Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

1.Общие представления ребенка об окружающем мире

Цвет

Как проверяем?

Демонстрируем ребенку предметы различных цветов. Это могут быть игрушки, наре­занные квадратики из цветной бумаги и др. Цвета, которые должен назвать и отличить друг от друга ребенок: красный, желтый, синий, зеленый.

Показателей уровня сформированности элемента может быть три:

N (представления соответствуют норме);

представления в стадии формирования;

не имеет представлений.


Представления о форме

Как проверяем?

Демонстрируем ребенку предметы различных геометрических форм: квадрат, круг, треугольник. Он должен самостоятельно назвать все.

Показателей уровня сформированности элемента может быть три:

N (представления соответствуют норме);

представления в стадии формирования;

не имеет представлений.


Временные представления

Как проверяем?

Демонстрируем ребенку картинки с изображением времен года и характерными при­знаками (зима, весна, лето, осень), задаем вопросы относительно того, какие явления проис­ходят в определенное время года. Затем демонстрируем картинки с изображением времени суток (утро, день, вечер, ночь). Дополнительно задаем вопросы ребенку о том, что именно мы обычно делаем в то или иное время суток. После достижения ребенком пяти лет логопед может спросить про дни недели, а также названия месяцев времен года, и, если ребенок не владеет этой информацией, смело включаем ее в дальнейшие занятия.

Показателей уровня сформированности элемента может быть три:

N (представления соответствуют норме);

представления в стадии формирования;

не имеет представлений.


Представления о пространстве

Как проверяем?

Задаем ребенку вопросы касательно того, где у него правая сторона, где левая, просим коснуться правой рукой до левого уха и т.д. Спрашиваем, что стоит справа, что стоит слева от него, что находится наверху/внизу, позади/спереди.

Показателей уровня сформированности элемента может быть три:

N (представления соответствуют норме);

представления в стадии формирования;

не имеет представлений.


2.Речеязыковая компетенция

Уровень сформированности лексикона

Объем словаря

Как проверяем?

Словарь существительных можно определить, пользуясь специальными картинками и методиками, однако общий словарный запас опытный логопед уже видит на обследовании в беседе с ребенком и на основе его рассказов.

Словарь глаголов. Демонстрируем ребенку картинки животных и людей, задаем вопросы по ним. Картинки: лягушка, птица, змея, олень. Спрашиваем у ребенка, как пере­двигаются эти животные? (лягушка прыгает, птица летает, змея ползает, олень бегает). Можно задать дополнительно вопрос о том, какие звуки издают эти животные (змея шипит, птица поет, лягушка квакает).

Картинки с изображением людей в какой-либо деятельности дают нам информацию о других глаголах, которые есть в лексиконе ребенка. Например, картинки: девочка шьет, мальчик строит домик, дядя играет на гитаре, мальчик читает книгу.

Словарь прилагательных. Демонстрируем ребенку яркие картинки с изображением розы, яблока, машины. Роза бывает красивой, маленькой, красной или розовой (в зависи­мости от подобранной картинки). Яблоко может быть вкусным, сладким, зеленым, сочным, спелым. Машина может быть большой, быстрой и т.д.

Показатели уровня сформированности лексикона:

N (словарный запас соответствует возрастной норме);

словарный запас в пределах обихода;

беден;

резко ограничен.


3вукопроизношение

Как проверяем?

Необходимо проверить звуки, находящиеся в различных положениях слова (начале, середине, конце). Соответственно, на каждый звук нужно подобрать несколько знакомых дошкольнику картинок:

С - сова, носки, ананас;

СЬ - семья, письмо, гусь;

З - заяц, коза;

ЗЬ - зебра, газета;

Ц - цветок, курица, огурец;

Ш - шар, машина, мышь;

Ж - жук, мороженое;

Ч - черепаха, бабочка, мяч;

Щ - щенок, ящерица, плащ;

Л - лошадь, яблоко, стул;

ЛЬ - лиса, малина, король;

Р - радуга, груша, сыр;

РЬ - рисунок, гриб, дверь;

К - капуста, собака, кубик;

КЬ - кисть, коньки, венок;

Г - гриб, лягушка;

ГЬ - гитара, бегемот;

Х - хомяк, муха, петух;

ХЬ - хижина, орехи, орех;

J - яблоко, майка, змея;

Т - тыква, конфета, фотоаппарат;

ТЬ - тигр, утюг, кровать;

Д - дом, радуга;

ДЬ - дерево, крокодил;

Н - ножницы, обезьяна, лимон;

НЬ - нитки, гусеница, олень;

М - муха, лампа, дом;

МЬ - медведь, помидор, семь;

П - паук, попугай;

ПЬ - пингвин, апельсин;

Б - бант, собака;

БЬ - белка, кубики;

Ф - фотоаппарат, жираф;

ФЬ - фея, конфета;

В - волк, сова;

ВЬ - вишня, свеча.

Показатели:

-N (в пределах возрастной нормы);

фонетический строй речи сформирован недостаточно;

фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения);

Здесь важно отметить, в каких именно словах были допущены пропуски, искажения, замены, ведь от этого зависит дальнейшая логопедическая работа по формированию пра­вильного звукопроизношения.


Системная организация словаря (ассоциативные связи)

Системная организация словаря подразумевает смысловые связи между словами. Например, мы знаем, что стол - это предмет мебели, но мы также знаем, что столы бывают разные по предназначению и материалу: обеденные или письменные, деревянные или метал­лические. Само слово «стол» образуют в участках головного мозга систему ассоциаций, и если у нас возникает эта ассоциация - мы владеем словом. Этот принцип действуют и при изучении иностранного языка. Если у нас возникает картинка при услышанном или увиден­ном слове «table», то слово нами усвоено, и мы его обязательно вспомним, так как у нас имеет место быть ассоциация. Именно поэтому в иностранном языке сложно выучить абстрактные понятия, если не иметь опыт с этим понятием в реальной жизни.

Как проверяем?

Демонстрируем ребенку картинки: кошка и котенок, карандаш и лист бумаги, корова и стакан молока. Примеры могут быть различны. Задаем ребенку вопросы относительно того, почему предметы расположены вместе. В нашем примере, можно сказать, что котенок является детенышем кошки, карандашом можно рисовать на листе бумаги, а корова дает молоко. Все примеры достаточно просты и показывают, сформировано ли понятие у ребенка.

Показатели:

N (соответствуют норме);

в стадии формирования;

не сформированы.


Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения. Частными случаями словоизменения является склонение по падежам, спряжение по лицам, изменение по родам, временам. При словоиз­менении не рождается новое слово. Как проверяем?

Демонстрируем ребенку картинки со следующими изображениями: букет ромашек, мальчик дает молоко кошке, малыш рисует карандашом, человек сидит на стуле. Задаем вопросы по картинкам: *Букет чего? *Мальчик дал молоко кому? *Малыш рисует чем? *Человек сидит на чем?

Показатели:

N (соответствуют возрастной норме);

в стадии формирования;

не сформированы.


Словообразовательная деятельность - образование различных новых слов от одноко- ренных слов.

Как проверяем?

Картинки: малина, апельсин, ананас, абрикос, груша.

Спрашиваем у ребенка, какой может быть сок из малины/апельсина/ананаса/абри­коса/груши.

Картинки: дом, ключ, яблоко, мышь. Просим на основе этих картинок назвать их лас­ково (домик, ключик, яблочко, мышка)

Картинки: кошка и котенок, утка и утенок, собака и щенок, курица и цыпленок, корова и теленок.

Просим на основе этих картинок сказать, как называется мама и ее детеныш. Показатели:

N (соответствуют возрастной норме);

в стадии формирования;

не сформированы.


Синтаксические навыки и умения

Как проверяем?

Просим ребенка закончить предложения: *Девочке подарили куклу, потому что... *Мы пошли гулять на улицу, когда. *Дети пошли в школу, чтобы.

Просим ответить на вопросы:

*Почему зимой нужно одеваться тепло?

*Для чего нужно чистить зубы?

В зависимости от верного согласования всех синтаксических норм, показатели будут следующими:

N (соответствуют возрастной норме);

в стадии формирования;

не сформированы.


Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста

Понимание текста.

Как проверяем? Предлагаем послушать короткий рассказ, задаем вопросы по содер­жанию. Например: «Алиса испекла вишневый пирог. Вскоре пришли гости, и она угостила всех пирогом с чаем. Гости были очень довольны и благодарили Алису за угощение. Подруга мамы попросила у Алисы рецепт вкусного вишневого пирога».

Вопросы: Кто испек пирог? Какой пирог испекла Алиса? Кто пришел к Алисе? Что попросила подруга мамы?

Показатели понимания текста:

-N (соответствуют возрастной норме);

в стадии формирования;

не сформированы.


Продуцирование текста

Как проверяем?

Для данного обследования подойдет любая сюжетная картинка. Основной вопрос к ребенку: «Что произошло? Расскажи».

Показатели:

составлен рассказ со всеми смысловыми, временными и причинно-следственными связями, с соблюдением грамматических норм и использованием правильно подобранного словаря;

рассказ составлен с помощью взрослого, с нерезко выраженными нарушениями связ­ности рассказа, недостатками развернутости и длительным нахождением подходящих слов;

в рассказе имеются аграмматизмы, наблюдается выпадение смысловых и связующих элементов;

были приняты значительные подсказки со стороны взрослого, наблюдалось неумение ребенка использовать правильные лексические средства в сочетании с искажением смысла рассказа;

рассказ недоступен.


Репродуцирование текста

Как проверяем?

Для обследования подойдет любой короткий и несложный для ребенка рассказ, который ему следует послушать и пересказать.

Показатели:

пересказ составлен самостоятельно с соблюдением лексико-грамматических норм, связности и последовательности изложения;

пересказ составлен с незначительной помощью взрослого, были замечены нару­шения связного воспроизведения текста, затруднения в поиске подходящих лексических средств;

пересказ составлен с помощью взрослого, был отмечен пропуск частей рассказа, без искажения смысла, наблюдалась также недостаточная наполняемость рассказа лексиче­скими средствами;

пересказ составлен со значительной помощью взрослого, отмечались искажения смысла, аграмматизмы, неправильное использование лексики;

пересказ недоступен.


Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции

Как проверяем?

На основе обследования фонетического слуха, звукового анализа и синтеза.

Фонематический слух. Предлагаем ребенку повторить сочетания:

*та-да-та,

*па-ба-па,

*жа-ша-жа,

*са-за-са,

Показатели:

N (соответствуют возрастной норме);

в стадии формирования;

не сформирован.


Навык звукового анализа и синтеза

Предлагаем ребенку хлопнуть в ладоши, когда он услышит в слове звук «С»: сом, шапка, машина, коса, автобус, кошка, пылесос, карандаш.

Также можно предложить ребенку ответить, в каком месте слова он слышит звук «С» (в начале/в середине/в конце): сом, коса, автобус.

Показатели:

N (соответствуют возрастной норме);

в стадии формирования;

не сформирован.


Слоговая структура слова

Виды нарушений: пропуски звуков, слогов/ добавление/замена/ перестановка/соеди­нение слоговых частей двух слов.

Как проверяем? Просим произнести сложные по слоговой структуре слова, опираясь на картинки. Например: сковорода, бегемот, черепаха, самолет и др.

Показатели:

N (не нарушена);

негрубые дефекты слоговой структуры слова;

структура нарушена.


3. Двигательное развитие

Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы

Как проверяем? Просим ребенка подпрыгнуть, похлопать в ладоши, поймать мяч и др. На основе наблюдения, логопед строит выводы о состоянии двигательной сферы ребенка.

Показатели:

N (нормативный показатель);

незначительно нарушена координация;

координация движений не сформирована.


Сформированность целенаправленных движений (праксис)

Как проверяем? Просим ребенка нарисовать предмет, сложить фигурку или простую картинку или рассортировать предметы по цвету, проследив совершаемые движения.

Показатели:

N (соответствует норме);

в стадии формирования;

не сформирован.


4. Психологическая база речи

Вербальная память

Как проверяем? Просим послушать и повторить ряд слов; количество слов варьируется в зависимости от возраста.

Показатели:

N (соответствует норме);

не сформирована.


Речевое внимание

Как проверяем?

Просим послушать и ответить на вопрос: «Масло лежит в маслёнке, а соль в солонке. Где лежит масло? А где лежит соль»?

Показатели:

N (соответствует норме);

не сформировано.


Мышление (вербальный и невербальный интеллект)

Развитие мышления - наиважнейший показатель, являющийся при этом основным критерием оценки познавательного развития. Мышление определяет, с каким именно нару­шением имеет дело педагог, какое нарушение первично - речь или интеллект.

Как проверяем?

Методик на определение состояния мышления достаточно много. Мы предлагаем два из них - «Найди отличия» и «4-ый лишний».

В первом варианте следует подобрать картинку двух предметов, например яблок, одно из которых большое, красное, с листиком, а другое - маленькое, желтое, без листика. Ребенок должен найти все различия.

Во втором варианте, необходимо предоставить три картинки одной лексической группы и одну картинку из другой группы, например: огурец, яблоко, груша, банан. Основ­ной вопрос: «что лишнее и почему?» Важно, чтобы ребенок аргументировал свой ответ. Зачастую, критерий оценки у детей отличается от правильного ответа.

Показатели мыслительных операций:

N (соответствует норме);

не производит обобщений и других операций мышления.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент