Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Задачи:

1. Формировать представления детей о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.

2. Продолжать развивать познавательную активность в процессе исследований.

3. Развивать умение понятно выражать свои мысли, обогащать словарь детей.

4. Воспитывать выдержку, аккуратность и умение работать сообща.

Материал:

самоделки капелька и облачко; наборное полотно; карточки моделирования; пакеты; стаканы; банка; колечки; салфетки банка 1л.; баночки с водой; 2 шарика; трубочки; бутылочки; обогреватель; иллюстрации; бумажки.

Возраст: 5-6 лет (старшая группа)

Место проведения: группа

Предварительная работа:

1. Проведение опытов с водой.

2. Чтение книг.

3. Загадывание загадок.

4. Рассматривание иллюстраций.

5. Наблюдения на прогулках.

ПЛАН

I. Загадка. Внесение самоделок: капли и облачка.

II. Опыты

1. Игра «Ныряльщики».

2. Определение запаха.

3. Определение цвета.

4. Опыт со стаканами, вес воздуха (трубочки, баночки).

5. Определение формы (шарики).

6. Движение воздуха (пакеты, веера).

7. Скорость движения (явления).

8. Температура (обогреватель).

9. Определение вкуса.

10. Наличие звука (бутылки, лист).

III. Игра «Выбери картинку».

IV. Подведение итога.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Дети стоят около воспитателя.

Воспитатель. Ребята, совсем недавно мы были маленькими учеными и изучали что? (показываю капельку) - воду. Капелька пришла не одна, а с кем узнаете, отгадав загадку: «Неведимка - озорник в нашу комнату проник. К лицу ладошкой лишь махнешь, и сразу ты его найдешь»

Ответы детей (воздух).

Воспитатель. А вот и дружок капельки (показываю облачко). Правильно.

Воспитатель. Кто догадался, что мы сегодня будем делать в нашей лаборатории? Ответы детей (изучать, исследовать воздух).

Воспитатель. А какие 5 помощников будут нам помогать?

Ответы детей (глаза, уши, нос, рот и руки).

II. Воспитатель. Воздух - это удивительный газ. Наша Планета Земля окружена воздушной оболочкой, которая называется атмосферой. А зачем нам нужен воздух ? Ответы детей (дышать). Давайте проверим.

1. Поиграем в «Ныряльщики». Делаем глубокий вдох, приседаем и не дышим - нырнули. Кому воздуха не хватает, встает и выныривает. Побеждает последний. Действительно мы не можем долго находиться без воздуха. Без воздуха нет жизни на Земле.

2. Что еще мы можем узнать с помощью носа ?

Ответы детей (запах).

Понюхайте, что вы можете сказать ? Ответы детей (нет запаха) - Рома, найди и поставь об этом карточку.

3. В загадке воздух назван «невидимкой» - почему ? Ответы детей (его не видно). Посмотрите, что у меня в мешке? А еще? Почему видно игрушку? Ответы детей (воздух прозрачный). Вика, найди нужную карточку и поставь в нужную графу.

Дети садятся.

4. Кто знает, что в этом стакане? Ответы детей (ничего, воздух). Сейчас проверим. Я переворачиваю стакан вверх дном и не наклоняя его, опускаю в воду. Вода не проходит. Что ее не пускает? (воздух). Проверьте, а в ваших стаканчиках что находится ? Дети опускают стаканчики. А теперь наклоните немного стаканчик, что появилось в воде? (пузырьки воздуха). Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода). Как вы думаете, почему пузырьки поднимаются наверх? (воздух легче воды). Давайте проверим. В эту банку входит 1 литр воздуха, а весит он меньше 1 грамма, столько же весит это колечко, подержите на руке. (Собираю в коробочку).

5. Смотрите, здесь воздух принял форму банки, здесь стакана, а в этих шариках какая форма? (круглая, овальная) А сам по себе воздух имеет форму? Иди, Маша, найди картинку об этом свойстве воздуха.

6. Можно ли взять воздух рукой? Что вы почувствуете? (ничего). А хотите потрогать воздух? Возьмите пакеты, надуйте их и закройте. Где воздух? (в пакете). Слегка надавите на пакеты. Подставьте руку. Что вы чувствуете? А теперь сильнее надавите, (воздух идет быстрее). Чтобы почувствовать движение воздуха, надо приложить силу.

7. Давайте еще убедимся в этом. Возьмите веер. Сделайте легкий ветерок, а, теперь сильный. Чем мы, чувствуем движение воздуха? (кожей, рукой). При сильном ветре как вы двигали веером? (быстро). Чем больше прилагаем силу, тем быстрее скорость движения воздуха. Назовите, какие вы знаете явления, где воздух движется по-разному? (ветер, ветерок, пурга, метель, поземка, ураган, смерч, шторм, вихрь, буря).

8. Как вы думаете, а температура у воздуха всегда одинаковая? (нет). А какой прибор определяет температуру воздуха? (термометр) Подойдите сюда - включаю обогреватель - что вы ощущаете? (холодный). А теперь? (теплый).Чем вы это определили? (рукой). У человека свой термометр - кожа. Есть ли у воздуха постоянная температура? (нет, она меняется). Катя, какая карточка расскажет нам об этом?

9. А теперь попробуйте воздух, лизните его. Он соленый, горький, сладкий? (нет). Данил, выбери карточку и объясни эту особенность воздуха.

10. Послушайте воздух, что-нибудь слышите? (ничего). А сейчас? (я дышу носом). Послушайте свое дыхание. А хотите заставить звучать эти бутылочки? Дети подходят к столу, где лежат бутылочки.

Вместе с воспитателем дуют по краю бутылочки, а затем по краю листа.

Воспитатель. Как вы думаете, а как мы можем заставить звучать воду? Положите руку на горло и скажите «Тра-та-та» 2 раза. Что вы ощутили? (дрожание). Это воздух с разной силой касается голосовых связок, зубов, губ, языка, от этого получаются разные звуки. При движении воздух помогает нам слышать и говорить.

III. Воспитатель. Игра «Выбери картинку, где изображено то, где люди используют воздух».

Дети объясняют свой выбор.

Подведение итога по схеме.

IV. Воспитатель. Что Вам понравилось на занятии? Какой опыт покажете дома?

Ответы детей.

Воспитатель. На следующем занятии мы узнаем, что важней - вода или воздух!

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество