Вопросы для повторения. Какие программы воспитания дошкольников Вам известны? Как в них реализуется задача ознакомления детей с окружающим миром?
Преемственность образовательных программ рекомендуют осуществлять на единых теоретических основах с учетом психологических особенностей усвоения в каждом возрастном периоде. Как же это реализуется на практике?
Физическое направление: 1) развитие двигательных качеств и способностей (ловкости, быстроты, гибкости, выносливости, силы); 2) формирование потребности в ежедневной двигательной активности; 3) повышение уровня произвольности движений; 4) знакомство с доступными способами укрепления здоровья.
Вопросы для повторения. Какие представления о природе должны быть сформированы у детей дошкольного и младшего школьного возраста? Перечислите требования, предъявляемые к единой естественнонаучной подготовке ребенка к школе. По каким моделям структурируются программы по ознакомлению дошкольников (предшкольников) с окружающим миром?
Программы для дошкольников (предшкольников), как и для детей младшего школьного возраста, достаточно разнообразны по своей тематической направленности.
Вопросы для повторения. Вспомните содержание обществоведческого образования младших школьников (ГОС 1998, 2004, 2008 гг.). Нужно ли целенаправленно готовить дошкольников к дальнейшему изучению обществознания? Обоснуйте ответ. По каким направлениям возможно вести обществоведческую работу с предшкольниками? Очертите примерный круг тем. Перечислите методы, приемы и формы соответствующей работы, которыми бы Вы воспользовались.
Задача формирования у детей представлений о правилах дорожного движения в разной степени решается как в общеразвивающих, так и в парциальных программах дошкольного образования и является неотъемлемой частью процесса ознакомления воспитанников с окружающей их социальной действительностью.
Вопросы для повторения. Вспомните методы ознакомления младших школьников с природным и социальным материалом. Какие способы познания окружающего мира используются в вариативных программах для детей дошкольного возраста?
Особый статус предшкольника – ребенка, готовящегося к поступлению в школу и нуждающегося в максимально эффективной адаптации к новым условиям, – вынуждает последовательно привносить в практику работы дошкольных учреждений методы ознакомления с окружающим миром, применяемые в начальной школе, и комбинировать их.
Вопросы для повторения. Что такое игра, игровая деятельность? Какие классификации игры существуют в современной педагогике? Перечислите ее структурные элементы и этапы организации. В чем особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста?
Игра – основной вид активности ребенка, в процессе которого он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления мира.
Вопросы для повторения. Что такое форма как дидактическая единица? Вспомните классификации форм обучения. Охарактеризуйте формы обучения младших школьников естествоведению и обществознанию. Какая работа по освоению природных объектов и явлений проводится в ДОУ? Суммируйте результаты собственных наблюдений на педагогической практике.
Вопросы для повторения. Что составляет материально-техническое оснащение (МТО) курса «Окружающий мир»? Перечислите средства ознакомления учащихся 1, 2 классов с природой. Обоснуйте необходимость комплексного применения средств наглядности в пропедевтическом курсе «Окружающий мир». Докажите важность соблюдения принципа наглядности в природоведческой работе с предшкольниками и младшими школьниками.
Вопросы для повторения. Определите суть понятий «экологическое образование» и «экологическое воспитание». Что означает «формирование экологической культуры и биосферной этики у младших школьников»? Перечислите методы и формы экологической работы, применяемые в начальной школе. Какие из них можно использовать в классах раннего развития? Обоснуйте ответ. Какие из направлений экологической работы наиболее важны в дошкольном возрасте: экологическое обучение, экологическое воспитание, экологическое образование, экологическое просвещение или экологическая деятельность?
Вопросы для повторения. Какова роль семьи в воспитании ребенка? Как осуществляется ее взаимодействие с ДОУ? Перечислите известные формы совместной работы «педагог – родитель». Какие из них являются наиболее эффективными при ознакомлении старших дошкольников и младших школьников с окружающим миром?