Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. Это положение является традиционным и общепризнанным в отечественной психологии.
Психическое развитие ребенка является процессом стадиальным, в котором сменяются качественно своеобразные возрастные периоды.
Дети наше все! Это наше будущее, наша опора в жизни и поддержка в старости. И от того как воспитаем, чему научим зависит наше будущее.
Наблюдая за воспитанниками в детском саду, могу отметить детей, которые растут в любви, спокойствии, и радуются своему детству. Но есть и такая категория детей, которые мало этого видят.
У всех нас есть счастливые воспоминания о детстве, когда у нас не было ограничений, мы могли переместиться куда угодно, приукрасить реальность, воплотить даже самые несбыточные мечты в жизнь. И всё это благодаря нашей фантазии. С фантазией же напрямую связана такая психологическая функция как воображение. Воображение является возрастным психологическим новообразованием дошкольного возраста.
Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребенка является освоение игровой деятельности.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности ребёнка. Именно в этот период закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Ознакомление детей с родным городом по праву можно считать фундаментом патриотического воспитания.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, для которого характерны наибольшая обучаемость и глубина впечатлений. Усвоенные в этот период знания, умения и впечатления оказываются особенно прочными. Они составляют фундамент дальнейшего развития личности.
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, входит в мир растений. Тянется к ней, изучает его по своему (трогает, ощущает, нюхает, любуется, удивляется). Природа - необходимое условие становления целостной личности. Она интересна ребенку, он хочет познать его закономерности. Поэтому экология должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми исходных представлений о растениях.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка. Также происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка. Все необходимые навыки и привычки, приобретаются в детстве. Без чего невозможен здоровый образ жизни?
Что такое ЗОЖ? Это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья; система разумного поведения человека, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, социальное благополучие и активное долголетие». Здоровый образ жизни - это действия, нацеленные на укрепление здоровья.
Центры физического развития:
- Спортивный уголок «Быстрее, выше, сильнее!»: Развитие физических качеств; Формирование у детей потребности в двигательной активности; Повысить интерес к занятиям физической культуры через использование нетрадиционного физкультурного оборудования.
В системе дошкольного образования происходят серьезные изменения, которых не было с момента ее создания.
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становиться первым уровнем общего образования и существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребенка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного.
Главная проблема адаптации детей раннего возраста к детскому саду – это трудность отрыва от матери. Для многих малышей ситуация отдаления от родного человека является травмирующей. Иногда это вызывает депрессию, проявление тревожности и может сказаться на темпах общего развития.
Но с другой стороны, невозможно не учитывать, что ранее детство - период, продуктивный для развития ребенка. И бывает крайне обидно, что в этом возрасте все впечатления малыша ограничиваются тем, что он может бродить по квартире вокруг скучающей матери, которая к тому же толком и не знает, чем с ним заняться.
В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Уже в дошкольном возрасте дети отказываются от книг, предпочитая просмотр телевизионных передач и компьютерных игр. Сегодня в обществе чтение перестаёт быть безусловной ценностью.
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.
Мы всё чаще сталкиваемся с такими проявлениями не здоровья детей, как повышенная тревожность, страх, неуверенность в себе, чрезмерная уязвимость и т.д. Именно поэтому решение проблемы сохранения психологического здоровья каждого ребёнка становится одним из главных задачей дошкольного образования. Так как от состояния психологического здоровья зависит личностное развитие детей.
Возникновение физического воспитания возникло в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жильё и в ходе этой необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей: силы, выносливости, быстроты, ловкости.
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребенок должен забыть слово „хочу“ ради слова „надо “. В первом классе он начинает свою общественную - трудовую жизнь. Словом, у ребенка, поступающего в школу, больше причин для беспокойства, чем у родителей.
Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
В соответствии с требованиями ФГОС воспитателям рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, которые провоцируют познавательную активность воспитанников. Одной из форм воздействия является экспериментирование в ДОУ.
Дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Впервые научное объяснение отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.) в 50-60-е гг. XX века.
Начало дошкольного возраста знаменует собой период становления самосознания как ключевого личностного образования, период совершенствования показателей отдельных процессов (самопознания, самоотношения, саморегуляции) и отдельных компонентов, входящих в его структуру (когнитивного, аффективного, поведенческого).
Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. В этот период развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Самый эмоциональный вид искусства – музыка. Она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Музыкально-эстетическое воспитание важно для детей всех возрастов. Но особенно нуждаются в нём дети дошкольного возраста, так как музыкальные впечатления, полученные ими, остаются в памяти иногда на всю жизнь.
Очень часто родители недооценивают роль музыкальных занятий в развитии их ребенка. Это происходит от того, что мы, педагоги, редко проводим беседы на эту тему. Когда ребенок поступает в детский сад, необходимо на первом же родительском собрании проводить консультации всех специалистов, работающих с детьми.
Пожалуй, нет наиболее неопределённого периода в жизни подростка, чем выбор будущей профессии. Вот и меня это время не обошло стороной. Окончив школу, я вдруг увидела перед собой огромное количество дорог. Но как, же найти ту свою, по которой можно прошагать всю жизнь и не оглядываться назад, и не жалеть?
Ответ прост, нужно на минуточку закрыть глаза и прислушаться к своему сердцу. И вот по велению своего сердца я поступила учиться в педагогический университет. По окончании университета я получила специальность учитель географии и биологии.
В современном мире, когда всё острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и всё большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать как возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие творческого потенциала личности.
В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.
Педагогическое взаимодействие предполагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и его воспитанников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности. Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняет развивающую роль для каждого участника. С одной стороны педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, физическом, эмоциональном…), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и совершенствование педагога, его профессионально-педагогических и общечеловеческих качеств личности.
И вот, наконец, ребенку исполняется 2 года. Это тот самый возраст, когда большинство детей идет в детский сад. Ребенок третьего года жизни умеет проворно ходить и стремительно бегать, сходить по лестнице и подниматься по ней, переступать через барьеры, стоять на цыпочках. В два с половиной года ребенок превосходно контролирует свои движения. Во время ходьбы он равномерно переставляет ноги, произвольно может изменить скорость движения и маневра: бег сменить остановкой или разворотом.
Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей), общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Воспитать любовь к прекрасному… Это значит и знакомить детей с различными видами искусства, и в первую очередь с произведениями народного творчества. Свою работу по ознакомлению детей с народными промыслами мы начинаем с дымковской игрушки. Обычно отбираем игрушки для каждой возрастной группы. Для младшей подбираем красочных зайчиков, медведей, собачек, петушков. Они сразу привлекают их внимание.
Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
Счастливый союз семьи и детского сада – это, конечно, реальность, потому что воспитатели и родители являются соработниками в воспитании детей. Дети являются носителями культуры, а она, прежде всего, исходит из семьи. У них общие интересы, цели и устремления. Единая сплоченная работа семьи и детского сада влечет за собой стремительный успех, повышенный уровень воспитанности и творческое горение.
Мотивы детей при общении со сверстниками отличаются некоторым своеобразием, в отличии общения со взрослым. Как свидетельствуют первые работы Майей Ивановной Лисиной, что маленькие дети, общаясь с ровесниками, мало видят их самих, но зато очень пристально всматриваются в свое собственное отражение в их «зеркале».
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника.
При оформлении развивающей среды в группе, особое внимание было уделено здоровьесберегающим технологиям. Формирование привычки у детей к здоровому образу жизни является целью физического воспитания в ДОУ. Одна из главных оздоровительных задач – способствовать правильной деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем организма. С физическим здоровьем тесно связано и здоровье психическое.
В 70-80-х гг. ХХ в. проблема формирования понятия числа у детей дошкольного возраста рассматривалась в работах Г. А. Корнеевой и Э. Ф. Николаевой. Эти исследователи установили, что логико-психологической предпосылкой генезиса понятия числа у дошкольника является выполнение им особого предметного действия по определению кратного отношения величины к единице измерения при условии опосредствованного уравнивания величин. Они разработали содержание и методику формирования содержательного понятия числа у детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство и дошкольное образование находятся в самом начале жизненного и образовательного пути человека. При сохранении самобытности и самоценности этого периода и этой образовательной ступени, образовательная траектория личности в ее ценностно-целевых основах должна быть направлена на формирование компетентности.
Управление организацией – ответственный, высокопрофессиональный и вполне нелегкий труд.
Роль, отведенная руководителю организации, имеет важное значение для функционирования организации, качества предоставляемых услуг и успешной профессиональной деятельности коллектива.
Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию. Это, прежде всего, любовь к близким людям, к своей семье, к родным местам, гордость за свою страну, за свой народ и привязанность к тем местам, где родился и вырос.
В этом учебном году мы работаем с детьми младшего дошкольного возраста, которые проходили адаптационный период. С первых дней мы старались доносить до родителей понимание своей ответственности за воспитание детей, организации жизни и быта семьи с учетом их потребностей, эстетических и гигиенических требований: положительный пример старших, их поведение. Для наглядности в раздевалке находится информация в виде папок – передвижек на стенде для родителей, а также ведутся беседы с родителями.
Среди разнообразных занятий в детском саду для детей с нарушениями зрения изобразительная деятельность занимает одно из ведущих мест в системе средств коррекционного воздействия на ребенка.
При нарушении зрения у дошкольников страдает целостное восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положения предметов при нарушенном зрении.
Каждый родитель, хочет, чтобы их ребенок, как можно раньше научился читать. Но многие родители в своем рвении допускают ошибку…они пытаются заставить ребенка взять книгу, а если это ученик, то очень часто чтение служит наказанием. Часто родители говорят своему ребенку: «Если не можешь найти себе занятие, то сядь и почитай!» поэтому дети не очень хотят читать, у них нет эмоционального отклика к книге. От такого негатива к чтению, в школе начинаются проблемы: слабая техника чтения, малый лексический запас слов, дети не могут пересказать текс и т.д., и т.п., и родители начинают волноваться, когда постепенно снижается общая успеваемость.
В настоящее время любое образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без сотрудничества с социумом. Требования к современному образованию в дошкольном учреждении предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с различными социальными институтами. Предметом такого взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, склонности, а механизмом выступает построение определенной системы социальных связей с социальными партнерами.
Летний период является тем временем, когда наибольшее значение в активной жизни детей уделяется подвижным играм и развлечениям на свежем воздухе и в группе, тем самым укрепляется и закаляется здоровье детей, улучшается их общее самочувствие, психическое и физическое здоровье, а так же бодрое настроение.
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами.
Приоритетным направлением нашего ДОУ является коррекция и развитие речи воспитанников. Развитие мелкой моторики в играх и упражнениях посредством тактильного исследования материалов, веществ, предметов, способствует решению коррекционных задач. Использование метода экспериментирования, как части познавательно-исследовательской деятельности, важен и интересен в коррекционно-образовательном процессе.
Рассмотрим основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов и психологов к проблеме эстетического воспитания младших школьников, раскроем понятие "эстетическое воспитание", выявим его цель, задачи, рассмотрим основные категории эстетического воспитания, а также особенности, пути и средства эстетического воспитания детей с нарушениями речи младшего школьного возраста.
Память – это психический процесс, состоящий в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта.
Детство, в том числе и дошкольный возраст, является периодом, когда ребёнок запоминает огромное количество информации.
Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста.
К моменту поступления в школу он, обычно, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций.
Мир вокруг нас уникален и разнообразен, наполнен радостью и событиями… Часто мы живем как во сне, и много лет нам снится один и тот же сон: «…дом - работа, дом - работа».
Давайте проснемся! Стряхнем с себя уныние, депрессию, изменим свои поступки, сделаем маленький шаг в прекрасный и удивительный мир, ощутим его, вернем его себе и своим детям! Впустим в наш дом веселый смех, свет в глазах, нежность в голосе, радость прикосновений, прекрасные запахи. И пусть первым шагом будет утро- пробуждение ребенка к новому дню.
Метод проектов - один из новейших течений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется внимание и интерес.
Проектная деятельность-форма производственной деятельности.
Гармоничное развитие ребенка - это основа формирования будущей личности.
Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
В настоящее время интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Для развития математических способностей, логического мышления, памяти, внимания мы проводим с детьми индивидуальную работу и предлагаем разные варианты игр.
1. Особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста
В содержании экологического образования важное место занимает идея единства человека и природы, предполагающая формирование представлений о природе и человеке, способах их взаимодействия.