Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Добрый день дорогие родители! Я рада вас всех видеть.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т. д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, управлять своими желаниями нужно начинать с дошкольного возраста.

В этом возрасте происходит овладение ребенком своим поведением, сознательном управлении своей деятельностью, умении планировать, подчинять действия достижению цели и контролировать их, совершенствовать усилия, преодолевать препятствия.

Подробнее...

 

Вы хотите, чтобы в вашей семье вырос исполнитель, готовый подчиняться жестким дисциплинарным требованиям и не умеющий отвечать за свои решения и поступки? Вряд ли. Никто не стремится видеть в своих детях будущих роботов, собранных по единой схеме даже на самом современном конвейере. Все мы надеемся, что вырастим свободных людей, творцов, которые будут готовы постоянно преобразовывать себя и окружающий мир.

Может, вы хотите, чтобы ваши дети были очень похожими на вас, а когда не получается – расстраиваетесь? На самом деле, если бы отцам однажды удалось воспитать детей сугубо по собственному образцу, остановился бы прогресс. Появились бы просто клоны. А там, где останавливается развитие, начинается деградация. Дети всегда растут в иных условиях жизни, у них иные потребности и возможности, их опыт далеко не во всем напоминает родительский. Поэтому непохожесть младших на старших – обычное явление.

Подробнее...

 

На этот вопрос большинство родителей воскликнут: «Как только появляется на свет!» А многодетные матери уточнят, что еще не родившиеся дети не похожи друг на друга, еще во время беременности одни любят «гулять», другие – «спать», третьи – «слушать музыку». В родильном доме новорожденные ведут себя совершенно по-разному: кто-то требовательно, громко кричит, когда испытывает дискомфорт, кто-то покорно и вяло терпит голод, а кто-то будто не замечает неудобств. Гордые и счастливые мамы целыми днями сравнивают своих долгожданных детишек, обсуждают их характеры, вспоминают своих первенцев, других хорошо знакомых малышей: «Мой такой ленивец! Совсем сосать не хочет, хоть и голодный». – «А моя – трудяга, работает на совесть». – «Нет, вы взгляните, спит и спит, и выражение лица такое мечтательное, проза жизни его не интересует».

Подробнее...

 

Трудно представить, что есть родители, которые не хотели бы, чтобы их ребенок стал личностью. Почему это так важно – быть личностью? Каждый ли человек – личность? Как они взаимосвязаны, эти два понятия: личность и индивидуальность? Словом «личность» определяют то самое главное, важное, что в нас есть, – наше социальное лицо, то, какими видят нас другие люди.

Личность – это гибкая, текучая целостность. Она умеет воскресать, возрождаться после каждого, самого разрушительного кризиса. Даже кардинально преобразовавшись, сменив обличье, отказавшись от значимых ценностей, сменив круг общения и профессию, она остается узнаваемой благодаря тому жизненному миру, в котором живет, который обустраивает, обживает и видоизменяет, благодаря пройденному пути, собственной истории.

Личность не просто пассивно адаптируется, приспосабливается к окружающему миру. Она для такой мимикрии, свойственной, например, хамелеонам, слишком сложна. Ее опыт, стремления, ни на кого непохожесть преломляют, видоизменяют внешние воздействия. Мир вокруг нас тоже совсем не юн и не прост, чтобы покорно приспосабливаться к нашим капризам. Поэтому приспособление оказывается творческим и взаимным, происходит активно, диалогично.

Подробнее...

 

Что родители знают и чего не знают об индивидуальных возможностях своего ребенка? Обычно они безошибочно идентифицируют свойства характера и моральные качества сына или дочери, которые уже проявились, стали привычными. Но детство – такой особый период в развитии человека, когда на поверхности оказывается лишь незначительная часть того, что малыш усваивает, впитывает, постигает. Большинство впечатлений, открытий, представлений никак не проявляются в поведении, копятся как бы про запас, закладываются в хранилище на долгие годы. И чем младше ребенок, тем больше подводная часть айсберга, тем труднее по внешним проявлениям сделать далеко идущие выводы.

Значение детства для последующего развития трудно переоценить. Малыш усваивает такие потоки информации, и с такой скоростью, что ему могли бы позавидовать самые талантливые ученые, наиболее неординарные творцы. Формируясь открыто, вне контроля родителей, практически без их корректирующих влияний, гигантский запас индивидуальных возможностей ребенка в определенные возрастные периоды вдруг переходит из потенциального состояния в актуальное, возникает как из-под земли, иногда радуя, а иногда вызывая испуг и недоумение старших.

Подробнее...

 

Задание 1

Проанализируйте, как вы относитесь к не похожим на ваши индивидуальным особенностям вашего супруга, родителей, друзей, сослуживцев. Попытайтесь ответить на следующие вопросы:

а) какие индивидуальные особенности моего мужа (жены, отца и др.) вызывают у меня удивление, недоумение, непонимание, недоверие?

б) какие индивидуальные особенности моих близких раздражают, затрудняют общение, приводят к конфликтам?

в) есть ли у моих близких такие черты, которые восхищают меня, вызывают желание подражать?

г) к каким чертам моих близких я абсолютно индифферентен, равнодушен?

Теперь попробуйте ответить на эти вопросы так, как, по вашему мнению, на них отвечал бы ваш супруг (супруга), затем ваши родители, знакомые, сослуживцы.

Сопоставьте полученные ответы с вашими. Обсудите результаты, сравните, насколько мы осознаем наши собственные индивидуальные особенности и их влияние на общение, совместную деятельность. До какой степени мы терпимы? С чем готовы примириться, а что вызывает протест, оказывается неприемлемым? Умеем ли мы, даже зная индивидуальные особенности друг друга, считаться с ними, дабы избегать недоразумений?

Подробнее...

 

Что такое возраст? Влияют ли возрастные особенности на формирование индивидуальности?

Каждый взрослый ответит на эти вопросы по-своему. Один скажет, что возраст – просто стадия, ступенька развития, на которой по-новому проявляется детская индивидуальность, изначально программируемая наследственностью, семейной атмосферой, воспитательными усилиями. По мнению этого человека, ребенок автоматически продвигается по возрастной лестнице, реализуя с бо́льшим или меньшим успехом имеющиеся у него задатки. Как поезд, идущий по расписанию. Другой возразит: откуда же в таком случае неожиданные повороты, опоздания и ускорения в психическом развитии сына или дочери? Чем объяснить качественные скачки, которых никто заранее не мог предугадать? Этот взрослый будет доказывать, что каждый возраст не похож на предыдущий, что он таит в себе сюрпризы, не всегда радующие родителей.

Подробнее...

 

Одни дети развиваются быстро, удивляя и радуя родителей, вселяя в них надежду на особую одаренность, необыкновенность сына или дочери. Они поразительно легко овладевают чтением, быстро считают в уме, обыгрывают в шахматы взрослых, рифмуют, музицируют. Другие на акселератов совсем не похожи, их развитие скорее запаздывает, общая активность по сравнению со сверстниками снижена, познавательные интересы не выражены, потребность в общении проявляется неярко. Значит ли это, что задержки психического развития необратимы? Что в дальнейшем ребенок, который с самого раннего возраста отставал от сверстников, обречен на неуспеваемость в школе, непризнание со стороны товарищей, прозябание во взрослой жизни? Отнюдь нет.

Темп психического развития – величина неоднозначная. Нередко оказывается, что человек, в детстве считавшийся вундеркиндом, позднее ничем не выделяется среди далеко не так бурно развивавшихся в раннем возрасте товарищей. А тот, кто позже других усвоил премудрости грамоты или счета, со временем вдруг превратился в Эйнштейна. Сказанное не означает, что родители могут не уделять внимания тому, как развивается их малыш. Ведь отношение к ребенку, формы сотрудничества, принятые в семье, во многом определяют, задают темп его развития.

Подробнее...

 

В зависимости от темпа психического развития сроки перехода с одного возрастного этапа на другой очень индивидуальны.

У разных детей фиксируются большие отличия в темпах овладения отдельными видами деятельности, характерными для того или иного возрастного этапа, скорости развития психических процессов, формирования отдельных свойств и качеств будущей индивидуальности. Кто-то намного раньше других начинает ходить, а кто-то – петь. У некоторых детей быстрее развивается речь, тогда как другие, еще ничего не говоря, замечательно ныряют и плавают под водой.

Несмотря на своеобразие перехода каждого конкретного ребенка с одного возрастного этапа на другой, на невозможность построения жесткого графика движения от возраста к возрасту строго по расписанию, существуют все же на основе наблюдений установленные среднестатистические границы между возрастами.

Подробнее...

 

Возможно ли беспроблемное развитие человеческой индивидуальности, когда ребенок спокойно переходит с одной возрастной ступеньки на другую и в памяти родителей его взросление запечатлевается в виде равномерного поступательного движения, не требующего ни от самого растущего человека, ни от его близких бессонных ночей, мучительных раздумий, мгновенных переходов от отчаяния к восторгу?

Воспоминания о бескризисном развитии, даже если они у кого-то есть, – не более чем иллюзия. Если кому-нибудь из читателей собственное далекое детство кажется некоей изначальной гармонией, исходным равновесием с миром, тем золотым веком, тоска по которому будет неизбежным лейтмотивом до самой смерти, он не кривит душой. Просто читатель принимает за реальность редакторскую работу собственной памяти.

Подробнее...

 

Задание 1

Попытайтесь определить психологический возраст всех взрослых членов семьи, а также своих друзей и знакомых, исходя из знания их индивидуальных особенностей, отношения к собственной жизни, оценок прошлого и планов на будущее.

Для облегчения задачи можно произвести несложные подсчеты. Если принять все то, что хотелось бы совершить на протяжении жизни, за сто процентов, то сколько к настоящему времени реализовано? Допустим, тридцать процентов. Осталось спросить каждого, с кем вы проводите эксперимент, до какого возраста он думает дожить. Предположим, до восьмидесяти лет. Тогда получится, что за восемьдесят лет реализуется (в идеале) сто процентов замыслов, а к настоящему времени уже реализовано тридцать процентов. Выходит, психологический возраст вашего тестируемого – двадцать четыре года.

Подробнее...

 

У вас – сын, у друзей – дочь того же возраста. Вы постоянно встречаетесь, дети растут на глазах. Сначала оба – младенцы, позднее – дошкольники, не успеешь оглянуться – уже идут в первый класс. Сколько бы вы их ни сравнивали, всегда окажется больше различий, чем сходства, хотя, как мы только что убедились, на каждой возрастной ступеньке все дети проходят приблизительно одни и те же этапы развития индивидуальности.

Может, дело в наследственности? Или непохожих условиях воспитания в разных семьях? И в том, и в другом. Но еще и в самом очевидном – мы сравниваем детей разного пола. Биологические различия несомненны, и именно на основании их еще во время первых ультразвуковых исследований во время беременности врач сообщает родителям пол будущего ребенка.

Подробнее...

 

Что такое психологический пол? В каком возрасте он начинает формироваться? Почему так важно родителям знать об особенностях его становления у собственных детей?

Мы привыкли автоматически указывать в анкетах свой пол, не задумываясь над тем, о чем именно нас спрашивают, какой пол имеется в виду: биологический с его генетическими, морфологическими, физиологическими особенностями или социальный, отражающий нормативы данного исторического периода, национальные, региональные, семейные традиции. А может, нас спрашивают о том, представителями какого пола мы себя чувствуем и осознаем, то есть речь идет о психологической половой принадлежности?

Пол – не изначальная данность, если говорить не о физиологии, а о психологии. Осознание ребенком, а затем и подростком, юношей, молодым человеком своей половой принадлежности, принятие ее происходит постепенно, иногда довольно драматично и длится долгие годы.

Подробнее...

 

Насколько мужественность или женственность детей зависит от их родителей? Как сказывается эмоциональная близость, привязанность ребенка к отцу и матери на формировании его личности? Каковы особенности половой социализации в неполной семье?

Семья – носитель культурных традиций, в том числе и гендерных. Ее роль в передаче тех или иных ценностных ориентаций, предпочтений, ожиданий от одного поколения к другому трудно переоценить. Самые первые, а значит, еще не осознанные представления детей о мужских и женских ролях возникают во время общения с мамой и папой, бабушками и дедушками. От того, насколько взрослые принимают свою индивидуальность, удовлетворены гендерными ролями, самореализуются в них, в значительной мере зависит и успешность принятия ребенком собственной половой принадлежности.

Подробнее...

 

Как на детские идеалы мужественности/женственности влияют другие дети? Ровесники, знакомые, друзья по играм, одноклассники – какие гендерные стереотипы транслируют они друг другу? Обсудите эти вопросы с вашими знакомыми, имеющими детей. Хорошо это или плохо? Надо ли бороться с влиянием улицы? Критиковать подруг вашей дочери или друзей вашего сына? Видите ли вы позитивное влияние сверстников на формирование индивидуальности вашего ребенка? Или вам кажется, что это влияние однозначно нужно уменьшать, ограничивать?

Потребность детей в других детях естественна и объяснима. Никакие взрослые не заменят вашим подрастающим мальчикам и девочкам других детей. Вспомните, как это было в вашем детстве, насколько вы нуждались в друзьях, скучали по ним, если вас увозили в отпуск, отправляли к бабушке в деревню; как быстро вы старались найти новых друзей; как подражали их манерам, повторяли высказывания.

Подробнее...

 

Задание 1

Представьте тест, в котором вам предлагают психологические портреты двух людей и просят определить их пол. О первом вам известно, что он предпочитает рисковать, часто ведет себя с окружающими деспотично, грубо, любит командовать, подчеркивает, что его мнение главное, что ему принадлежит право принимать решения. Он властный, независимый и сильный. Второй – нежный, зависимый от значимых отношений, эмоциональный, мечтательный. Ему не нравится быть лидером и брать на себя ответственность за важные решения, потому что он чувствует себя достаточно слабым.

Вы определили первого как мужчину, а второго – как женщину? Знайте, что вы не одиноки. Исследования показывают, что так считают люди во всем мире, от Азии до Африки, от Европы до Австралии.

Подробнее...

 

Существуют ли врожденные особенности поведения, определяющие индивидуальное своеобразие личности с младенчества? Поддаются ли они изменениям, педагогической коррекции? Много ли в ребенке заложено от природы по сравнению с тем, что сформировалось под влиянием окружающей среды? Эти вопросы волнуют каждого воспитателя, с их решением родители связывают успешность раскрытия индивидуальности своих детей.

При рассмотрении таких подструктур индивидуальности, как возраст и пол, мы прослеживали взаимообусловленность биологического и социального, их неразрывность. Следующая важнейшая составляющая – темперамент, характеризующий устойчивые, присущие каждому из нас от рождения индивидуальные черты.

Свойства темперамента накладывают отпечаток на характер и способности, поведение в повседневных и необычных, экстремальных ситуациях. Они определяют выработку определенного стиля жизни, сказываются на успешности сосуществования с другими людьми, способствуют или препятствуют достижению взаимопонимания в семье и на работе.

Подробнее...

 

С давних пор подмечена связь черт темперамента и характера нервных процессов, особенностей высшей нервной деятельности человека. Холерик, нервничая, скорее всего, кричит, а меланхолик – плачет. Помните старинные итальянские маски Пьеро и Арлекина? Арлекин раздает подзатыльники, а Пьеро грустит и вздыхает. Можно вспомнить и столь популярные амплуа белого и рыжего клоунов в любом цирке.

Свойства нервной системы лежат в основе темперамента, составляют его физиологическую базу. Индивидуальные различия определяются фундаментальными свойствами нервных процессов – возбуждения и торможения.

Что это за свойства? Прежде всего сила. Она зависит от работоспособности нервных клеток и проявляется в функциональной выносливости, способности выдерживать либо достаточно длительное, либо хотя и кратковременное, но сильное возбуждение, не выключаясь, не переходя в состояние охранительного торможения.

Подробнее...

 

Часто приходится слышать от родителей такой вопрос: что делать, если у нашего малыша слабый тип нервной системы? Можно ли его укрепить? Или еще одна редакция подобного вопроса: неужели нельзя совладать с холериком? Как лучше бороться с неуравновешенностью сына или дочери? В обобщенном виде проблема звучит следующим образом: можно ли «плохой» темперамент сделать получше и что для этого необходимо?

Разберемся, есть ли плохие и хорошие темпераменты. И какие считать хорошими, а какие – плохими. Не только среди родителей, но и среди ученых-специалистов долгое время бытовало мнение, что люди со слабой нервной системой нуждаются для нормальной жизнедеятельности в создании специальной оранжерейной обстановки, которую далеко не всегда жизнь им обеспечивает. Однако в настоящее время эта точка зрения отражает далекий вчерашний день.

Подробнее...

 

Новорожденный. Казалось бы, о каком темпераменте можно говорить в самом начале жизни? Но первые проявления его внимательно фиксируются взрослыми с самого начала. Молодые мамы с колясками на прогулке задают друг другу одни и те же вопросы: «Ваш часто кричит?», «А успокаивается сразу или долго не может после крика уснуть?», «Как сосет: жадно или вяло?», «Когда раздеваете, купаете, как он двигает ручками и ножками? Есть ли уже координация движений или еще не заметно?». Это не праздное любопытство, не попытки похвастать достижениями своего первенца. Или не только родительское тщеславие. Это уже и первичная диагностика. «Если кричит громко, требовательно, настойчиво, будет активным, самостоятельным, а если чуть слышно плачет, тихоня вырастет», – говорит мама постарше, а остальные поддакивают, уточняют, полемизируют. Может, она излишне категорична в своих предсказаниях, но внимательность к индивидуальным особенностям, умение привлечь к повседневному целенаправленному наблюдению других мам оказываются своевременными и полезными.

Подробнее...

 

Задание 1

Представьте очередь родителей, жаждущих получить льготный абонемент в бассейн (танцевальную студию, секцию восточных единоборств для самых маленьких). Предположим, абонементы кончаются перед самым носом у людей, обладающих разными темпераментами. Один папа вступает в спор с администратором, требуя, чтобы тот отдал свой абонемент ему, достал из сейфа абонементы, якобы спрятанные для знакомых, грозит, что он это так не оставит. Второй спокойно решает, что его малышу всего четыре года и на следующий год не поздно будет записаться, да и выбор секций, возможно, станет больше. Третий бормочет, вздыхая, что ему вечно не везет, что билеты в цирк или театр тоже всегда перед ним кончаются, что просто день сегодня неудачный. Четвертый, ничего не говоря, находит в телефоне адрес аналогичного детского развивающего центра и быстро уходит, надеясь, что там ему повезет больше.

Подробнее...

 

Как мы уже убедились, индивидуальное своеобразие психического склада ребенка зависит и от его возраста, и от пола, и от особенностей темперамента, а главное – от того, как родители относятся к определенным половозрастным или индивидуально‑типологическим характеристикам сына или дочери. Настал черед поговорить и о том, как сам ребенок относится к своим возрасту и полу, свойствам нервной системы и темпераменту, взаимоотношениям в семье. Предметом нашего разговора будет характер, основная жизненная направленность, неповторимый образ действия и условия его воспитания.

Откуда взялось слово «характер»? Его ввел в обиход греческий ученый Теофраст, или Феофраст (ок. 370–287 гг. до н. э.), ученик и преданный друг Аристотеля. Теофраст сумел дать неустаревающие до сих пор описания 30 типов характера, в которых доминируют такие качества, как ирония, пустословие, неотесанность, угодливость, крохоборство, тщеславие или нечистоплотность.

Подробнее...

 

Можно ли удержаться, если тянет совершить нечто нехорошее? И как? В каком возрасте у ребенка должна появиться воля?

Воля недаром считается основой характера, его стержнем. Такие волевые качества личности, как самостоятельность, решительность, настойчивость, самообладание, определяют ясность жизненных целей, намечают пути и способы их достижения, помогают преодолевать препятствия. Не может быть сильного характера у слабовольного человека.

Обратимся к истокам воли. Она начинает формироваться с развитием у ребенка произвольной регуляции поведения. Насколько ваш ребенок‑дошкольник может управлять своими действиями, достигать целей, которые вы перед ним поставили, не останавливаться на полпути, возвращаться к начатому делу, даже если его отвлекают? Ответ на эти вопросы поможет представить реальный уровень произвольности, достигнутый вашим малышом.

Подробнее...

Всем нам встречаются люди странные, самобытные, очень непохожие на окружающих. Взаимоотношения таких чрезмерно выраженных индивидуальностей с миром зачастую оказываются непростыми; с ними нелегко, да и им самим тоже довольно трудно взаимодействовать, общаться. В психологической литературе для обозначения таких чрезмерно ярко выраженных индивидуальностей издавна применяется термин «акцентуация», а в бытовой лексике употребляют немало иных, нередко оскорбительных слов.

Не обязательно внешние странности, необычности, чудачества являются результатом дисгармонии во взаимоотношениях с близкими людьми. Причин может быть много, в том числе и связанных с наследственностью, последствиями тяжелых родов, отклонениями в пренатальном развитии и т. п. Но зачастую основной источник акцентуаций характера – семейный микроклимат.

Подробнее...

 

Разговор о детском характере был бы неоконченным, если бы мы не попытались хотя бы фрагментарно обозначить наиболее типичные препятствия на пути его становления. Почему так часто возникают в самых разных семьях похожие проблемы? Почему вопросы, с которыми родители приходят в психологическую консультацию, повторяются? По‑видимому, есть как вполне определенные сложности в развитии детской индивидуальности, так и столь же определенные родительские заблуждения, педагогические ошибки.

Прежде всего, нарушения поведения, которые так беспокоят родителей, могут быть связаны с отклонениями от стадии возрастного развития. Роль возраста, которому мы посвятили специальную главу, не всегда в должной мере оценивается. Специалисты разного профиля – педагоги, психологи, дефектологи, психиатры описывают различные отклонения от нормального взросления. Некоторые отклонения способствуют опережающему, а некоторые, наоборот, замедляющему становлению индивидуальности.

Подробнее...

 

Задание 1

Из приведенных ниже определений выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер», и сравните ваши ответы с ответами супруга:

а) черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях;

б) характер индивидуально своеобразен;

в) черты характера проявляются лишь в типичных обстоятельствах;

г) характер – порождение семейных взаимоотношений.

Попробуйте вместе видоизменить, расширить или сузить этот список с целью выработки если не единого, то все же согласованного, общего взгляда на характер.

Подробнее...

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент