Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Цель: Продолжать знакомить детей с жилищем ненцев – чум, с этапами постройки и состава чума.

 

Оборудование: Макет чума и его различные изображения.

 

Ход образовательной деятельности

 

Воспитатель. Ань торова, ӈацеки. Хотите узнать, о чем сегодня пойдет речь. Сейчас, загадаю вам загадку.

 

Ӈопой вэсаком ' терсавэй ембпидо". (Мя")

 

Одного старика с криком одевают (чум).

 

- Правильно, сегодня мы познакомимся с чумом.

 

Беседа.

 

Показ иллюстраций чума.

 

У чума шея, как у гуся

 

Верхушка чума торчит как ель,

 

Дымок из печки как песцовый хвостик.

 

Такими словами восхваляет чум наш поэт Л.В.Лапцуй.

 

Чум имеет форму конуса. Он устойчив при сильных ветрах, метелях; с крутой поверхности легко скатываются снег, вода. Чум состоит из шестов и покрытий. Шесты округлые, заостренны к низу и к верху. Готовят их из ошкуренных стволов елей (хады), сушат на солнце несколько месяцев, чтобы из них вышел весь сок.

 

- Давайте, с вами построим чум.

 

Сейчас расскажу и покажу вам о том, как нужно ставить чум. Сначала определим центр чума. Здесь будет стоять печка.

 

По обе стороны от печки укладываем доски пола (четыре) и плетенные циновки из прутьев (ху" нер"). Теперь переходим к установке шестов чума. Устанавливаем на ровном расстоянии от очага два основных шеста - макода. Это шесты толще остальных. На верхнем конце имеют отверстие, сквозь которое продевается веревка (макода ' иня) и завязывается, образуя кольцо, соединяющее оба шеста вместе. Затем ставим оставшиеся шесты. Чем больше их, тем прочнее чум.

 

Укрепляем ти- две горизонтальные жерди, которые крепятся к входным шестам и к симзы '. на них сушат одежду. Теперь нам осталось натянуть покрытие – ея. У нас есть только брезентовое покрытие для летнего чума. Готовое покрытие поднимают специальными шестами- есенабць'. А затем веревками, которые привязаны к халаку, стягивают покрытие вкруговую. Вот и готов наш летний чум.

 

Еще бывают зимние чумы. У зимнего чума двухслойное покрытие. Зимой в чуме тепло. На один зимний чум нужно 55-60 шкур оленя. Поэтому оленевод бережно относиться к покрытию чума.

 

- Чум – это самое удобное жилище в тундре.

 

Физминутка

 

Раз, два, три, четыре, пять

 

Будем ноги разминать.

 

Мы шагаем по дороге,

 

Поднимаем выше ноги (ходьба на месте)

 

По тропинке побежим,

 

До лужайки добежим. (Бег на месте)

 

На лужайке, на лужайке

 

Мы попрыгаем как зайки. (прыжки на месте на обеих ногах)

 

Стоп. Присядем, отдохнем (приседание).

 

И назад пешком пойдем (ходьба на месте).

 

- Давайте заглянем внутрь чума. Чум очень дорог для нашего народа. В каждом чуме живет одна семья, члены которой делают все, чтобы в нем было приятно и удобно работать и жить. Папы подбирают место, где затем устанавливают чум. Мама располагает вещи внутри чума, делают его уютным, а дети помогают им.

 

- Посмотрите внимательно, какие необходимые вещи есть в чуме?

 

- Тундровики сложили много загадок о чуме и чумных вещах. Отгадайте их.

 

- Пин ' тарповӈа, мят ' ни тюӈг" (Не' си)

 

На улицу выходит, а в чум не войдет (двери чума)

 

Еще слушайте: Тэваси, ӈэваси. (Толь.) Без хвоста и без головы (Стол.)

 

Ӈамдё ' мяда париде (Ед). Место, на котором сидит, черное. (Котел.)

 

- Молодцы.

 

- Кто знает загадки про чум и о вещах, которые есть в чуме?

 

- Как вы заметили, много вещей, которые есть в чуме, имеются и в наших домах.

 

Рисование чума.

 

- А сейчас нарисуйте, пожалуйста, чум. Жилище ненцев.

 

Итог.

 

- Ребята, сегодня все хорошо работали. Вы все нарисовали разные чумы.

 

- Где живут ненцы?

 

- как устанавливают чум?

 

- Вам понравилось занятие?

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество