Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Методическое пособие вариативного курса для детей среднего дошкольного возраста "Юный исследователь»

Образовательная область - "Познание", "Естествознание"

 

Содержание методического пособия для детей среднего дошкольного возраста «Юный исследователь» построено в соответствии с требованиями ФГОС и направлено на развитие у детей познавательно-исследовательской деятельности, формирование знаний о свойствах окружающих предметов, овладение разными способами познания, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности, на воспитание бережного отношения к окружающему миру.

 

В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами методическое пособие «Юный исследователь» имеет: перспективное планирование, сборник технологических карт организованной учебной деятельности (ОУД), приложение.

 

Рекомендуется работникам системы дошкольного образования для реализации вариативного компонента типового учебного плана (ТУП) по формированию у детей среднего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию посредством экспериментальной деятельности.

 

 

Пояснительная записка

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму

 

Китайская пословица

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями,  исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна  ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и  явлениями реальности. Современные дети живут в эпоху информатизации и  компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания  самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность  познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют  познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и  «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию посредством экспериментальной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающейся действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого, сыщика.

Задачи:

Развивать познавательный интерес детей.

Развивать воображение и творческую активность.

Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).

Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

Формировать познавательные действия, становление сознания.

 

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Одно занятие в неделю, продолжительностью 20-25 минут.

Предназначена для детей 4 – 5 лет.

Методические приемы:

Наблюдения.

Создание проблемных ситуаций.

Экспериментирование.

Формы работы:

Малые группы

Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность детей

 

         Ожидаемые результаты:

     · формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной          инициативы;

     · формирование умения определять возможные методы решения проблемы с          помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

     · формирование умения применять данные методы, способствующие решению         поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

     · умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет         вес, не имеет вкуса).

     · умение опытным путем доказывать свойства воздуха.

     · умение опытным путем доказывать свойства песка.

     · умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размер.      

     · умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее          представления и собственные предположения.

     · овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием,         способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

 

Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:

 - изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.

- открытый показ кружковой работы.

- консультация «Как организовать детское экспериментирование в домашних  

       условиях».

- консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

- фото отчеты кружковой работы.

-задание проводить занимательные опыты в домашних условиях

 

 

Перспективный план вариативного компонента в средней группе «Юный исследователь»

№п/п

Наименование темы

Кол-во организованной учебной деятельности

Дата проведения

1.

Тема: «Раскрасим радугу»

Цель: Заинтересовать детей смешиванием красок для получения другого цвета. Показать последовательность и приёмы смешивания, поупражнять детей в этом. Получить оранжевый, фиолетовый, голубой, зеленый смешением двух цветов.

1

 

2.

Тема: «Волшебница - вода»

Цель: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель). Развивать познавательный интерес и умение делать выводы.

1

 

3.

Тема: «Песочная страна»

Цель: Познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов. развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы;

1

 

4.

Тема: «Следы на песке».

Цель: закрепление знание свойств песка: сухой песок пропускаем через сито: сыплется, шуршит. На мокром песке остаются следы. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

1

 

5.

 

Тема: «Бумажная история».

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (сгибается, мнется, рвется); включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес, интерес к практическим действиям.

 

1

 

6.

Тема: «Путешествие В страну «Бумажек»»

Цель: познакомить с видами бумаги, их свойствами.   Воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности. Продолжать учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес, интерес к практическим действиям

1

 

7.

Тема: «Сладкие опыты»

Цель: Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значение   для человека. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.

1

 

8.

Тема: «Секретные записки»

Цель: Создавать условия для практических и умственных действий в процессе экспериментирования. Продолжать знакомить детей со свойствами растительных продуктов. Расширять словарный запас. Формировать опыт выполнения правил безопасности при проведении экспериментов.

1

 

9.

Тема: «Свойства дерева».

Цель: Познакомить детей с качеством деревянной поверхности (гладкая, твердая), со свойствами дерева как материала (не тонет в воде, не бьется); обучать основным приемам обследования предметов и материалов, совершенствовать восприятие (учить активно включать при исследовании все органы чувств).

1

 

10.

Тема: «Чудесные свойства лимона»

Цель: Познакомить детей с полезными свойствами лимона. Учить проделывать эксперименты, делать умозаключения. Расширять кругозор и сознание детей: знакомить с элементарными физическими явлениями. Развивать способность самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.

1

 

11.

Тема: «Воздух-невидимка»

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха. Учить проделывать эксперименты, делать умозаключения. Расширять кругозор и сознание детей: знакомить с элементарными физическими явлениями.

1

 

12.

Тема: «Снег и его свойства»

Цель: Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

 

1

 

13.

Тема: «Металлическая история».

Цель: познакомить детей со свойствами металла (тяжелый, холодный, прочный, тонет в воде); сравнить со свойствами дерева, продолжать учить самостоятельно выделять свойства предмета с помощью практических познавательных действий экспериментального характера; развивать любознательность.

1

 

14.

Тема: «Твердый - жидкий»

Цель: Помочь понять изменение агрегатного состояния веществ в зависимости от тепла. заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

1

 

15.

Тема: «Ледяные глыбы»

Цель: Познакомить с основными свойствами льда, Помочь детям раскрыть причину наблюдаемого явления с помощью опытов, Развивать логическое мышление, творческое воображение, интерес к экспериментальной деятельности.

1

 

16.

Тема: «Цветные льдинки»

Цель: Ознакомить детей с одним из состояний воды (лед); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лед- замерзшая вола); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия и формулировать выводы; развивать познавательный интерес.

1

 

17.

Тема: «Пластмассовый мир».

Цель: Познакомить детей со свойствами пластмассы (теплая, гибкая- гнется, прочная- не бьется), закреплять исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования.

1

 

18.

Тема: «Тайна свечи»

Цель: Уточнить знания детей о материале, из которого изготавливают свечи. Упражнять детей в элементарном экспериментировании и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина:

1

 

19.

Тема: «Талая вода»

Цель: рассмотреть талый снег под лупой и сделать вывод, что даже самый чистый снег, грязнее водопроводной воды. Развивать интерес к объектам исследования.

1

 

20.

Тема: «Да здравствует мыло душистое»

Цель: Закрепить  и систематизировать знания детей  о мыле, его свойства и качества, как им пользоваться. Познакомить с его разновидностями. Познакомить детей с различной консистенцией мыла – твёрдое, жидкое; видами мыла – туалетное, хозяйственное; формами мыла – круглое, прямоугольное, в виде различных фигурок.

1

 

21.

Тема: «Волшебство в молоке»

Цель: Развивать у детей познавательной активности, любознательности, интересу к экспериментальной деятельности, упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

 

1

 

22.

Тема: «Свет мой зеркальце скажи!»

Цель: Познакомить детей с понятием «отражение», «тень». Развивать способность ребенка рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей. Воспитывать наблюдательность, самостоятельность мышления,

эмоционально – положительное отношение к занятиям

экспериментированиям.

1

 

23.

Тема: «Необычный кусочек мела»

Цель: Обогатить и расширить имеющиеся у детей представления о меле, его свойствах (сыпучесть, твердость, рассыпчатость и др.), применение и его в жизни и деятельности людей. Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества мела через проведение опытов. Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность

1

 

24.

Тема: «Удивительная соль» 

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

1

 

25.

Тема: «Мука и ее свойства»

Цель: Познакомить со свойствами муки.

Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод.
Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.
Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

 

1

 

26.

Тема: «Наши помощники-органы чувств»

Цель: Закрепить знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Побуждать детей к познанию органов чувств, знакомить с элементарным строением, функциями, значением органов чувств. Развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление. Учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования. Воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем организме

1

 

27.

Тема: «Тонет –не тонет»

Цель: Закрепить с детьми   такие свойствами предметов как способность тонуть или плавать в воде. Обучить проведению опытов с водой и различными предметами. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру

1

 

28.

Тема: «Волшебный магнит»

Цель: Знакомство со свойствами магнита. Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметами, выделяя выраженные качества и свойства. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

1

 

29.

Тема: «Мир ткани».

Цель: познакомить детей со свойствами ткани; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования. Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества и свойства

1

 

30.

Тема: «Что такое ветер?»

Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.

Воспитывать интерес к экспериментированию.

Воспитывать и поощрять инициативу и самостоятельность, доброжелательность и любознательность. Воспитывать интерес к экспериментальной  деятельности.

 

1

 

31.

Тема: «Волшебный материал - глина»

Цель: Познакомить детей со свойствами глины, продолжать учить самостоятельно выделять свойства предмета с помощью практических познавательных действий экспериментального характера; развивать любознательность.

1

 

32.

Тема: «Эти загадочные камни!»

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; Формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы.

Вызвать радость открытий полученных из опытов. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.

1

 

33.

Тема: «Светло- темно».

Цель: Познакомить детей с понятием «источник света», с естественными и искусственными источниками света; учить использовать полученные знания в самостоятельной практической деятельности, развивать интерес к практическим действиям.

 

1

 

34.

Тема: «Солнце. Свет. Теневой театр.»

Цель: Познакомить с источниками света, принадлежащими к рукотворному и природному миру. Создать с помощью теней образы. Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.

1

 

35.

Тема: «Свойства резины»

Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования. Учить использовать полученные знания в самостоятельной практической деятельности, развивать интерес к практическим действиям.

1

 

36.

Тема: «Живая земля»

Цель: Закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; формировать у детей представление о значении почвы в природе; познакомить с составом почвы, с некоторыми ее свойствами; упражнять в умении анализировать; развивать умение использовать схемы для систематизации знаний;

1

 

                                                                             Итого:   36 часов

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент