Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Тематический план опытно-исследовательской деятельности дошкольников на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

(старший дошкольный возраст)

 

Тема занятия, опыт, цель

Материал

1

«Лето»

Опыт «Дождик», «Ветерок»

Цель: подвести детей к пониманию, что вода – это жидкость и умеет течь; развивать тактильное восприятие температуры воды и воздуха.

Лейка с холодной  водой, лейка с теплой водой, фен.

2

«Путешествие в зеленую страну»

Развивающая игра «Чудесный мешочек – овощи»

Цель: развивать тактильное восприятие формы и размера; развивать зрительное восприятие оттенков зеленого цвета.

Непрозрачный мешочек с набором овощей.

3

В свободное время. Развивающая игра «Чудесный мешочек» с набором других овощей.

Цель: закрепить материал, развивать желание самостоятельно делать «открытия».

Непрозрачный мешочек с набором других овощей.

4

«Дикие животные»

Развивающая игра «Чей голосок – звери»

Цель: развивать слуховое внимание и эмоциональную сферу.

Картинки зайца, волка, медведя, лисы.

5

«Путешествие в красную страну»

Развивающая игра «Чудесный мешочек – посуда, одежда, игрушки»

Цель: развивать тактильное восприятие формы, температуры, размера, характера поверхности, твердости; учить группировать предметы по общему признаку; развивать зрительное восприятие оттенков красного цвета.

Непрозрачный мешочек с набором вещей

6

Д/з. «Оформи витрину в магазине» для уголка «Магазин» в группе.

Цель: закрепить умение систематизировать.

 

7

«Путешествие в желтую страну»

Развивающая игра «Подбери одежду человечкам»

Цель: развивать зрительное восприятие оттенков желтого цвета.

Три человечка, наборы шапок, рубашек, ботинок.

8

«Осень»

Опыт «Веселые султанчики»

Цель: уметь определить силу «ветра» по внешнему виду султанчика; устанавливать связь между словесным образом: ветерок, ветер, ветрище и силой ветра.

Султанчики.

9

В свободное время. Опыт «Веселые султанчики».

Цель: повторить опыт самостоятельно для закрепления.

Султанчики.

 10

«Овощи»

Развивающая игра «В темной кладовой», «Угадай на вкус»

Цель: Развивать умение по памяти на ощупь находить заданный овощ – совершенствовать тактильное чувство; обогащать вкусовые ощущения, развивать память.

Непрозрачный мешочек, свежие овощи.

11

«Фрукты»

Развивающая игра «Посылка»

Цель: развивать умение определять нужный способ для опознания предметов: посмотреть – зрительное чувство, пощупать – тактильное чувство, попробовать – вкусовое чувство; познакомить со способом определения на запах – понюхать – обоняние; учить употреблять обобщающие слова «фрукты», «овощи».

Коробка со свежими фруктами.

12

В свободное время в течение года. Упражнение «Что сегодня в меню?»

Цель: развивать обоняние, связывать определенные запахи с названием блюд.

 

13

«Кто мы? Какие мы?»

Развивающая игра «Аплодисменты»

Цель: тренировать логическую догадку, научить понимать символическое изображение заданий штрихами, цветом.

Карточки с символическим изображением заданий хлопков.

14

«Кто мы?», «Какие мы?»

Развивающая игра «Стоп»

Цель: закрепить умение понимать символическое изображение заданий – движения.

Карточки с символическим изображением зарядки.

15

Д/з. «Мой день»

Цель: зафиксировать режим дня ребенка в придуманных символах, обозначающих определенные виды активности.

 

16

«Путешествие в синюю страну»

Развивающая игра «Цветные домики»

Цель: развивать зрительное восприятие оттенков синего цвета; совершенствовать умение подбирать детали соответствующего цвета.

Квадраты и треугольники оттенков синего цвета.

17

«Путешествие в фиолетовую страну»

Опыт «Веселые краски»

Цель: развивать зрительное восприятие фиолетового цвета; познакомить с приемом смешения красок – получения новых цветов.

Красная, синяя краски, изображение баклажана.

18

На занятии по рисованию. Опыт «Веселые краски».

Цель: закрепить прием смешивания красок.

Гуашь, вода, бумага.

19

«Цветной мир»

Опыт «Разноцветные стаканчики»

Цель: закрепить знание 6 пройденных цветов: зеленый, красный, желтый, оранжевый, синий, фиолетовый и умение их дифференцировать; подвести детей к пониманию свойства воды – бесцветная, но может приобретать цвет; развивать у детей умение предполагать, выдвигать гипотезы при повторе опыта.

По 6 цветных квадратов, гуашевых красок, прозрачных стаканов с водой.

20

В свободное время. Опыт «Разноцветные стаканчики».

Цель: повторить опыт самостоятельно, варьируя другие цвета.

Гуашь, стаканчики с водой.

21

«Части суток»

Развивающая игра «Волшебный будильник»

Цель: закрепить умение самостоятельно выбирать цветовой символ времени суток; познакомить с назначением часов; научить пользоваться волшебным будильником.

Настоящий и волшебный будильники, карточки черного, серого, голубого, фиолетового цветов.

22

«Зима»

Опыт «Куда снег убежал?»

Цель: выяснить свойства снега и что с ним происходит в теплом помещении; развивать умение использовать освоенные способы опознания свойств; объяснить связь снега и воды.

Развивающая игра «Не говори, а нарисуй»

Цель: развивать умение заменять действия символическим изображением. 

Снег в миске, белый лист, прозрачный стакан, крахмал в пакете.

 

 

Бумага, карандаши.

23

«Чайная посуда»

Опыт «Красивое платье для водички»

Цель: закрепить понятие свойства воды – умеет течь, жидкая, жидкость; подвести к пониманию свойства воды – не имеет формы, но может занимать форму, в которую попадает.

Опыт «Чай для мамы»

Цель: закрепить знание свойства воды – бесцветная, но может приобретать цвет.

Чайник с водой, разные красивые чашки.

 

 

 

Вода, чай, кофе, компот.

24

«Столовая и кухонная посуда»

Опыт «Вкусная водичка»

Цель: подвести детей к понятию свойства воды – безвкусная, но может принимать вкус, изменять его.

Две кастрюли, сахар, соль, ложки.

25

«Мебель»

Опыт «Мебель для трех медведей»

Цель: закрепить умение соотносить предметы по размеру; продолжать развивать умение высказывать гипотезы при определении устойчивости стула с 4-мя, 3-мя, 2-мя ножками, с ножками разной высоты; продолжать развивать умение изображать предметы мебели символически.

3 медведя, 3 набора мебели из лего – стул, кровать трех размеров, спички без серы.

26

В свободное время. Упражнение «Хозяюшка».

Цель: разложить игрушки в коробки в соответствии с размером.

Игрушки и коробки разного размера.

27

«Весна»

Развивающая игра «Телеграмма от Весны», «Письмо трем медведям»

Цель: продолжать развивать умение читать символы и самостоятельно заменять слова символами.

Телеграмма из символических знаков, отдельные карточки с символами для составления письма.

28

«Весна»

Опыт «Сосулька-плакса»

Цель: выяснить свойства льда и что с ним происходит в теплом помещении, развивать умение самостоятельно использовать освоенные способы исследования предметов; продолжать развивать умение выдвигать гипотезы; объяснить связь льда и воды.

Сосулька, кусок льда, тазик.

29

В свободное время. Опыт «Сосулька-плакса».

Цель: продолжить наблюдения в течение дня с устными комментариями.

Сосулька, тазик.

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент