Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Задачи:

обучение детей выражению эмоций в конфликте;

формирование адекватных форм поведения.

Материалы:

песочный поднос;

мелкие фигурки животных, людей, растений;

зеркальце.

Ход занятия

Дети заходят в кабинет психолога и становятся вокруг пе­сочницы, накрытой тканью.

«Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в сказочное путешествие. Сейчас каждый из вас посмотрится в волшеб­ное зеркальце, превратится в волшебника и перенесется в ска­зочную страну».

Когда все дети посмотрелись в зеркальце, психолог сни­мает с песочницы ткань, и дети видят ровное пространство песочницы.

«Посмотрите, Сказочная Страна еще пустынна. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Дорогие волшебники, давайте попробуем все вместе создать Сказочную Страну». Дети с помощью психолога создают реку (озеро), сажают лес. «А теперь подойдите, пожалуйста, к полке с фигурками и выберите себе фигурку того героя, которым вы сегодня буде­те в нашей сказочной стране».

(Можно заранее приготовить фигурки тех персонажей, кото­рые встречаются в сказке, и предложить детям выбрать из них.) Психолог берет фигурку в последнюю очередь, в соответ­ствии с теми персонажами, которых взяли дети, или же зайца (во втором варианте).

«Ну вот, наша страна ожила. В ней появились река, лес, сказочные жители. Давайте познакомимся, кто живет в на­шей Сказочной Стране?»

 

Дети по очереди рассказывают о своих персонажах, о том, как их зовут, чем они занимаются, какие у них привычки. Пси­холог о своем герое говорит в последнюю очередь, после чего начинает рассказывать сказку. По ходу рассказывания сказки дети вместе с психологом обыгрывают все ситуации, тем са­мым принимая активное участие в рассказываемой истории.

ССОРА

Встретились однажды на лесной полянке Зайчонок и Медвежонок.

Эй, Медвежонок, давай играть! - прокричал Зайчонок в самое ухо Медвежонку, прыгая от нетерпения на месте.

Давай, а во что мы будем играть?

В догонялки. Я, чур, убегаю, а ты догоняешь!

Начали зверята играть, да только ничего у них не вышло. Как ни ста­рался Медвежонок поймать Зайчонка, ничего у него не получалось.

Так нечестно, ты слишком быстро бегаешь!

А ты пошевеливайся быстрее! Что ты ползаешь, как черепаха!
Расплакался Медвежонок от обиды и домой ушел. А Зайчонок дальше

по лесу побежал. Прибежал он к речке, а там Бобренок с Барсучонком замок из песка строят.

Ух ты, какой замок! Я тоже с вами строить буду, - воскликнул Зайчонок.

Строй, только сначала тебе нужно воды из речки принести, чтобы песок намочить, - ответили зверята.

Вот еще, я лучше башню вот эту поправлю, а то она у вас кривая какая-то.
С этими словами Зайчонок ткнул в самую большую башню лопаткой, и она упала.

Что ты наделал! Уходи от нас. Мы не хотим с тобой играть!

Подумаешь, не очень-то и хотелось. Вот вам за то, что вы такие!

И Зайчонок прыгнул в самую середину тщательно построенного ска­зочного замка, а потом побежал дальше по лесной тропинке. Тропинка вывела Зайчонка прямо на поляну, где веселились зверята, ученики лес­ной спортивной школы.

Эй, во что это вы здесь играете?

В футбол. Хочешь с нами играть?

Тоже мне, игроки нашлись! Смотрите, как надо!

Зайчонок выбежал на середину поляны, оттолкнул Енота, ударил Лисен­ка, сделал подножку Бельчонку, так, что тот упал и кубарем покатился прямо в кусты репейника. Затем Зайчонок схватил мяч и побежал к воротам.

-   Ты что маленьких обижаешь?! - закричал Волчонок. - Уходи, мы не хотим с тобой играть. А то как наподдам сейчас!

Зайчонок испугался, бросил мяч и убежал в лес.

С тех пор стало Зайчонку скучно и одиноко. Никто не хотел с ним дру­жить. Все звери или убегали, или прогоняли Зайчонка, а он только хорохо­рился и говорил, что ему и так никто не нужен. Но вот однажды Зайчонок в одиночестве гулял по берегу реки, не заметил на пути кочку, споткнулся и полетел прямо в воду.

- Спасите, помогите, тону! - закричал Зайчонок, ведь он совсем не умел плавать.

Зверята услышали крик Зайчонка и всей гурьбой бросились ему на помощь. Они вытащили его из воды и помогли дойти до дома. Задумался Зайчонок: «Что же я всех зверят обижал? Они вон какие хорошие. Меня в беде не оставили, спасли от гибели. Надо обязательно попросить у всех прощения». И в самом деле, Зайчонок попросил прощения у каждого, кого когда-то обидел. Зверята простили Зайчонка и стали дружить с ним. А Зай­чонок никогда никого больше не обижал. Он стал помогать тем, кому нуж­на была помощь, придумывать разные игры, делать только добрые дела. И все лесные жители очень полюбили Зайчонка и стали гордиться тем, что он живет рядом с ними.

Когда сказка рассказана до конца, психолог говорит:

«Дорогие мои Волшебники! Мы сегодня с вами славно по­трудились. Мы создали сказочную страну, рассказали исто­рию о ее жителях. А теперь нам пора возвращаться домой. Давайте поставим все фигурки на место и с помощью нашего волшебного зеркальца отправимся в обратный путь».

Все дети ставят фигурки на место, по очереди смотрятся в зеркальце, песочница снова накрывается тканью.

«Вот мы и вернулись. А теперь расскажите, пожалуйста, в какой сказке мы сегодня побывали? Какие герои там были? Что происходило? Чем закончилась сказка?

...Здорово, ребята! Нам было очень интересно в сказочной стране. А сейчас я хочу вам предложить поиграть в одну очень интересную игру. Мы сейчас будем разыгрывать разные ситу­ации, которые могут происходить с нами в жизни:

два мальчика поссорились, помири их;

ты и твой друг хотите играть одной и той же игрушкой;

твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попро­буй помириться;

твой друг попросил поиграть твою любимую игрушку, а отдал ее сломанной;

ребята из вашей группы играют в интересную игру. А ты опоздал в детский сад и игра уже началась. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь де­лать, если ребята не захотят принять тебя?»

Дети в парах по очереди разыгрывают вышеописанные си­туации. Можно использовать для разыгрывания и те ситуа­ции, которые возникают в ходе реальной игры. При разыгры­вании хорошо использовать такой прием, как «обмен ролями», когда дети меняются ролями в ходе разыгрывания. Это дает конфликтному ребенку хорошую возможность почувствовать себя в роли слабого и обиженного.

«Давайте теперь возьмемся за руки и улыбнемся друг дру­гу. На этом наше занятие заканчивается. До свидания!»

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей