Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

Природоведение и экология

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Программное содержание:

 

1. Уточнить и систематизировать знания детей о растениях, их развитии, о роли почвы, воды, света, тепла, о приспособленности к переносу на большие расстояния.

 

2. Ввести понятие «питательные вещества» и «в каждом семени – маленькое будущее растение».

 

3. Научить выращивать растения из семян.

 

4. Воспитывать у детей интерес к выращиванию растений, желание наблюдать и ухаживать за ними.

 

Материал: семена известных детям растений, семена цветов, злаковых, бобовых, орехи. Шапки – маски для игры «Семена» - Червяк, Воробей, Ветер, Дождь, Солнце.

 

Предварительная работа: уход за комнатными растениями в уголке природы; подготовка «почвы, семян, контейнеров, этикеток с датой посева; разучивание игры «Семена»; дидактический материал «Найди пару»; лото «Цветы». Опыт: как действует питательная смесь Алоэ на быстрое прорастание настурции.

 

 

 

Ход занятия

 

Воспитатель: Весной природа оживает. Просыпаются семена, попавшие осенью в землю, они начинают прорастать. А вы знаете, что семена у растений бывают по размеру самые разные. Самые крупные на свете семена сейшельской пальмы – кокос, а самые мелкие, мельче песчинок – семена орхидеи. Сейчас я приглашаю вас на «Выставку семян» самых разных растений. Здесь семена овощных, злаковых, бобовых, орехи, семена цветов, семена, собранные на нашем участке.

 

Дети рассматривают семена.

 

Воспитатель: А теперь мы сядем и продолжим беседу.

 

Угадайте и назовите съедобные семена (орехи, семечки, бобовые, злаковые). Почему их называют съедобными?

 

Они съедобные потому, что в них много питательных веществ. Но припасла их природа для того, чтобы могло появиться на свет новое растение. Значит, кроме питательных веществ там есть и маленькое будущее растение, новая жизнь.

 

Воспитатель: Как вы думаете, надолго ли хватит пищи этому растению? Что нужно семенам для того чтобы они проросли? (Им нужен свет, тепло, влага, плодородная почва, т.е. условия для прорастания).

 

Обратите внимание, что у некоторых семян есть приспособления: у клёна, сосны – крылышки, у одуванчика – парашютики, у бархатцев – кисточка. А вот анютины глазки (виола) – стреляют. Ветер подхватывает семена и уносит их на большие расстояния.

 

Все ли семена прорастут? Если нет, то почему? Не все попадут на плодородную почву, какие – то склёваны птицами или съедены животными. Некоторые семена окажутся повреждены червями. Может быть поэтому у каждого растения так много семян.

 

Воспитатель: Как только семя попадёт в благоприятные условия, оно начнёт прорастать. Как вы думаете, что появляется первым – корень или стебель? Давайте рассмотрим схему.

 

Конечно, прорастает корень, потому что сначала растению нужно закрепиться в почве, а затем появляется стебель (петелька) и разворачивается листок. Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть:

 

Игра «Семена»

 

Двое ведущих – Воробей, червяк – встают в середине группы, остальные дети (созревшие семена) становятся у стены.

 

Воспитатель:

 

Ветер подул в нашем саду.

 

Через поле, через сад

 

Семена летят – летят.

 

Дети, изображающие семена, перебегают к противоположной стене. Их ловят водящие. Кого они коснуться – съедены. На следующем этапе игры из общего числа детей выбираются: Солнце, Ветер, Дождь. Остальные игроки – семена. Они садятся на корточки, обхватив колени руками.

 

Воспитатель:

 

Вот беда! Семена остались на асфальте.

 

В маленьком семени спряталось растение.

 

Что должно произойти?

 

Чтоб оно могло расти?

 

Что же нужно семенам?

 

Дети: Почва! Ветер, ветер, помоги

 

Нас с дороги унеси!

 

Ветер «сдувает» семена. Дети перебегают на другое место «Землю» и снова садятся на корточки.

 

Воспитатель: Что же вы не растёте?

 

Дети:

 

Нам нужны тепло и свет!

 

Солнце, солнце помоги!

 

Чтобы мы расти могли!

 

Выходит Солнце и обегает детей, касаясь каждого. Семена не растут.

 

Воспитатель: Что же вам ещё нужно?

 

Дети: Вода!

 

Дождик, дождик, помоги,

 

Чтобы мы расти могли!

 

Дождик быстро обегает и касается каждого.

 

Воспитатель: Есть у вас земля,

 

Есть у вас вода,

 

Есть у вас тепло и свет –

 

Пора вам прорастать!

 

Семена постепенно распрямляются и поднимаются, повторяя слова за воспитателем.

 

Воспитатель: Прорастает корешок (выпрямляют ноги)

 

Подрастает стебелёк (выпрямляют спину)

 

Развернулись почки, выпустив листочки.

 

(Поднимают руки и машут ими)

 

Посев однолетних цветов (бархатцы, календула, георгины, настурция).

 

На столе контейнеры с землей, в тарелочках семена.

 

Воспитатель: Давайте вспомним, как сеять семена:

 

- сделать бороздки и разложить семена

 

- сделать отверстия и разложить в них семена, засыпать землёй, уплотнить, полить, поставить на подоконник, накрыть плёнкой, притенить бумагой. Опытный контейнер.

 

Посев настурции после замачивания в соке алоэ – стимуляторе роста.

 

Воспитатель: Будем наблюдать. Поставим дату посева и всходов. Сравним как быстро взойдут семена настурции, замоченные и сухие.

 

В ходе работы воспитатель проверяет, как дети справляются с заданием.

 

Воспитатель: Семена каких однолетних цветов мы посеяли?

 

Что надо сделать с посевами?

 

Дети: поставить на окно, полить, прикрыть плёнкой, притенить. Будем ждать всходы, наблюдая ухаживать.

 

А для чего мы их сеяли?

 

Что мы вырастим?

 

Рассаду цветов мы через некоторое время распикируем, а затем высадим на клумбу, на которой к тому времени взойдут тюльпаны. И будет красиво!

 

 

 

Поиск

 

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество