Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом; развивать познавательный интерес, любознательность, коммуникативную активность.

 

Задачи:

 

- учить устанавливать элементарные причинно- следственные связи и делать выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности; расширять представления детей о свойствах снега и льда; формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты;

 

- развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности; способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми; активизировать речь и обогащать словарь детей; продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом;

 

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; воспитывать позитивное отношение к неживой природе; воспитывать дружеские взаимоотношения.

 

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

 

Оборудование: 2 ёмкости со снегом и льдом, одноразовые тарелки, ложки, салфетки, стаканчики с водой комнатной температуры, полоски красного картона, палочки, картинки с изображением зимы.

 

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, загадывание и отгадывание загадок, беседы, игры со снегом на прогулке.

 

 

 

Ход занятия

 

В: Станем рядышком по кругу

 

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

 

Нам здороваться не лень:

 

Всем привет и добрый день.

 

Чтение стихотворения:

 

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.

 

В: О каком времени года это стихотворение? Сколько месяцев зимой? Назовите зимние месяцы.

 

В: Молодцы, ребята, а теперь послушайте загадку и скажите, о чём говорится в загадке?

 

Словно бабочка кружится

 

И на землю спать ложится.

 

Он холодный и пушистый,

 

А на солнышке искристый.

 

Д: О снеге.

 

В: Вспомните, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времен года?

 

- День становится короче, а ночь длиннее.

 

- Солнце светит мало.

 

- Часто идёт снег, бывают метели, вьюги.

 

- Наступает мороз.

 

- Дует холодный ветер.

 

- Реки и озёра покрываются льдом.

 

Что происходит зимой с деревьями? (Они отдыхают, спят.)

 

Как живется зимой птицам и зверям? Куда делись насекомые? (Птицы улетают в тёплые края, лесные звери укрываются от холода в дуплах, норах или зарываются в глубокий снег, насекомые спрятались в кору деревьев)

 

Как люди должны помогать птицам зимой? 

 

В: А в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы?

 

- Люди одеваются теплее.

 

В: Ребята, а чем вам нравится зима?

 

Д: Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, строить снеговика, горку.

 

Физминутка

 

За окном у нас зима (руки разводят в стороны)

 

Стали белыми дома (складывают руки над головой в виде крыши)

 

Снег на улице идёт (поднимают и медленно опускают руки)

 

Дворник улицы метёт (имитируют движения)

 

Мы катаемся на санках (приседают, руки перед собой)

 

Пишем на катке круги (руки за спину, поворачиваются)

 

Ловко бегаем на лыжах (выполняют движения)

 

И играем мы в снежки (имитируют метание)

 

Стук в дверь. Входит снеговик и вносит 2 ёмкости.

 

Дети здороваются со снеговиком.

 

С: Здравствуйте, ребята. Я слышал, что вы говорите о зиме. Я хочу вас пригласить в свою лабораторию и провести опыты. Но сначала вы должны отгадать мои загадки и тогда узнаете с чем мы с вами будем проводить опыты.

 

Легкий, белый и пушистый,
А на солнышке искристый,
Лишь зимой у нас бывает,
И в ладошке быстро тает.
(Снег.)
Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лёд)

 

В: Ну что ребята, отправляемся в лабораторию? Вы на месте покружитесь и в учёных превратитесь. В: Давайте вспомним правила поведения в лаборатории при проведении опытов. (Не шуметь, не толкаться, отвечать на вопросы, не мешать друг другу) Дети надевают фартуки и садятся за столы. Воспитатель помогает снеговику разложить по тарелочкам снег и лёд. Снеговик садится на стул. Воспитатель с детьми проводят опыты.

 

Опыт №1. «Сравнение свойств и качеств снега и льда»

 

- Возьмите в ладошку немного снега. Что вы чувствуете? Какой он? Что у вас осталось на ладошке? (Холодный, мягкий, лёгкий, ладонь мокрая.) Когда идем по снегу, что с ним происходит? (Хрустит, скрипит.) В какую погоду это бывает? (В морозную.) В морозную погоду снег – какой? (лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается). А во время оттепели какой снег? (Снег липкий, тяжёлый, сырой.)

 

- А теперь возьмите лёд. Что вы чувствуете? Какой он? Что у вас осталось на ладошке? (Холодный, твёрдый, тяжёлый, ладонь мокрая.)

 

В: Возьмите палочки. Попробуйте разрыхлить снег. Получается? Какой снег? (Рыхлый.) Про лёд мы можем такое сказать? (Нет.)

 

Вывод: Снег и лёд холодные, но снег- лёгкий, мягкий и рыхлый, а лёд- тяжёлый, твёрдый. Под воздействием тепла снег и лёд превращаются в воду.

 

Опыт №2: «Определение прозрачности»

 

В: Возьмите полоску красного картона и положите на неё снег. Мы сможем увидеть какого цвета полоска? (Нет)

 

В: А теперь положите лёд. Мы видим какого цвета полоска? (Да.)

 

Вывод: Снег белый, непрозрачный, а лёд бесцветный, прозрачный.

 

Опыт №3 «Почему лёд не тонет?

 

В: А сейчас возьмите стакан с водой, положите туда кусочек льда. Посмотрите, что происходит со льдом? (Плавает в воде.) Если лёд оставить в воде, что с ним произойдёт?

 

Вывод: Лёд не тонет, потому что он легче воды, постепенно лёд в воде растает.

 

В: Молодцы, ребята. Давайте ещё раз вспомним всё, что мы узнали о снеге. Снег - белый, непрозрачный, рыхлый, под действием тепла превращается в воду. В морозную погоду снег хрустит под ногами, он лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается, а во время оттепели снег липкий, тяжёлый, сырой. Лёд- бесцветный, прозрачный, твёрдый, лёд легче воды, не тонет. Что общего между снегом и льдом: холодные, состоят из воды.

 

В: Снеговик, тебе понравилось, как ребята занимались в твоей лаборатории?

 

С: Да. Вы сегодня проводили интересные опыты со снегом и льдом. В следующий раз я вас ещё приглашу в свою лабораторию. А теперь мне пора отправляться на улицу, а то я скоро растаю и превращусь в лужу.

 

В: Ребята, давайте прощаться со снеговиком. (Дети прощаются со снеговиком, снеговик уходит.)

 

В: Вы на месте покружитесь и в детей все превратитесь.

 

Рефлексия:

 

В: Где мы с вами сегодня были и кем вы были?

 

- Какие опыты мы с вами проделали?

 

- Что нового вы узнали, когда проводили опыты?

 

- Вам понравилось проводить опыты?

 

В: Молодцы, вы все сегодня хорошо поработали и у меня есть для вас сюрприз. (Изготовление искусственного снега из соды и пены для бритья.)

 

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество