Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Арт-терапия – метод, удивительным образом подходящий для работы с детьми. Говоря о самоисцеляющих процессах, происходящих с человеком в ходе арт-терапии, необходимо проанализировать условия, в которых эти процессы становятся естественными, спонтанными, идущими от природы человека, обусловленными его истинными побуждениями. Для этого нам надо вернуться в самое начало – к тому моменту, когда ребенок только начинает рисовать.

Подробнее...

Опыт многолетней работы с детьми дошкольного возраста позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арт-терапию более успешной и интересной.

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Подробнее...

Рисуночные сессии с дошкольниками и младшими школьниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми.

Подробнее...

Марания

В буквальном понимании «марать» – значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках дошкольников и младших школьников, выполненных в абстрактной манере, имеющих схожесть с рисунками доизобразительного периода. Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.

Подробнее...

В организационном плане работа с группой более сложна, нежели индивидуальное взаимодействие. Объединяя детей, следует учитывать принципы функционирования психологических групп.

С чего начинать работу

Прежде чем включить ребенка в арт-терапевтичесую группу, желательно подготовить его к тому, что на занятиях предстоит рисовать. За все время работы мне встретились только два ребенка, которые рисовать отказывались наотрез. Это Андрюша и Донат, его ровесник.

Подробнее...

Для того чтобы арт-терапевтическая работа с дошкольниками и младшими школьниками имела успех, желательно соблюдать определенные правила. Они сформулированы с учетом возрастных особенностей детей и направлены на создание определенного психологического пространства (вы можете дополнить этот список своими пунктами, которые будут отражать ваш индивидуальный профессиональный стиль).

Подробнее...

Взрослый помогает ребенку увидеть законченный образ в его творческом продукте. Даже если ребенок действовал, не преследуя цели создать определенный (или любой) образ в своей работе, взрослый должен ему этот образ помочь увидеть, предложить, обозначить. Тем самым повышается ценность детских действий в глазах самого ребенка и его сверстников, у манипуляций с изоматериалами появляется полноценный результат, рождается законченность арт-процесса.

Подробнее...

Есть несколько путей, по которым может пойти жизнь детской работы после того, как она создана.

Первый вариант – ребенку предлагается найти в помещении место для только что выполненного рисунка. Какое бы место ребенок ни выбрал, психолог должен постараться расположить, укрепить, разместить детскую работу именно там. Иногда это место находится под самым потолком, и приходится сооружать пирамиду из столов и стульев, дабы дотянуться до нужной точки.

Подробнее...

Как чувствует себя ребенок, которого называют проблемным? Вряд ли вы поверите фразе наподобие этой: «Ну, у него все в порядке, у ребенка всегда хорошее настроение, он оптимистичен, доброжелателен, открыт, уверен в себе, у него много приятелей, он не конфликтен, уравновешен, с родителями и педагогами покладист и послушен. Вот только что-то нервничает без повода, кричит и плачет, когда сталкивается с трудностями. Атак все в порядке!» Такого не бывает, и поверить этой фразе невозможно уже просто потому, что в ней есть противоречие – человек не может одновременно действительно быть уверен в своих силах и при этом бурно паниковать в ситуации проверки его способностей.

Подробнее...

Арт-терапевтическая работа с детской группой проходит несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. В таблице 1 описаны характеристики изменений поведения и аффективного реагирования детей, собранные в ходе проведения цикла занятий «Цветной мир». Смена этапов работы обусловлена задачами коррекции, из которых следует содержание заданий и приемов, а также определенная стратегия психологического воздействия.

Подробнее...

В связи с тем, что арт-терапия предполагает свободу и самостоятельность участников творческого процесса, работа одновременно с несколькими детьми осложняет организацию коррекции. Однако известно, что группа представляет собой не только арифметическую сумму личностей нескольких детей – обычных мальчиков и девочек – и взрослого. Группа превращается в нечто целостное и является сильным средством психологического влияния на участников. Имеют значение межличностные отношения, складывающиеся между детьми, психологическая атмосфера, правила и нормы существования группы.

Подробнее...

На протяжении всего цикла арт-сессий возможен и необходим постоянный контроль изменений состояния ребенка. Для получения информации в динамике психолог может применять:

• наблюдение за поведением и аффективными реакциями ребенка;

• анализ продуктов детского творчества;

• психодиагностические методики и тесты.

Их использование можно сравнить с барометром – они помогают специалисту определять текущие задачи и прогнозировать будущие.

Подробнее...

Психологи – работники психологических центров имеют больше возможностей встречаться с заинтересованностью родителей детей, посещающих арт-занятия, нежели специалисты школ и детских садов. При обращении в центр по собственной инициативе родители, как правило, настроены на решение проблемы и потому стараются получить максимум от сотрудничества с психологом. Приводя детей в центр каждую неделю, родители имеют возможность регулярно беседовать с психологом о содержании занятий, о самочувствии и активности детей, задавать актуальные вопросы, возникшие в последнее время.

Подробнее...

Бывает, что работники образования ошибочно считают арт-терапией любое использование рисуночных заданий в практике развития психических функций. Например, задания типа «Найдите правый верхний угол, поставьте там точку, найдите левый нижний угол, нарисуйте там кружок и т. д.» при развитии пространственных представлений. Или задания на развитие зрительно-моторной координации, по типу «Нарисуй, как на образце», «Дорисуй в зеркальном отражении». Широкое применение приема штриховки в обозначенном контуре для формирования мелкой моторики руки не избавляет ребенка от страха перед рисованием и обучением, наоборот, предполагает усиление контроля над действиями, оценку качества результата выполнения.

Подробнее...

Организация пространства арт-комнаты

Для арт-работы желательно отвести специальное помещение, достаточное по площади, с хорошим естественным освещением. В идеале – использовать его только для арт-сессий, так как помещение постепенно приобретет своеобразный внешний вид. Его стены будут завешаны детскими рисунками, на подоконниках будут разложены работы, краска или клей на которых еще не высохли, а также объемные пространственные творческие конструкции. Как бы вы ни отмывали мебель чистящими средствами, на ней периодически будут оставаться следы краски.

Подробнее...

Краски

Во время занятий с детьми старайтесь работать гуашью, которая привлекает своей яркостью, плотностью, густотой. Гуашь (от итальянского guazze – водяная краска) – краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водоклеевыми связующими и примесью белил. Гуашь легко разводится водой, смывается. Гуашь ложится на уже имеющийся на бумаге слой краски и не смешивается с ним. Отмывается с рук при помощи мыла. Современная гуашь легко отстирывается от одежды.

Подробнее...

Вашему вниманию предлагается цикл групповых арт-терапевтических занятий с детьми 4,5—10 лет, разработанный на основе вышеописанных рекомендаций. Занятия построены на приемах марания, штриховки, каракулей в их вариациях. Если предполагается проведение полного цикла, то не рекомендуется менять занятия местами, так как каждое последующее занятие (задачи, содержание, стратегия взаимодействия психолога и детей, соответствующие определенному этапу работы) опирается на предыдущие. Однако занятия имеют законченную структуру и могут быть использованы изолированно в рамках арт-терапии определенных проблем.

Подробнее...

1. Знакомство

Первое занятие настраивает детей на последующие встречи, знакомит их друг с другом и правилами существования группы.

Ребята рассаживаются кружком на ковре или подушках. Ритуалы делают детей более защищенными, создают четкий образ прошедшего занятия, помогают обобщить эмоции. Все последующие занятия будут начинаться и заканчиваться «в кругу».

Подробнее...

1. Ритуал начала занятия. Беседа на ковре

Психолог: «Во время наших встреч мы будем говорить о ваших чувствах и настроениях. Сегодня – о грусти. По вашему мнению, что такое „грусть“? Когда бывает грустно?»

В этом случае не стоит задача получить ответы детей. Многие из них испытывают серьезные трудности в речевых высказываниях, тем более если вопросы касаются чувств. С помощью данных вопросов создается атмосфера, в которой говорить о чувствах и состояниях не только уместно, но и желательно. А примером собственной конгруэнтности психолог настраивает детей на открытость и искренность.

Подробнее...

1. Ритуал начала занятия

Традиционно занятие начинается с предложения взять подушки, сесть кружком на ковер, поздороваться, при желании рассказать о чем-нибудь важном или волнующем. В этот раз, зайдя в комнату, дети находят разноцветный клоунский колпак.

Вопросы психолога:

• Что это? Чье это? Какое настроение дарит людям обладатель этого колпака?

Подробнее...

На занятии с дошкольниками используется игрушка Страшилка, при работе со школьниками опосредовать взаимодействие игрушкой нет необходимости.

В нейтральной части ковра, кроме традиционных подушек, разложены иллюстрации из журналов, на которых изображены явления или события, потенциально страшные для человека. У психолога на руке игрушка. На протяжении занятия психолог и дети общаются со Страшилкой.

Подробнее...

1. Ритуал начала занятия

Сюжет занятия построен по мотивам историй про космические путешествия: скорее всего школьники уже читали фантастические рассказы или смотрели фильмы о полетах в другие галактики. Им можно предложить стать Космическими Создателями Новых Миров. Дошкольники приглашаются в космическое путешествие, в котором будут часто удивляться (находим пиктограмму удивления).

Для начала надо сделать космический корабль.

Подробнее...

Расположившись на ковре, дети узнают, что в этот раз разговор пойдет о злости.

1. Ритуал начала занятия. Беседа с детьми

Психолог: «По вашему мнению, что такое „злость“? Из-за чего люди злятся? В чем разница между злым и разозлившимся человеком?»

2. Графическое задание

Психолог: «Представьте себе, что ваши карандаши перессорились. Выберите цвет и нарисуйте „злые“ линии».

Подробнее...

Данное занятие показывает, насколько дети способны взаимодействовать, объединяться для решения общих задач, договариваться. Основная содержательная часть может пройти как индивидуальная творческая деятельность, тогда приоритетно будут решаться задачи самовыражения и занятие понесет в себе потенциальный источник изменений, дальнейшей коррекции образа Я ребенка.

1. Ритуал начала занятия

Группа собирается на ковре, и психолог предлагает детям сделать человечка из газет и скотча.

Подробнее...

1. Ритуал начала занятия

На этом занятии психолог предлагает ребятам превратиться в дракончиков.

2. Задание на перевоплощение, самовыражение

Ребята располагаются около зеркал и на свой вкус разукрашивают лица в виде мордочек драконов. Для этого лучше всего подходит детский грим или акварель, так как она хорошо смывается водой и мылом. Для занятия необходимо иметь чистое полотенце, а также на всякий случай детское косметическое молочко, вату. Этот прием предполагает наличие у детей положительного опыта арт-терапии, ощущения безопасности, доверия взрослому, достаточную степень открытости творчеству.

Подробнее...

1. Ритуал начала занятия

Традиционно занятие начинается с общего сбора на ковре. Психолог предлагает представить, что дети попали на необитаемый остров. Школьникам можно напомнить сюжет, придуманный Жюлем Верном, обсудить, какие предметы (и как) оказались на острове вместе с путешественниками.

2. Графическая коллективная работа «Волны»

На общем листе карандашами или мелками дети рисуют волны, которые омывают остров. Штриховка может передавать характер разных волн: во время шторма, легкого или шквального ветра, дождя, штиля.

Подробнее...

1. Ритуал начала занятия

Ритуал проходит как обычно, но хотя дети и знают о том, что это последнее занятие, ведущий на всякий случай напоминает им об этом.

2. Диагностическое задание «Рисунок в круге»

Это повторное задание-«маркер». Так же как на втором занятии, ребята раскрашивают круги. Новые рисунки сравниваются с нарисованными раньше. Дети выбирают, какой из них вызывает больше симпатии, более ценен, первый или второй.

Подробнее...

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент