться и на ваших романтических отношениях. Несмотря на распространенное мнение о «притягивающихся противоположностях», исследования показывают, что людей привлекают потенциальные партнеры, которые похожи на них уровнем интеллекта, образования, социального положения, религиозной принадлежности и т. д. Да и браки между людьми, у которых много общего, обычно счастливее и длятся дольше.

Как помочь ребенку

То, что ваш малыш формирует свои предпочтения по отношению к другим, основываясь на воспринимаемом сходстве и различиях, естественно. Плюс в том, что так ему легче осознавать мир и свое место в нем. А минус – в том, что, как вы понимаете, в результате у него могут сложиться неверные стереотипы и предубеждения, которые ничего, кроме вреда, не принесут.

Лучше понимать других и уменьшить негативное влияние описанного эффекта на психику ребенку поможет обсуждение с ним сходства и различий между людьми. Здорово, если вы уже способны свободно разговаривать с ребенком на такие темы! Но вообще разговоры подобного рода между родителями и детьми – пока что большая редкость. Многие родители стараются избегать таких обсуждений в надежде, что дети станут относиться ко всем людям одинаково и не будут замечать «незначительных» отличий между ними.

Но проблема в том, что, как показывает проведенный вами эксперимент, ваш ребенок уже руководствуется одним из самых незначительных отличий, которое только можно вообразить. Поэтому говорить с ним об этом все же стоит.

Как помочь себе

Не чувствуете, что всерьез готовы говорить с ребенком на такие трудные темы, как предубеждения? Тогда можно попробовать книги или видео, подходящие для его возраста. К их выбору нужно отнестись внимательно. Истории для детей почти всегда заканчиваются хорошо и все персонажи становятся друзьями, но часто они основаны на конфликте, вызванном плохими поступками кого-то из героев.

Поросенок прогуливает школу и целый день валяется в грязи. Мишка крадет мед из улья своей бабушки. Сурок обижает младшего брата. Если даже ваш ребенок ничем подобным не занимается, то такое поведение персонажей книги или мультфильма может натолкнуть его на новые идеи, которые иначе могли бы и не возникнуть.

У вас и без того достаточно проблем. Не стоит давать ребенку повод подпасть под дурное влияние пусть и вымышленных героев.


Второй год

ПОЗДРАВЛЯЕМ: вы пережили первый год жизни ребенка! Если вам удалось это, остальное – пара пустяков.

Шутка. Теперь трудности будут расти в геометрической прогрессии.

Но в первые двенадцать месяцев вы проделали колоссальную работу. Поэтому сядьте поудобнее и воздайте должное тому огромному скачку в развитии, который сделал ваш малыш за это время, и вашей важной роли в этом.

Всё, хватит.

Хватит хвалить себя. Лучше попробовать разыскать своего годовалого ребенка: наверняка он уже разгромил что-то, о чем вы уже и позабыть успели. И раз уж встали, то не отходите от него: в этот год он будет расти так быстро, что не угонишься.

Это будет еще один год быстрого роста. Но, в отличие от первого, в начале которого у него были очень ограниченные возможности и его было легко контролировать, второй год он начинает подвижным, издающим много звуков и пытающимся манипулировать вами живчиком. А к концу года он будет так же сильно отличаться от себя нынешнего, как сейчас отличается от того малыша, каким вы его впервые увидели год назад.

За следующий год ваш ребенок запомнит множество слов, начнет пользоваться инструментами вроде расчесок, зубных щеток и кисточек для рисования (и временами даже не будет путать, какой из них в какой ситуации применять!), научится осознавать себя уникальной личностью и понимать, что мысли и восприятие других могут отличаться от его собственных. Этот рост окажется таким быстрым, границы станут раздвигаться так стремительно, что временами происходящее будет напоминать ураган.

К счастью, предлагаемые эксперименты помогут вам иногда поставить его на паузу и хотя бы частично разобраться в происходящем.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент