Для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста необходимо соблюдение ряда условий. Одним из таких условий является взаимодействие всех специалистов, работающих в дошкольном учреждении. Например, формирование адекватной самооценки происходит не только на занятиях с психологом, но и во время занятий физкультурой. Ниже приведены игры и упражнения, которые можно включать в физкультурные занятия, использовать на прогулках, в повседневных играх дошкольников. Данные игры были разработаны на основании уже известных игр, описанных в различных источниках.
«Игры-ряжения»
Задачи. Уточнить схему тела.
Материалы. Шляпа, шарф, очки, кепка, бусы, перчатки, зеркало во весь рост ребенка.
Ход игры. Ребенку предлагается поиграть в переодевания. Перед ним раскладываются шляпа, шарф, очки, кепка, бусы, перчатки. Ребенок по очереди надевает разложенные перед ним вещи и любуется собой в зеркале. С ребенком обсуждается: кто в зеркале, похож ли ребенок на себя, нравится ли ребенку его зеркальное отражение.
«Я красивый»
Задачи. Сформировать положительную самооценку.
Материалы. Цветные карандаши, бумага.
Ход игры. Ведущий обсуждает с детьми вопросы: «Какой ты?», «Каким ты чаще бываешь?», «Каким чаще бывает твой друг (подруга)?». Убедившись, что дети определяют себя как красивых и хороших, предлагает нарисовать красивого и нарядного себя. При обсуждении рисунков акцентируется внимание на позитивных сторонах нарисованного ребенком изображения себя.
«Сердце доброты»
Задача. Развить представления детей об их чувствах.
Материалы. Цветные карандаши, бумага.
Ход игры. После релаксационной паузы ведущий предлагает: «Давайте нарисуем большое-большое сердце доброты. Ведь для того, чтобы научиться заботиться о своих чувствах, нужно научиться быть добрым». Дети рисуют, а затем ведущий вывешивает на доску большое, раскрашенное красным, вырезанное из бумаги сердце. «Посмотрите на доску: у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать хорошо заниматься. Добро проникает в вас и входит в вашу грудь, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра». Ведущий делает движение руками, соединяя их вместе, прикладывает их к груди: «Вы почувствовали тепло своей души? Тепло сердец всех, кто сейчас рядом с вами? Вам хорошо? Что вы сейчас чувствуете?» (разговор о чувствах, закрепление позитивного настроя в группе, групповое обсуждение).
«Автопортрет»
Задачи: развить представления детей о себе, сформировать положительное самоотношение.
Материалы. Маленькие зеркала на каждого ребенка, большое зеркало.
Ход игры. Каждому ребенку раздается по маленькому зеркальцу: «Посмотрите в зеркальце. И постарайтесь взглянуть на себя "чужими глазами", так, как будто вы художники и собираетесь нарисовать того, кого вы видите в зеркале. Для того чтобы художнику было понятнее, как этот человек выглядит, измените выражение лица. Пусть оно будет у вас и веселым, и грустным, и смешным, можете состроить какую-нибудь гримасу, высунуть язык или же, наоборот, сделать серьезный и умный вид».
Проводится обсуждение с детьми того, что они увидели в зеркале.
«А теперь подойдите к большому зеркалу и рассмотрите себя с головы до ног. Нравится ли вам человек в зеркале? Что именно в нем вам нравится? Что в вас есть хорошего? Похвалите себя. Скажите себе, глядя в зеркало: "Ах, какой же я красивый, краше на всем свете не найдешь!"»
«Угадай настроение»
Задачи. Развить умение определять экспрессию лица человека.
Материалы. Плакат с нарисованными схематическими изображениями различных эмоциональных состояний лица человека.
Ход игры. Ведущий вывешивает на доску плакат с нарисованными схематическими изображениями различных эмоциональных состояний лица человека. «Здесь изображены лица людей с разным настроением. Как вы думаете, какие настроения здесь изображены?» Ведущий знакомит детей с экспрессивно-мимическим выражением эмоциональных состояний человека. «Чем отличаются эти изображения? Что происходит с бровями, Когда мы сердимся или радуемся? Когда чего-то боимся, удивляемся, гневаемся? А что можно сказать о губах? Как выражает рот наши эмоции, наше настроение? Что нужно для того, чтобы точнее определить, что чувствует человек, какое у него настроение?» Дети: «Нужно смотреть в лицо, нужно проявить внимание, нужно знать, как проявляются на лице чувства, уметь понять выражение лица».
«Тень»
Задачи. Развить умение распознавать чувства и эмоции.
Ход игры. Дети идут по дорожке (имитируется, будто идут по дорожке в лесу): один впереди, а другой сзади. Второй — это «тень» первого. «Тень» должна повторять точно все действия первого, который то сорвет цветочек, то бросит камушек и т. д. При этом действия должны сопровождаться изменением настроения.
После игры проводится обсуждение с детьми того, чувствовали ли они настроение своего партнера, каким образом им это удалось.