Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Введение

Детство - незабываемая пора в жизни любого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и веселыми гномами, теплыми лучами солнца, любовью, заботой родителей. Именно в дошкольном возрасте складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре, справедливости, ответственности и долге. Зачастую наших детей подстерегает множество опасностей. Задача нас, взрослых, - остерегать и защищать ребенка, правильно подготовить его к встрече с различными, а порой опасными жизненными ситуациями.

В жизни нас подстерегает множество опасностей и если знать основы безопасной жизнедеятельности и правильно вести себя в критических ситуациях, умело принять правильное решение, то можно избежать тяжёлых последствий.

Реалии современного мира, техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, рост преступности, экономическая нестабильность - подтверждают бесспорную актуальность данной темы. К сожалению наша «ментальность» игнорирует бесценность человеческой жизни, поэтому наша задача состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, и своё здоровье, свою жизнь уметь беречь и защищать.

Необходимо помочь детям, начиная с младшего дошкольного возраста, утвердиться в своих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Это делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести. Поскольку дошкольное образовательное учреждение является первым, после родителей, звеном, где ребенок может получить знания, умения и навыки безопасного поведения, то подход к организации деятельности должен быть очень серьезным.

Нам взрослым необходимо защитить наших детей, и, что ещё важнее, научить их защищаться самостоятельно в беспокойном мире. Важно научить детей осознанно действовать в той или иной ситуации. Ребёнок дошкольного возраста должен овладеть элементарными навыками поведения на прогулке, улице, в транспорте и т. д. Привитые с детства знания и навыки безопасного поведения становятся естественными в поведении взрослого человека.

Конечно же мы, взрослые, всегда заняты очень важными делами. Много работаем и вечно куда-то спешим. Это уже потом, когда с ребенком случается беда, мы проклинаем себя за то, что вовремя не научили, не предупредили, не уберегли...

Уроки личной безопасности

Задача родителей и учителей - научить детей мерам предосторожности, которые помогут им не оказаться в рискованной ситуации

Город таит массу опасностей для тех, кто не умеет в нем себя вести. Младший школьник пока не умеет, однако уже вынужден ежедневно отправляться в самостоятельное путешествие «без страховки» - до школы и обратно домой. Старшеклассники уверены, что уже всё знают и умеют. Они воображают, будто городские улицы им как дом родной и навыки личной безопасности им ни к чему.

Тем не менее детям необходимо освоить несколько элементарных правил, которые обезопасят их, когда они одни на улице или в квартире. А родителям необходимо постоянно напоминать об этих правилах детям, не запугивая, но и не преуменьшая опасности. Но достаточно ли хорошо они сами подкованы?

Уделим несколько минут на повторение азов безопасности, а затем раздадим родителям заранее подготовленные листочки с необходимыми правилами. Вот они.

Находясь на улице, ребенку нельзя вступать в контакт с посторонними людь­ми. Ему нужно четко усвоить, кто такой посторонний. Это всякий человек, которого он не знает. Даже если незнакомец уверяет, что знаком и с самим ребенком, и с его мамой и папой, все равно разговаривать, а тем более куда-то идти с ним, садиться к нему в машину, впускать его в квартиру - нельзя. «Да я же дядя Витя, неужели ты меня не помнишь?» - на улице на подобное заявление вообще лучше не отзываться, нужно молча пройти мимо, ускорив шаги, или сразу убежать.

Если незнакомец оказался рядом с ребенком возле двери подъезда, не надо набирать код и пытаться забежать в дом. Но и топтаться у входа, выслушивая уговоры незнакомца, тоже нельзя. Нужно отойти от подъезда туда, где много людей, например, к детской площадке, где почти всегда есть взрослые с детьми. И даже если потом вдруг окажется, что этот человек действительно не посторон­ний, а родительский знакомый, которого ребенок просто не знал, ничего страшно­го. Не упрекайте ребенка, а похвалите за бдительность и осторожность.

Если незнакомец стоит на площадке возле лифта, нельзя входить в лифт вместе с ним. Нужно переждать, пока он уедет. А если он не собирается этого делать, лучше выйти на улицу.

Нельзя поддаваться ни на какие знаки внимания и посулы незнакомца. Объясните ребенку: все эти обещания конфет, денег, игрушек, предложения посмотреть котят, рыбок, птичек, сходить в кино, покататься на машине - хитрая уловка, обман. От таких взрослых нужно сразу же бежать, не боясь показаться глупым и невежливым.

Верить заявлениям незнакомца, уговаривающего, ребенка свернуть с обычно­го, безопасного маршрута - «Тебя мама ищет, я тебя отведу к ней», «Меня к тебе прислал папа», «А там за углом призы раздают, пошли покажу» - нельзя. И под­чиняться его приказам нельзя.

Но опыт ребенка подсказывает ему, что взрослые имеют право командовать и их распоряжения приходится исполнять: «Стой! Повернись! Дай руку! Отвечай! Сними рюкзак! Иди вперед! Молчи! Садись в машину! Тебе что сказано!»

Конечно, и родители, и учителя обычно не забывают предупреждать детей о том, что слушаться посторонних нельзя. Но редкий взрослый учитывает опасность собственного приказного тона, резких распоряжений, которыми может воспользоваться злоумышленник." Объясните ребенку, что посторонний на улице не имеет права ему приказывать и что повиноваться чужим командам нельзя.

А если незнакомец слишком настойчив и пытается схватить ребенка? Научите ребенка в таких случаях громко кричать и сопротивляться: вырываться, брыкаться, кусаться и царапаться. Не забудьте прорепетировать это в игре.

Подскажите, что кричать. Правильные фразы - «Я тебя не знаю!» и «Позовите милицию!». Кричать «мама!» нельзя. Это и бесполезно, и для прохожих непонятно. Они подумают, что отец ссорится со своим ребенком, и спокойно пройдут мимо. А спасение именно в том, чтобы хоть один человек обратил внимание на происходящее - это сразу отпугнет нападающего.

Громкий крик тоже надо отрепетировать заранее: мало, кто из детей умеет кричать тогда, когда это нужно. Мальчику же придется специально растолковать, что кричать в моменты опасности не стыдно и что это вовсе не трусость, а мужественное сопротивление.

Если на улице понадобится обратиться за помощью для избавления от приставучего незнакомца, надо выбирать определенных взрослых - милиционера, женщину с детьми, пожилых людей.

Старайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы он никогда не оставался один на улице. Хочет гулять? Пусть идет с друзьями. Против нескольких детей преступник бессилен.

Такие притягательные для детей места вроде пустырей, свалок, заброшенных или недостроенных зданий, чердаков и подвалов должны попасть под категорический родительский запрет: «Туда ходить запрещено! Там играть нельзя!»

Ограничиваться простым изложением требований недостаточно. Надо обяза­тельно отрабатывать все правила, причем делать это без излишнего запугивания.

Важно помнить, что дошкольники и младшие школьники не способны воспринимать сразу боль­шой объем информации, так что серьезные разговоры должны быть либо «с продолжением», дважды трижды в день, либо «с повторением», то есть несколько раз подряд одно и то же.

Оставшись дома в одиночестве, лошкольник или младшеклассник никому не должен открывать дверь, кроме родителей и заранее обговоренных знакомых. Если в дверь звонит кто-то, называющий себя почтальоном, газовщиком, сантехником, работником жилищно-коммунальной службы, агитатором и так далее, дверь открывать все равно нельзя.

Через дверь, не открывая ее даже на цепочке, нужно сказать неизвестному посетителю, чтобы он зашел попозже, мол, с минуты на минуту вернутся роди­тели.

Если пришедший настаивает и уговаривает открыть, пусть ребенок ответит, что изнутри дверь открыть нельзя, она заперта снаружи. И сразу же позвонит родителям.

Ребенок должен знать номера телефонов, по которым можно дозвониться родителям, а также номера экстренной помощи (милиция, пожарная охрана, «скорая помощь»). Объясните ему, в каких случаях нужно срочно звонить по этим номерам. Переписанные на отдельный листок, они должны быть всегда рядом с домашним телефоном и в памяти мобильного телефона ребенка. Хорошо, если ребенок будет знать еще и телефоны соседей и участкового.

Никогда не оставляйте ключи от квартиры на лестничной площадке под ков­риком, в почтовом ящике или в каком-нибудь другом укромном, на ваш взгляд, месте в подъезде.

Объясните детям, что нужно сразу же рассказывать обо всех случаях, когда им что-то предлагали на улице, приглашали в гости или покататься. Если ребенок запомнил внешний вид и машину чужого человека, который пытался втянуть его в разговор, сообщите об этом в милицию.

Всегда спрашивайте у детей, откуда у них та или иная вещь, о происхождении которой родителям ничего не известно.

Опросы, проведенные психологами в школах Санкт-Петербурга, показали: только 10% детей, с которыми на улице происходили странные, неприятные или опасные события, рассказывали об этом   родителям,   а учителям жаловались и вовсе единицы - 2%. Большинство детей остаются без защиты, один на один с проблемой

Почему они не просят о помощи тех, кто только и может ее оказать? Получается, что не доверяют. Подозревают, что их же самих и обвинят в .случившемся.. А еще боятся угроз агрессора, стыдятся, почему-то чувствуют себя во всем вино­ватыми.

Если ребенок ни о чем таком не рассказывает и не жалуется, родители не должны успокаиваться и наивно думать, что ничего плохого с ним на улице не происходит. Не исключено, что ребенок просто все скрывает.

Заметив настораживающие признаки - подавленность, пугливую оглядку во дворе и на улице, родители должны доброжелательно, но настойчиво расспро­сить ребенка. Скорее всего он расскажет, кто и как его преследует. А если все же не решится сказать, будет скрытничать, совет простой: найти время, взять на работе отгул и собственными глазами увидеть, что происходит с ребенком по дороге в школу или из школы домой.

Если ребенок не вернулся домой с чего начинать поиски? Заявите о случившемся в милицию. Делайте это не по телефону, а лично. Зарегистрируйте заявление у оперативного дежурного отделения. Сообщите возраст, пол, рост, вес ребенка. Во что он был одет: фасон, цвет одежды. Его особые приметы (шрамы, родинки, родимые пятна, особенности телосложения, следы травм, модные теперь «татушки»). Очки, украшения, заколки и т.п. к особым приметам не относятся.

Привлеките к поиску как можно больше людей. Так возрастут мобильность и оперативность поиска. Но не бросайтесь на поиски спонтанно. Потратьте несколько минут на подготовку. Это увеличит эффективность в несколько раз. Обязательно оставьте кого-нибудь в квартире. На случай если ребенок сам вернется или появится кто-нибудь с новостями. Пусть этот дежурный сидит на телефоне, обзванивая больницы и бюро регистрации несчастных случаев. Хорошо, если, есть и стационарный, и мобильный телефоны. По второму телефону можно будет координировать поисковые группы и делиться с ними свежей информацией.

 Не забудьте взять с собой мобильный телефон. Без связи действовать нежелательно. Так как реагировать нужно будет моментально. Поиск начинайте с того места, где последний раз видели ребенка, от школы или от места его жительства. Поговорите с одноклассниками ребенка. Не пугайте их подозрениями и обвинениями, а то они даже то, что знают, не скажут. Четко распределите места поиска, чтобы не проверять одни и те же территории. По ходу поиска спрашивайте жителей домов. Показывайте фотографии (не забудьте захватить их с собой из дома).

Но этого не случится, если ребенок готов к неожиданностям улицы, а модели поведения формируются постоянной работой взрослого с ребёнком, при этом важно использование самых разнообразных методов и приёмов: рассказ, пояснение, объяснение, проигрывание специальных ситуаций и т. д.

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

«Жизнь дается человеку только раз, и прожить ее надо так...». Чтобы прожить жизнь так или иначе, сначала надо ее сохранить. Но в жизни порой случаются неприятности, от которых детей нужно уберечь. Особое беспокойство вызывают случаи насилия над детьми. Бывает, что ребенок становится жертвой преступника, который цинично пользуется его доверчивостью. Однако большинство подобных случаев можно предотвратить, если заранее обучить детей осторожности и предусмотрительности. Маленький ребенок смотрит на мир незамутненным искренним взором. И было бы, конечно, неправильно поселить в детской душе подозрительность и тревогу. Но ради безопасности ребенка ему просто необходимо разъяснить, как следует себя вести в некоторых ситуациях.

Данная консультация рекомендована педагогам для работы с родителями, Она содержит теоретический и практический материал, с помощью которого родители помогут детям усвоить простейшие правила личной безопасности. Представленный материал может быть полезен родителям детей старшего дошкольного возраста.

 

АКТИВНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

детей старшего дошкольного возраста

Тема: (БЕЗ) ОПАСНЫЙ МИР?

Цель: Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс с целью достижения наиболее эффективных результатов в обучении детей ОБЖ.

Задачи:

1. Убедить родителей подходить к проблеме безопасности Жизнедеятельности детей с полной ответственностью.

2. Напомнить родителям о необходимости проводить с детьми профилактические мероприятия для формирования правильного поведения ребенка на улице и дома.

3. Закрепить с родителями правила оказания первой медицинской Помощи при несчастных случаях.

4. С помощью практических занятий научить родителей как правильно обучать ребенка ориентироваться в чрезвычайных ситуациях.

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей.

2. Анкетирование детей, запись высказываний детей на аудиокассету.

3. Подготовить памятки для родителей «Для мам и пап».

4. Запись фрагмента занятия по ОБЖ.

5. Разучивание с детьми стихотворений, частушек, инсценировки.

Участники мероприятия:

педагоги, дети, родители детей старшего дошкольного возраста.

Структура проведения консультации.

1. Прослушивание в записи высказываний детей.

2. Результаты анкетирования родителей.

3. «Мир прекрасен и опасен» - актуальность проблемы.

4. Разминка «Игровой гейм».

5. Уроки для родителей:

 

Урок первый. «Один дома» - советы психолога

Практическое задание: составить адресный альбом для детей с необходимыми телефонами. Перемена: Выступления детей - частушки.

Урок второй. «Знакомый незнакомец»

Задание: моделирование ситуаций (как объяснить ребенку, что нельзя уходить с чужими людьми, нельзя садиться в чужую машину и т.п.) Перемена: Выступления детей - стихи на тему ОБЖ.

Урок третий. «Если произошел несчастный случай» - советы медсестры.

Практическое задание: родители выбирают задания по карточкам. Перемена: просмотр в записи фрагмента занятия по ОБЖ.

Урок четвертый. Памятка для родителей «Для мам и пап».

Перемена: Выступления детей - инсценировка произведения Д. Лапиня «Не шали с огнем».

 

МИР ПРЕКРАСЕН И ОПАСЕН.

Как оставить ребенка одного дома? Как объяснить правила поведения с незнакомыми людьми? Как научить ребенка говорить «нет»? Что лично я могу сделать, чтобы защитить своего ребенка?

Эти и другие вопросы нередко вызывают явные затруднения у родителей, желающих обезопасить своих детей.

Дошкольники по своей природе склонны искренне верить в человеческую доброту. Мир для них полон как злых, так и в большей степени хороших «героев». Пример тому- одно интересное исследование, которое провели психологи. Дошкольникам взрослые рассказывали сказку, в которой главный персонаж вел себя хорошо или плохо по отношению к остальным сказочным героям. Затем малышам предлагали оценить этого персонажа как «злого» либо «доброго». Оказалось, что герою достаточно было совершить лишь одно доброе дело, чтобы завоевать сердца детей. Но еще удивительнее то, что малыши симпатизировали ему, даже если тот затем в сказке поступал плохо. Добрые детские души продолжали думать о сказочных героях по-прежнему хорошо после нескольких таких отрицательных поступков. И только когда те совершали не менее пяти «злых» дел, дети уже с большей уверенностью оценивали их негативно. Теперь понятно, почему малыши продолжают любить взрослых и доверять, даже если те иногда причиняют им боль или пытаются манипулировать ими на свой лад. А таких рычагов управления детьми очень много.

Их можно запугать реальными или мнимыми опасностями либо, наоборот, задарить подарками. Не составит большого труда что-то внушить ребенку или просто обмануть его.

Взрослые могут воспользоваться тем, что у малышей недостаточно жизненного опыта, благодаря которому они сумели бы отличить большинство опасных ситуаций от безопасных.

Случись что, взрослый всегда может надавить на ребенка своим авторитетом и всезнайством, чтобы заставить его молчать.

Детей помладше легко поманить конфетой, зная, что они в этом возрасте еще недостаточно умеют контролировать свои желания и наверняка не смогут устоять перед предлагаемой вкуснятиной.

Зная, что главные черты детского характера - любознательность, стремление к новым впечатлениям и интерес к окружающему миру, любому взрослому совсем не трудно увести ребенка за собой куда угодно.

Такие естественные особенности дошкольного возраста, как доверчивость, наивность, непосредственность, пугливость, любознательность, делают детей милыми и одновременно податливыми на разного рода манипуляции со стороны «злых» персонажей уже не из сказочной, а из реальной жизни.

Именно от таких вот персонажей и других опасностей, подстерегающих наших любимых деток, мы и должны их защищать. О том, как это сделать, мы сейчас с вами изучим на наших уроках.

 

Урок первый: «ОДИН ДОМА». СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА.

Не пытайтесь убедить ребенка в том, что бояться нечего и вскоре он привыкнет быть дома один. Малыш, возможно, и привыкнет, но никогда это не будет любить. Потому поговорите с ребенком о его страхах и опасениях. Покажите, что вам небезразличны его чувства, и заверьте. Что скоро вернетесь.

Никогда не наказывайте кроху своим уходом из дома. Для любого человека нет ничего хуже, чем быть брошенным любимыми и дорогими ему людьми. Для малыша это означает еще и наказание беспомощностью - именно так он себя почувствует. Оставшись наедине со своими страхами тревогами. В следующий раз, когда вам понадобится оставить ребенка дома одного, он посчитает это несправедливым наказанием. В результате одиночество на всю жизнь станет ассоциироваться у него с чувством вины, обиды и злости.

– Перед тем, как уйти, позаботьтесь о досуге. Интересное занятие отвлечет малыша от тревожных мыслей. Предложите детям конструктор, набор для рисования. Обязательно обсудите с ребенком заранее, что он будет делать в ваше отсутствие. Попробуйте спланировать время, например: «Ты можешь посмотреть эти мультфильмы по видео, а потом порисовать. Когда я приду, я буду рада посмотреть твои рисунки».

– Обязательно научите ребенка пользоваться дверным глазком. Объясните ему, что нельзя открывать двери никому, даже соседям или другим взрослым, кем бы они не представились. Мы все с детства знакомы со сказками, где коварные злодеи приходят в дом под различными предлогами, и герой сказки попадает в беду. Обманчивая внешность, обещанные угощения и другие ухищрения нередко достигают своей цели - убедить ребенка открыть двери.

– Научите ребенка не только звонить по телефону, но и правильно отвечать на входящие звонки. Объясните, что нельзя называть звонящему свое имя, фамилию и адрес и говорить, что взрослых нет. Лучше обзаведитесь автоответчиком, он всегда ответит по телефону так, как это хочется вам.

– Оставьте ребенку все необходимые телефоны, по которым он сможет найти вас или обратиться за помощью. Дети должны знать, как и в каких случаях надо звонить в «скорую помощь», милицию, пожарную службу. У него обязательно должны быть номера квартир, телефонов соседей, родственников и ваших друзей. Чтобы ребенку было легче сориентироваться в этом, нарисуйте вместе с ним что-то вроде плаката или адресного альбома. Рядом с номерами спасательных служб приклейте картинки - пожарную машину, врача, милиционера. Рядом с телефонами родственников поместите их фото и подпишите печатными буквами имена.

Задание: нарисовать адресный альбом для своего ребенка.

Перемена: Выступления детей - частушки.

 

Урок второй: «ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ».

Все мы учим малышей остерегаться чужих людей. Но всех ли незнакомцев нужно опасаться? А как быть с теми взрослыми, с которыми ребенок знаком по детскому саду, по соседнему дому? Кому из них можно довериться? Дети не умеют разбираться в людях. По правде говоря, не умеют это толком делать и большинство взрослых, иначе бы они никогда не попадали в разные неприятные истории.

– Расскажите малышу, что взрослые, представляющие опасность, не обязательно незнакомцы.

Задание: Представьте, что перед вами ваш ребенок, расскажите ему о взрослых, представляющих опасность.

А вот как советуют это делать психологи: «Есть взрослые, которые с виду очень дружелюбны и ведут себя так, словно хотят помочь. Но на самом деле они плохие и хотят обидеть других людей. Большинство людей хорошие, но отличить их от плохих иногда очень трудно. Поэтому я не хочу, чтобы ты разговаривал с людьми, которых ты не знаешь, или приближался к ним, если рядом с тобой нет того, кому ты доверяешь».

– Затем объясните несколько важных правил «Никогда...»: «Никогда не садись в машину с незнакомцем, как бы он тебя ни уговаривал», «Никогда не принимай угощений от людей, которых ты не знаешь», «Никогда не уходи без моего разрешения с другим взрослым» и т. д. Это те самые небезопасные ситуации, которых ребенку следует избегать. Ваша цель - добиться не просто механического запоминания правил. Необходимо осмысленное понимание и внутреннее принятие их ребенком. Наберитесь терпения и проявите всю свою родительскую изобретательность, чтобы превратить унылую и бессмысленную зубрежку в увлекательное занятие.

Задание: моделирование ситуаций. Родителям с помощью кукол предлагается разыграть следующие ситуации:

- Незнакомец попросил тебя пойти с ним в парк и помочь поискать собаку. Объясните ребенку как он должен поступить.

- Кто-то из незнакомых людей предложил тебе покататься на машине. Что следует делать?

Разбирая и разыгрывая подобные ситуации с детьми, учите ребенка конкретным действиям - как ему следует себя вести, что говорить (кричать, убегать, пожаловаться кому-то из близких взрослых людей).

– Не переусердствуйте. Детские психологи советуют говорить примерно так: «Большинство людей хорошие и не хотят причинить вреда. Но, чтобы не подвергать себя опасности, ты не должен доверять всем подряд». Ни в коем случае не запугивайте ребенка «на всякий случай» тем, что незнакомцы похищают детей, мучают их, увозят от родителей. А вдруг ребенок окажется в ситуации, когда ему действительно понадобится помощь. А вокруг будут только посторонние? Сможет ли он обратиться к ним? Поэтому ставьте акценты не на негативных последствиях происшествий, а на том, как следует себя вести в различных ситуациях.

Перемена: Выступления детей - стихи на тему ОБЖ.

 

Урок третий: «ЕСЛИ ПРОИЗОШЕЛ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ».

СОВЕТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ. При несчастных случаях, которые возникают в квартире, на лестнице дома, в парадной, во дворе, дети получают повреждения: ушибы, ссадины, царапины, раны, растяжения связок, переломы и вывихи. Сегодня мы поговорим об оказании первой помощи при разного рода повреждения, которые наблюдаются у ребят. Поэтому остановимся на некоторых видах травмы, которым не уделяется должное внимание.

Добавим лишь несколько слов о тех психологических особенностях детей, которые молодые родители не всегда знают. Дети, опасаясь наказания, порой могут скрыть факт происшедшей травмы или преуменьшить значение происшедшего. Поэтому в случае повреждения никогда не нужно торопиться упрекать или тем более наказывать ребёнка, нужно спокойно и доброжелательно разобраться в том, что произошло. За слегка запачканным пальто, что до крайности огорчило чистоплотную маму, кроется иногда тяжёлый ушиб живота или повреждение внутренних органов.

Первая помощь при переломах

Задача первой помощи - обездвижить, фиксировать зону перелома, предупредить возможные отклонения: шок, кровотечение, нарушение кровоснабжения конечности и пр. В зависимости от места перелома в качестве шины используют различные подручные материалы: картон, дощечки, палки, лыжи и т.п.

Первая помощь при кровотечении

Снижение артериального давления сопровождается нарушением нормальной работы органов и в первую очередь головного мозга. Потеря сознания - результат недостачи крови мозгу. Поэтому при оказании первой помощи при кровотечении решаются все задачи: немедленная остановка кровотечения и перераспределение имеющейся крови таким образом, чтобы обеспечить ею головной мозг и сердце.

Первая помощь при ожогах

Наиболее часты виды ожогов: горячей жидкостью, пламенем, горячим предметом, электричеством и химическими веществами.

Электрические ожоги опасны не только глубиной травмы, когда поражаются ткани, кости, но и угрозой остановки дыхания. Правильный способ оказать помощь - это сделать искусственное дыхание. Упорное правильно проводимое искусственное дыхание может возвратить жизнь пострадавшему спустя несколько часов при условии, что оказание помощи начато немедленно после несчастья.

Химические ожоги. Отмечаются случаи ожогов кожи и слизистой едкими щелочами или кислотами. Достаточно одного глотка, чтобы получить тяжёлый, а иногда и смертельный ожог. Обильное промывание желудка водой - ребёнку дают пить обычную воду и вызывают рвоту - даёт наилучший результат.

Неглубокие ожоги (1 степени) чаще всего наблюдаются в результате попадания на кожу горячей воды, пара, пищи, чрезмерное пребывание под лучами солнца.

а) Обожжённую конечность надо подставить под струю холодной воды, б) Более сильного охлаждения и болеутоляющего эффекта можно достичь с помощью одеколона, раствора спирта и пр. в) Для снижения болевых ощущений ребёнку можно дать анальгин, амидопирин и пр., при ожогах большой площади - обильное теплое питьё, г) Прокалывать ожоговые пузыри нельзя. Это опасно! д) Разного рода присыпки, мази и некоторые принятые народные средства в настоящее время запрещены, е) Обожжённую поверхность закрывают стерильной марлей или чистым, проглаженным горячим утюгом постельным бельём и больного перевозят в больницу.

Первая помощь при отравлении

Самое сложное в проблеме отравлений - диагноз. Любое необычное изменение поведения ребёнка, непонятное заболевание должно вызвать у родителей один вопрос: не произошло ли отравление? Надо немедленно произвести скрупулёзный розыск веществ, которым мог отравиться ребёнок. До прихода врача надо попытаться промыть желудок, для чего необходимо вызвать рвоту. Лучше всего промыть желудок обычной водой с небольшим количеством поваренной соли. Ребёнку в бессознательном состоянии промывание может сделать только медицинский работник.

Перемена: просмотр в записи фрагмента занятия по ОБЖ

 

Урок четвертый: «ДЛЯ МАМ И ПАП».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Дети учатся не только тому, чему специально учат их родители. Куда большее значение для детей имеет личный опыт, полученный в результате наблюдения за взрослыми людьми и общения с ними.

1. Чтобы ребенок научился соблюдать правила безопасности, делайте это сами. Например, не забывайте смотреть в дверной глазок перед тем, как открыть дверь. Ребенок подметит это и удовольствием станет вам подражать.

2. Старайтесь не давать противоречивых инструкций. Часто родители делают это неосознанно, запутывая ребенка. Так, упрекая ребенка в том, что он не открыл дверь соседу, который хотел вернуть вам утюг, вспомните, что сами учили его не открывать дверь посторонним в ваше отсутствие. Он понял это правило буквально.

3. Если ребенок где-то оказался неосмотрительным, не вините его. Лучше спокойно обсудите, что произошло. Без липшей ругани, уважительно дайте понять ребенку, как бы вам хотелось, чтобы он вел себя в подобной ситуации. Дети и так склонны брать вину за многое на себя. Поверьте, такой ответственностью обладает далеко не каждый взрослый.

Особенно к такому самобичеванию склонны дети, родители которых намеренно и по любому значительному и незначительному поводу взывают к их совести. В таком случае маленькие дети быстро привыкают, что виноваты во всем, что бы с ними ни случилось. Будучи ограбленным, побитым или соблазненным, ребенок в первую очередь обвинит в случившемся себя. Этим могут воспользоваться люди, причинившие ему вред, и, пытаясь усилить чувство вины у малыша, заставить его молчать или скрывать происшедшее.

4. Важно понимать и то, что ребенка полностью не оградишь от всех опасностей, мир - не теплица. Но в ваших силах построить доверительные, уважительные отношения с малышом. Только в этом случае он будет доверять вам свои страхи и тревоги, не рискуя быть наказанным, высмеянным или обвиненным во лжи. Только в этом случае он не пойдет со своими проблемами на улицу к приятелям либо другим, более «понимающим» его незнакомым взрослым. Как бы это нелепо ни звучало, особенно в наши дни, но мир должен казаться детям прекрасным и добрым. Не стоит чуть ли не с пеленок внушать малышу, что мир - жестокий и опасный. Вряд ли пессимистическое жизнеощущение сможет его защитить или придаст уверенности в себе.

Напротив, вера в хорошее просто необходима для нормального и полноценного развития ребенка. Она подпитывает его внутренние силы, делает уверенным в себе и награждает оптимизмом. В ином случае малыш может вырасти запуганным, тревожным, неуверенным или жестоким человеком.

Базовое доверие к миру, уверенность в том, что тебя безусловно любят и понимают близкие тебе люди, которые всегда готовы тебя защитить, и элементарные знания о том, как следует себя вести в разнообразных ситуациях, -вот то, что закладывает у малыша основы представлений о безопасности сейчас и ответственного отношения к собственной жизни в будущем.

Перемена: Выступления детей - инсценировка произведения Д. Лапиня «Не шали с огнем».

 

Игровой гейм.

1. В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?

2. Если во время грозы с молнией вы находитесь в машине, что сделаете?(останусь в ней).

3. Выключаете ли вы телевизор по окончанию передач?

4. Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными приборами?

5. Какое природное явление можно сравнить с ураганом? (землетрясение).

6. Сушите ли белье над горящими газовыми горелками?

7. Какое природное явление может сопровождать ураган?(гроза)

8. Пользуетесь ли вы дверным глазком, прежде чем открыть дверь, если позвонили в дверь?

9. Имеете ли вы привычку пользоваться аэрозолями вблизи открытого огня?

10. Можно ли во время ураганов включать электроприборы?

11. Если ураган застал вас в лесу, где нельзя стоять? (под одиноким деревом).

12. Разрешаете ли вы детям самостоятельно включать бытовую технику?

 

АНКЕТА № 1 (для детей)

Как тебя зовут? Имя, Фамилия.

Где ты живёшь? Домашний адрес

Как зовут твоих родителей? Фамилия, имя, отчество.

Адрес детского сада.

Кому и по каким телефонам обращаться при пожаре, нападении, травмах, запахе газа?

Что будешь делать в следующих ситуациях:

- незнакомая женщина угощает тебя конфетой

- ребята зовут тебя покататься на лифте

- во дворе бегают собаки, так хочется погладить одну

- один взрослый мужчина приглашает тебя покататься на «Мерседесе», другой на «Вольво». На чем ты поедешь?

- ты потерялся на улице, в метро

- ты один дома, а в дверь кто- то позвонил. Это женщина, и она просит воды

Расскажешь ли об этих случаях маме, папе, бабушке?

 

АНКЕТА № 2 (для родителей)

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

- оставляете ли Вы своего ребенка одного дома?

- отпускаете ли Вы его одного гулять во дворе?

- разрешаете ли Вы открывать ребенку входную дверь?

- разрешаете ли Вы подходить ему к телефону?

- разрешаете ли Вы ребенку зажигать газ, включать электроприборы, аппаратуру?

- к кому ребенок может обратиться за помощью? Знает ли он телефоны бабушки, соседей?

- учите ли Вы своего ребенка тому, как нужно вести себя в сложных и неожиданных ситуациях?

- что больше всего тревожит Вас, что является наиболее опасным для Вашего ребенка?

- считаете ли Вы, что у Вас доверительные отношения с ребенком, что он с Вами откровенен?


НЕ ШАЛИ С ОГНЕМ!

Д. Лапиня, П. Юрпицын

Огонёк всегда такой –

И хороший, и плохой:

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

Трое маленьких зайчат

С огоньком сидят, шалят.

Им, зайчатам, невдомёк,

Что опасен уголёк!

Зайки ёлку украшают,

Это зайкам разрешают.

А такое украшенье

Сделали без разрешенья, (свечи)

Всем зайчатам по душе

Маски из папье-маше.

Только надо с тем считаться,

Что они огня боятся.

Возле газовой плиты

Расшалился - жди беды.

Лучше даже и не стой

Перед газовой плитой!

Береги своё жильё!

Со свечой нельзя вот так

На чердак нести бельё:

Можно подпалить чердак.

Кто науки изучает,

Так приборы не включает

(несколько приборов в одну розетку):

Перегретая розетка

Загорается нередко.

Чайник всё кипел, кипел,

И весь выкипеть успел.

И от злости поволок

Чёрный дым под потолок.

«У окна, - сказала мать, -

Калорифер не включать!»

- Поздно, - зайка говорит, -

- Занавеска-то горит!

Если загремит гроза,

В страхе закрывать глаза

Неразумно и смешно,

Надо закрывать окно.

Дом свой надо всем беречь –

Листья рядом с ним не жечь:

Загорается потом

Вместе с листьями и дом.

Взгляд лесничего суров:

- Здесь не место для костров! –

Погасить велел костёр

И закончил разговор.

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться.

И огня не разжигай

Там, где зреет урожай.

Сено вспыхнет непременно

От соседа-огонька...

А не дашь Бурёнке сена,

Не получишь молока.

Побежал, как ручеёк,

В старой травке огонёк.

Разве скажет кто-нибудь,

Где он свой закончит путь?


Карточка №1.

Рассказать об оказании первой медицинской помощи при отравлении и показать на практике.

Карточка №1.

Рассказать об оказании первой медицинской помощи при переломах и показать на практике.

Карточка №1.

Рассказать об оказании первой медицинской помощи при кровотечении и показать на практике.

Карточка №1.

Рассказать об оказании первой медицинской помощи при ожогах и показать на практике.

 

1. Три мудреца в одном тазу

   Пустились по морю в грозу.

   Будь попрочнее старый таз

   Длиннее был бы мой рассказ.

2. Человек! Ты - не пингвин,

   Не гуляй один средь льдин!

З. Не ходи весной по льду.

   Можешь ты попасть в беду –

   В лунку или в полынью,

   И загубишь жизнь свою.

4. В тех местах, где бьют ключи

   И бегут к реке ручьи,

   Или, где стоит завод –

   Знай, что там непрочен лед!

5. Однажды в холодную, зимнюю пору

   Я из лесу вышел. Был сильный мороз.

   Гляжу, опускается медленно в прорубь

   Какой-то детина... торчит только нос!

   Сначала я приняла его за моржа.

   «Спасите!» - вдруг крикнул детина, дрожа.

   Бедняга, наверно, он шел на рыбалку

   И вдруг угодил в полынью с головой...

   И вскоре он выбрался полуживой.

   Ну что вам еще рассказать про детину?

   В реке распугал он всех раков и рыб,

   Зато воспаленье поймал и ангину,

   Простуду и насморк, и кашель, и грипп!

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент