Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель: познакомить детей со свойствами дерева и металла.

Задачи: 1. Расширить знания детей о дереве и металле через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности.

2. Развивать умение логически излагать свои мысли; продолжать развивать умение находить ответы на вопросы.

3. Продолжать воспитывать работать в парах, сообща.

Оборудование: карандаш, гвоздь, деревянные брусочки и металлические пластины на каждого ребенка; зубочистки, гвоздики; миски с водой; лупы, рукавица с магнитом; деревянные и металлические ложки; свечка, спички; плакат с таблицей; картинки с изображением предметов.

Словарная работа: свойства, исследователь, плавучесть, магнетизм.

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Ребята, скажите, какие предметы нас окружают? (Предметы мебели, игрушки, посуда, обувь, одежда.)

Предметы сделаны из разных материалов. Какие материалы часто используются при изготовлении этих предметов? (Бумага, стекло, дерево, железо, пластмасса и др.)

Значит, сегодня мы будем говорить о материалах. Хотите узнать, о каких материалах? Тогда отгадайте загадки. Отгадки лежат в этом сундуке.

1. Цветной Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом проведёт, там след кладёт.

Любит нос везде совать, и чертить, и рисовать. (Карандаш.)

2. Металлический Антошка

На очень тонкой ножке.

По головке постучишь,

Что-нибудь да смастеришь.

Весь он сделан из железа,

У него ни рук, ни ног.

Он по шляпке в доску влезет,

Мы по нему все стук да стук. ( Гвоздь.)

3. Я вам расскажу одну историю. Жили-были Карандаш Ивашка и Гвоздь Антошка. Жили они дружно, помогали людям. Но однажды друзья поспорили: кто из них важнее и нужнее. Спорили, спорили, так и не разрешили спор. Может, ребята, мы поможем Ивашке и Антошке?

Мы сегодня будем исследователями. Из какого материала сделаны Карандаш Ивашка и Гвоздь Антошка? Значит, нам нужно определить, дерево важнее или железо? Вспомним, какими свойствами обладают эти материалы. Вам понятно значение слова свойство?

Свойство – качество, признак, отличительная особенность. Когда мы говорим о свойстве предмета, мы спрашиваем, какой он? Мы должны сегодня исследовать, какие они, дерево и железо? Результаты нашего исследования мы будем заносить в таблицу с помощью знаков «+» и «-».

II. 1 опыт. Определяем материалы на ощупь (потрогайте).

У вас на подносе брусок из дерева и пластина из металла.

Определите, есть ли разница в ощущениях? (Гладкий – шершавый, шероховатый.)

Что теплее, что холоднее на ощупь? Приложите брусок и пластину к щеке? Что почувствовали? (Тёплый – холодный.)

Вывод: дерево шершавое, металл гладкий. Металл холодный, а дерево тёплое.

2 опыт. Определяем вес предметов.

Деревянный брусок берём в левую руку, металлическую пластину в правую руку. Что обнаружили?

Вывод: дерево легче, металл тяжелее.

3 опыт. Определяем плавучесть предметов.

Погрузите деревянный брусок в миску с водой. Что наблюдаете? Металлическую пластину опускаем в воду. Что произошло?

Вывод: дерево плавает, металл тонет.

4 опыт. Звонкий – глухой? Звучит – не звучит?

Для определения следующего свойства мы создадим ансамбль. Будем играть на народных инструментах – ложках. Под музыку сначала будут играть деревянные ложки, а потом металлические.

Итак, какое качество мы определили? Что звонче?

Вывод: Металл звонче, чем дерево.

5 опыт. Горит – не горит?

Для опыта возьмем деревянную шпажку и гвоздь. Как вы думаете, что горит?

Почему спички делают из дерева?

Вывод: Металл не горит, дерево горит.

6 опыт. Твердый – мягкий.

Для определения этого свойства мы будем использовать лупы. Посмотрите под лупу: дерево менее плотное, оно состоит из маленьких частичек, которые неплотно прилегают друг к другу. Поэтому мягкое. А металл плотный, поэтому твёрдый.

Проверим: попробуйте металлической пластиной нарисовать на деревянном бруске. Что получилось? А теперь деревянным бруском проведите по металлической пластине. Что заметили?

Попробуйте сломать зубочистки. Получилось? Да, деревянные зубочистки можно сломать.

Проделайте это действие с гвоздями. Гвозди сломались? Почему?

Вывод: Дерево мягче, чем металл.

7 опыт. Ребята, я сегодня купила «волшебную» рукавицу. Почему предметы прилипают к рукавице? Почему не все прилипли? (Ответы детей.)

Вывод: предметы магнитятся, но только металлические. У дерева этого свойства нет.

III. Подведение итогов.

Ребята, мы сегодня исследовали, какими свойствами обладают металл и дерево.

Металл какой? Ответы детей: холодный, твердый, звонкий, тяжелый.

Дерево какое? Ответы детей: теплое, мягкое, глухое, легкое.

Какой материал важнее и нужнее? Можно ли обойтись без этих материалов? Почему нельзя? Ответы детей.

Ребята, что мы скажем Карандашу Ивашке и Гвоздю Антошке? (Ответы детей.)

Вывод: И Карандаш Ивашка и Гвоздь Антошка одинаково важны и нужны. Без них нельзя жить!

Рефлексия. Ребята, мы сегодня разрешили спор героев сказки. Спасибо вам большое! Что было самым интересным? Какое задание оказалось трудным?

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество