Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Занятия по развитию речи в первой младшей группе продолжаются и летом. Если позволяют условия, их проводят непосредственно на участке.

В этот период с детьми повторяют программный материал; ежедневно читают малышам художественные произведения, рассказывают (напоминают) народные сказки. Перед тем как рассказать сказку, целесообразно предложить их вниманию присказку, например:

За ступенькою ступенька -

Станет лесенка,

Слово к слову ставь складненько -

Будет песенка.

А колечко на колечко -

Станет вязочка.

Сядь со мною на крылечко,

Слушай сказочку.

И закончить сказку лучше присказкой:

Так они живут,

Пряники жуют,

Медом запивают.

Нас в гости поджидают.

Или: "Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец".

Напоминая сказку, воспитатель может показать детям фигурки настольного или кукольного театра, использовать фланелеграф. В этом случае занятие целесообразно начать (или, наоборот, закончить) с дидактического упражнения типа "Вот так раз!" ("Что не так?", "Кто лишний?"). Суть его заключается в том, что к персонажам определенной сказки попадает герой из другой сказки. Дети должны заметить ошибку и исправить ее. Например, педагог выставляет на фланелеграф картинки, на которых изображены репка, дед, бабка, внучка,

Жучка, заяц (вместо кошки) и мышка. "Тянут-потянут, а вытянуть почему-то не могут, – рассказывает воспитатель. – Как вы думаете, почему?" (Произошла ошибка. Надо позвать кошку, кошка встанет на место зайца. А зайчика-побегайчика надо отнести туда, где стоит теремок (из набора для настольного театра) или лежит книжка "Теремок".)

Эти маленькие головоломки доставляют детям много радости, а воспитателю позволяют выяснить, как малыши усвоили содержание сказок. Кроме того, такие задания предполагают умение детей использовать развернутые описания.

В летние месяцы воспитателю следует повторить с детьми потешки и стихи, в частности, те, которые легко драматизировать, сопровождать игровыми и имитационными движениями, например, "Три веселых братца" (немецкая песенка), "Кошка" Г. Сапгира, "Сапожник" (польская песенка) и т. п.

С детьми можно поискать приметы лета и поблагодарить его за теплые деньки, цветущие клумбы, бабочек и жучков, яркое кружево листьев на деревьях, ягоды и т. п. В это же время года весьма кстати прочитать сказку "Земляничка" Н. Павловой, погонять по воде (в тазике) кораблик под пушкинские строки: "Ветер по морю гуляет…" (совершенствование плавного длительного выдоха).

Особое удовольствие детям доставляют игры-инсценировки (знакомые и новые, например, "Как непослушный котенок лапу обжег"; "Как у Наташи чуть птичка не улетела" и т. п.).

Игра-инсценировка "Как непослушный котенок лапу обжег"

Жила-была маленькая и веселая девочка, с кудряшками на голове. Была у девочки бабушка. Девочка часто ходила к бабушке в гости. Когда она возвращалась домой, люди спрашивали ее:

– Маленькая девочка,

Скажи, где ты была?

А девочка отвечала:

– Была у старой бабушки

На том конце села.

– Что ты пила у бабушки?

– Пила с вареньем чай.

– Что ты сказала бабушке?

– Спасибо и прощай.

Английская народная песенка, пер. С. Маршака

Однажды, возвращаясь от бабушки, девочка встретила на улице маленького веселого котенка. Котенок спросил:

– Маленькая девочка,

Скажи, где ты была?

(Стихотворение повторяется.)

Котенок понравился маленькой девочке, а девочка понравилась маленькому котенку. Они стали жить вместе. Вместе играли, вместе гуляли, вместе ходили в гости к бабушке. В гостях девочка пила чай с вареньем, а котенок лакал молоко.


Как-то раз, когда бабушка, девочка и котенок собирались вместе пообедать, пришла соседка и увела куда-то бабушку. Время шло, а бабушка не возвращалась.

– Возьму и отопью немножко молока из кастрюли, которая стоит на плите, – решил котенок.

– Нельзя! – сказала девочка. – Бабушка может рассердиться. Потерпи еще немного.

Но маленький котенок не захотел больше ждать. Он прыгнул на плиту. Кастрюля была такая высокая, что котенок едва достал до ее края.

– Опущу в кастрюлю лапу, а потом лапу оближу, – решил он. Сунул лапу в молоко. И заверещал так, будто ему наступили на хвост. А все потому, что молоко в кастрюле было горячее…

Узнав о случившемся, бабушка пожурила девочку и котенка. Но они уже и сами поняли, что надо учиться терпению.

На этот раз, возвращаясь от бабушки, девочка несла котенка с обожженной лапой на руках. Люди спрашивали ее:

– Маленькая девочка,

Скажи, где ты была..?

После слов девочки "спасибо" и "прощай" котенок добавляет:

– А еще мы обещали бабушке никогда не совать лапы в кастрюли.

Игра-инсценировка "Как у Наташи чуть птичка не улетела"

В клетке жила веселая птичка. Она прыгала по жердочке и пела: "Чив-чивы-чиив".

– Это она мне "доброе утро" говорит? – спрашивала Наташа.

– Возможно, – отвечала мама. – Но скорее всего, она просит у нас зернышек и водички.

Наташа любила разговаривать с птичкой.

– Видишь, мама поставила тебе свежей водички, – говорила она Чиву.

– Чив-чив, – отвечал он.

– Это слон, а это заяц, – рассказывала Наташа Чиву.

– Чи-ив-чив, – соглашался он.

– А в бабушкиной комнате висит новый ковер. На нем нарисованы птицы. Они похожи на тебя. Хочешь на них посмотреть?

Чив согласился.

Наташа хотела отнести Чива прямо в клетке, но не смогла поднять ее. Тогда Наташа открыла клетку и взяла Чива. Но он испугался, забил крыльями и вырвался у нее из рук. Вначале Чив летал по комнате, потом сел на форточку и вдруг быстро юркнул в клетку.

Наташа закрыла дверцу. В это время в форточку прыгнул Наташин кот Васька. Это его увидел на балконе Чив и поспешил домой, в клетку.

– Спасибо тебе, Васенька, – поклонилась коту Наташа. – Если бы не ты, улетел бы наш Чив.

– Чив-чи-ив, – подтвердил Чив, прыгая по жердочке.

Специалисты считают, что с детьми этого возраста уже можно работать над произношением трудных звуков с, з, ц. Эту работу целесообразно проводить именно летом, с небольшими группами детей (2–4 человека) и индивидуально. Дети повторяют, как поет-свистит струя воды: с-с-с; дразнят комаров, которых весной и летом множество: з-з-з; цокают, изображая бельчат: цок-цок-цок;проговаривают чистоговорки, например:

Су-су-су – ягоды в лесу.

Усь-усь-усь – к нам подходит гусь.

За-за-за – надвигается гроза.

Зи-зи-зи – кубики вези.

Цо-цо-цо – знакомое лицо.

Ец-ец-ец – Вова (Саша, Коля) молодец.

С детьми проводят игры, в которых используются программные поэтические произведения, в частности "Бежала лесочком лиса с кузовочком…", "Приказ" Э. Мошковской (в сокращении); "Лисий хвостик" Н. Пикулевой; "Ой, ты, заюшка-пострел…" (пер. с молдавского И. Токмаковой) и т. п. Приведем пример игры-диалога с использованием польской народной песенки "Сапожник" (пер. с польского, обраб. Б. Заходера)

– Был сапожник?

– Был!

– Шил сапожник?

– Шил!

– Для кого сапожки?

– Для соседской кошки.

В летние месяцы в группе или на участке целесообразно рассматривать с детьми сюжетные картины – знакомые и новые. Среди новых могут быть картины из наглядно-дидактического пособия В. В. Гербовой. Приведем пример занятия.

У аквариума

Воспитатель предлагает вниманию детей картинку, спрашивает, что на ней изображено. Выслушивает ответы детей, не корректируя их.

"Вы все правильно поняли, – подводит итог воспитатель. – Котенок прокрался в комнату, где стоит аквариум с рыбками , а мальчик пытается его отвлечь.

Вам нравится аквариум ? Какой он? (Большой, круглый, на ножках. В нем чистая вода, камешки, травка (водоросли), красивые рыбки.)

Дети пришли, чтобы… (покормить рыбок). А следом за ним прибежал… (котенок). Подбежал к аквариуму и обхватил его лапами, стараясь поймать рыбку. Поймал котенок рыбку? Почему это ему не удалось? (Рыбки за стеклом.)

Мальчик решил увести котика подальше от рыбок. Он сделал из бумаги бантик и привязал к нему веревочку. Бантик по полу ползет, котенок на бантик глядит. Интересно, побежит он за бантиком?

Девочка в красном платьице рыбок кормит, на глупого котенка любуется: "Ишь, шустрый какой! И рыбок поймать хочет, и бантик схватить готов"".

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество