Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Информация для родительских собраний

по  профилактике девиантного поведения у дошкольников «Ресурсы здоровья»

Самооценка ребенка

Самооценка— оценка личностью самой себя, своих возмож­ностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения человека, хотя родители редко за­думываются о том, что думает ребенок о самом себе. От адекватно­сти сформированной самооценки зависит образ собственного «Я» ребенка, его характер, а также отношение к другим людям и миру вокруг.

Симптомы. Неадекватная самооценка может быть низкой и высокой. В первом случае ребенок робок, тревожен, замкнут, не уверен в себе, во втором — требователен к окружающим во всем, что касается его, ставит свои интересы превыше всего другого, раз­дражителен, капризен, пытается переложить вину за свои поступки на кого-то или на что-то, обидчив, завистлив.

Опасность. При заниженной самооценке ребенок становится пассивным, у него пропадает желание прикладывать усилия для достижения чего-либо, неуверенность мешает ребенку развиваться, раскрывать свой потенциал, реализовывать себя, быть независимой личностью. При завышенной самооценке ребенка не принимают другие дети, ему сложно общаться, у него нет друзей. Ребенок не оценивает адекватно свои силы, часто берет на себя то, что выпол­нить не может, он также не готов воспринимать, что вокруг есть лю­ди, могущие делать что-то лучше него. Подобные ситуации могут приводить к глубоким разочарованиям ребенка в себе и окружаю­щем мире.

Заниженная самооценка значительно опаснее, чем завышенная.

Причины заниженной самооценки:

1.неосторожные слова, резкие отрицательные характери­стики, ирония в адрес ребенка от значимого взрослого;

2.физические наказания ребенка, порождающие у него осознание собственного безразличия, формирующие низкое мнение не только о себе, но и вообще о людях;

3.обсуждение недостатков ребенка с другими людьми в его присутствии;

4.сравнение ребенка с другими детьми. Это приводит его к осознанию того, что он хуже или лучше кого-то не только в данной области, но и во всем;

5.отсутствие у ребенка опыта преодоления своих «не мо­гу», «боюсь», «не хочу», что порождает его неуверенность;

  1. 6.предъявление к ребенку завышенных требований. Ре­бенок не может с ними справиться и опять же чувствует себя не способным достигать чего-либо.

Профилактика и преодоление заниженной самооценки.

  • Приучайте малыша следить за собственными успе­хами и радоваться им.
  • Сравнивайте ребенка только с ним самим.
  • Ставьте перед ребенком только те цели, которые ему по силам.

Агрессивный ребенок

Агрессия— проявление гнева, а гнев— естественная эмоция, присущая любому человеку при нормальном развитии. Таким обра­зом, речь идет, скорее, об устранении агрессивного поведения, так как это вредно для человека.

Симптомы. Агрессия у детей может проявляться в разных формах.

Причины:

1.состояние недомогания, соматические заболевания ребенка;

2.агрессивное поведение родителей, физические наказания;

3.резкие попытки родителей подавлять вспышки агрессии ре­бенка или наоборот — игнорирование агрессивных проявлений;

4.нехватка родительского внимания, желание привлечь к себе внимание негативным поведением;

  1. 5.изменение привычных для ребенка условий;
  2. 6.невозможность получить желаемое.

 

Опасность. Агрессивные выходки ребенка могут быть опасны для здоровья окружающих. Они могут быть опасными и для самого ребенка, если по каким-то причинам он не выражает гнев, копит его в себе, в этом случае возможна аутоагрессия (агрессия, направлен­ная на самого себя: ребенок царапает, кусает, бьет себя, причиняет себе боль). Невыраженная ребенком агрессия может приводить к соматическим болезням.

Безопасные способы выражения агрессии:

  • Нельзя поощрять агрессивные, опасные для окружающих
    или самого ребенка выходки. На них обязательно нужно реагиро­вать, рассказывая ребенку о том, как можно себя вести, когда испы­тываешь гнев.
  • Словесное выражение агрессии: когда ребенок злится, можно предложить ему нарисовать то (того), что его злит, или мыс­ленно представить это и высказать ему все, что хочется.
  • Можно играть с ребенком в «Обзывалки»: обзывать с ре­бенком по очереди друг друга необидными словами, заранее дого­ворившись о теме (овощи, фрукты, цветы).
  • Можно предложить ребенку слепить обидчика из пласти­лина, затем смять его.
  • Снять приступ агрессивности помогает крик (мешочек для крика, стаканчик для крика, игра в эхо на природе).
  • Избавиться от агрессивности помогает физическая ак­тивность: бег, прыжки, бросание мяча.
  • Ребенку можно предложить побить подушку, постучать резиновым молотком по стене, комкать, рвать, бросать газету. Важ­но не прерывать ребенка в этой деятельности, дать ему возмож­ность закончить самому, когда ему это будет необходимо.
  • Снять напряжение, успокоиться помогают игры с водой или в воде (переливание воды, бросание игрушек в воду, «стрель­ба» из брызгалок по корабликам).
  • Необходимо учить ребенка отслеживать свой гнев и на­поминать ему о возможных способах безопасного выражения агрес­сии в случаях приступов.

Детская тревожность

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, от­личающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмо­циональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тре­вожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Тревога — составная часть стресса, связанная с ожидани­ем опасности или неприятности. Тревога может быть различной, в зависимости от того, от кого субъект ожидает неприятности: от себя (своей несостоятельности), от объективных обстоятельств или от других людей. Тревога ребенка направлена или на самого себя и свое здоровье, или на благополучие близких, или же на все сразу.

Симптомы тревожности: эмоциональное беспокойство ребен­ка, растерянность, страх, неуверенность в себе и своем благополу­чии. Слезы, агрессия и замкнутость— это реакция на переживания, попытка восстановить душевное равновесие. Малейшее изменение в обычной жизни тревожного ребенка становится стрессом, который выбивает его из колеи.

Опасность. Тревожность причиняет ребенку настоящие стра­дания. Острый страх перед окружающим миром — настоящая пыт­ка. Поэтому было бы жестоко игнорировать проявление тревоги у ребенка. Для малыша вредна повышенная тревога, она сковывает его самостоятельность, тормозит его возможные достижения, раз­витие, заставляя отвлекаться на борьбу с собственными страхами. Неустраненная детская тревожность перерастает в личностную и сопровождает человека всю жизнь.

Причины

1.Эмоциональное отвержение ребенка: это может быть как безразличие со стороны родителей, так и откровенное отталкивание малыша. Конечно, это крайний вариант, он встречается редко. Но даже необдуманно произнесенные родителями фразы типа: «Опять ты мне мешаешь!», «Всегда тебе что-то надо!», «Когда же кончатся эти выходные, и ты пойдешь в сад!» — заставляют ребенка думать, что его не любят.

2.Любой незаслуженный окрик или подзатыльник разрушает справедливую и стабильную картину мира ребенка.

3.Не принято ли в вашей семье потешаться друг над другом, высмеивать и передразнивать? Если вас, взрос­лых, это не задевает, а только веселит, то с ребенком будьте пре­дельно деликатны.

4.Когда за одни и те же действия ребенка то наказы­вают, то хвалят, он теряет ощущение стабильности.

5.Постоянная борь­ба за лидерство, напряжение, ощущение ребенка, что его любят меньше, ломают его ощущение стабильности.

6.Если мама хочет от ребен­ка одного, а папа (бабушка, воспитательница) — другого, он будет мучиться из-за невозможности угодить всем. Ребенок страдает от невыполнимости всех требований сразу, он боится разочаровать ко­го-то из значимых для него людей.

7.От малыша хотят всего сразу и по максимуму, подгоняют его под идеальный образ, навязывают чуждые ему интересы (спорт, музыку).

8.Тревожность могут спровоциро­вать требования, ставящие ребенка в униженное, зависимое поло­жение: например, насильное раздевание и требование оправиться при людях (на пляже, на детской площадке), сделать что-либо про­тиворечащее моральным нормам, например, сказать неправду.

9.В этом случае происходит «научение» тревоге: по мнению ребенка, мама умнее его и не будет беспокоить­ся понапрасну— значит, его действительно поджидают опасности или он недостаточно умен и силен, чтобы противостоять им.

Преодоление тревожности (рекомендации родителям)

Будьте ласковее с ребенком, чаще хвалите его.

Поддерживайте уверенность ребенка в его силах, укрепляйте позитивную самооценку. Учите легче относиться к неудачам.

Разыгрывайте критические для ребенка ситуации по ролям, с разными вариациями, подсказывая, как себя вести.

Изображайте перед малышом в смешном виде тех, кого он боится (Бабу-Ягу, соседского мальчишку, злую воспитательницу).

Старайтесь не сравнивать ребенка с другими детьми в их пользу, ставить их в пример.

Давайте возможность ребенку испытывать свои возможности, узнавать свои слабые и сильные стороны, выражать свои мысли от­крыто и прямо, ставить перед собой цели и стремиться к их дости­жению.

Определитесь, какую стратегию поведения вы выбираете в определённых вопросах, и старайтесь не менять принципов.

Прежде чем наказать ребенка, убедитесь, что он действи­тельно виноват.

Говорите ребенку правду. Психологи рекомендуют говорить правду даже в таких тяжелых случаях, как развод, смерть, болезнь, или хотя бы ту часть правды, которая не приведет к дополнительной травме.

Страхи

Детские страхи— явление распространенное, характерное для детей дошкольного возраста. Ребенок в этот период становится более активным, самостоятельным во взаимодействии с окружаю­щим миром. Возникает противоречие между потребностью быть взрослым и реальными возможностями детской психики. Сталкива­ясь с непонятными явлениями окружающего мира, ребенок не сразу их воспринимает и дает адекватное объяснение. Это естественная причина для развития страхов.

Симптомы. Ребенок боится засыпать один без света, просы­пается ночью, плачет, просится спать с родителями, рассказывает родителям о существовании страшных сказочных героев (Баба-Яга, дракон, тигр). Детей нередко пугают одиночество, темнота, болезни, катастрофы, смерть, загадочные явления.

Опасность. Наличие страхов повышает уровень тревожности, негативно сказывается на развитии всех психических процессов ре­бенка, вызывает склонность к панике, регулируемому поведению. Последствием имеющихся у ребенка страхов может быть агрессия.

Причины

1.Причины страхов у детей очень похожи на причины повы­шенной детской тревожности: противоречивые или неадекватные требования со стороны значимых взрослых.

2.Неблагоприятный эмоциональный климат в семье развивает у ребенка ощущение незащищенности, беззащитности, опасности.

3.Запугивание ребенка. «Страшилки» могут быть самые раз­ные: от «придет серенький волчок и укусит за бочок» до «будешь себя плохо вести — оставлю в лесу и уйду».

4.Физические наказания вызывают у ребенка ощущение соб­ственного бессилия не только перед родителями, но и перед всем миром.

Преодоление страхов       

  • Важно  помочь  ребенку самому одержать  победу  над страхом.

Телевизор в жизни ребенка

Наши дети приобщаются к телевизору с малых лет. Если ре­бенок постоянно находится у телевизора, то у него может сформи­роваться телевизионная зависимость.

Симптомы. Если ваш ребенок ест и пьет около телевизора, не может прекратить смотреть телевизор (заканчивая просмотр одной передачи, начинает смотреть другую), приходит домой и сразу включает телевизор, то это сигнал к активным действиям родите­лей. Если количество времени, проводимое ребенком около телеви­зора в ущерб игре, общению с друзьями и родителями, увеличива­ется, вы замечаете, что ребенок хорошо себя чувствует только пе­ред телевизором, и наоборот— ощущает пустоту и раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим, то можно сказать, что у ребенка формируется зависимость.

Причины телевизионной зависимости

1.Занятые родители предлагают ребенку посмотреть мультфильм или кино, пока делают свои дела, проведение времени перед телевизором становится привычкой.

2.Взрослые поощряют правильное поведение, хорошие по­ступки просмотром телевизионных передач.

3.

4.застенчи­вость, отсутствие интересов также заставляют его больше времени проводить в пассивном отдыхе.

5.стресс.

6.Отсутствие альтернативных способов занятия детей (детских площадок, настольных игр, книг и др.).

Опасность. Ребенок привыкает получать впечатление и удо­вольствие, не прилагая усилия, в дальнейшем он стремится полу­чать удовольствия таким же способом (что повышает риск вовлече­ния в употребление наркотиков, алкоголя, сигарет и иных средств зависимости). Дети, все время проводящие перед телевизором, не умеют общаться. Они не чувствуют дистанцию, бесцеремонны, не могут спокойно смотреть в глаза собеседнику, задают вопросы и не дожидаются ответов. У ребенка тормозится развитие собственной фантазии, не развиваются чувства и эмоции, портится зрение, осан­ка; если ребенок ест перед телевизором, нарушается работа желу­дочно-кишечного тракта.

Профилактика телевизионной зависимости.      

  • Предложите ребенку альтернативу телевизору: интерак­тивные игры со сверстниками, познавательные путешествия, про­гулки, чтение книги, рисование.
  • Больше общайтесь с вашим ребенком, обсуждайте свои и
    его чувства. Дайте волю чувствам ребенка: пусть он побегает, по­
    прыгает, покричит, поплачет.
  • Повышайте самооценку ребенка.
  • Не делайте телевизор средством поощрения.

Бытовая химия

В быту наших детей окружает огромное количество опасных веществ. Дети дошкольного возраста могут играть, экспериментиро­вать со средствами бытовой химии.

Опасность. Первая опасность — это возможность отравления. Вторая опасность— это то, что некоторые из средств бытовой хи­мии могут быть использованы как наркотические вещества, вызы­вающие зависимость.

Симптомы токсического отравления

  • Ухудшение координации, замедленная реакция, эйфория.
  • Дышит ртом, выдыхаемый воздух— с запахом химиче­ского вещества.
  • Вокруг губ кожа раздражена.
  • Подъемы температуры.
  • Носовые кровотечения.
  • Плохой аппетит.
  • Волосы и одежда имеют специфический химический за­пах.

Организация досуга ребенка

Почти все время, кроме времени сна и еды, у ребенка свобод­ное, но при этом все время плотно занято, все оно — рабочее. Ре­бенок постоянно узнает что-то новое, чему-то учится. Когда ребенок приходит из садика, для родителей возникает проблема досуга, на­чинается тревожное «приглядывание» и стремление заполнить до­суг чем-то полезным, нужным. Чаще всего родители запрещают ре­бенку играть во что-то, брать что-то, делать что-то.

Опасность. Когда ребенок подрастает, родители удивляются: «учили-учили, занимали-занимали, а он опять не знает, куда себя деть, чем заняться, ему ничего не интересно...». Дети, не умеющие организовывать свой досуг, могут попасть под дурное влияние ком­пании, согласиться на опасное предложение.

ВАЖНО!

  • досуг в одиночестве и в компании.
  • показывая то многообразие приятных и полезных видов деятельно­сти, которые возможны в свободное время.

Человек — хозяин своих чувств

К 6—7 годам в норме у ребенка формируется такое качество, как произвольность— умение подавлять свою импульсивность, действовать и вести себя по правилам, планировать свою деятель­ность и добиваться результата. Если ребенок не усвоит социально приемлемые нормы и правила поведения, то он не сможет владеть своими чувствами.

Симптомы. Такой ребенок суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, плохо контролирует свои по­буждения, импульсивен. Ему трудно сконцентрировать свое внима­ние, он легко отвлекается, начинает дело и не заканчивает, задает вопрос, но не дожидается ответов, неуклюж, роняет и ломает вещи, плохо пишет и рисует.

Причины

1.Отклонения на физиологическом уровне. Перцептивные и неврологические расстройства.

2.Педагогическая запущенность. Несформированность про­извольности, низкий уровень волевых качеств.

Опасность. У не умеющих владеть своими чувствами детей возникают трудности в учебе, отсутствует контакт с другими детьми и взрослыми. Такие дети обычно имеют низкую самооценку. Взрос­лые в отношениях с ними проявляют нетерпение, не доверяют, не могут спокойно выносить их поведение, «навешивают ярлыки». Ре­бят часто дразнят, придумывают им прозвища. В результате дети чувствуют себя угнетенными, враждебно воспринимают окружающий мир. У них возникает риск формирования аддиктивного пове­дения.

Способы коррекции

  • Исключите у невропатолога неврологические отклонения.
  • Уделяйте внимание ребенку, воспринимайте его всерьез, слушайте и чувствуйте.
  • Предлагайте успокаивающие и снимающие напряжение за­нятия, например, работу с глиной, песком, водой, рисование крас­ками с помощью пальцев. Тактильные ощущения помогают сконцен­трировать внимание и позволяют лучше понять самим свое тело и чувства.
  • Концентрируйте внимание детей на самих себе.
  • концентрировать внимание на какой-нибудь деятельности. Поощ­ряйте его за успехи походами в парк, совместными приятными для всех делами, но ни в коем случае не просмотром телевизора или покупкой сладостей.
  • Позвольте ребенку делать собственный выбор, создавать
    собственные формы самоконтроля.
  • Играйте с детьми в игры, развивающие произвольность, та­кие как «Море волнуется», «"Да" и "нет" не говорите», проводите
    графические диктанты, давайте задания, связанные с дорисовыва­нием картинок, и т.д.

Ребенок и лекарства

Дети могут реагировать на ссоры, тяжелые чувства, разочаро­вания, неудачи, принуждение и утомление телесными недомога­ниями: головной болью, снижением аппетита, иногда тошнотой, рво­той, нарушением стула, болями в животе, в груди, в конечностях, спине и даже повышением температуры. Прием лекарств является легким способом облегчения телесных недомоганий, но, конечно, не приводит к решению проблем, вызывающих душевные и телесные страдания.

Опасность использования лекарственных средств. Почти все медикаменты при превышении дозы опасны для здоровья и жизни человека, особенно ребенка. Некоторые лекарственные средства вызывают привыкание и даже зависимость. Давая лекар­ства своим детям и не пытаясь распознать и устранить реальные причины недомогания, родители приучают своих детей к обманчиво легкому способу «решения всех проблем»: «выпей — и все прой­дет». Часто ребенок видит, что мама после конфликта на работе пришла расстроенной и жалуется на головные боли. При этом ниче­го не говорит о своих чувствах, а просто принимает таблетки. Ребе­нок, наблюдая это, приобретает плохой жизненный опыт: можно не решать проблемы, не просить помощи у близких, а просто что-нибудь «принять». В дальнейшем подобный опыт может стать осно­вой для формирования риска употребления алкоголя, наркотиков. Часто маленькие дети любят играть с разноцветными красивыми таблетками — и, подражая взрослым, глотают их. Иногда дети пу­тают лекарства с конфетами.

При отравлении лекарственными средствами необходимо как можно скорее вызвать рвоту. Если нельзя быстро увезти ребенка в ближайшую больницу, надо попытаться сделать следующее:

1) давать обильное питье (0,5—1 л воды), для вкуса смешать с малиновым или фруктовым соком (если есть под рукой);

2) маленького ребенка для вызова рвоты положить к себе на колено, ребенка постарше уложить на бок;

3) одной рукой вдавить щеки ребенка между зубами, указа­тельным пальцем другой руки надавить на глоточное кольцо или су­нуть в горло чайную ложку, чтобы ребенка вырвало.

При необычайной сонливости или возбуждении ребенка сле­дует предполагать возможность отравления. При соответствующем подозрении лучше сразу же вызвать «скорую помощь».

В любом случае необходимо осмотреть помещение на пред­мет пустых или надорванных коробочек с медикаментами, бутылок с растворителями, спиртным и т.д.: такие вещественные доказатель­ства, а также пробу рвоты для анализа или подозрительные кусочки неизвестных растений берут в клинику.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент