Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Задачи:

обсуждение значения внимательности, соблюдения норм в отношениях между людьми;

обсуждение проблемы понимания человека человеком.

Материалы:

карточки с изображениями фантастических животных;

бумага;

цветные карандаши;

аудиокассета с записью спокойной музыки.

Ход занятия

«Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю начать наше занятие с игры, которая называется "Ответить — не ответить". Для того чтобы в нее сыграть, кому-то из вас нужно выйти ненадолго за дверь».

Группа стоит в круге. Один из детей (водящий) выходит за дверь. С группой договариваются о том, что, когда водящий входит и здоровается с кем-либо, этот ребенок демонстративно отворачивается (или начинает разговаривать с кем-то другим). После нескольких попыток игра прекращается, психолог из­виняется перед водящим, все отвечают на его приветствие.

Проводится обсуждение игры. При обсуждении водящего просят рассказать о своих чувствах во время игры. Об этом также спрашивают тех, кто в игре не отвечал на приветствие.

«А сейчас располагайтесь поудобнее и приготовьтесь слу­шать сказку».

Психолог читает сказку, показывая карточки с нарисован­ными чудесными животными.

СКАЗКА О МАЛЬЧИКЕ, КОТОРЫЙ НЕУМЕЛ ИГРАТЬ

(С. Черняева)

Жил-был мальчик. Звали его Петя-вредина. Да, конечно, имя его было просто Петя, но его настолько давно прозвали врединой, что просто Пе­тей его уже никто не называл. А все дело в том, что Петя не умел играть. Он не признавал никаких правил, если они ему не нравились, а обычно это так и было. Он не любил никому уступать и всегда хотел не того, что другие дети. В конце концов он так надоел остальным, что они уходили как можно дальше, как только Петя-вредина выходил погулять. Пете было совсем не с кем дружить. Но он не огорчался. «Мне не нужны их дурац­кие забавы, я считаю, что не должен играть так, как хотят они, - думал Петя, - у меня будет что-нибудь такое, что они сами запросятся поиг­рать, а я еще подумаю. Это будет... будет...» И он представил себе заме­чательное животное: передние его лапки были крошечные, их было семь, и каждая держала по маленькому колокольчику. Задние лапы были силь­ные с крепкими копытами, голов было две - обе с розовыми гривами и с белым рогом посреди лба.

- Меня зовут Единорог Семь Колокольчиков, - сказало чудесное жи­вотное, - дай я тебя покатаю.

Петя охотно согласился. И весь день провел с Единорогом Семь Коло­кольчиков. Но, отправляясь домой, Петя даже не сказал Единорогу «до сви­дания». И на следующий день на дворе его не увидел. Но теперь он знал, что делать. На этот день ему составил компанию Змеелев, который пока­зывал ему фокусы. На следующее утро - быстро бегающий Летучий Свин-слик; с ним Петя бегал наперегонки, а летать ему запретил из вредности. А еще на следующий день Петя-вредина вспомнил про других ребят. «Пусть они не думают, что я так легко оставлю их в покое, - мечтал Петя, -я придумаю такое...»

И придумал. Новое животное было очень страшным: с красной гри­вой, пятнистым телом, пастью, полной больших острых зубов. Оно выжи­дательно зевнуло.

Что ты здесь торчишь? - закричал на него Петя. - Ты ребят ищи!

Во-первых, - визгливым голосом проверещало животное, - не кричи на меня. Я тебе не кто-нибудь, а Опудало, и со мной так нельзя! Во-вто­рых, я никого искать не собираюсь. Ты меня придумал, и тебе самому придется со мной играть. Лучше не начинай меня сердить, а то узнаешь, что такое мои когти и зубы. А уж если я всерьез рассержусь, - заявило Опудало, - то я тебя просто съем.

Ну ладно, - испугался Петя, - скажи, как ты хочешь играть.

И целый день Петя ползал, бегал, стоял смирно по команде чудовища, надеясь, что назавтра он сумеет выдумать что-нибудь поприятнее. Вече­ром, когда он собрался уйти, Опудало загородило ему дорогу: «Ты что та­кой невежливый? Если ты не скажешь "до свидания", я тебя проглочу!» И Петя сказал. В результате на следующее утро Опудало поджидало его во дворе. И еще на следующее утро тоже. А вечером сказало: «А почему это я должно ночевать во дворе? Я хочу играть с тобой и ночью - то-то будет весело!» Петя взмолился: «Дорогое Опудало, я не успел пригото­вить тебе помещение, подожди до завтра». «Ишь какой! - возмутилось Опудало и больно хлестнуло Петю колючим хвостом. - Смотри мне, толь­ко до завтра». Грустно поплелся домой Петя - ему осталась одна ночь, чтобы что-нибудь придумать.

* * *

Петя думал всю ночь. Сначала он хотел придумать другое страшное чу­довище, которое могло бы победить жуткое Опудало. Но что с ним делать потом? Думал Петя и о том, чтобы опять появились Единорог Семь Коло­кольчиков, Змеелев и Свинслик, но понял, что добрые звери не справятся с Опудалом. Петя хотел попробовать помириться с ребятами, но не знал, как это сделать. И чем помогут ребята, он не знал. На какое-то мгновение при­шла идея рассказать обо всем маме. Но вдруг Опудало съест маму?

Дальше Петя думать не стал - Опудало просто нельзя пускать домой. «Может быть, самому не выходить? Заболеть или даже умереть, но как бы не навсегда - пусть только исчезнет страшная выдумка. Но ведь это я вы­думал Опудало, - устыдился вдруг Петя. - Не зря ребята прозвали меня врединой, если я смог придумать такой ужас, значит, этот ужас есть во мне самом».

Еще чего, - снова возник в его ушах визгливый голос, - мы с тобой
одно, будем жить вместе, и все будут нас бояться.

И мама тоже?

А что такое мама? У... маменькин сыночек!

Ты не смеешь оскорблять мою маму!

Я все смею. Я - это ты!

Петя испугался. «Неужели я такой ужасный?! Наверно, да, ведь я не хотел играть с Опудалом - оно меня заставило. И ребята не хотят со мной играть. Но, может быть, я не всегда такой? Я же придумывал и других зверей - добрых и веселых. Если это ужасное Опудало меня не съест, я постараюсь стать другим, даже если мне придется играть так, как хотят ребята! Я больше не буду врединой, - пообещал сам себе Петя. - А что делать сейчас?!» И Петя решился: если я хочу исправиться, я начну сей­час - я не буду врать Опудалу, что приготовлю ему помещение, а скажу ему так: «Спасибо тебе, Опудало. Теперь я понимаю, какой я, ты меня мно­гому научило. Если хочешь, попробуем вместе стать другими - такими, чтобы с нами хотели играть». Петя очень боялся, но понимал, что другого выхода у него нет. Весь дрожа, он шагнул во двор, навстречу чудовищу.

Во дворе никого не было.

«Ребята, как вы думаете, почему исчезло чудовище? А ска­жите, пожалуйста, можно ли придумывать друзей? Что зна­чит "уметь играть с другими"? Что делать, если тебе не нра­вятся правила игры? Что в сказке запомнилось вам больше всего? Нарисуйте, пожалуйста, то, что запомнилось вам боль­ше всего».

Включается запись спокойной музыки, и дети рисуют то, что понравилось, запомнилось больше всего. Затем дети рассказывают о своих рисунках, и занятие заканчивается.

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей