Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания прошла длинный путь своего развития в России и за рубежом.

Утверждение идеи сотрудничества общественности и семьи в воспитании детей в конце XIX — начале XX века привело к появ­лению разных форм просвещенческого взаимодействия: педаго­гических кружков, клубов для родителей, публичных лекций, кур­сов для матерей, к работе которых подключились специалисты — педагоги, врачи, гигиенисты, психиатры.

В XX веке обсуждение актуального вопроса взаимодействия об­щественного и семейного воспитания продолжалось: от полного отрицания идеи к ее принятию. Получили развитие новые формы сотрудничества.

В 40—60-е годы провозглашалась неразрывность общественно­го и семейного воспитания детей, приоритет отдавался обще­ственному. Исследования тех лет показали, что ни один вопрос воспитания ребенка не может быть успешно решен детским са­дом без сотрудничества с семьей.

В 70-е годы в связи с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использо­вания ее педагогического потенциала под руководством Т.А. Мар­ковой были проведены исследования, которые конкретизирова­ли содержание педагогического просвещения родителей; были даны практические рекомендации по работе с семьей. Д.Д. Бакиевой, С.М. Гарбей, Д.О. Дзинтаре, Л.В. Загик, М.И. Иззатовой, В.М. Ивановой, Н.А. Стародубовой предпринимались попытки оп­ределить содержание педагогических знаний и умений, необхо­димых родителям для успешного решения задач воспитания до­школьника.

Подробнее...

 

Потребность во взаимодействии в вопросе воспитания детей испытывают сегодня и педагоги и родители.

Однако наши наблюдения показывают на практике преобла­дание рестриктивного (ограничивающего), реже реструктивного (поддерживающего) и развивающего взаимодействия между ро­дителями и педагогами.

Причинами ограничивающего взаимодействия могут быть сле­дующие:

На уровне органов управления ДОУ:

сохранение традиционных парциальных отношений с семьей;

незнание новых подходов к построению развивающего вза­имодействия и отсюда неготовность ориентировать педагогиче­ский коллектив на современные методы общения с родителями;

отсутствие понимания ценности качественного управления этим процессом.

На уровне педагогического коллектива:

низкий уровень понимания связи между развитием ребенка и развитием семьи;

низкий уровень развития диалогического общения в отно­шениях с родителями;

доминирование вербальных форм работы педагогов с роди­телями;

отсутствие необходимых знаний и навыков организации со­вместной деятельности с родителями по воспитанию детей.

Подробнее...

На протяжении веков сохранялись и передавались от поколе­ния к поколению традиции воспитания малолетних детей. Но раз­витие индустриального общества повлекло за собой существен­ные изменения в культуре семейного воспитания. Многие годы воспитание детей с трехмесячного возраста протекало в детском саду. И хотя матери впоследствии получили право ухаживать за ребенком сначала до полугода, затем до полутора и трех лет, это облегчило ситуацию, но существенно не изменило ее. Приобре­тенного нового опыта «делегирования полномочий детскому саду» хватило, чтобы родители утратили многие ценные традиции на­родного воспитания, забыли уникальные сокровища материн­ского воспитания (колыбельные песни, пестушки, игры).

В возраст бабушек и дедушек входит поколение, воспитанное в детском саду, плохо помнящее традиции (а иногда не понима­ющее смысл этого слова). Растерянность, нерешительность се­мьи с младенцем принимает различные формы и усугубляется на этапе дошкольного детства. Воспитатели детских садов (как го­родских, так и сельских) фиксируют следующие жалобы родите­лей: «Я не знаю, что делать с ним», «Я устала», «Возьмите моего ребенка на круглосуточное пребывание» и т.д.

Как возродить традиции родительской педагогики, не отка­завшись от достижений общественного дошкольного воспитания? Ответ на этот вопрос необходимо искать в детском саду, его уни­кальных ресурсах.

Подробнее...

 

Идея создания новых моделей ДОУ как способа привлечения неорганизованных детей в детский сад помогла коллективу МДОУ д/с № 60 г. Волжского Волгоградской области создать группу крат­ковременного пребывания детей раннего возраста. В то же время специалисты стремились привлечь не только детей, но и их роди­телей как полноправных участников процесса воспитания малы­шей. Согласно закону «Об образовании» (ст. 18, п. 1), «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития лич­ности ребенка в раннем детском возрасте».

В ДОУ была создана творческая группа (старший воспитатель, воспитатели, медицинская служба, педагог-психолог), которая получила с помощью специалистов поликлиники необходимые данные о неорганизованных детях, провела анкетирование роди­телей, проанализировала полученную информацию. Выяснилось, что значительная часть родителей (особенно молодых, имеющих одного ребенка в семье) проявляет интерес к раннему развитию детей, но в то же время не имеет специальных знаний, необходи­мого опыта воспитания малышей. Обработка информации помогла качественно подготовиться к работе с родителями в ДОУ.

В соответствии с программой потенциальные партнеры дет­ского сада получили возможность побывать с малышами на но­вогоднем представлении, пройти с экскурсией по детскому саду, побеседовать со специалистами детского сада по интересующим вопросам.

Подробнее...

 

С начала своего развития общественное дошкольное воспита­ние в России было ориентировано на помощь женщине в актив­ном освоении новых социальных ролей путем освобождения ее от проблем присмотра и ухода за ребенком, его воспитания. К сожа­лению, круглосуточное или 12-часовое пребывание ребенка в яс­лях, детском саду изменило существовавшие на протяжении ве­ков традиции семейного воспитания.

В XX веке укрепилась тенденция разделения функций воспита­ния малолетних детей между детском садом и семьей. Переориен­тация родителей, и прежде всего матери, с ценностей семьи на ценности социально-профессионального роста и развития отрази­лась на детско-взрослых отношениях. Раннее разлучение ребенка с матерью, нарушение привычных традиций общения с родителя­ми, зачастую некачественное выполнение воспитательницей дет­ского сада «материнских функций» приводили к ранней невротизации ребенка, закрепляющейся впоследствии в школе (А. Б. Орлов). Переживание разлуки с родителями, сопровождающееся не­удачами во взаимодействии с воспитывающими взрослыми и свер­стниками в детском саду, порождали у эмоционально ранимых де­тей страх перед трудностями, формировали сознание собственной ущербности. Будучи неудачником, невозможно научиться социаль­ной ответственности, умению мыслить и самостоятельно, творчес­ки решать жизненные проблемы. Об этом говорят исследования В.А. Ситарова и В.Г. Маралова, А.Б. Орлова.

Подробнее...

Проектируя систему взаимодействия с семьей, педагогиче­ский коллектив прогимназии № 2 «Гармония» г. Волгограда опи­рался на идеи концепции дошкольного воспитания. Признавая детство самоценным пе­риодом жизни человека, авторы концепции определяют период от рождения ребенка до поступления его в школу как возраст, когда ребенок приобретает основы личностной культуры.

В возрасте от рождения до семи лет ребенок наиболее чувстви­телен к влияниям окружающего социума, особенно близких лю­дей — родителей. Однако, как отмечают в своих работах психологи, в обществе наблюдается отторжение мира детства от мира взрослых.

Своей работой специалисты прогимназии предприняли попыт­ку объединить в сообщество детей и воспитывающих взрослых, помочь родителям в восприятии уникальности, самоценности личности ребенка. «Мы не научимся любви, если нас просто об­служивают или исключительно любят. Как это ни необходимо, этого мало. Должна быть система, внутри которой мы любим друг друга и разделяем любовь. Такая охватывающая всех атмосфера любви — одно из первоначальных условий, которое необходимо в детском саду». Данное высказывание семьи американских педа­гогов Маргарет и Росс Снайдер является близким для педагогов прогимназии, благодаря усилиям которых был построен дом (!), где комфортно чувствуют себя и дети, и педагоги, и родители.

Подробнее...

 

Цель: объединить родителей и привлечь их к сотрудничеству в решении воспитательных задач.

Первая половина дня

1. Семейные рекорды:

конкурс «Я умею делать все» (лучшие игрушки из «ничего»);

конкурс «Фантазеры» (безумные научные и практические идеи);

конкурс песочных архитекторов;

спортивные рекорды (конкурсы комментаторов, прыжки
кенгуру).

Вторая половина дня

1. Чемпионаты:

кроссвордистов,

шахматистов.

Награждение победителей.

Общее чаепитие.

Подробнее...

 

В условиях свободного выбора форм образования семья неред­ко отказывается от услуг детского сада. Каковы причины этого явления? Опрос родителей, отдавших предпочтение дошкольно­му объединению в учреждении дополнительного образования, показал, что, во-первых, семья отказывается от услуг обществен­ных дошкольных образовательных учреждений из-за достаточно высокого уровня заболеваемости детей в них (50%); во-вторых, из-за стремления дать детям более качественное образование (25%); в-третьих, из-за востребованности особых условий обуче­ния и воспитания для плохо адаптирующихся детей (15%) и де­тей с хроническими заболеваниями (10%), с трудом преодолева­ющих жесткую регламентацию поведения, напряженность ритма образовательного учреждения.

В целях обеспечения наиболее полного охвата детей дошколь­ным образованием, объединения усилий общественных учрежде­ний и семьи в воспитании дошкольников в городском Детско-юношеском центре Волгограда — особом образовательном учреж­дении с целевым приоритетом развития личностных ориентации — было открыто объединение «Успех».

Воспитанники объединения — это дети с нормальным ходом развития, не посещающие дошкольные учреждения, и дети с про­блемами в личностном развитии (тяжелая и средняя степень со­циальной адаптации).

Подробнее...

Современный мир меняется под влиянием трех факторов. Это — международная торговля, формирование информационного об­щества и постоянный научно-технический прогресс. В данной си­туации усиливается значимость таких форм образования и само­образования, которые дают возможность каждому человеку ов­ладеть методами самостоятельного приобретения знаний в самых различных областях науки и культуры, и тем самым не только легче адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни и прогресса, но и самому активно участвовать во всех этих процес­сах, вступая в реальный контакт с информацией и участвующи­ми в ее передаче людьми (Г.С. Сухобская, Е.А. Соколовская, 2000).

Усиливается потребность в образовании и для родителей, столк­нувшихся с проблемой воспитания детей в меняющемся мире. Как готовить их к жизни в условиях перемен и социально-экономичес­кой нестабильности? Какой стиль взаимодействия с ребенком выб­рать? Какими ценностями руководствоваться? Воспитывающие взрослые стихийно, на уровне здравого смысла реагируют на про­исходящие перемены, что не всегда оказывается достаточным. Пре­жний опыт не помогает решать проблемы, а социально-педагоги­ческим анализом жизненных ситуаций родители не владеют.

Подробнее...

Пояснительная записка

Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Современная на­ука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказываться от семейного воспитания, равно как и семья не может воспитать ребенка изолированно от других воспитательных институтов. Все они призваны содействовать мак­симальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый из них обладает теми или иными преимуществами.

Отсутствие образовательных программ для родителей в теле- и радиоэфире, снижение тиражей специализированных научно-по­пулярных изданий создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детей-дошколь­ников. В этой ситуации, как показывает практика, нередко единственным источником педагогических знаний для родителей ста­новится воспитатель детского сада.

Подробнее...

 

Подготовительный этап

1. Анкетирование родителей по проблеме гражданско-патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании.

Вопросы анкеты:

Как Вы знакомите детей с окружающим миром?

Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края (принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает ли за животными, за цветами...)?

Беседуете ли Вы с детьми о городе, в котором живете?

Посещаете ли Вы с ребенком музеи г. Фролове?

Бываете ли Вы на праздниках, посвященных Дню города?

Подробнее...

 

Тип проекта: исследовательский; средней продолжительности; для старшего дошкольного возраста; по содержанию — «Ребенок и рукотворный мир»; при участии взрослых, где ребенок — субъект проектирования.

Цели: использовать возникшую ситуацию для ознакомления де­тей с историей создания конфет; рассказать об их разнообразии, обратить внимание на производство отечественных сладостей; сти­мулировать интерес дошкольников к коллекционированию.

Подробнее...

 

Тип проекта: по методу — информационно-исследовательский; по содержанию — «Ребенок—общество»; детско-взрослый, ребе­нок — субъект проектирования; открытый — в ДОУ и за его пре­делами; фронтальный; долгосрочный.

Проблема: узнать о военном детстве, получить представления о жизни и судьбе детей Сталинграда.

Цель-результат для всех участников проекта

Дети учатся с уважением и гордостью относиться к людям, защищавшим город во время Великой Отечественной войны и внесшим свой вклад в развитие Волгограда; совместно со взро­слыми занимаются поиском информации о детях Сталинграда, умеют донести ее до сверстников; проявляют интерес к посеще­нию музеев, библиотек города, общению со специалистами уч­реждений культуры; понимают значимость этих учреждений для сохранения исторического и культурного наследия; отражают по­лученные впечатления (самостоятельно и вместе со взрослыми) в различных видах творческой деятельности (рисунках, расска­зах, стихах).

Подробнее...

 

1. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с природой нашего района (города), края?

2. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о природе родного края, чтобы ответить на возникающие у ре­бенка вопросы?

3. Какие места нашего района Вы можете предложить как мар­шрут выходного дня для семьи?

4. Как часто Вы вместе с ребенком:

совершаете выезды на природу;

устраиваете совместные праздники;

посещаете выставки;

посещаете концерты;

бываете в театре, цирке;

совместно читаете книги;

смотрите телевизор?

Подробнее...

 

1. ФИО, образование, место работы родителей, количество де­тей в семье.

2. Кто из родителей занимается или занимался спортом, ка­ким? Есть ли спортивный разряд?

3. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию?

4. Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его?

5. Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику:

мама (да, нет), папа (да, нет);

дети (да, нет);

взрослые вместе с ребенком (да, нет);

регулярно, нерегулярно.

Подробнее...

Цели: развивать у ребенка способность удивляться и удивлять, интересно и увлекательно знакомить его с объектами окружаю­щей природы, поддерживать его любознательность.

Собираемся на прогулку

Определите маршрут, приняв во внимание физические возмож­ности каждого члена семьи. Определите остановки для отдыха в пути.

Рассчитайте время прогулки, предусмотрев время для на­блюдений, игр в лесу.

Создайте у ребенка радостное ожидание предстоящей про­гулки, сделайте ее удивительной и неповторимой. Выучите пе­сенку, чтобы идти было весело.

Пусть малыш вместе с вами участвует в сборах.

Подробнее...

 

Обращение к родителям

Старшие и младшие... Многочисленные, большей частью не замечаемые, бездумные стереотипы их взаимоотношений приво­дят не только к искривлению характеров и судеб, но и к отяго­щению всей нравственно-психологической атмосферы общества.

 

Каждый из нас — и Старший, и одновременно Младший, у каждого есть свои Младшие, даже если они «чужие», и свои Стар­шие. И редко кто может похвастать, что эта сфера не доставила ему острых и горьких переживаний...

 

Почему нам так трудно? В чем и как искать причины этих труд­ностей? Многие из нас ищут ответы в книгах и разочаровывают­ся, не найдя готовых ответов и рецептов, некой панацеи от всех педагогических бед. Не спешите! Готовых ответов не может быть. Да и не они нужны нам, а то, что помогло бы развить способ­ность видеть и понимать.

Подробнее...

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент