Раннее развитие

Развитие речи

Природоведение и экология

ОБЖ и валеология

Физкультура

Актуальность:

Конспект отражает потребность ребенка в новых впечатлениях в активном включении детей в экспериментальную деятельность. Новизна в необычной связки эксперимента с творчеством и игрой, а то, что прожито ребенком эмоционально, ярко, необычно запоминается надолго.

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

  Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная. Согласно ФГОС ДО
Методическая информация  
1. Тема образовательной деятельности Радужная весна  
2. Методы и приемы реализации содержания занятия

Наблюдение; игра-экспериментирование; рассказ; беседа; проблемная ситуация.

Словесный, наглядный, описательный, игровой.

 
3. Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

 
4. Возрастная группа: Старшая группа 5-6 лет  
5. Цель:

Формирование представлений о природных явлениях через метод экспериментирования.

 
6. Задачи  
6.1 Развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за явлениями природы весной их происхождением используя эксперимент, худ. литературу и презентацию.  
6.2

Закреплять у детей знание о свойствах воды, бумаги. 

Совершенствовать речь детей.

Формировать любознательность, интерес к поиску причинно-следственных связей, самостоятельность при объяснении явлений природы весной.

 
6.3 Воспитание умения любоваться красотой природных явлений  
7. Планируемые результаты  
7.1 Сформирована любознательность, интерес к поиску причинно-следственных связей, самостоятельность при объяснении явлений природы весной.  
7.2 Развито воображение детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательной)  
7.3 Воспитаны, умеют любоваться красотой природных явлений.  
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Демонстрационный: вентилятор, емкость для воды, прозрачные стаканчики разной формы, пищевые красители, салфетки, аудиозапись,

Раздаточный: прозрачные стаканчики, салфетка, фломастеры, салфетки, палочки, песок, цв. вода, бумажные цветы, тарелки с водой, стаканчики.

 
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты чтение художественной литературы о весне; заучивание стихов о радуге, чтение загадок о весне, опыты с цветами.  
Конспект занятия (образовательной деятельности)  
I. Вводная часть    

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Ритуал приветствия

Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся.

Здравствуйте гости,

Милости просим.

Здравствуйте дети,

Вы лучшие на свете

Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Чтение стихотворения

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня. (инсценировка)

Солнце, землю согревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая (снеговик тающий)

И ручьями слёзы льёт.

 
1.2 Мотивация деятельности детей

- Ребята, как бы вы назвали это стихотворение? Почему?

- О каком времени года идет речь в стихотворении?

- А какие приметы весны вы знаете? (дети называют приметы)

- Ребята, всё, что мы сейчас назвали: ночь становится короче, тёплый ветер дует с юга, капель, солнце пригревает, тает снег – всё это признаки весны.

И именно их мы будем сегодня исследовать и изучать.

 
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Ребята, я предлагаю у нас в группе увидеть, создать с помощью экспериментов природные явления.

Итак, что же такое ветер? (Влетает Карлсон.)

 
II. Основная часть:  
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний

Привет, ребята! (садится к детям на ковер).

К- Я вам шарик принес (протягивает детям не завязанный шарик, отпускает его, шарик улетает). Ну да ладно, пусть летит.

К- Я слышал, вы сегодня о ветре говорите. Ветер - мой лучший друг, я только что с ним расстался. Еле долетел к вам, он мне прямо в лицо дул. К -А как вы думаете, я умею ветер делать? (ответы детей.)

К - Правильно. На спине у меня есть замечательная штука... пропеллер называется. И моторчик есть, я моторчик включаю, пропеллер вертится, воздух движется, ветер дует..

К - Подставьте свои полоски, что происходит? Почему полоски двигаются? (ветер)

К - А если выключить? (предположения детей). Давайте проверим.

Выключает вентилятор.

К - Почему полоски перестали двигаться? (Ветра нет.)

К - Откуда же вдруг у нас тут появился ветер? (вентилятор крутится, воздух движется, получается ветер

Воспитатель - Карлсон, да мы сами можем создавать ветер. Хочешь научиться?

Дуем холодным воздухом, дуем теплым воздухом. Какой воздух сильнее холодный или теплый? А как еще можно ветер сделать? (подуть, помахать веером, руками, платочками и т.д.)

К - А это что? (Подходит к вентилятору.) Может это пропеллер вашей воспитательницы? Наверное, она от вас улетает отдохнуть на крышу, когда вы плохо себя ведете?

Воспитатель - Карлсон, у нас гости, мы говорим о весне, о природных явлениях весной, а ты все шутишь, не вовремя, между прочим, а у нас на кухне пекут вкусные булочки с конфеткой.

К – Все лечу.

 
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания

С наступлением весны в природе происходят изменения. Дует теплый ветер. А еще говорят, весна бывает разная: в марте - весна света, в апреле - воды, в мае - зеленой травы

В марте весна света. Что это означает?

Правильно солнце начинает святить все ярче и ярче, становиться все теплее и теплее. И только от солнца появляется такое явление как радуга. Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Радуга бывает с одной, с двумя дугами. Мало кому известно, но существует и ночная радуга. Ночью, когда заканчивается дождь, радуга может возникнуть и в результате действия лучей, отражаемых луной. Несомненно, она не такая яркая, как днем, но видно ее замечательно. В зимнее время радуга возникает очень редко, но по своей красочности и живописности она отличается от всех остальных. Эта полоса цветных линий называется спектр. Слайд-шоу.

Ребята, как вы думаете, мы в группе можем получить радугу?

Опыт с радугой. Воспитатель делает радугу на стене с помощью СД диска, призмы. Для этого я “поймала” призмой белый луч и получила изображение радуги на стене. 

Получилась вот такая радуга. 

Радуга.

Цель опыта: показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.

А мы с вами пройдем за столы и сделаем опыт, «растущая радуга» при помощи фломастеров и воды.

Берем полоски салфетки, внизу ставим точки.

Запомним с вами шуточный текст: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания порядка расположения цветов в радуге. Каждое слово этой фразы начинается на букву, с которой начинается слово, обозначающее цвет радуги. Первое слово «каждый», начинается на букву? (к), значит первый цвет в радуге какой? (красный). Второе слово в этой волшебной фразе «охотник», на какую букву это слово? (на букву о), а какой цвет на букву «о»? (правильно, оранжевый). Так последовательно разбираем каждое слово, выделяем букву и вспоминаем цвета: (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Сколько всего цветов в радуге? (семь).

Опускаем в стакан с водой бумажку, и посмотрите, что происходит, у нас вода поднимается вверх и растворяет капельки краски и появляется эффект «растущей радуги»

А использовали мы свойства воды – растворять, она растворила точки от фломастеров.

Очень красивая получилась у нас радуга. Такой опыт можно сделать дома. И удивить своих близких.

Гляньте: радуга над нами,

Над деревьями

Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).

Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты. 

Домами

Руки сложены над головой крышей.

И над морем, над волной

Нарисовать волну рукой.

И немножко надо мной.

Дотронуться до головы

 
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Апрель месяц воды.

Почему ребята? (ответы детей)

В старину говорили «Мокрый апрель - хорошая пашня» Почему?

Ребята, как вы думаете, можно сделать дождь в группе. (Ответы детей.)

Опыт «Идет дождь» показывает воспитатель (аквариум, краски)

Звучит мелодия дождя.

Куда исчезает вода после дождя, после таяния снега?

Правильно она бежит ручейками в реки, и впитывается в почву.

А что же происходит с растениями, деревьями?

Они впитывают влагу и просыпаются.

И сейчас мы с вами убедимся в этом.

Опыт впитывания питательных веществ из почвы. В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите?

Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу. Значит, вода и солнце будят наши растения.

А если опустить палочку в стакан с песком. Что происходит?

И наступает месяц май – месяц зелени. Как вы думаете, что это означает?

Опыт раскрытия цветов. Бежит, журчит ручей ничей, Чуть тает снежок, через поле – лужок (дети бегут друг за другом волнистой дорогой, позванивая колокольчиками). Воспитатель: Мы оказались с вами около волшебного озера. Присаживайтесь на стулья. Посмотрите на воду и скажите, какая она? (холодная, прозрачная, чистая). А как вы узнали, что вода холодная? Опустите руки в воду, наберите немного воды в ладошки и вылейте, можно тихонько побрызгать (дети играют с водой, все соглашаются, что вода на самом деле холодная).

Вывод: Вода весной холодная.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, перед нами «волшебное озеро» (емкость с водой), как красиво распускает свои лепестки волшебный цветок (воспитатель располагает бумажные цветы, бумага, размокая в воде, имитирует распускание лепестков цветка).

Дети повторяют опыт.

Вывод: Распускаться бумажные цветы начинают от того, что волокна бумаги напитываются водой, бумага становится тяжелее и распрямляется под собственной тяжестью.

В природе существует особый удивительный мир, завораживающий своей красотой, необычностью форм и таинственностью - мир цветов. Присутствие цветов в повседневной жизни человека привносит яркость и краски и дополняет её суть. Мир цветов с их бесконечным многообразием красок и форм, будит у человека возвышенные чувства. Наш взор быстро найдет синие цветы василька, желтоглазые ромашки, пушистые соцветия клевера, ярко-желтые одуванчики. Это пестрое и благоухающее разноцветье создает атмосферу праздника весны. Давайте и мы подарим гостям наши волшебные цветы, мы их покрасили в разные цвета (заранее проводился опыт, как влага поднимается к листьям?)

Цель опыта: увидеть, как влага поднимается к листьям.

Дарим цветы.

Посмотрите, и наша радуга дарит нам цветы, но с условием.

Красный, оранжевый и желтый цветок возьмите, если вам все было очень интересно.

Зеленый, голубей - если что-то было интересно, а что-то нет.

Синий, фиолетовый – если что – то вызвало затруднение.

 
III. Заключительная часть  
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей

Почему взяли красный, зеленый, фиолетовый. (Анализ.)

И какие весенние приметы мы изучали?

Чему научились? Что для этого делали? А какие опыты мы покажем дома?

Карлсон - А вот и не ждали, а я с булочками. Ого, а чем это вы тут занимались? (Ответы детей.)

Ну а теперь пошалим!!!!!!.

Что нам помогло? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить?

 
IV.

Дальнейшая разработка темы

Организовать в детском саду выставку рисунков на тему «Радуга», провести «Жаворонки», дети с родителями изготавливают поделки к конкурсу «Весенняя капель».

 
             

Опыт до занятия.

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

 

Поиск

 

Блок "Поделиться"

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Творчество