Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

 

Задачи:

 

познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);

 

познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар;

 

развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;

 

обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;

 

воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

 

Предварительная работа: чтение сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Спящая красавица» рисование сказочных героев, рассматривание иллюстраций о деревенской жизни, знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Предварительная словарная работа: домашний уют, прялка, пряла, шила. Оборудование и материалы: магнитофон, записи русской народной музыки песни, атрибуты для оформления экспозиции – русская изба: печь, ухват, чугунок, сито, мука, каравай, самовар, деревянная посуда, таз, стиральная доска, прялка, шерсть, нитки, вязанная шерстяная одежда, салфетки для рук, фартуки.

 

Воспитатель: «Русь деревянная – края дорогие.

 

Здесь издавна русские люди живут.

 

Они прославляют жилища родные,

 

Раздольные песни поют...»

 

Воспитатель: - Ребята, вспомните, почему наших предков на Великой матушке Руси называли славянами?

 

Ответы детей: - Славяне – род славный.

 

Воспитатель: - Какие родственные слова вы подобрать к слову – РОД?

 

Ответы детей: - Родители, родственники, родные, Родина и т.д.

 

Воспитатель:- Сегодня мы совершим удивительное путешествие в необычный музей – дом наших далеких предков-славян. Даже в старину люди делали себе жилище, и называлось оно – изба. Они приходили домой отдохнуть и набраться сил, погреться у огня.

 

Воспитатель: - А из чего люди раньше могли построить себе дом?

 

Дети: из дерева.

 

Воспитатель: - Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

 

– С елью стройной мы родня

 

– Обе зелены и колки,

 

Но длиннее у меня

 

И названье, и иголки.

 

Дети: отвечают сосна. (Сосна – показ картинки.)

 

Воспитатель: - Строили избу и из сосен, бревна у них длинные, ровные, а воздух в таком доме всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

 

- Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам, так раньше здоровались. Гости кланялись, входя в избу еще не только потому, что они были вежливыми, но и потому, что двери в избах были низкими, а порог высокий, чтобы не дуло.

 

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что в избе было самым главным?

 

Дети: (ответы детей).

 

Воспитатель: - Посмотрите ребята, вот мы с вами оказались в светлице! Как здесь хорошо и уютно

 

- Ребята, как вы думаете, какие полы были в избе?

 

Дети: (деревянные).

 

Воспитатель: - Конечно деревянные, на них стелили самотканые дорожки, чтобы в избе было теплее.

 

- Посмотрите сколько много здесь незнакомых нам вещей.

 

- Как вы думаете, что в избе было самым главным? Что бросилось нам в глаза? (обратить внимание детей на печку).

 

Воспитатель: - Стоит девица в избе,

 

Коса на дворе – это ….

 

Дети: - Печь

 

Воспитатель: - Да, дети, печь в стародавние времена занимала больше всего места, а как вы думаете, почему?

 

Дети: ответы.

 

Воспитатель: - Правильно ребята, в ней готовили еду, пекли хлеб, она и дом обогревала, на печи сушили одежду, обувь, ягоды, грибы, мелкую рыбу. Раньше люди даже спали на печке. В народе про печь говорили "Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу".

 

Воспитатель: - Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Человек который умел класть печь – печник - пользовался почетом и уважением.

 

- Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

 

- Печка — деревенская кормилица. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!»

 

«Печь нам мать родная»

 

Воспитатель: - Как вы думаете чем топили печь?

 

Дети: (дровами).

 

Воспитатель: - Правильно ребята. А кто же занимался заготовкой дров?

 

- Конечно же мужчины, потому что это очень тяжелый труд, нужно быть сильным и крепким человеком.

 

Воспитатель: - Чем же могла печь накормить своих хозяев?

 

Дети: ответы детей что готовили на Русси.

 

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

 

Воспитатель: - Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

 

Он как круглая кастрюля,

 

Он чумазый, не чистюля.

 

Где там, в печке уголёк,

 

Кашу сварит…

 

(Чугунок.)

 

Дети: Это чугунок.

 

Воспитатель: - Правильно. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

 

В чугунке варили супы, каши, тушили мясо. (Показ чугунка – дети поднимают чугунок, определяют, что он тяжелый.)

 

Воспитатель: - Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

 

«Не бык, а бодает,

 

Не ест, а еду хватает,

 

Что схватит – отдаёт,

 

А сам в угол идёт (ухват).

 

- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. (Показ: воспитатель показывает как ставили чугунок в печь, потом – как доставали из печи.)

 

Воспитатель:- Наварила хозяйка щей – надо теперь и хлеба напечь. В этом случае поможет хозяйке сито. (Показ.)

 

- Вот оно у нас лежит возле печи. Ситом сеяли муку, и тогда тесто для хлеба, на пироги получилось очень пышным и мягким. Посмотрите как это делается. (Показ.)

 

- Давайте и мы с вами попробуем просеять муку через сито. Дети пробуют просеять муку через сито.

 

Воспитатель: - Следующая загадка: «Всех кормлю с охотою,

 

А сама безротая».

 

Дети: ложка.

 

Воспитатель: - В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть. (Послушать игру на ложках.)

 

Воспитатель: - Следующая загадка.

 

«Что за барыня такая?

 

В гребень шерсть она берет,

 

Тонкой ниточкой пушистой

 

Деткам пряжу отдает?»

 

Дети: прялка.

 

Воспитатель: -Вечерами хозяйка на ней пряла нитки.

 

- А из ниток затем вязали носки, свитера и другую одежду – хозяйки сами рукодельничали – потому что в магазинах ее нельзя было купить. (Показ пряжа, вязанных вещей.)

 

- А когда одежда пачкалась – ее приходилось стирать.

 

- Раньше женщины белье стирали руками. В домах не было не только стиральных машин и, но и не было воды, её приносили в вёдрах, грели на печке, выливали в большие тазы и замачивали бельё.

 

- На Руси прачки использовали для стирки валек. Это деревянная пластина с короткой ручкой. Интересно, что форму валек сохранил на протяжении девяти веков. Изготавливали его из березы, липы, осины. Пользовались им так: белье, пропитанное мыльным раствором, укладывали на доски, а потом били вальком по белью. И так несколько раз. (Показ валька.)

 

Воспитатель: -А сейчас мы поиграем, с вами вместе постираем.

 

- Мы стирали, мы стирали, (Движения руками вверх, вниз.)

 

- Воду в тазик наливали. (Имитация наливания воды.)

 

- Мылом мылили белье, (Трем ладошку об ладошку.)

 

- Отстиралось, чтоб оно. (Смотрим на раскрытые ладошки.)

 

- Терли, терли, оттирали, (Трем кулачок об кулачок.)

 

- Все белье мы отстирали. (Хлопаем в ладошки.)

 

- Полоскали все в водичке (Имитация полоскания.)

 

- Стали чистыми вещички. (Хлопаем в ладошки.)

 

- А теперь сушить повесим, (Поднимаем руки вверх.)

 

- Нам сушить поможет ветер. (Машем поднятыми вверх руками.)

 

Воспитатель:- Белье после стирки нужно погладить. Сейчас ваши мамы берут утюг, включают его в розетку, утюг нагревается и мамы гладят. А раньше не было не только электричества, но и утюгов. И гладили женщины при помощи скалки и рубеля.

 

- Я вам сейчас покажу, как это делали. Белье наматывали на скалку, получался тугой сверток. Брали рубель — доску с ручкой, на обратной стороне которой были вырезаны зарубки, как «ступеньки». Рубелем прокатывали белье, намотанное на скалку, таким образом, жесткую, домотканую ткань разглаживали и размягчали. (Показ как раньше гладили.)

 

Воспитатель:- Позже появились утюги, но не такие как сейчас. (Показ утюга.)

 

- Посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, для чего он открывается? А что могли сюда засыпать?

 

Дети: (угли).

 

Воспитатель: - Верхняя крышка у них откидывалась, внутрь засыпались горячие угли, которые и нагревали утюг. Позднее появились чугунные утюги, которые нагревали на печке или на плите.

 

Воспитатель: - Теперь давайте, немного поиграем.

 

Игра «Пирог»: По считалке выбирают водящего, дети становятся в 2 шеренги, друг против друга. Водящий приседает в центре – он «пирог». Все поют и двигаются:

 

Экий он высоконький, (руки поднимают вверх)

 

Экий он широконький, (руки разводят в стороны)

 

Экий он мягонький (руками гладят живот).

 

Первый из каждой шеренги бежит и дотрагивается до «пирога». Кто первый задел – уводит «пирог» к себе в шеренгу. Кто опоздал – становится «пирогом».

 

Воспитатель: - Мы немного поиграли, а теперь продолжим. -Ребята, вы знаете, что один угол печи назывался «бабий кут»?

 

Воспитатель: - Его так назвали потому, что здесь было все приспособлено для того, чтобы хозяйка могла готовить пищу, а также стояла прялка, с помощью которой пряли овечью, козью, собачью шерсть.

 

- По диагонали от печи угол назывался «красный» - это значит красивый, здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.

 

- Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находилась икона. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

 

- Еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.

 

Воспитатель: - В горнице стояли стол и скамейки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие.

 

Воспитатель: - Посмотрите ребята, из чего в старину пили чай. Это самовар, чай из него получался очень вкусный и полезный.

 

- Ребята, я сейчас вам прочитаю пословицы и поговорки о самоваре.

 

За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.

 

Чай пить – приятно жить.

 

Выпей чайку – позабудешь тоску.

 

Если чай не пьешь – где силы берешь.

 

Для ложек и чашек - такой великан!

 

Он чаем отменным наполнит стакан.

 

Рад время от времени выпустить пар.

 

Любимец избушки резной самовар.

 

Воспитатель: - За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя

 

Воспитатель: - Много у хозяйки в избе было работы, трудно ей приходилось. А после работы – можно и отдохнуть. Раньше после тяжелого трудового дня – любили люди устроить какую-нибудь веселую забаву, да под музыку.

 

- Хотите и мы с вами теперь передохнем, да в игру поиграем. Знаете игру «Ручеек» - это тоже старая русская-народная игра. Дети под народную музыку играют в ручеек.

 

Воспитатель: - Вот и подошла к концу наша встреча со стариной.

 

- Вам понравилась экскурсия в дом наших далеких предков - славян?

 

Дети: ответы детей.

 

Воспитатель: - Что нового вы узнали?

 

- С какими новыми словами и вещами познакомились?

 

Дети: ответы детей.

 

Воспитатель: - Ребята, а теперь пришла пора нам прощаться.

 

- До свидания.

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество