Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Образовательные области: художественная литература, коммуникация.

Возраст: старшая группа

Место проведения: группа

Оборудование:

- книги с иллюстрациями, изображающими волшебные предметы

- иллюстрации к рассказам: «Косточка» Л.Н. Толстого, «Кто сказал мяу?» В. Сутеева, «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинского, «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки, «Лисичкин хлеб» М. Пришвина

- аудиозапись спокойной музыки

Цель: Продолжать формировать у детей умение ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к художественной литературе

- воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство взаимопомощи, сотрудничества

Развивающие задачи:

- развивать у детей умение с помощью различных приемов вспоминать название и содержание знакомых литературных произведений

- развивать чувство рифм

Обучающие задачи

- формировать представления о литературных жанрах.

- продолжать формировать умение общаться со сверстниками.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет, но не на самолете. Мы летим в волшебную страну, а это значит, что и средство передвижения у нас должно быть волшебное. А как вы думаете, ребята, на чем летают жители волшебной страны?

Дети: На ковре самолете.

Воспитатель: Вы угадали, мы полетим на ковре – самолете. У нас будет три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся (Звучит музыка). Мы, ребята, попали в сказочное королевство. Скажите, а чем отличается сказка от рассказа?

Дети: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать. Люди пользуются волшебными предметами.

Воспитатель: Ребята, а я принесла вам волшебный ларец. В этом ларце волшебные предметы, я буду описывать предмет, а вы отгадывать, если вы отгадаете, что это за предмет, то я достану его из ларца. (Воспитатель описывает волшебный клубок, сапоги-скороходы, метлу и ступу Бабы-Яги, шапку-невидимку, яйцо с кащеевой смертью). Ребята, а вы хорошо знаете сказки? (ответы детей)Я предлагаю вам сыграть в игру «Отгадай сказку». Послушайте правила игры, я описываю героя сказки, а вы его отгадываете. Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну подскажите имя ее? (Красная Шапочка) На сметане мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился… ( Колобок) У отца был мальчик странный, необычный – деревянный, но любил папаша сына. Что за странный человечек деревянный? На земле и под водой ищет ключик золотой. (Буратино) Всех важней она в загадке, хоть и в погребе жила. Репку вытащить из грядки Деду с Бабкой помогла. ( Мышка)Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Кто же были, эти маленькие дети? ( Козлята) Возле леса, на опушке трое их живет в избушке. Там три стула, три подушки. Угадайте, без подсказки, кто герои этой сказки? ( Три медведя) Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей, сквозь очки свои глядит добрый доктор… ( Айболит)

Воспитатель: Замечательно, ребята, вы и правда знаете много сказок. А я предлагаю вам сыграть еще в одну игру, которая называется « Чьи это слова?» Послушайте, правила игры. Я произношу вам фразу, которую произносит кто-то из сказочных героев. Вы должны отгадать, кто говорит эти слова и как называется сказка. И так начнем.

- « Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел…» ( Колобок)

- « Не садись на пенек, не ешь пирожок…» ( Маша из сказки « Маша и медведь»)

- « Печка, матушка, спрячь нас…» ( Сестрица из сказки « Гуси-лебеди»)

- « Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Пироги кто пек?» (Петушок из сказки « Колосок»)

Воспитатель: Ох, ребята, наверное, вы устали, давайте отдохнем. А поможет нам отдохнуть сказка.

 

Физкультминутка

Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем – и снова в путь! Нам советует Мальвина: - станет талия осиной, если будем наклоняться влево-вправо 10 раз. Вот Дюймовочки слова: - Чтоб была спина прямая, поднимайтесь на носочки, словно тянетесь к цветочкам. Раз, два, три, четыре, пять. Красной Шапочки совет: - Если будешь прыгать, бегать, проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять. Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения)

Воспитатель: Ребята, садимся на ковер и отправляемся дальше в путь. (Звучит музыка). Мы оказались в краю рассказов. Ребята, чем отличается рассказ от сказки?

 

Дети: В рассказах идет речь о том, что было на самом деле.

Воспитатель: Предлагаю, поиграть в игру, которая называется «К какому рассказу иллюстрация?» Послушайте. Правила игры. Я показываю иллюстрацию, а вы отгадываете к какому рассказу относится эта иллюстрация и называете рассказ. (Воспитатель показывает иллюстрации к рассказам «Косточка» Л.Н. Толстой, «Кто сказал мяу?» В. Сутеев, «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский, «Лисичкин хлеб» М. Пришвин)

Воспитатель: А мы отправляемся дальше в путь. Садимся на ковер и летим. (Звучит музыка). Мы попали в мир стихов. Скажите. Чем стихи отличаются от рассказов?

Дети: Стихи записываются в столбик. ( Показ стихов в книге). А рассказы записываются в строчку. ( Показ прозы в книге) А еще в стихах последние слова созвучны.

Воспитатель: Поиграем в игру «Подскажи словечко». Я буду начинать строчку из стихов, а вы будете заканчивать ее.

- « Стала девочка котенка спать укладывать. – Вот тебе под спинку, мягкую…» (перинку)

- « Мама спит, она… (устала)

- « Падал снег на порог, кот лепил себе… (пирог)

- А потом позвонил медведь. Да как начал. Как начал… (реветь)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я очень рада, что вы так много знаете сказок, рассказов, стихов. Поэтому, мы не заблудились в мире литературы. Садимся на ковер и возвращаемся домой.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество