Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт. Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:

Основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:

  • Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
  • Физическое воспитание.
  • Организация лечебно-профилактической работы с детьми.
  • Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду.

Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и «Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста».

В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа. Педагоги успешно ведут свою работу с учетом соматического здоровья и психофизиологических особенностей детей. В детском саду отработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Разработаны упражнения для детей часто-болеющих ОРЗ, физические упражнения для исправления осанки и исправления плоскостопия. С каждой группой таких детей инструктор по физкультуре проводит дополнительные занятия в вечернее время.

Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

ü   Традиционные

ü   Тематические занятия

ü   Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.

ü   Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).

ü   Спортивные праздники, дни здоровья, праздник «Папа, мама и я - спортивная семья».

Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.

После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.

Организация лечебно-профилактической работы с детьми.

Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

ü   Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.

ü   Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов

ü   Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)

ü   Облегченная одежда в детском саду

ü   Гимнастика после сна

ü   Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)

ü   Солевые дорожки – младший возраст

ü   Мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст

ü   Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст

ü   Полоскание рта лечебными настоями т прохладной водой

ü   Летом ходьба босиком по спортивной площадке

ü   Самомассаж

ü   Витаминотерапия

ü   Фитотерапия

ü   Массаж по назначению врача

Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Большую роль в психо-коррекционной работе психолог отводит музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в каждой группе детского сада и в кабинете психолога оформлены театрализованные уголки с разными видами театров, набором пальчиковых гимнастик. Больше всего дети любят играть с «Ласковым дождиком», который успокаивает и поднимает настроение ребенку.

Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей.

Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

ü   Повышение педагогической культуры родителей.

ü   Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.

ü   Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

ü   Вооружить родителей психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.

Для этого используем следующие формы работы с родителями:

ü   проведение родительских собраний, семиниров-практикумов, консультаций, дней открытых дверей.

ü   педагогические беседы (индивидуальные и групповые)

ü   совместные занятия и развлечения, труд.

ü   круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопедов, медсестры, врача, инструктора по физкультуре, психолога, музыкантов).

ü   организация совместных дел.

Методы, используемые педагогами в работе с родителями:

  • анкетирование
  • наблюдение за ребенком
  • беседы с родителями
  • беседы с ребенком
  • изучение рисунков на тему: «Наша семья» и их обсуждение с детьми

Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков, родителей и детей.

Применение психогигиенических и психопрофилактических

средств и методов для создания психологического комфорта в ДОУ.

 Принципы:

  • выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей;
  •  применение психолого – педагогических приёмов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В комплекс этих приёмов входят индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребёнком и родителями, применение подвижных, сюжетно – ролевых и особенно режиссерских игр, музыкотерапия, использование и анализ продуктивных видов деятельности детей, отдельные приёмы рациональной психотерапии;
  • обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребенка;
  •  создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом;
  • обучение детей приёмам мышечного расслабления – базового условия для аутогенной тренировки;
  • организация уголка психологической разгрузки («уединения») в группе;
  • использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми с аффективными невротическими проявлениями;
  • рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции;
  • использование на физкультурных занятиях элементов психогимнастики.

Для осуществления вышеназванных принципов в детском саду

 созданы необходимые условия:

  • Оборудована комната психологической разгрузки, как для детей, так и для сотрудников.
  • В детском саду работает психолог, который выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей; помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффективных реакций детей.
  • Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку.
  • Отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе.
  • Развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных комнат, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке.
  • В детском саду создан «Экологический центр», как место для занятий, наблюдений, отдыха и общения.
  •  В группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике.
  • Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Большой вклад вносят в это музыкальные руководители и воспитатели групп. Проходят в детском саду празднования дней рождения, ярмарки, посиделки, экологические мероприятия, спортивные праздники и развлечения: «Масленица», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др. Большой популярностью стали пользоваться как у родителей, так и у  детей музыкальные спектакли.
  • Снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией к занятию, построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход  к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка.
  • Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник – актёр.
  • Большая роль в псикоррекционной работе отводится  музыкотерапии, прежде всего, классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребёнка (успокаивает).
  • Учим детей приёмам релаксации, выполняя упражнения не менее трёх раз в день (через 1,5 – 2 часа) индивидуально.
  • Используем в работе элементы психогимнастики.

Условия психологического благополучия ребенка в детском саду:

   - успешная адаптация;

   - благоприятная окружающая обстановка;

   - толерантное отношение педагога к детям;

   - развитие коммуникативных умений у детей в общении со сверстниками

     и взрослыми.

Формы и методы работы с детьми

№ п/п Формы и методы Содержание
1. Аутотренинг и пихогимнастика - использование приемов релаксации;

- игры и тренинги на подавление

  отрицательных эмоций;

- игры и упражнения на развитие

  эмоциональной сферы ребенка

2. Цветотерапия

- цветовое сопровождение развивающей среды

  и учебного процесса (по Ефименко Н.Н.)

3. Музыкотерапия

- музыкальное сопровождение режимных

  моментов;

- использование музыки на занятиях;
- релаксация
4. Коммуникативный тренинг

- проигрывание психогимнастических

  этюдов;

- разыгрывание проблемных ситуаций;

- коллективное сочинение сказки на заданные

   темы;

- инсценирование сочиненной сказки;

- мимические и пантомимические этюды на

  развитие эмоций;

- беседы об этикете;

- развивающие и словесные игры на

  закрепление знаний об этикете;

- чтение художественной литературы;
- совместные игры детей


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ КАК ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильного питания, режима дня, пребывания на свежем воздухе, двигательной активности, закаливающих процедур, психологического комфорта.

Остановимся подробно на последнем факторе — значении психологического комфорта для здоровья ребенка.

Очень часто психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка. Фрустрация - психическое состояние, выражающееся в  особенностях переживаний и поведения, вызываемых  препятствиями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.  Прежде всего сюда относится известный феномен депривации, когда ребенок лишен материнского внимания и заботы, выступает в роли «пренебрегаемого»,  в результате чего наблюдается задержка в его психическом и физическом развитии.

При авторитарном, репрессивном стиле воспитания со стороны родителей, воспитателей детского дошкольного учреждения или учителей школы дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Фрустрация этих потребностей, приводящая к психологическому дискомфорту, серьезно сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности. Они предпочитают до минимума сводить общение со взрослыми и сверстниками, отказываются от контакта с незнакомыми им людьми, в ситуации школьного обучения не отвечают на вопросы, т. к. боятся допустить ошибку, за которой может последовать наказание. Постоянное ожидание угрозы со стороны окружающих, непрерывные стрессовые перегрузки вызывают истощение еще не вполне окрепшей нервной системы ребенка, что приводит к различным соматическим и функциональным заболеваниям.

В основе школьных неврозов, часто проявляющихся в виде различных заболеваний (бронхиальные астмы, приступы рвоты или головной боли и т. д.), как правило, лежит фрустрация одной или нескольких детских потребностей.

Так, замечено, что очень часто приступы бронхиальной астмы впервые возникают у детей, когда они начинают посещать детский сад или школу. При этом детям явно не нравится то заведение, куда их определили. Причины могут быть самые разнообразные: злая, крикливая воспитательница или учительница, обижающие дети-драчуны, постоянно испытываемый неуспех в школе из-за неподготовленности к школьному обучению. Все эти причины приводят к психологическому дискомфорту, следствием которого могут быть заболевания, имеющие невротический характер. Конечно, дети-невротики, наиболее подверженные последствиям психологического дискомфорта, имеют предрасположенность к нервным расстройствам в результате тех или иных особенностей функционирования нервной системы. Но в последнее время таких ребят становится все больше и больше, а потому необходимы специальные профилактические меры, направленные на предупреждение психосоматических заболеваний.

Бытует мнение, что ребята до школы обязательно должны ходить в детский сад, чтобы научиться адаптироваться в детском коллективе. Многие родители считают, что иначе ребенок не научится постоять за себя. Но дело в том, что если малыш от природы боязлив, не любит шумной большой компании детей, не умеет драться и "дать сдачи", то детское дошкольное учреждение становится для его неокрепшей еще нервной системы тяжелым испытанием. Он не только не научится адаптироваться в детском коллективе, но, наоборот, еще больше замкнется в себе, что опять-таки приведет к нарушению психологического комфорта.

Причины стрессовых перегрузок: 1) длительное нахождение в большом коллективе сверстников, часть из которых может быть неприятна ребенку; 2) строгие дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание; 3) фрустрация каких-то потребностей ребенка; 4) общение сразу со многими взрослыми людьми, от которых зависит ребенок, часть из которых может быть ему неприятна.

Вероятно, спокойное, воспитание в семье позволяет окрепнуть нервной системе ребенка и предохраняет его от раннего развития психосоматических заболеваний.

Особое внимание следует обратить на шестилетних детей, которые, как правило, в силу своих возрастных особенностей не готовы еще к школьному обучению и потому испытывают в школе серьезные психологические и физические перегрузки, приводящие к истощению их пока еще не ок­репшей нервной системы.

Чрезвычайно важно, чтобы ученик пришел в школу без страха наказания за ошибки, иначе он не сможет учиться, т. к. чрезмерная тревога будет разрушать его деятельность. Это обстоятельство необходимо учитывать всем взрослым, каким-либо образом обучающим ребенка (и родителям, и воспитателям детских дошкольных учреждений, и учителям). За ошибки детей ни в коем случае нельзя ругать, но каждая ошибка должна быть разобрана с ребенком, чтобы он понял, как сделать правильно.

Заболевания ребенка нередко являются защитной реакцией на испытываемый им психологический дискомфорт в той или иной ситуации. Если ребенку плохо в каком-то детском учреждении, то болезнь позволяет не ходить туда. Кроме того, во время болезни ребенок испытывает повышенное внимание и заботу взрослых, чего ему может так недоставать в обыденной жизни.

Как показывает опыт, к примеру дети-молчуны не уверены в своих силах. Они уже встречались с санкциями за сделанные ошибки, в результате чего предпочитают вообще не выполнить задание, чем подвергнуться опасности ошибиться. В школе они адаптируются с большим трудом, т. к. не отвечая на вопросы учителя, быстро зачисляются в разряд неуспевающих. Фактически такие дети нуждаются в психологической помощи до начала школьных занятий, т. е. их необходимо выявлять еще в детском саду (как, впрочем, и всех остальных детей, не готовых к школе). Ведь чем раньше будет оказана ребенку психологическая помощь, тем более эффективной она окажется.

Таким образом, профилактика психосоматических заболеваний ребенка во многом зависит от обеспечения для него атмосферы психологического комфорта, начиная с первых лет рождения, и далее в соответствии с его жизненно важными потребностями. Решение этой задачи возможно только в том случае, если взрослые, воспитывающие и обучающие детей, знакомы с возрастными закономерностями психического развития ребенка и способны применить на практике принцип индивидуального подхода к нему.

Психологический комфорт детей  в ДОУ

(эмоциональное развитие детей)

Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ – одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.

Как отмечал Л.С. Выготский, эмоции – «центральное звено» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка.

Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, указывал он, с глубокими изменениями в мотивационно - волевой сфере личности ребенка. Воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и сформированность эмоционального отношения к выполняемой деятельности и окружающим людям. Эффективность воспитания и обучения детей в ДОУ, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников.

 Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

 Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных.

 Для обеспечения психологического комфорта ребенка в ДОУ, его психического здоровья, необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно, знакомить детей с эмоциональным миром человека.

 В настоящее время недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка, особенно по сравнению с интеллектуальным развитием.

 При воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить какую-либо деятельность без неудач, ошибок.

 Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка, внутреннему дискомфорту. И если вовремя не обратить внимания на возникшие проблемы, это может привести не только к нежеланию посещать ДОУ, но и к отклонениям в личностной сфере личности ребенка, к нарушению социальных контактов. 

 Так как большую часть времени ребенок проводит в детском саду, нам необходимо обеспечить их психологический комфорт.

 При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности.

 В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»:

v               Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

v               Приятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».

v               Признание – это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.

Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ, а значит его полноценное развитие.

Психологический комфорт для дошколят

Содействие полноценному психическому развитию детей, посещающих детский сад – наша главная профессиональная задача.

Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течении дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что – то не успевают и куда - то спешат.

Детский сад – это не школа. В детском саду не звучат звонки и нет обязательных уроков. В детском саду проходит жизнь ребенка – дошкольника. Она должна быть интересной, но не напряженной. Лучше провести меньше занятий и познакомить детей с более скромным объемом материала, но сделать это без нервного напряжения. Перегруженность детей, их усталость приводят к снижению темпов усвоения материала, а главное к угасанию познавательной мотивации.

Планируя работу не лишне вспомнить мудрое изречение древних китайцев:

«Кто медленно ступает, тот далеко продвинется на своем пути».

Стиль поведения воспитателя 

Пребывание в группе 15 – 25 сверстников в течение целого дня – это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную обстановку? 

Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Старайтесь говорить не громко и не слишком быстро. Жестикулировать – мягко и не слишком импульсивно. Не торопитесь давать оценку чему бы то ни было: поступкам, работам, высказываниям детей – «держите паузу». Следите за уровнем шума в группе: слушком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности. Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив, успокаивает.

Приведем несколько простых общих правил, которые помогут установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие и признательность:

- помогайте детям, когда они об этом просят, даже если вы считаете, что ребенок уже может и должен делать это сам. Его просьбы, как правило, имеют причины физиологического или психологического свойства, хотя мы, взрослые, не всегда можем понять это сразу;

- чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;

- пойте с детьми и для детей;

- цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного;

- стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления;

- следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты;

- не принуждайте детей к участию в каких бы то ни было занятиях;

- поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением всеми принятых в группе правил;

- создавайте положительные традиции жизни группы;

- поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать, не оценивания результаты их усилий;

- сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен и хорош по – своему;

 - вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества;

- не стремитесь к тому, чтобы все дети усваивали материал в одном темпе;

- находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения.

Распорядок дня

Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. 

Основные режимные моменты– еда, укладывание спать и пробуждение – должны проходить без спешки, в спокойном темпе, для них необходимо отвести достаточно времени.

Для маленького ребенка еда – важное занятие. Никогда, ни в какой ситуации взрослые не имеют права насильно кормить детей, заставлять их съесть что – либо.

Дети имеют право на собственные вкусы и предпочтения в еде, а также право не есть то, что они не любят или не хотят в данный момент. Это – важнейшее условие доверия ребенка ко взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта. Многие взрослые хорошо помнят, как омрачала их детство необходимость съедать ненавистные пенки или курицу с кожей. Ведь став взрослыми, люди сохраняют и позволяют себе многие предпочтения в еде, и никто их за это не порицает.

При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании и заботе. Пробуждение должно происходить естественно. Ребенок, которой хочет спать дольше, чем другие, должен иметь эту возможность, поскольку, пока он не выспался, вряд ли он будет склонен что – либо усваивать. 

Прогулка – главное условие здоровья детей. Поэтому в любое время воспитатель может увеличить продолжительность прогулки за счет сокращения времени, отведенного на занятия в группе. Но не наоборот! Проведение занятий в помещении за счет сокращения времени прогулки категорически не допустимо.

Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и туалету.

Добрые традиции

Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.

В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому – то делают больше замечаний, кого – то чаще хвалят и т.п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.

Замечательная традиция отмечать дни рождения детей. Необходимо подготовить единый сценарий, который будет одинаково воспроизводиться при чествовании каждого именинника. Он может включать особые элементы костюма – плащ или корону именинника, специальный прибор или посуду, с которой он ест в течении всего дня, праздничную салфетку на столе, специальный «трон» (украшенный стул с высокой спинкой).

Можно подобрать традиционную хороводную игру – например, «Каравай»; разучить с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки. Если вы решили, что будете преподносить подарки, они тоже должны быть одинаковыми (или сделанными самими детьми). 

Во второй младшей и средней (3г. – 4г. 6 мес.) группах можно попытаться ввести еще один обычай, который мы назвали «Круг хороших воспоминаний». Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить «о хорошем». Затем необходимо коротко рассказать что – нибудь хорошее о каждом ребенке. Это не обязательно должны быть какие – то невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно сказать, что Катя сегодня быстро оделась Петя сразу заснул, Вера аккуратно кушала, Ира помогла убрать игрушки, Саша упал и не заплакал, у Вовы хорошо заправлена рубашка, Оля дала Лене игрушки и т.д. 

Мы хотим обратить ваше внимание на то, что это могут быть не только действия и поступки ребенка, которые иногда даже трудно запомнить, но и такие очевидные вещи, как аккуратно причесанные волосы и чисто вымытые руки. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что - то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие – достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка.

Более младшим детям полезно подчеркнуто демонстрировать равное доброжелательное отношение ко всем без исключения. Мы предлагаем создавать ситуации, в которых поровну распределяются между всеми детьми группы какие – то привлекательные маленькие подарки.

Для самых младших (2 – 3 г.) это могут быть красивые фантики, ленточки, сладости и т.п.

Для более старших тоже какие – нибудь пустяки, популярные в данной группе.

Такое распределение преследует цель создать атмосферу равных прав. Полученные от воспитателя такие же, как у всех остальных, яркая ленточка, красивый камушек, показывают ребенку, что здесь его так же любят и ценят, как других.

«Сеансы» деления поровну следует проводить достаточно демонстративно, чтобы все уяснили, что каждый получил одинаковую с остальными часть.

Демонстрация равноправия перед лицом всей группы делает детей менее чувствительными к тому, что кому – то иногда достается лучшая машинка, более красивая кукла и т.п. Такие «сеансы» следует проводить с младшими детьми.

Одинаковое отношение ко всем должно сохраняться и при необходимости осудить или пресечь те или иные нежелательные действия. Дети должны быть уверены, что наказания и поощрения зависят от их поступков, а не от настроения воспитателя в данный момент. За одни и те же проступки всегда и по отношению ко всем детям должны следовать одинаковые наказания.

Еще один совет. Опыт многих воспитателей свидетельствует, что дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с детьми можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать. Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. Каждый будет лепить, рисовать, строить что – то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.  

Психологический комфорт

участников образовательного процесса

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в детском такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия.

Психологический комфорт  - важное условие эффективности обучения и воспитания и развития.

Психическое и физическое здоровье педагога - залог эффективности воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

  Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и навыков саморегуляции. Недостаточный уровень психологической культуры и навыков саморегуляции делают педагога в стрессовых ситуациях и палачом, и жертвой одновременно. Страдают и дети, ибо попадают в невротизирующую среду обитания, и сам педагог, расплачивающийся за все соматическими и нервно-психическими болезнями.

Ни для кого не секрет, что более 65% педагогов школ и детских садов страдают различными хроническими заболеваниями; 46-48% педагогов после 20 лет работы в образовании нуждаются в наблюдении и лечении у психиатра; 74% педагогов после 10 лет работы в детском саду или школе становятся пациентами ЛОР-врача (из-за проблем с голосовыми связками). Что и как можно изменить в жизнедеятельности отдельно взятого детского сада для создания здоровьесберегающих условий в его стенах?

Преодолевая сопротивление, или

Как обеспечить себе психологический комфорт?

Почему так происходит: одни люди легко уживаются с коллегами по работе, а другие, как магнитом, притягивают к себе неприятности и становятся объектом постоянных придирок и претензий. В чем причина подобного невезения в отношения?

К сожалению, манипулирование и самореализация за счет других - это тип поведения, часто встречающийся в современном обществе.

Вы можете стать объектом пренебрежения или унижения за то, что пришли на службу без галстука, нечаянно задели чьи-то бумаги на столе, сделали ошибку, не сразу поняли задание, которое вам дали и т. д. Вы можете стать объектом насмешек и пренебрежения за то, что принадлежите к группе людей, которые традиционно отличаются от большинства или считаются неприятными. Например, «этническое меньшинство», с «особенностями развития», полные, левши, имеющие осужденных родственников и т. п.

Различают три вида унижающего поведения: агрессивное, оскорбительное и самоуничижительное.

Агрессивное - включает в себя грубое прямое высказывание или действие.

Оскорбительное - это завуалированная форма унижения через игнорирование, нарочитое создание трудностей, вызывающих высказываний или жестов.

Самоуничижительное - свойственно людям, неуверенным в себе, которые «излучают сигналы потенциальной жертвы».

Душевные переживания, связанные с взаимоотношениями с коллегами, выматывают больше, чем любая работа. Как же сделать, чтобы работа была в радость, а не в тягость? Легко сказать: относитесь к людям так, как вам хотелось бы, чтобы относились к вам. Но на практике бывает трудно справиться с чувствами и эмоциями. В такие моменты особенно остро чувствуешь, как необходимо владеть приемами психологической защиты. Поэтому психологи разработали пять правил, позволяющих в некоторых случаях достаточно эффективно обеспечить себе психологический комфорт.

Правило 1. Потенциальные агрессоры прежде всего обращают внимание на поведение людей. Если у вас слегка опущенные плечи, поверхностное дыхание, суетливая походка - все это свидетельствует о внутренней неуверенности. Любому сразу понятно, что с человеком, который в себе не уверен, справиться легче. Почему бы не реализоваться за его счет? Напротив, прямые расправленные плечи, решительная походка, спокойные движения показывают, что человек способен быстро сориентироваться и дать решительный отпор. Возможно, с таким лучше и не связываться. Следите за своей осанкой, если у вас привычная сутулость, избавьтесь от нее при помощи физических упражнений. Заодно и здоровье укрепите.

Правило 2. Рассеянный взгляд человека, избегающего смотреть другим прямо в глаза, выискивающего что-то у себя под ногами, - свидетельство несобранности, рассредоточенности. Это показывает, что человек не улавливает всей информации из внешнего мира. Такому легко стать жертвой не только коллег-грубиянов, но и преступников. Прямой, невозмутимый взгляд обычно является залогом безопасности, как психологической, так и криминальной. Хотя, если вы проходите мимо агрессивно настроенных сотрудников, лучше не смотреть в их сторону. Дайте им время остыть.

Правило 3. Эмоционально неустойчивый, импульсивный, обидчивый человек - всегда хорошая приманка для агрессора. Повышенная эмоциональность «сужает» внимание и восприятие времени: человек «живет здесь и теперь», зацикливается на ситуации, не в состоянии взглянуть на все «со стороны». Он мобилизует свои внутренние резервы на эмоции и не в состоянии оказать эффективного сопротивления, потому что либо оправдывается, либо кричит, либо плачет. Чрезвычайно важно всегда сохранять спокойствие, не вовлекаться в склоки и скандалы. Сдержал первую реакцию - сделал первый шаг на пути к победе!

Правило 4. Улыбающийся человек выглядит более уверенным в глазах окружающих. Улыбка - свидетельство внутреннего хладнокровия и спокойствия! Приветливость и положительные эмоции способствуют эффективному общению. В этом поможет следующий ход мыслей, который полезно повторять перед рабочим днем: «Я ежедневно встречаюсь с тружениками, а не бездельниками. Эти люди работают со мной в одной организации; так же, как я, каждый день идут на работу. Они, как и я, любят своих родных, детей, свой дом. Они такие, какими я хочу их видеть: не лучше и не хуже. Если я радуюсь встрече с ними, значит, радуются мне и они. Я буду так думать и доброжелательно вести себя до тех пор, пока кто-нибудь не докажет мне, что я ошибаюсь. Но и в этом случае я буду поддерживать теплые отношения со всеми. Вежливость и корректность - мои друзья навсегда!»

Правило 5. В Библии сказано: «...что мыслит человек в своем сердце, тем он и является в действительности». Если человек внутренне уверен в себе, своих силах, то он никогда не станет потенциальной жертвой. Практические психологи убежденно доказали, что мнительные люди сами притягивают к себе неприятности. «Сходное притягивает сходное». Дурные мысли притягивают плохие поступки. Возможно, в этом есть доля мистицизма, но определенно можно сказать, что наши мысли программируют наше поведение. А значит, даже в мыслях необходимо проявлять уверенность.

Выделяют так же ошибочные реакции человека на провоцирующее поведение других, это:

Оправдание, или тактика убегания: «Не бейте меня - я хороший!», встречается в 60% случаев. Данная тактика не даст возможности занять достойное место в коллективе, так как похожа на детскую и показывает униженную позицию человека. Оправдания никому не нужны, их и не ждут, да и не хотят слушать.

Контратака, или тактика отражения, напоминающая поговорку: «Лучшая защита - нападение!». Так реагируют в 20% случаев. Такое поведение провоцирует конфликт, который редко приносит что-либо созидательное, а чаще - истраченные нервы и испорченные взаимоотношения. Вспышка гнева дает кратковременное успокоение, но всегда сжигает мосты к решению проблемы и в дальнейшем вызывает депрессию.

Молчание, или тактика замирания, похожа на народную мудрость: «Слово - серебро, молчание - золото!» Так реагируют примерно в 10% случаев. Многие воспринимают молчание либо как знак согласия, либо как молчание назло. Разве такого отношения добиваются молчанием? К тому же врачи и психологи знают, что молчать и «проглатывать» обиду чрезвычайно вредно. Неотреагированные эмоции порождают комплексы неполноценности.

Внимание! Полезно давать выход эмоциям, но не стоит срывать злобу на коллегах. Есть только один способ достойного поведения - уверенное. Стратегия заключается в том, чтобы выходить из любых ситуаций бесконфликтно с сохранением чувства собственного достоинства.

Для этого необходимо использовать четыре важных элемента:

- не спешить с ответом: дать возможность открыто выразить свои чувства другому, если ему это необходимо, (т. е. «выпустить пар»);

- спокойно показать, что вы понимаете чувства и мотивы поведения другого, можно извиниться даже в том случае, если вы чувствуете себя униженным;

- открыто высказаться по поводу своих чувств в связи с недостойным поведением в свой адрес;

- предложить решение, которое поможет закончить неприятную ситуацию и предотвратит их в будущем.

Предлагаемая методика называется «Метод торта».

Как поступить, если вам в лицо бросили сладкий торт?

1. Увернуться (браво, если получится!).

2. Поймать весь торт ртом (покажите такой рот!).

3. Бросить его обратно (или тот маленький кусочек, который от него останется...).

А не лучше ли откусить кусочек, а остальное - пусть летит дальше. Признайте только часть высказываний или действий в свой адрес справедливыми, скажите об этом, не забыв про волшебное слово, чтобы успокоить бдительность собеседника и продемонстрировать свою готовность к взаимопониманию. Искренне уважайте право других не любить вас. Говорите не более двух предложений в ответ.

В ситуации открытой агрессии:

- Сколько раз вам можно повторять, вы что - с Луны свалились?!

- Да, задание с первого раза мне непонятно, хотя я землянин.

В ситуации оскорбительных намеков:

- У некоторых такие манеры, что невольно думаешь, что они воспитывались папой Карлой или на помойке...

- Да, при общении с некоторыми людьми так может показаться. Не всем нравятся манеры друг друга и не всем хватает терпимости.

Понятно, что указанные правила и приемы будут мало эффективны в ситуации организованного психологического давления, но они помогут достойно пережить или несколько смягчить неприятные ситуации.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент