Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

Природоведение и экология

ОБЖ и валеология

Физкультура

Интеграция образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая".

Вид НОД: познавательно-исследовательская.

Тип НОД: закрепление знаний, ознакомление со свойствами воздуха.
Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. 
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения. 
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга. 
Образовательные:
1. Обучать детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы. 
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений. 
3. Способствовать устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей. 
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования. 
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации. 
3. Активизировать речевую деятельность детей. 
Методы и приемы:
1. Практические. (Эксперименты, опыты, дидактические игры.)
2. Наглядные. (Рассматривание картин.)
3. Словесные. (Вопросы, пояснения, выводы.) 
Материал: Набор исследователя: бейджик, лоток, стакан с водой, трубочка, зубочистка, пакет, салфетка, банка с крышкой, 2 свечки, спички. 
Демонстрационный: ИКТ : презентация с картинкой «Город» и «Лес». 
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка.
Игровая: игровые упражнения.
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование.
Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы.

Ход НОД

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, а что это случилось с синим шариком? Он какой-то стал грустный, маленький.

Ребята давайте чтобы у нас был совсем не грустный день, мы начнем его с улыбки и подарим улыбку не только друг другу, но и нашим гостям

Звучит песня от «улыбки»

Воспитатель: - Мы очень рады, что к нам пришло столько много гостей. Примите от нас улыбки, и хорошее настроение не покинет больше вас.

Воспитатель: Ребята но что же случилось с нашим шариком?

Дети: (ответы).

Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети: - Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?

Дети: - Воздух.

Воспитатель: - Какой ещё воздух? И сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.

Дети садятся за столы с раздаточным материалом.

Воспитатель: Предлагаю вам приклеить значки исследователей.

Воспитатель: А что такое воздух? 

Дети: Это то, чем дышат люди и всё живое

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Кто из вас, ребята, видит воздух?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Я тоже его не вижу, но я знаю, что его очень много вокруг нас. 
Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве.

Воспитатель: Как можно его обнаружить?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: И я предлагаю вам провести первый опыт.

Опыт 1:

Воспитатель: А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать? 
Возьмите одноразовые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты.

Воспитатель: Что произошло с пакетами? Что в них находится?

Дети: Пакет надулся! Там воздух.

Воспитатель: Какой он? Вы его видите? (ответы детей: нет). 

Воспитатель: Значит мы доказали, что воздух невидимый.

Опыт 2:

Воспитатель: А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? 
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.

Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, мы с вами доказали что воздух прозрачный И совсем не имеет цвета. Воздух можно почувствовать кожей

Физкультминутка:

Мы сидели, мы устали, воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись, хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись,

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два, чтоб не болела голова.

И, закончивши зарядку

Воздух глубоко вдохнули, выдохнули

Тихо на места вернулись.

Опыт № 3:
Воспитатель: (воспитатель берёт коробочки стоящие на столе) Что это? Наверное, это волшебные баночки.

Воспитатель: - Посмотрите, а в них что-нибудь есть?

Дети: (ответы).

Воспитатель: - Правильно, воздух. А как вы думаете воздух пахнет, давайте понюхаем чем он пахнет?

(В это время воспитатель по кругу передает баночки детям

и они их нюхают.)

Воспитатель:-Чем же пахнет первая Баночка?

Дети: ответы.

Воспитатель: Действительно, первая баночка пахнет чесноком.

Воспитатель: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

Воспитатель: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (пахнет духами).

Воспитатель: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по- разному?

Дети: (ответы).

Воспитатель: — А я-то думаю, почему везде по-разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи.

Воспитатель: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Физкультминутка:

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру "Водолаз".

Встали в круг. Послушайте правила игры: Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Для этого нужно предварительно «подготовить» организм к «погружению».

Раз - делаем вдох, два - выдох, три - вдох, крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы, затем приседаем – «погружаемся», и сидим на корточках кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть, «всплывают» - встают. Итак, начинаем. Раз, два, три.

Звучит аудиозапись «Шум воды и крики чаек» и дети играют.

Воспитатель: Всё, я не могу. Голова закружилась.

- Как вы себя чувствовали?

Загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый и всё же

Без него мы жить не можем.

- Это потому, что человеку для жизни необходим воздух, как и всему живому на земле. Значит, воздух есть внутри нас. А давайте проверим! Вернёмся в нашу лабораторию.

Опыт №4:

Воспитатель: Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Звучит музыка из к/ф «Усатый нянь». Детский смех.

Воспитатель: Как здорово у вас получается!

- Ой, ребята, что это происходит с водой?

- Вода в стаканах просто бурлит!

- Что вы видите? (Пузырьки)

- А что это за пузырьки? Как они там оказались?

- В стакане же только вода была. (Ответы.)

- Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков.

- Мы доказали, что воздух есть внутри нас. (Просит повторить 2-3 человека) и нужен он нам очень чистый.

Воспитатель: А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится?

Дети: (ответы).

Опыт № 5:

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха. 
- Что происходит? Почему свеча в банке погасла?

Дети: В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им. 

Воспитатель: Мы с вами доказали, что воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.

Воспитатель: Воздух приносит огромную пользу всему живому – Особенно, обогащения лёгких кислородом. Для того чтобы показать как обогащен организм человека кислородом мы с вами продолжим немного позже после того, как отдохнём.

Звучит музыка без слов

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

Воспитатель: - Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось? Что было сложного? Что интересного?

Итог:

А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны. 
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.

 

Поиск

 

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент

Творчество