Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Задачи:

развитие интереса к себе;

развитие вариативности мышления;

творческое самовыражение.

Материалы:

пары предметов, одинаковых по сути, но разных по ха­рактеру, внутренней динамике — одинаковые вазы раз­ных цветов, одинаковые колокольчики с разными го­лосами и т. д.;

бумага;

цветные карандаши, краски;

кассета с аудиозаписью спокойной музыки.

Ход занятия

«Здравствуйте, ребята! Итак, здесь собрались замечатель­ные человечки, неповторимые и единственные. Один не по­хож на другого, хотя кое-что общее у них все-таки есть. Что же у вас одинаковое? Чем вы можете быть похожи между со­бой? А похожа, допустим, вот эта дверь и эта дверь между со­бой и чем они отличаются? А характеры у этих дверей — оди­наковые или разные?»

Таким же образом сравниваются приготовленные пары предметов. Эта работа проводится столько времени, сколько потребуется группе для понимания ассоциации, мысли пси­холога о разных характерах.

«Согласитесь ли вы, что каждый предмет в этом кабинете имеет свой характер? И любая вещь в мире вообще имеет свой характер: чемодан, дерево, цветок и т. п. У разных чемоданов разные характеры, у каждого дерева свой характер.

А у вас у каждого тоже свой характер? Отзывчивый, трудо­любивый, ласковый, добрый. У всех вас разные характеры. Если у вас разные характеры, но вы бываете друг на друга по­хожи, и у вещей характеры разные, но они тоже бывают друг на друга в чем-то похожи, могут ли вещи быть похожи на лю­дей? Вот этот цветок может быть похож на эту девочку? Такой же пушистый, кудрявый. А вот этот мячик на этого мальчика? Такой же веселый, попрыгунчик. Если приглядеться к наше­му миру, то можно подсмотреть много похожих моментов, из которых складывается волшебное слово «ассоциация». Вот, например, этот мальчик ассоциируется у меня с грибочком, который сидит и выглядывает из травки. А эта девочка ассо­циируется у меня с бабочкой, которая сложила крылышки и отдыхает на цветочке.

Ассоциируется — значит вызывает у меня похожее ощуще­ние, чувство, когда я на него смотрю. Представьте белочку, прыгающую с дерева на дерево: веселая прыгающая белочка. И представьте девочку, прыгающую на скакалке. Будут похо­жи белочка и девочка? Это ассоциация с животным. Давайте попробуем найти ассоциацию с погодой. Мальчик бежал, упал, разбил коленку, заплакал. Тучки небо затянули, дождик идет. Мальчик два раза носом шмыгнул и улыбнулся наконец. Ве­терок подул, тучки рассеялись, солнышко выглянуло. Сол­нышко блестит, мальчик улыбается. Похожее настроение? Ассоциации ищутся именно по настроению и по характеру. Ворчливый шмель похож на дедушку, потерявшего очки, зве­нящий ручеек похож на голосок младшей сестренки, строгая серая шляпа похожа на папу во время работы, тепленькая ва­режка похожа на мамин голос».

В центре детского круга ставится любой предмет. Психо­лог подходит за спиной к каждому ребенку и предлагает ему вариант ассоциации с этим предметом (с погодой, настрое­нием и т. п.).

Затем включается запись спокойной музыки, дети ложат­ся и закрывают глаза.

«Закрыли глазки. Где-то за стенами нашего сада бегут ма­шины, шумят деревья, в траве прыгают кузнечики, с цветка на цветок перелетает пчелка. Где-то плавают рыбки среди во­дорослей, где-то еще дальше река впадает в океан, в океане плавают киты, дельфины, над океаном парят чайки. С высо­ты полета чайки виден островок посреди океана, на острове растут пальмы, на пальмах бананы, под пальмой сидят обезь­янки, симпатичные, грызут бананы, между пальмами летают яркие разноцветные попугаи.

Наш мир состоит из множества красок, наполнен множе­ством существ и предметов. Все они очень разные, но у всех у них найдется что-то общее. Среди всего разнообразия нашей планеты разыщите, пожалуйста, предметы, растения или жи­вотных, которые похожи на вас. Может быть, это даже будут такие существа и такие растения, которых никто никогда не видел. Поищите и запомните их».

Психолог просит детей открыть глаза и, не вставая, потя­нуться, поменять позу, посмотреть на себя.

«А теперь нарисуйте, пожалуйста, то, что вы нашли похо­жим на вас в вашем путешествии».

Включается спокойная музыка и дети рисуют свои ассо­циации. Затем проводятся выставка рисунков и их обсужде­ние; на этом занятие заканчивается.

«А теперь, используя эти волшебные предметы (гуашь, ка­рандаши и т. д.), давайте изобразим портреты ваших имен, чтобы все могли не только услышать, но и увидеть ваши чу­десные имена. Выбирайте, что вам нравится, и приступайте к работе».

Включается спокойная музыка, и дети начинают рисовать. После завершения работы они садятся в круг и представляют свое имя.

«Вы молодцы! Вы были очень внимательными и смогли познать тайну своего имени. А сейчас пора возвращаться. Нам нужно вновь пройти через "паутинку" имен. Но вначале со­вершим круг почета своим именам».

Дети проходят круг под музыку, держа перед собой порт­реты.

«Спасибо, чудесная страна, и до свидания!» Дети выходят из сказочной страны так же, как. и входили, — пройдя через сказочную паутинку.

«А как вас называют дома? У каждого из вас наверняка есть любимое и нелюбимое имена. Давайте каждый из вас дома с помощью мамы сделает рисунок или аппликацию «Ромашка». В центр цветка вы впишете свое имя, на лепестках — ласка­тельные производные от имени или семейные прозвища, вни­зу на стебельке — имя, с которым мама обращается к вам, когда сердится. На лепесток с обращением, которое вам нравится больше всего, наклейте божью коровку. До свидания!»

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей