Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания — запо­минание, мышление, воображение — строятся на основе об­разов восприятий, являются результатом их переработки. По­этому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие — это непосредст­венное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Подробнее...

Чувственный опыт ребенок приобретает в процессе ори­ентировочно-исследовательской деятельности. Познавая мир, малыш использует следующие способы действий:

•   хаотические действия, в процессе которых он действует с предметом независимо от его функции — стучит, хватает, бро­сает, тянет в рот и г. п. Такие действия присуши младенцам, но могут присутствовать и у детей дошкольного возраста с на­рушениями интеллекта, зрении, слуха, аутичных малышей;

Подробнее...

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно за­ставить слушать, смотреть, если им это неинтересно. Эти осо­бенности возраста не позволяют строить занятие с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала. Авторитет взрослого также не может побудить малышей к дей­ствиям, которые им неинтересны.

Подробнее...

С такими явлениями, как свет и темнота, дети сталкива­ются каждый день, но делают это неосознанно, принимая как данность. Специально обращая внимание детей на эти явления, можно обогатить их восприятие новыми впечатле­ниями, расширить представления об окружающем мире. Кро­ме того, веселые занятия и игры помогут малышам преодо­леть страх перед темнотой.

Описанные ниже игры лучше проводить в свободное от за­нятий время, во второй половине дня.

Подробнее...

Цвет является значимым свойством объектов окружающе­го мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величи­ну. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выде­лить объект среди других и запомнить его.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические (красный, оранжевый, жел­тый, зеленый, синий, голубой) и ахроматические цвета (бе­лый, черный, оттенки серого).

Подробнее...

Форма — это внешнее очертание, наружный вид предмета. Все материальные объекты окружающего мира имеют ту или иную внешнюю видимую форму, которая может быть про­стой или сложной, то есть состоящей из нескольких простых форм. Причем форма может быть как узнаваемой, близкой к эталону, так и оригинальной.

Говоря о сенсорных эталонах формы, следует различать пло­ские фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, многоугольник) и объемные геометрические тела (шар, куб, параллелепипед («кирпичик»), эллипсоид («яй­цо»), цилиндр, конус).

Подробнее...

Величина — это значимое свойство предметов (размер, объ­ем, протяженность), измеряемое на глаз путем сравнения с дру­гими объектами либо с помощью специальных инструмен­тов в метрической системе мер, единицах объема и т. д.

Признак величины является относительным при сравне­нии на глаз, то есть результат сравнения зависит от того, с каким предметом сравнивается данный предмет. Один и тот же предмет в сравнении с другим предметом может казать­ся и большим, и маленьким. Так, лист дерева кажется ма­леньким по сравнению с самим деревом, но большим по сравнению с маленьким жучком.

Подробнее...

Количество — это категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны числа, объема.

Обучение умению различать количество предметов может входить в задачи сенсорного воспитания лишь в раннем воз­расте. В дальнейшем количество подробным образом изуча­ется на занятиях по формированию математических пред­ставлений. Знакомство с количеством на базовом уровне включает в себя изучение следующих понятий: один, мало, много, поровну (столько же), ни одного.

Подробнее...

Пространство — это промежуток между объектами, свобод­ное место, где что-нибудь можно поместить.

Все объекты материального мира существуют в простран­стве. Изучая окружающий мир, ребенок с младенчества прак­тическим путем осваивает пространство вокруг себя, посте­пенно расширяя его.

Изучение пространства и расположения объектов в нем в раннем возрасте происходит в ходе специальных игр и заня­тий. Объектами изучения являются знакомые помещения, тер­ритория детской площадки, различные предметы и их поло­жение в пространстве (далеко — близко — рядом, справа — слева, сверху — снизу, внутри — снаружи, спереди — сзади).

Подробнее...

Восприятие предмета как целого лежит в основе освое­ния ребенком окружающего мира. Сначала образы воспри­нимаемых предметов нечеткие, расплывчатые. Ребенок узнает знакомый предмет, но не может передать его в рисун­ке, лепке, описать словами. Это происходит не потому, что малыш не умеет лепить, рисовать, и не потому, что недо­статочно развита его речь. Он просто не представляет се­бе предмет достаточно четко, не способен выделить его кон­тур, части.

Подробнее...

Слух — это одно из пяти внешних чувств, лающее возмож­ность воспринимать звуки различного происхождения. Орга­ном слуха является ухо.

Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тон­кое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ре­бенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, раз­вивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой — восприятие звуков человеческой речи, то есть фор­мируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и активно развиваются уже в младенческом возрасте.

Подробнее...

Осязание — это ощущение давления, тепла, холода и проч. при прикосновении кожи к чему-либо. Осязание является одним из способов восприятия окружающего мира и осу­ществляется при помощи рецепторов, расположенных на коже.

Главным инструментом осязания являются руки: при ощу­пывании объекта ладонями и пальцами рук человек получа­ет разнообразные тактильные ощущения, несущие важную информацию о свойствах предметов.

Подробнее...

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент