Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Программное содержание: Познакомить детей с обитателями подводного мира. Сформировать познавательную активность, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире. Развивать любознательность, желание узнать новое об обитателях дня. Учить работать с картой, прокладывать по ней маршрут.

 

Оборудование: Глобус, большая физическая карта полушарий, иллюстрации морских животных и растений, подводное снаряжение, магнитофон, кассеты с морскими мелодиями, ватман, клей, краски, кисточки, ракушки, трафареты рыб.

 

Предварительная работа: Чтение рассказов о морских обитателях, рассматривание иллюстраций, слушанье кассеты "Звуки океана", знакомство с глобусом, картой.

 

Ход занятия

 

Дети сидят полукругом.

 

Воспитатель: Земля это голубая планета, на которой только местами проступает суша. Глядя на глобус можно решить, что участки суши просто плавают в океане. Это не совсем так, потому что у океана есть дно, а суша просто выступает на его поверхности.

 

- Какие океаны вы знаете?

 

- Почему они так называются?

 

- Для чего нужна вода, океан?

 

Воспитатель: Мировой океан является также гигантским котлом отопления Земли. Солнце все лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло Земле. Без него на земле наступили бы такие жесткие морозы, что погибло бы все живое и звери, и птицы, и леса, и поля.

 

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на морское дно. Для этого надо определить на карте, куда мы хотим попасть.

 

Дети отмеряют на карте расстояние до океанов.

 

Дети: Ближе всего к нам находится Северный ледовитый океан. Но туда мы не отправимся, так как там холодно и не такой богатый и разнообразный животный и растительный мир.

 

Дети надевают водолазные костюмы и отправляются в подводный мир. На пути нам встречается морская звезда.

 

Воспитатель: Посмотрите кто это?

 

Дети: Это морская звезда. Обычно морская звезда имеет 5 лучей, но иногда бывает и больше. Окраска у них разная: алая, розовая, голубая, коричневая. Самая большая из звезд терновый венец. У нее 24 луча. Питаются они моллюсками.

 

Воспитатель: В один год у берегов Австралии стали быстро погибать коралловые рифы. Как вы думаете, в чем была причина их гибели?

 

Дети: Их уничтожали морские звезды "терновый венец".

 

Воспитатель: А почему именно в этот год стали погибать с такой быстротой кораллы?

 

Дети: В этот год на берегах Австралии туристы увозили для сувениров много брюхоногих моллюсков. А это главный враг тернового венца.

 

Воспитатель: Посмотрите, а это кто?

 

Дети: Это морской конек. Тело у него покрыто жесткой броней. Рот вытянут в виде трубки, и он им словно шприцом втягивает мелкие организмы. Конек может менять окраску.

 

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем.

 

Физминутка "Актиния"

 

Дети делятся на 2 группы. Одна группа детей превращается в большую актинию. Они становятся в круг, и в центре у "актиний" рот. Руки будут щупальца. А другая группа детей превращается в маленький рыбок. В ходе игры "актиния" пытается поймать и затянуть в центр круга рыбок.

 

Воспитатель: А теперь отправляемся дальше. Посмотрите, кто это притаился на дне?

 

Дети: Это осьминог. Ученые доказали, что они обладают способностью обучаться и использовать полученные сведения. Страшные руки этого животного оснащены рядами присосок. При встрече с осьминогами надо быть осторожными, так как укусы некоторых из них ядовиты.

 

Воспитатель: Почему осьминогов так называют? Обычно осьминог не нападает на людей, но были случаи, когда они хватали ныряльщиков и держали их до тех пор, пока те не погибали. Как вы думаете, почему они так делали.

 

Воспитатель: А вот и гроза всех морей - акула. Что вы знаете о ней?

 

Дети: У акулы крепкие челюсти, несколько рядов зубов, острых как ножи. Она отрывает из тела жертвы огромные куски. Акула может учуять запах крови растворенной в миллионе литров воды.

 

Воспитатель: Какие правила надо соблюдать, чтобы не попасть на обед к акуле?

 

- У акулы нет плавательного пузыря, почему же она тогда не тонет?

 

- А что за рыба плавает на акуле?

 

Дети: Это прилипала. Эти рыбы прикрепляются к акуле и черепахам и так и плавают на них.

 

Воспитатель: Как вы думаете, почему прилипалы так поступают?

 

Дети: Потому что так им легче передвигаться и кормиться.

 

Воспитатель: А теперь давайте поиграем.

 

Игра медитация "Жизнь моря"

 

Воспитатель: А это, наверное, водоросли?

 

Дети: Эти водоросли называются ламинарии или морская капуста. Они достигают в длину 6 метров. Под их сенью находят пищу и кров много морских животных. Водоросли богаты витаминами и солями йода и брома и используется при лечении многих заболеваний.

 

Воспитатель: А вот мы и попали на коралловые рифы. Все знают, что кораллы, а точнее коралловые политы это не растения, а животные. Многие колонии кораллов напоминают человеческий мозг. Иногда кораллы бывают высокие как стог сена, иногда не больше чем кулак ребенка. Они живут только в теплых тропических морях. Кораллам нужна чистая, соленая вода. Очень важен им солнечный свет.

 

- А что это за бабочка?

 

Дети: Это скат. Скаты сородичи акул. В теле у него спрятано, что-то вроде живых батареек. Свое электрическое оружие скат пускает в ход, если чувствует опасность или когда охотится.

 

Воспитатель: А сейчас поиграем.

 

Игра "Рассели в свой дом"

 

Дети расселяют морских животных по этажам.

 

Воспитатель: Как вы думаете, почему рыбы живут на разных этажах?

 

Дети: Одни живут на дне, так как там меньше опасностей и там они находят себе пищу. Дельфины живут на верхних этажах, так как через каждые 5 - 7 минут они набирают воздух.

 

Воспитатель: А вот и самое дружелюбное животное - дельфин.

 

- Как вы думаете дельфин это рыба или животное? Почему?

 

- Какие морские обитатели тоже являются животными?

 

- Что вы знаете о китах?

 

- Откуда у кита берется фонтан?

 

- А это что еще за рыба?

 

Дети: Это сом.

 

Воспитатель: Как он сюда попал. Может ли сом жить в морской воде? А могут ли морские рыбы жить в пресных водоемах?

 

Лосось, сельдь и угорь чувствуют, себя хороша как в морских, так и в пресноводных водах.

 

Игра "Аквариумные, морские и пресноводные рыбы"

 

Воспитатель: Ребята мне кажется, нам надо возвращаться, так как в наших баллонах заканчивается газ. Но подниматься на поверхность нам надо очень медленно, так как при быстром поднятии мы можем заболеть кессонной болезнью.

 

Итог занятия: Творческая работа детей.

 

Детям предлагается с помощью аппликации, мини-рисования сконструировать модель фрагментов подводного мира.

 

Затем работы детей объединяются в одну композицию, большую фотографию на память.

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество