Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Образовательные области: Коммуникация, социализация, познание, художественная литература.

Задачи:

В лёгкой занимательной форме познакомить детей с «правом на образование», вспомнить некоторые статьи «Всеобщей декларации прав человека», научить применять их в жизни.

Уяснить, зачем нужно учиться, какую роль играет образование в жизни людей.

Вспомнить старославянскую азбуку и предложить детям её сделать.

Воспитывать желание знакомиться с культурой русского народа.

Материал: Иллюстрации к сказкам, набор цифр для игры, картины «Золотая осень» И.Левитана, «Три богатыря» В.Васнецова. Доспехи мальчикам (щиты, мечи, шлемы), нарисованные на бумаге буквы старославянского алфавита на каждого ребёнка, раскрашенные им по желанию.

Ход НОД

Воспитатель: В этом году мы с вами начали знакомиться с правами детей, их очень много, мы пока знакомимся с некоторыми из них. Вспомните, какие права имеют дети.

Дети: Право на жизнь, право на семью, право на отдых, право любовь, право на жильё, право на имя.

Воспитатель: Вспомните сказки, в которых было нарушено право на жизнь.

Дети: «Колобок», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Синяя борода».

Воспитатель: В каких сказках нарушено право на отдых?

Дети: «Золушка», «12 месяцев».

Воспитатель: Какие сказочные герои могут пожаловаться, что было нарушено их право на неприкосновенность жилища.

Дети: «Маша и три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Молодцы ребята. Сегодня на занятии мы поговорим с вами о праве на образование. Воспитатель показать детям Буратино.

Ребята , кто это? (Ответы детей) Ох, какой же глупый был Буратино. У него было право на образование. Папа Карло подарил ему азбуку, сшил курточку и штанишки, и отправил его в школу. Зачем?

Дети: Учиться, чтобы он стал умным и грамотным.

Воспитатель: А он? Что натворил?

Дети: Продал азбуку и не пошёл в школу. Вот из-за этого с ним и приключились все несчастья.

Воспитатель: Давайте споём вместе замечательную песню: «Чему учат в школе».

Воспитатель: Скажите дети, зачем нужны знания? (ответы детей)

Знания делают маленького ребёнка большим, разумным человеком. Благодаря знаниям дети учатся считать, писать, играть…

Игра «назови цифру».

Воспитатель раздаёт три карточки с цифрами, дети под музыку передают их друг другу, как только музыка кончится те, у кого остались карточки на руках называют их.

Воспитатель: Знания помогают нам научиться рисовать, лепить.

Что нужно для чтобы научиться рисовать?

Дети: Надо знать какие цвета существуют, как их можно использовать и т.д.

Воспитатель: А ещё надо знать качество бумаги и виды кистей, красок, и многое другое. Кроме того, обучаясь рисованию, мы получаем знания о художниках, которые пишут картины. Их можно увидеть в музеях, на выставках, они доставляют радость всем людям! Демонстрация репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

(Читает стихотворение)

Словами красок на своём холсте,

Художник говорит о красоте.

Движенье кисти, как смычёк в руке,

Поёт о радости, о вере, о надежде.

О том, что есть, и том, что было прежде.

О тех, кто с ними, и тех, кто вдалеке.

Отдав холсту души своей тепло.

Творит художник тихо и светло.

Воспитатель: Знания учат нас и петь. Мы с вами учим мелодию песни, запоминаем её слова, учимся разбираться в формах музыкальных произведений (вальс, марш, полька), их ритмы, темпы – всё это дают знания.

( Музыкальный руководитель на аккордеоне играет мелодии ( марш, вальс, польку), дети угадывают и показывают движения).

Воспитатель: Знания знакомят нас с образами Святых, Героев, Богатырей Руси, и мы стараемся подражать им, быть похожими на них. Русь всегда была богата богатырями, такими как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. (Демонстрация картины В.Васнецова « Три богатыря».

Три защитника, три брата, три богатыря

« Русь на воина богата» - говорят не зря

Меч и лук, копьё, булава, щит и верный конь.

Враг не тронь родной державы!

Охраняет Русь по праву

Богатырской русской славы боевой огонь.

Физкультминутка.

Мальчики с доспехами ( щиты, мечи, шлемы) под аудио запись выполняют упражнение.

Воспитатель: Вот как много дают нам знания! Россия богата ими. И мудрость её отражается в пословицах. Какие вы знаете пословицы? Их мы учили много.

Дети:

« Без терпения нет ученья»

« Кто много знает, тот много читает»,

« И медведя люди учат»,

« На ошибках люди учатся»,

« Учиться никогда не поздно»,

« Век живи, век учись»,

« Знание сила»,

« Чего не знаешь, того не разгадаешь»,

« Чтение – вот лучшее учение»,

« Грамоте учиться вперёд пригодиться».

Воспитатель: А как вы понимаете смысл этих пословиц?

Дети: Если зверей учат, то людей тем более научить можно – пословица « И медведя люди учат».

Воспитатель: ( предлагает детям вспомнить рассказ Л.Н. Толстого Филипок»).

Чем вам понравился Филипок?

Понравились ли вам учитель и ребята?

Воспитатель обобщает ответы детей своим рассказом: В старину было мало школ, и не все дети могли учиться, потому что до школы нужно было далеко идти. Не все дети имели тёплую зимнюю одежду, да и по дому было у детей много работы. Грамотных людей очень уважали, все дети, которым удалось ходить в школу, учились с большим удовольствием и интересом.

Воспитатель:

Предлагает послушать, как учились дети.

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так,

А да Б – как Аз и Буки,

В как Веде, г - Глаголь

И учитель для « науки»

По субботам всех порол.

Вот какой чудной в начале

Наша грамота была.

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла. (Показать перо)

Этот нож не без причины

Называют перочинным.

Очиняли ми перо,

Если было не остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Так, из летописей старых

Знали дети о Литовцах,

О татарах и о Родине своей.

( Н. Кончиловская).

Воспитатель: Предлагает детям сделать старославянскую азбуку. Каждый ребёнок получает букву, нарисованную на листе бумаги, он должен украсить букву аппликацией, затем вырезать и наклеить на лист ватмана.

По окончанию работы дети отмечают, сколько разных, красивых букв получилось у них в азбуке. Сравнивают с современной азбукой.

Воспитатель: Показывает символы (нарисованные): «Право на любовь» (сердечко), «Право на семью» (мама, папа, ребёнок), «Право на жильё» (дом) К нашим символам прибавляет новый символ (показывает нарисованную книгу) Это символ «право на образование». Дети, как вы понимаете, что такое «Право на образование».

Дети: Никто не может запретить нам учиться, мы можем выбирать себе школу и др.

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество