Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Подробнее...

В Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации поступает информация о фактах нарушения прав дошкольных образовательных учреждений при выборе ими программ и педагогических технологий. В отдельных регионах установилась негативная практика жесткого регламентирования образовательной деятельности дошкольных учреждений, принудительного навязывания педагогическим коллективам определенных программ и технологий. Имеют место случаи, когда экспертная оценка деятельности ДОУ проводится формально, без всестороннего учета качественных показателей его работы, на основе статуса программ, по которым строится образовательный процесс.

В связи с этим Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации разъясняет, что основным правовым механизмом оценки деятельности ДОУ является его аттестация — комплексная экспертиза деятельности ДОУ на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта. В настоящее время до введения государственного образовательного стандарта действуют Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.08.96 № 448). Государственные органы управления образованием, в том числе Минобразование России, обеспечивают разработку примерных образовательных программ. Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня, содержится в информационных письмах Минобразования России от 24.03.95 г. № 42/19-15, от 29.01.96 г. № 90/19-15, от 18.07.97 г. № 112/36-14. Эта информация ориентирует дошкольные учреждения на новые развивающие программы, помогает педагогам выбрать программу (программы) из спектра вариативных, указывает на соответствие этих программ требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Подробнее...

Министерство образования Российской Федерации в 1995 году опубликовало перечень инновационных авторских программ, рекомендованных для работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях (письмо Министерства образования РФ от 24.03.95 № 19-15/42 «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования — в контексте педагогики развития»).

В настоящем письме Министерство продолжает информировать работников системы дошкольного образования о новых программах, получивших гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации».

В соответствии с «Рекомендациями по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» (письмо от 24.04.95 № 19-15/46) новые образовательные программы реализуют принципы педагогики развития и сотрудничества, способствуют внедрению в дошкольных образовательных учреждениях личностно ориентированного стиля взаимодействия педагогов с детьми.

Подробнее...

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования особое значение приобретает регуляция его качества. Оно неразрывно связано с внедрением в практику работы дошкольных образовательных учреждений современных программ и технологий, базирующихся на личностно-ориентированном подходе к ребенку.

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации проводит систематическую работу по отбору и экспертизе новых программ и учебно-методических комплектов для дошкольных образовательных учреждений. Их федеральная экспертиза осуществляется в соответствии с Рекомендациями по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации (методическое письмо Минобразования России от 24.04.95 г. № 46/ 19-15) и Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (приложение 2 к приказу Минобразования России от 22.08.96 г. № 448).

Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня и получивших гриф Минобразования России, постепенно расширяется. Информация о них содержится в инструктивно-методических письмах Минобразования России «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования — в контексте педагогики развития» от 24.03.95 г. № 42/19-15 и «О новых российских программах для дошкольных образовательных учреждений» от 29.01.96 г. № 90/19-15.

Подробнее...

Современное российское общество предъявляет к воспитанию подрастающего поколения новые требования: растить будущего гражданина свободным и ответственным, обладающим чувством собственного достоинства, способным с уважением относиться к другим людям, делать собственный выбор, с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих. Эти требования непосредственным образом связаны с формированием эмоционально-потребностной сферы ребенка, его взаимоотношениями с другими людьми — детьми и взрослыми.

Вместе с тем в используемых программах и педагогических технологиях до сих пор преобладает аспект, связанный с познавательным (умственным) развитием ребенка. Его знаниевой компетентностью, в то время как развитие личности, социальной компетентности, приобщение к культуре остаются на периферии содержания дошкольного образования. Представленные в настоящем письме образовательные программы и педагогические технологии восполняют этот существенный пробел в образовании детей дошкольного возраста, Указанные материалы предполагают также активное вовлечение родителей в образовательный процесс, тесное сотрудничество детского сада и семьи, без которого невозможен полноценный процесс воспитания.

Подробнее...

Министерство образования Российской Федерации информирует о новых наиболее актуальных программах по дошкольному образованию, получивших гриф Минобразования России в 2001 году. Отдельные программы (по художественному труду, математическому развитию детей) представляют собой пропедевтические блоки непрерывных курсов образования, которые содействуют эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Содержание этих программ обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям.

Министерство образования Российской Федерации просит довести содержание настоящего письма до всех педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, методических служб, специалистов органов управления образованием, системы повышения квалификации, а также экспертных комиссий по аттестации детских садов.

Подробнее...

I. Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации адресуются Федеральному экспертному совету по общему образованию Министерства образования РФ, региональным (местным) органам управления образованием, организующим проведение экспертизы новых программ по дошкольному образованию, экспертным комиссиям по аттестации дошкольных образовательных учреждений.

1.2. Целями настоящих рекомендаций являются регуляция качества дошкольного образования, защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности образования, а также ориентация работы ДОУ на педагогику развития.

1.3. Настоящие рекомендации соответствуют стратегии разработки государственных образовательных стандартов дошкольного образования и могут использоваться работниками системы дошкольного образования Российской Федерации в период до утверждения и введения в действие указанных стандартов.

Подробнее...

Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе.

В целях создания благоприятных условий для подготовки детей к школе Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации рекомендует организовать для детей, не воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях, занятия на базе дошкольных образовательных учреждений для детей 3-6 лет и общеобразовательных учреждений для детей 5-6 лет.

Для проведения занятий могут комплектоваться группы, ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, которые могут посещать отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектологом в зависимости от их потребностей.

При этом необходимо проводить диагностико-консультативную работу с детьми 5- и 6-летнего возраста, направленную на выявление уровня и особенностей развития ребенка, а также выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для его развития и подготовки к школе.

Подробнее...

Настоящее методическое письмо разработано с целью упорядочения организации деятельности образовательных учреждений, в которых одновременно осуществляется обучение, воспитание детей дошкольного и школьного возраста. В письме раскрываются вопросы организации взаимодействия общеобразовательных и дошкольных учреждений, а также ориентиры преемственности обучения детей.

Взаимодействие дошкольных и общеобразовательных учреждений может осуществляться в нескольких вариантах.

Первый вариант. Образовательное учреждение реализует несколько общеобразовательных программ: дошкольного образования и начального общего образования или дошкольного образования и начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, получив на это соответствующую лицензию. В своей деятельности такое образовательное учреждение руководствуется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации и Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации.

Подробнее...

В настоящее время в ряде дошкольных образовательных учреждений возникает негативная тенденция дублирования целей, задач, форм и методов начальной школы. Содержание дошкольного образования выстраивается в «школьной логике» — логике будущих учебных предметов, практикуется раннее обучение детей письму, чтению, усложненной для дошкольников математике и др. Создается неправомерная диспропорция в ведущих содержательных линиях образования, состоящая в преобладании познавательного развития над художественно-эстетическим, физическим и социально-личностным. Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются занятиями, которые становятся преобладающей формой обучения и воспитания. При этом игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, а значит, и интересы самого ребенка.

Данные медицины также свидетельствуют о том, что подобное раннее обучение приводит к переутомлению и перегрузкам маленьких детей, отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

Подобные явления в значительной степени провоцируются требованиями родителей, которые считают, что раннее обучение ребенка в дошкольном возрасте обеспечит ему в дальнейшем успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и признание со стороны сверстников. Именно поэтому родители стремятся к тому, чтобы их ребенок в любом образовательном учреждении, будь то начальная школа или детский сад, наращивал знания, умения, навыки на протяжении всего периода детства — чем раньше он начнет школьное обучение, тем лучше. При этом недооцениваются такие негативные последствия, как потеря у детей интереса к учебе.

Подробнее...

В связи с введением в действие Федеральных конституционных законов «О Государственном флаге Российской Федерации» (от 25.12.2000 г. № 1-ФКЗ), «О Государственном гербе Российской Федерации» (от 25.12.2000 г. № 2-ФКЗ), «О Государственном гимне Российской Федерации» (от 25.12.2000 г. № 3-ФКЗ) и приказом Минобразования России «Об объявлении федеральных конституционных законов Российской Федерации об официальных государственных символах России» от 01.02.02 г. № 271 Министерство образования Российской Федерации рекомендует органам управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательным учреждениям всех типов организовать воспитательную деятельность с обучающимися по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации.

Минобразование России считает эту деятельность важной составляющей в воспитании патриотизма и гражданственности детей и молодежи, сохранении преемственности поколений и укреплении социального единства общества.

Подробнее...

Содержание образовательных программ должно соответствовать:

— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

— определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и др.);

— современным образовательным технологиям, которые отражены: в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Подробнее...

Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 проц. от контингента детей, поступающих в школу.

Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70 проц., хронических заболеваний — 50 проц., физиологической незрелости — 60 проц. Более 20 проц. детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи. У 60-70 проц. детей дошкольного и школьного возраста отмечается кариес зубов. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.

Подробнее...

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Это должно выразиться в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору.

Во многих регионах России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. В Иванове и Москве, Саранске и Петрозаводске созданы и действуют городские советы родительской общественности; практически в каждом районном центре Ленинградской области — общественные родительские организации; в Магаданской, Саратовской и других областях — областные родительские комитеты; в Тверской области — Тверская родительская общественная организация. Разнообразная практика работы с семьей складывается в республиках Башкортостан и Татарстан, Краснодарском и Красноярском краях, Волгоградской, Воронежской, Курганской, Мурманской, Новосибирской, Оренбургской, Псковской, Пермской и Ростовской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, гг. Санкт-Петербурге и Москве, других регионах России.

Подробнее...

Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

Организация диагностической работы по изучению семей.

Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.

Организация психолого-педагогичёского просвещения родителей.

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).

Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

Подробнее...

Малокомплектные дошкольные учреждения с разновозрастными группами составляют значительную часть сельских дошкольных учреждений.

Малокомплектные детские сады являются ступенью общей системы народного образования и призваны в тесном содружестве с семьей заложить основы личности ребенка, осуществить коммунистическое воспитание детей дошкольного возраста и подготовку их к школе. Содержание воспитательно-образовательной работы малокомплектного дошкольного учреждения должно соответствовать «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду», утвержденной Министерством (1984) с учетом специфики работы дошкольных учреждений с разновозрастными группами. В разновозрастной группе увеличивается доля самостоятельной деятельности детей, положительное воспитательное значение оказывает постоянное общение младших детей со старшими (формирование заботливости, самостоятельности, дружеских отношений и т.д.).

Для охраны и укрепления здоровья детей, их успешного воспитания и обучения большое значение имеет соблюдение гигиенических рекомендаций по организации режима дня и комплектованию разновозрастных групп малокомплектных дошкольных учреждений.

Подробнее...

С переходом детей из преддошкольной в дошкольную группу изменяется характер деятельности детей: усложняются занятия, дети овладевают новыми культурно-гигиеническими навыками, более содержательной становится игра и т.д.

Длительность сна и бодрствования, ритмичность их чередования у детей 4-6-го годов жизни, в основном, совпадают, что позволяет использовать в смешанной дошкольной группе следующий режим дня (табл. 2). В дошкольной группе в зависимости от возраста детей общие режимные моменты смещают на 5-10 мин.

В смешанной дошкольной группе большое влияние уделяется утренней гимнастике, длительность которой для детей 3-4 лет составляет 4-6 мин., для более старших — 10-12 мин. Утренняя гимнастика для этих двух подгрупп детей существенно отличается по содержанию. Ее желательно сначала проводить с младшими детьми, затем с более старшими. При отсутствии такой возможности утренняя гимнастика проводится одновременно со всей группой дифференцированно в зависимости от возраста по количеству, темпу и качеству выполнения упражнений. Утреннюю гимнастику необходимо проводить на свежем воздухе, а в холодное время года — в хорошо проветренном помещении.

Подробнее...

Методическое письмо Института возрастной физиологии Российской академии образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»

1. Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье, разработаны с целью оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования (далее — игрушки и материалы) для детей с учетом их возраста и интересов. Требования адресуются также воспитателям, заведующим дошкольными образовательными учреждениями для организации работы с семьей.

2. Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.

Подробнее...

Заслушав и обсудив сообщения начальника Управления дошкольного образования Минобразования России Т.И. Оверчук и председателя Комитета образования Новгородской области В.Н. Аверкина о ходе Всероссийского эксперимента по организации новых форм дошкольного образования (далее — эксперимент), ознакомившись с опытом работы дошкольных образовательных учреждений г. Великого Новгорода, коллегия отмечает целенаправленную работу Министерства образования Российской Федерации и органов управления образованием субъектов Российской Федерации по сохранению сети дошкольных образовательных учреждений (далее — ДОУ) и созданию условий для развития новых вариативных форм дошкольного образования на основе групп кратковременного пребывания детей в детских садах.

Решение о проведении всероссийского эксперимента было продиктовано сложившимися в системе дошкольного образования негативными тенденциями. Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети ДОУ (с 1990 года она сократилась на 40 проц.), стремительным повышением родительской платы за содержание детей в ДОУ; оттоком детей из детских садов, а следовательно, снижением охвата детей дошкольным образованием (около 50 проц. детей сегодня не пользуются услугами ДОУ). Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и семьи.

Подробнее...

Обратим внимание на перечень моделей групп кратковременного пребывания, представленный в табличной форме. По направлению своей деятельности они неоднородны. Среди них выделяются адаптационные, группы выходного дня, семейные, для детей-инвалидов. Организация таких групп необходима и будет востребована населением. Однако, за исключением групп для детей-инвалидов (их финансирование должно осуществляться из средств органов социальной защиты), такие группы нужно организовывать на платной основе и рассматривать, скорее, как дополнительные услуги.

Что касается моделей групп, которые отмечены в таблице звездочками, то их можно определить как базовые модели групп кратковременного пребывания. Финансирование этих групп может осуществляться на основе экономии денежных средств из фонда заработной платы самого дошкольного образовательного учреждения; путем привлечения средств родителей; из средств местных органов управления образованием, а также путем комбинации вышеобозначенных источников. Содержание образования в базовых моделях групп кратковременного пребывания должно соответствовать государственному стандарту дошкольного образования.

Подробнее...

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение направлено на реализацию положений Конвенции о правах ребенка, ст. 43 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.98 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 13.01.96 г. № 12-ФЗ «Об образовании».

1.2 Положение призвано регулировать деятельность Групп кратковременного пребывания, созданных в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, не посещающих образовательные учреждения.

1.3. В своей деятельности группы кратковременного пребывания руководствуются Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста и другими нормативно-правовыми актами по вопросам образования, социальной защиты прав и интересов детей.

1.4. Группы кратковременного пребывания ставят своей целью обеспечить всестороннее развитие детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, формирование у них основ готовности к школьному обучению.

Подробнее...

I. Общие положения

1. Санаторное детское дошкольное учреждение (группа) для ослабленных и часто болеющих детей (1) имеет своей целью проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях общего назначения. Наряду с лечебно-оздоровительными мероприятиями санаторное дошкольное учреждение (группа) проводит воспитательно-образовательную работу с детьми в соответствии с скорректированной Программой воспитания и обучения в детском саду.

2. Санаторные дошкольные учреждения (группы) организуются исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями, организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями с ведома органов здравоохранения.

3. Основным типом санаторного дошкольного учреждения является ясли-сад на 6-12 групп. При необходимости группы санаторного типа могут открываться на базе действующих и вновь вводимых детских дошкольных учреждений общего назначения (яслей, детских садов, яслей-садов).

Подробнее...

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует образовательную, реабилитационную, оздоровительную и финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений для детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Настоящее Типовое положение является типовым для государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, — центров: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и других.

Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее именуется учреждение), создается для детей и подростков от 3-х до 18 лет и реализует программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и начального профессионального образования.

Подробнее...

Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в Российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Подробнее...

1. Деятельность учителя-дефектолога (логопеда, олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога)

Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Содержание его деятельности аналогично деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной группе имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог:

— планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;

— консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;

— координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);

Подробнее...

В настоящее время перечень необходимой документации, форма ее ведения определяются как органом управления образованием, на территории которого находится данное образовательное учреждение, так и самим образовательным учреждением в зависимости от реализуемой образовательной программы. Представленный ниже перечень разработан на основе многолетнего практического опыта педагогических работников ДОУ и систематизирован:

1. Документация учителя-дефектолога (логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога).

2. Документация воспитателей.

3. Документация педагога-психолога.

4. Документация музыкального руководителя.

5. Документация инструктора по физической культуре.

Подробнее...

В целях осуществления координации и контроля проведения аттестации дошкольных образовательных учреждений, оказания методической помощи специалистам в области дошкольного образования, а также защиты ребенка от негативных последствий непрофессионального использования методов диагностики детей дошкольного возраста Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации просит довести до сведения центров развития образования, аттестационных служб, ИПК, дошкольных образовательных учреждений следующее.

В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса. Однако сегодняшнее состояние этой практики характеризуется рядом негативных тенденций. Во-первых, все более массовый характер приобретает неправомерное применение тестирования детей в процессе аттестации дошкольных образовательных учреждений, при аттестации педагогических и руководящих работников, при переходе детей из дошкольного учреждения в первый класс общеобразовательной школы.

Подробнее...

На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует:

— Довести до сведения руководителей образовательных учреждений следующие методические рекомендации:

О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Приложение 1);

О формах учета деятельности ПМПк (Приложение 2).

— Провести мониторинг обеспеченности ПМПк образовательных учреждений региона специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специального образования Минобразования России до 20.05.2000 г. по предлагаемой форме (Приложение 3).

Подробнее...

Заведующий городской ПМПК

В соответствии с Уставом муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) планирует и организует ее работу.

Осуществляет подбор и расстановку кадров с учетом предъявляемых к ним квалификационных требований.

Организует повышение квалификации работников.

Отвечает за качество работы специалистов по обследованию детей и составлению рекомендаций о формах лечения, обучения и воспитания детей с отклонениями в психофизическом развитии.

Организует участие сотрудников ПМПК в разработке и реализации новых методов и методик обследования детей, в создании комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Организует оснащение ПМПК необходимым оборудованием и материалами.

Подробнее...

В настоящее время российский рынок заполнен играми и игрушками, в том числе импортными, значительная часть которых характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, отрицательно влияющим как на психическое здоровье детей, так и на их развитие.

Появление в продаже таких игр и игрушек никем не контролируется.

В целях защиты детей от негативного влияния подобных игр и игрушек и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 г. № 610-р и Федеральным законом от 24.07.98 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» вводится обязательная психолого-педагогическая экспертиза детских игр и игрушек. Организация такой экспертизы возложена на государственное учреждение Центр «Игрушка» Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Для ее введения требуется объединение усилий различных министерств и ведомств, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, методических служб, предприятий-изготовителей, торгующих организаций, образовательных учреждений, родителей.

Подробнее...

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент