Методическое пособие вариативного курса для детей среднего дошкольного возраста "Юный исследователь»
Образовательная область - "Познание", "Естествознание"
Содержание методического пособия для детей среднего дошкольного возраста «Юный исследователь» построено в соответствии с требованиями ФГОС и направлено на развитие у детей познавательно-исследовательской деятельности, формирование знаний о свойствах окружающих предметов, овладение разными способами познания, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности, на воспитание бережного отношения к окружающему миру.
В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами методическое пособие «Юный исследователь» имеет: перспективное планирование, сборник технологических карт организованной учебной деятельности (ОУД), приложение.
Рекомендуется работникам системы дошкольного образования для реализации вариативного компонента типового учебного плана (ТУП) по формированию у детей среднего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию посредством экспериментальной деятельности.
Пояснительная записка
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму
Китайская пословица
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию посредством экспериментальной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающейся действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого, сыщика.
Задачи:
Развивать познавательный интерес детей.
Развивать воображение и творческую активность.
Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
Формировать познавательные действия, становление сознания.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Одно занятие в неделю, продолжительностью 20-25 минут.
Предназначена для детей 4 – 5 лет.
Методические приемы:
Наблюдения.
Создание проблемных ситуаций.
Экспериментирование.
Формы работы:
Малые группы
Индивидуальная работа
Самостоятельная деятельность детей
Ожидаемые результаты:
· формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
· формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
· формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
· умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет вкуса).
· умение опытным путем доказывать свойства воздуха.
· умение опытным путем доказывать свойства песка.
· умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размер.
· умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
· овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
- изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
- открытый показ кружковой работы.
- консультация «Как организовать детское экспериментирование в домашних
условиях».
- консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
- фото отчеты кружковой работы.
-задание проводить занимательные опыты в домашних условиях
Перспективный план вариативного компонента в средней группе «Юный исследователь»
№п/п |
Наименование темы |
Кол-во организованной учебной деятельности |
Дата проведения |
1. |
Тема: «Раскрасим радугу» Цель: Заинтересовать детей смешиванием красок для получения другого цвета. Показать последовательность и приёмы смешивания, поупражнять детей в этом. Получить оранжевый, фиолетовый, голубой, зеленый смешением двух цветов. |
1 |
|
2. |
Тема: «Волшебница - вода» Цель: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель). Развивать познавательный интерес и умение делать выводы. |
1 |
|
3. |
Тема: «Песочная страна» Цель: Познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов. развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; |
1 |
|
4. |
Тема: «Следы на песке». Цель: закрепление знание свойств песка: сухой песок пропускаем через сито: сыплется, шуршит. На мокром песке остаются следы. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. |
1 |
|
5.
|
Тема: «Бумажная история». Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (сгибается, мнется, рвется); включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес, интерес к практическим действиям.
|
1 |
|
6. |
Тема: «Путешествие В страну «Бумажек»» Цель: познакомить с видами бумаги, их свойствами. Воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности. Продолжать учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес, интерес к практическим действиям |
1 |
|
7. |
Тема: «Сладкие опыты» Цель: Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значение для человека. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром. |
1 |
|
8. |
Тема: «Секретные записки» Цель: Создавать условия для практических и умственных действий в процессе экспериментирования. Продолжать знакомить детей со свойствами растительных продуктов. Расширять словарный запас. Формировать опыт выполнения правил безопасности при проведении экспериментов. |
1 |
|
9. |
Тема: «Свойства дерева». Цель: Познакомить детей с качеством деревянной поверхности (гладкая, твердая), со свойствами дерева как материала (не тонет в воде, не бьется); обучать основным приемам обследования предметов и материалов, совершенствовать восприятие (учить активно включать при исследовании все органы чувств). |
1 |
|
10. |
Тема: «Чудесные свойства лимона» Цель: Познакомить детей с полезными свойствами лимона. Учить проделывать эксперименты, делать умозаключения. Расширять кругозор и сознание детей: знакомить с элементарными физическими явлениями. Развивать способность самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности. |
1 |
|
11. |
Тема: «Воздух-невидимка» Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха. Учить проделывать эксперименты, делать умозаключения. Расширять кругозор и сознание детей: знакомить с элементарными физическими явлениями. |
1 |
|
12. |
Тема: «Снег и его свойства» Цель: Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.
|
1 |
|
13. |
Тема: «Металлическая история». Цель: познакомить детей со свойствами металла (тяжелый, холодный, прочный, тонет в воде); сравнить со свойствами дерева, продолжать учить самостоятельно выделять свойства предмета с помощью практических познавательных действий экспериментального характера; развивать любознательность. |
1 |
|
14. |
Тема: «Твердый - жидкий» Цель: Помочь понять изменение агрегатного состояния веществ в зависимости от тепла. заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения. |
1 |
|
15. |
Тема: «Ледяные глыбы» Цель: Познакомить с основными свойствами льда, Помочь детям раскрыть причину наблюдаемого явления с помощью опытов, Развивать логическое мышление, творческое воображение, интерес к экспериментальной деятельности. |
1 |
|
16. |
Тема: «Цветные льдинки» Цель: Ознакомить детей с одним из состояний воды (лед); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лед- замерзшая вола); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия и формулировать выводы; развивать познавательный интерес. |
1 |
|
17. |
Тема: «Пластмассовый мир». Цель: Познакомить детей со свойствами пластмассы (теплая, гибкая- гнется, прочная- не бьется), закреплять исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования. |
1 |
|
18. |
Тема: «Тайна свечи» Цель: Уточнить знания детей о материале, из которого изготавливают свечи. Упражнять детей в элементарном экспериментировании и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина: |
1 |
|
19. |
Тема: «Талая вода» Цель: рассмотреть талый снег под лупой и сделать вывод, что даже самый чистый снег, грязнее водопроводной воды. Развивать интерес к объектам исследования. |
1 |
|
20. |
Тема: «Да здравствует мыло душистое» Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о мыле, его свойства и качества, как им пользоваться. Познакомить с его разновидностями. Познакомить детей с различной консистенцией мыла – твёрдое, жидкое; видами мыла – туалетное, хозяйственное; формами мыла – круглое, прямоугольное, в виде различных фигурок. |
1 |
|
21. |
Тема: «Волшебство в молоке» Цель: Развивать у детей познавательной активности, любознательности, интересу к экспериментальной деятельности, упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
|
1 |
|
22. |
Тема: «Свет мой зеркальце скажи!» Цель: Познакомить детей с понятием «отражение», «тень». Развивать способность ребенка рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей. Воспитывать наблюдательность, самостоятельность мышления, эмоционально – положительное отношение к занятиям экспериментированиям. |
1 |
|
23. |
Тема: «Необычный кусочек мела» Цель: Обогатить и расширить имеющиеся у детей представления о меле, его свойствах (сыпучесть, твердость, рассыпчатость и др.), применение и его в жизни и деятельности людей. Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества мела через проведение опытов. Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность |
1 |
|
24. |
Тема: «Удивительная соль» Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. |
1 |
|
25. |
Тема: «Мука и ее свойства» Цель: Познакомить со свойствами муки. Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод.
|
1 |
|
26. |
Тема: «Наши помощники-органы чувств» Цель: Закрепить знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Побуждать детей к познанию органов чувств, знакомить с элементарным строением, функциями, значением органов чувств. Развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление. Учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования. Воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем организме |
1 |
|
27. |
Тема: «Тонет –не тонет» Цель: Закрепить с детьми такие свойствами предметов как способность тонуть или плавать в воде. Обучить проведению опытов с водой и различными предметами. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру |
1 |
|
28. |
Тема: «Волшебный магнит» Цель: Знакомство со свойствами магнита. Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметами, выделяя выраженные качества и свойства. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. |
1 |
|
29. |
Тема: «Мир ткани». Цель: познакомить детей со свойствами ткани; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования. Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества и свойства |
1 |
|
30. |
Тема: «Что такое ветер?» Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Воспитывать интерес к экспериментированию. Воспитывать и поощрять инициативу и самостоятельность, доброжелательность и любознательность. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
|
1 |
|
31. |
Тема: «Волшебный материал - глина» Цель: Познакомить детей со свойствами глины, продолжать учить самостоятельно выделять свойства предмета с помощью практических познавательных действий экспериментального характера; развивать любознательность. |
1 |
|
32. |
Тема: «Эти загадочные камни!» Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; Формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы. Вызвать радость открытий полученных из опытов. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы. |
1 |
|
33. |
Тема: «Светло- темно». Цель: Познакомить детей с понятием «источник света», с естественными и искусственными источниками света; учить использовать полученные знания в самостоятельной практической деятельности, развивать интерес к практическим действиям.
|
1 |
|
34. |
Тема: «Солнце. Свет. Теневой театр.» Цель: Познакомить с источниками света, принадлежащими к рукотворному и природному миру. Создать с помощью теней образы. Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы. |
1 |
|
35. |
Тема: «Свойства резины» Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования. Учить использовать полученные знания в самостоятельной практической деятельности, развивать интерес к практическим действиям. |
1 |
|
36. |
Тема: «Живая земля» Цель: Закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; формировать у детей представление о значении почвы в природе; познакомить с составом почвы, с некоторыми ее свойствами; упражнять в умении анализировать; развивать умение использовать схемы для систематизации знаний; |
1 |
|
Итого: 36 часов |