Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Цель: знакомство детей с новой достопримечательностью города Златоуста – Аллеей героев, которая является частью комплекса Мемориал Славы.

Задачи

 

Уточнять, обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне, знакомить с историческим прошлым России.

 

Познакомить с именами героев Златоуста, их подвигами во время Великой Отечественной войны, воспитывать уважение и гордость за земляков, благодарность советскому народу.

 

Закреплять знания детей о памятных местах Златоуста, показать, как народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны.

 

Знакомить детей с памятниками как скульптурными сооружениями, возведёнными в честь какого-либо героя войны или события ВОВ.

 

Формировать чувство безграничного долга перед ветеранами Великой Отечественной войны, желание радовать и заботиться о них.

 

Способствовать пониманию понятия «чтить память погибших», торжественности и значения «минуты молчания».

 

Развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память детей

 

Закреплять правила поведения в городском транспорте и общественных местах.

 

Предварительная работа

 

Чтение рассказа А. Митяева «Дедушкин орден».

 

Выставка детских рисунков на тему «Спасибо за мир!»

 

Рассматривание иллюстраций, фотографий и репродукций картин о Великой Отечественной войне.

 

Рассматривание альбома «Именем твоим, герой … (улицы Златоуста)».

 

Прослушивание песен военных лет, о войне и Победе.

 

Просмотр презентации и беседа о Златоустовском трамвае.

 

Просмотр презентации «Достопримечательности Златоуста».

 

Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

 

Изготовление фигурок голубей из бумаги.

 

Оборудование и материалы: красные флажки; иллюстрации: «Флаг СССР», «Советский флаг над Рейхстагом», «Звезда Героя» (СССР и России); колонка; аудиозапись звука метронома; воздушные шары белого, синего и красного цвета, наполненные гелием; бумажные фигурки голубей; живые и (или) искусственные цветы.

 

Словарная работа: «бюст», «гражданский долг», «гранитный», «доблесть», «земляки», «метроном», «пилон», «подвиг», «посмертно», «постамент», «скульптурное сооружение», «тыл», «фронт».

 

Методы и приёмы, используемые в работе

 

Наглядные методы – наблюдение (распознающего характера), демонстрация наглядных пособий. Приём – показ способа действия.

 

Словесные методы – рассказ педагога, рассказ детей (из личного опыта), беседа, чтение художественной литературы. Приёмы – вопросы (требующие констатации и побуждающие к мыслительной деятельности), педагогическая оценка, пояснение, объяснение, беседа по итогу.

 

Практический метод – моделирование.

 

Приём – изготовление и использование графических моделей.

 

Содержание экскурсии

 

Дети становятся друг за другом парами.

 

Воспитатель раздаёт красные флажки ребятам в начале, в середине и в конце колонны и интересуется, для чего это необходимо. (Ответы детей.)

 

Если есть возможность, желательно отправиться к Мемориалу Славы на экскурсионном трамвае. При посадке в трамвай следует уточнить у детей, помнят ли они правила поведения в общественном транспорте. Если есть необходимость – актуализировать знания.

 

Путешествуя трамваем, дети будут иметь прекрасную возможность наблюдать из окна. Можно поставить перед детьми задачу:

 

- Ребята, во время поездки постарайтесь увидеть как можно больше достопримечательностей Златоуста, с которыми мы знакомились ранее.

 

Если воспитанники затрудняются назвать то или иное место, педагог сам обращает их внимание на достопримечательность.

 

Дети подходят к памятнику, некоторое время рассматривают его.

 

- Куда мы пришли? Знакомое место? (Ответы детей.)

 

- Действительно, в прошлом году мы уже были здесь. Многие из вас посещали это место с родителями, бабушками и дедушками. Как вы думаете, для чего в нашем городе был сооружён этот памятник? (Ответы и размышления детей.)

 

- Слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски, монументы. Возводят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили о страшном военном времени.

 

Наш Мемориал Славы – это скульптурное сооружение, центральной частью которого являются три высоких пилона, их высота 13 метров. В нижней части этих пилонов размещены три фигуры: пехотинец, лётчик, танкист (они из меди, высота каждого 5 метров). На площадке между пилонами расположен лавровый венок, внутри которого горит Вечный огонь.

 

- Сегодня мы познакомимся с новой достопримечательностью нашего города – Аллеей Героев. (Подойти к Аллее Героев.) Её торжественное открытие состоялось 2 ноября 2017 года. Почему Аллея Героев имеет такое название? Какого человека называют героем? (Ответы и рассуждения детей.)

 

- Герой – человек исключительной смелости и доблести, способный совершить подвиг, даже ценой собственной жизни. Двадцать бюстов доблестных солдат на красивых гранитных постаментах заняли почётное место у Мемориала Славы и у Вечного огня. Все эти люди имеют непосредственное отношение к нашему городу: родились, жили, работали здесь, ушли на фронт из Златоуста... Это наши земляки. Каждый из них имеет множество наград (медалей, орденов), среди которых самая высшая степень отличия в период войны – это Золотая звезда Героя Советского Союза. Как вы думаете, почему Советского Союза, а не России? (Предположения детей.)

 

- Как вы знаете, Россия – самая большая страна в мире. Однако во время войны она была ещё больше. Наша родина и некоторые страны-соседи (Белоруссия, Украина, Казахстан, Армения, Грузия, Таджикистан, Туркмения и др.) были единым государством, которое называлось Советский Союз. У Советского Союза был флаг – большое красное полотнище с изображением серпа, молота и звезды в левом верхнем углу. (Показать изображение флага СССР.) Именно под этим знаменем советские солдаты шли в бой, его защищали своей кровью. Именно советский флаг водрузили наши солдаты в Берлине, одержав полную и такую долгожданную победу над фашизмом. (Показать изображение советского флага над Рейхстагом.) Поэтому, ребята, правильно говорить, что победу в войне одержал советский народ. Не только русские, белорусы, грузины, армяне, таджики по отдельности… Нет. Все вместе, как одно целое – представители разных национальностей огромной страны сражались с врагом во имя одной на всех Победы. Вот строки из песни, которую мы слушали:

 

Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым,

 

И значит, нам нужна одна победа, одна на всех - мы за ценой не постоим.

 

- Поэтому и награда в то время называлась «Золотая звезда Героя Советского Союза». (Показать изображение награды.) Сейчас Советского Союза уже нет – все республики стали самостоятельными странами, но по-прежнему очень дружны и поддерживают хорошие отношения. В настоящее время воины, совершившие подвиг, получают «Золотую звезду Героя Российской Федерации». (Показать изображение награды.) Скажите, чем отличаются эти медали? (Ответы детей.)

 

- Награды изменили только внешний вид. Суть осталась прежней – медали достойны люди исключительной смелости, способные пожертвовать жизнью ради Родины и народа. Многие получали эти медали посмертно…

 

- Среди уральских героев, бюсты которых представлены здесь, есть два солдата, чьими именами названы улицы Златоуста. Это Иван Михайлович Мельнов и Илья Фёдорович Лапшин. (Подвести детей к их бюстам.)

 

Иван Мельнов погиб в бою в 1944 году, ему было всего 20 лет. Через год за образцовое выполнение боевых заданий на фронте и проявленные при этом отвагу и геройство лейтенанту Мельнову Ивану Михайловичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

 

В 1943 году Илья Фёдорович Лапшин принял активное участие в боях на территории Белоруссии, лично уничтожил несколько бронетранспортёров врага и ряд их боевых точек. Это способствовало успешному наступлению советской пехоты. В этом же году старший сержант Илья Лапшин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. После окончания войны Лапшин в звании старшины был демобилизован. Первоначально жил и работал в Златоусте, позже переехал в Ялту. Умер в 1962 году в возрасте 44 лет.

 

- Вот такое славное памятное место появилось в нашем городе. Сейчас я предлагаю вам, ребята, подойти к вечному огню.

 

- Война коснулась каждого гражданина нашей страны. У одних родные, близкие и знакомые воевали на полях сражений, у других – трудились в тылу, всеми силами помогая фронту. Поэтому в каждом городе нашей страны есть памятные места, посвящённые войне 1941-1945 гг., где горит Вечный огонь, куда люди приходят поклониться павшим воинам и приносят цветы. Как вы думаете, почему этот священный огонь называется вечным? (Ответы детей.) Действительно, вечный он потому, что никогда не погаснет; это символ вечной памяти о страшных годах войны, о подвиге советского народа. Предлагаю вам возложить цветы к Вечному огню. (Дети возлагают цветы.)

 

Над могилой, в тихом парке расцвели тюльпаны ярко.

 

Вечно тут огонь горит, тут солдат советский спит.

 

Мы склонились низко-низко у подножья обелиска,

 

Наш венок расцвёл на нём жарким, пламенным огнём.

 

Мир солдаты защищали, жизнь за нас они отдали.

 

Сохраним в сердцах своих память светлую о них!

 

- Погибших во время войны людей вспоминают минутой молчания. Как вы понимаете выражение «минута молчания»? Как нужно себя вести в это время? (Ответы детей.)

 

- Минута молчания – символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Обычно минута молчания сопровождается звуками ленинградского метронома, который отсчитывает секунды. (Минута молчания, включить звук метронома.)

 

- Мы живём в мирное время. А этот мир отстояли для нас с вами простые солдаты. Мы сегодня выполнили свой гражданский долг – пришли к памятнику, возложили цветы и почтили память воинов минутой молчания. Наша святая обязанность – беречь мир и никогда не забывать, какой ценой он был завоёван. У некоторых из вас прабабушки и прадедушки тоже воевали, кто – то из них ещё жив. Не забудьте поздравить их с праздником. Как можно поздравить ветеранов войны? (Ответы детей.)

 

- Если вы 9 мая увидите человека с орденами, подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защищал нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы помним о той трудной победе.

 

Мы в этот день молчим и вспоминаем, о том, что не увидим никогда!

 

Что знаем лишь по дедовским медалям и письмам не пришедшего отца.

 

А Вас приходит с каждым годом меньше... И волосы – белы от седины....

 

Вас, что мальцами дрались под Смоленском и тех, кто штурмовал Берлин!

 

Вы приходите к нам, напоминайте, чтоб больше не стонали города....

 

О тех, кто не вернулся в сорок пятом и кто из Вас уже ушёл туда...

 

Мы, молодые, взрывов бомб не знаем, вы сохранили нам

 

такой цветущий мир

 

И в этот день весной, в начале мая мы за великий подвиг вас благодарим!

 

Вы верьте нам, мы славы не забудем, и честь страны мы свято сохраним....

 

Пока мы живы, День Победы будет! И память эту детям отдадим!

 

- В заключение нашей экскурсии предлагаю вам, ребята, запустить в небо воздушные шары с символом мира – белоснежными голубями. (Дети запускают шары в небо.)

 

- Возвращаемся в детский сад.

 

По возвращении в детский сад спросить детей, с какой достопримечательностью они сегодня познакомились; что расскажут об экскурсии вечером родителям; что понравилось или не понравилось; что затронуло сердце.

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество