Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Цель: систематизировать представления детей о многообразии природы.

 

Задачи:

 

Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.

 

Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях.

 

Закрепить правила поведения в природе.

 

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой.

 

Оборудование: аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; природоохранительные знаки; эмблемы с изображением ручейка и леса; картинки ручейка и леса для подсчета баллов, зарисовки следов животных.

 

 

 

Ход НОД

 

Дети встают в круг:

 

Собрались все дети в круг,

 

Я - твой друг и ты - мой друг.

 

Крепко за руки возьмемся

 

И гостям мы улыбнёмся:

 

«Здравствуйте, гости!»

 

Ребята, садитесь на места! А я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Мы - друзья природы». Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. У вас на столе лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды.

 

У нас получились две команды: «Чистый ручеек» и «Защитники леса». Все вы знаете, что для проведения игры нам потребуется справедливое жюри: я предлагаю выбрать доктора Айболита, потому что он хорошо знает всех зверей и птиц, он их лечит, и поэтому очки никому просто так присуждать не будет. Но доктору нужны помощники (выбирается жюри из числа гостей).

 

За каждый правильный ответ команда «Чистый ручеек» будет получать картинку с изображением ручейка. А команда «Защитники леса» - картинку с изображением леса.

 

Встречайте команды.

 

Представление.

 

Команда «Чистый ручеек»: Широки просторы Родины любимой,

 

Дорог каждый кустик, мотылек.

 

Сохраним мы красоту природы,

 

Пусть журчит, искрится

 

Чистый родничок!

 

Команда «Защитники леса»:

 

Много леса – не губи,

 

Мало леса – береги,

 

Нет леса – посади.

 

Лес сажаем и растим,

 

Его мы защитим,

 

Никому в обиду не дадим.

 

(Команды получают по одному «ручейку» и «лесу».)

 

Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся? Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите?

 

А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)

 

Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща).

 

А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)

 

Много дубов? (дубрава).

 

А что такое смешанный лес? (лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель).

 

Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса»), откройте – мы с вами уже в лесу.

 

1 конкурс.

 

Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:

 

1) Кто зимой холодной

 

Ходит злой, голодный? (Волк.)

 

2) Рыжая кума всех провела (Лиса.)

 

3) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

 

А проснулся – стал реветь.

 

Этот зверь лесной (Медведь.)

 

4) Хожу в пушистой шубе,

 

Живу в густом лесу.

 

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка.)

 

2 конкурс

 

Игра «Чей голос?» (голоса птиц в записи: жаворонок, сова, утка, гусь, ворона, соловей, кукушка).

 

- Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину.

 

3. Вопросы:

 

1команда – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку. (Медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук.)

 

2 команда - Назовите птиц хищников. (Орел, сокол, сова, ястреб.)

 

1 команда – Назовите перелетных птиц.

 

2 команда – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.

 

1 команда – Назовите птиц, которые не летают? (Страусы, пингвины.)

 

2 команда – Что птицам страшнее голод или холод? Почему?

 

1 команда – Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов?

 

2 команда – Приведите примеры живой и неживой природы.

 

1 команда: - Почему воробья так назвали? (Он воровал зерна и люди бегали за ним и кричали: вора бей!)

 

2 команда: - А почему сороку назвали сорокой? (На ней белое оперение, похожее на сорочку.)

 

4. Динамическая пауза.

 

Игра «Закончи предложение и покажи движение»

 

Хитрая, как ….

 

Быстрый, как…

 

Голодный, как…

 

Неуклюжий, как…

 

Игра «Отгадай и назови»

 

(Кто) забрался под листья.

 

(Кто) залез в берлогу.

 

(Кто) юркнул в дупло.

 

(Кто) укрылся под кустом.

 

(Кто) шмыгнул в логово.

 

(Кто) спряталась в нору.

 

- О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.

 

5 конкурс

 

1 команда – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки?

 

2 команда – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям.

 

1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.

 

(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава.)

 

- Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.

 

- Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень). Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)

 

6 конкурс «Загадки- задачки»

 

- у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4.)

 

- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (В январе деревья не цветут.)

 

- кто про себя может сказать такое: «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать?» (Лиса.)

 

- про кого говорят так : «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать?» (Ёж.)

 

7 конкурс

 

А сейчас следующее задание: представитель от каждой команды должен подойти к столикам, где лежат разные предметы: нарисованные ветки сосны, дуба, ели, ореха. В чашечках лежат еловые и сосновые шишки, жёлуди, орехи. Кто быстрее разложит «деток» к веткам, тот получает балл.

 

8 Задание «Узнай по описанию»

 

1. Срежешь гриб, и вскоре увидишь – ножка его сразу потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже когда высушишь его. Как называется этот гриб? (Белый.) Ребенок находит гриб и выставляет его на мольберт.

 

2. Живут эти грибы на дереве или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. Что за гриб? (Опенок.) Ребенок работает у мольберта.

 

3. Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя, но и уничтожать нельзя. Он лечит некоторых животных, а для человека – ядовитый гриб. Что это за гриб? (Мухомор.)

 

4. Эти грибы из-за своего цвета названы в честь хитрого лесного животного. (Лисички.)

 

Физкультминутка «Звериная зарядка»

 

Мы идем во лесок,

 

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

 

Впереди ручеек,

 

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

 

Пробирайся осторожно –

 

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

 

Мы попрыгаем немножко

 

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

 

Как услышим в небе гром,

 

Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

 

Будем медленно идти –

 

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

 

Мы пришли с тобой, дружок,

 

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

 

9. А теперь небольшой блиц-опрос:

 

– Кто на себе дом носит? (Улитка.)

 

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

 

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (Гриб.)

 

– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти.)

 

– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать.)

 

– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца.)

 

– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла.)

 

– Какое животное называют “кораблём пустыни”

 

– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло.)

 

- - Какие звери летают? – летучие мыши.

 

- Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)

 

- Почему листву нельзя сжигать? (Ухудшают условия существования деревьев и кустарников. Листва – это дом для насекомых. Ущерб здоровью жителей.)

 

- Что такое загрязнение? (Это вредные вещества, которые накапливаются в воздухе.)

 

- Что происходит с лесами на нашей планете? (Исчезают.)

 

10 конкурс.

 

Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. «Чем был и чем стал.”

 

Икринка – малёк – рыба.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.

 

Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы воспитателя. И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе. В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете ли вы их.

 

11 конкурс. Работа с природоохранительными знаками.

 

Итак, что нельзя делать в лесу?

 

Не лови красивых насекомых.

 

Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны.

 

Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.

 

Не жги костры.

 

Не рви цветы.

 

Не руби деревья.

 

Не ломай ветки.

 

Нельзя брать с собой домой лесных жителей.

 

Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет, узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила сегодня дружба. Ну а я вам предлагаю вечером нарисовать правила поведения в лесу.

 

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество