Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Цель: формирование у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 

Задачи:

 

Образовательные:

 

дать детям знания о неживой природе (воде) через опыты как элемент экологического образования;

 

формировать стремление детей к познанию окружающей действительности;

 

формировать умение добиваться продуктивного результата в конце исследовательской деятельности;

 

Развивающие:

 

развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

 

развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

 

Воспитательные:

 

воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

 

воспитывать умение работать в коллективе.

 

Предварительная работа:

 

Чтение познавательной литературы;

 

Просмотр учебных кинофильмов;

 

Беседы познавательного характера.

 

Методы и приёмы:

 

словесные – беседа, вопросы проблемного характера, художественное слово, пояснение, напоминание;

 

наглядные – демонстрационные картинки; карточки-схемы;

 

практические: физкультурная минутка, исследование предметов.

 

Материал и оборудование: вода, одноразовые стаканчики разного размера, лед, краски гуашь (синяя, желтая), камень, ватные палочки, салфетки,

 

специальная одежда.

 

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия. Исследователи, бесцветная, прозрачная.

 

 

 

Ход непосредственно образовательной деятельности:

 

Организационный момент:

 

Утреннее приветствие.

 

«Дружные ребята»

 

В нашей группе яркое

 

Солнышко сияет!

 

(Идём по кругу, держась за руки.)

 

Здесь ребята дружные,

 

Это каждый знает!

 

Ты – мой друг, и я – твой друг,

 

(Ладонь направляется на друга, потом к себе.)

 

Как прекрасен мир вокруг!

 

(Развели руки в стороны.)

 

Мы друг другу улыбнёмся,

 

(Улыбаемся друг другу.)

 

Дружно за руки возьмёмся!

 

(Дети садятся в рефлексивный круг.)

 

Воспитатель: Ребята, когда мы сегодня работали в уголке природы вы ничего не заметили?

 

Предполагаемые ответы детей: Заметили, что цветы завяли

 

Ещё вчера мне подарили цветы и они были такие красивые так, почему же они завяли как вы думаете?

 

предполагаемые ответы детей: они завяли, потому что не было воды.

 

Да действительно цветы завяли потому что я забыла в вазу налить воды.

 

Скажите, а для чего нужна вода? (Ответы детей.)

 

Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. А где мы можем это сделать?

 

Предполагаемые ответы детей: Опыты проводят в лаборатории

 

Воспитатель: Кто работает в лаборатории?

 

Предполагаемые ответы детей: В лаборатории работают ученые, исследователи.

 

Воспитатель: Чем они занимаются?

 

Предполагаемые ответы детей: Ученые – это люди, изучающие наш мир и его устройство.

 

Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них.

 

Воспитатель: А вы бы хотели стать учёными, исследователями?

 

Предполагаемые ответы детей: Да

 

Наденьте фартуки и проходите в лабораторию.

 

(Воспитатель надевает халат.)

 

Воспитатель: Но прежде, чем мы приступим к опытам давайте вспомним, как нужно вести себя в лаборатории. А подскажут нам знаки.

 

Предполагаемые ответы детей:

 

1. Соблюдайте тишину в лаборатории.

 

2. Ничего не трогать без разрешения.

 

3. Работать только на своём месте – и убирать своё рабочее место.

 

4. Соблюдать осторожность.

 

5. Не пробовать на вкус.

 

Воспитатель: Спасибо!

 

Да ребята ещё нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю.

 

И как настоящие ученые все свои результата мы будем фиксировать в таблице изследования.

 

Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»

 

Воспитатель: Вода – это жидкость. Как доказать, что вода жидкость? (Ответы детей.) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (Жидкая.) А вы дома пили воду? Какая она на вкус? Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (Нет.) У воды есть вкус? (Значит вода безвкусная.) А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим камешек в наш стакан с водой. Мы видим этот камешек? (Да.) Значит вода какая? (Прозрачная, бесцветная.) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.

 

Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.

 

Опыт №2 «Вода растворитель»

 

Воспитатель: Посмотрите у вас на столах есть стаканы с водой и сахар. Мы с вами опустим кусочек сахара в стакан с водой и хорошо перемешаем пластмассовой ложкой. Что произошло с сахаром? Где в жизни мы можем это наблюдать? (Когда добавляем сахар в чай.)

 

Вывод: Вода – это растворитель твердых веществ.

 

Опыт №3 «Вода имеет твёрдое свойство»

 

Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (Лед.) Возьмите его в руку, какой он? (Ответы детей.) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (В воду.) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.

 

Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство.

 

№4 Воспитатель. Посмотрите, у меня на столе лежат кубик и шарик. Какой формы эти предметы?

 

Воспитатель. Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.

 

Воспитатель. А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в чашечку, блюдце, стакан.

 

Самостоятельная работа детей.

 

Воспитатель. Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в стакан? Какую форму она принимает?

 

Дети. Форму стакана.

 

Воспитатель. А что с ней произошло, когда мы её налили в чашку, блюдце?

 

Воспитатель. Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой её наливали – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

 

Вывод: Вода не имеет собственной формы. Она принимает форму того предмета, в которой её наливают.

 

Опыт №5 «Вода имеет плывучесть»

 

- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки.) Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду.) А где легче всего плавать? (Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит.) Абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.

 

В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине.

 

Вывод: в соленой воде плывучесть легче.

 

Опыт №6 «Палитра красок»

 

- А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятиях ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий.) Проверим! (Дети при помощи ватной палочки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый.)

 

Вывод: Вода легко приобретает цвет илиокрашивается.

 

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.

 

Физкультминутка «Ручеёк».

 

Жил да был ручеёк,

 

(Волнообразные движения рук.)

 

Зажурчал и потёк.

 

(Ходьба по кругу.)

 

В тучку превратился

 

(Рисуют в воздухе круг.)

 

Капелькой спустился

 

(Присели.)

 

Вот и кругооборот

 

(Покружились вокруг себя.)

 

Наблюдательный поймёт

 

(Руки в стороны.)

 

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.

 

Опыт №7 «Парообразная вода - пар»

 

Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (В колбу наливается вода, затем добавляется небольшое количество марганца и соды, и получается пар.) Ребята что это? (Пар.) Где вы в жизни встречали пар? (Ответы детей.) На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, что это? (Это электрический чайник.) Давайте с его помощью попробуем нагреть воду. (Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.)

 

Воспитатель. Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

 

Дети. Она кипит, булькает, бурлит.

 

Воспитатель. А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?

 

Дети. Да, она очень горячая.

 

Вывод: вода может быть в парообразном состоянии.

 

Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать, одну очень интересную историю о «Круговороте воды в природе». Берется кастрюля с горячей водой и накрывается крышкой. Когда открывается, то появляются капельки и детям объясняется круговорот воды в природе. (Мультфильм.)

 

Итог НОД.

 

Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.

 

Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Давайте расскажем об удивительных свойствах воды.

 

Воспитатель: Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.

 

Воспитатель: Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.

 

 

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей

Творчество