Оборудование: схемы — приёмы разрешения противоречий, предметы, «изменяющие» размер.
Речевая разминка
На урок приходит Игрушка («выздоровела») вместе с Осьминожкой (можно из числа ранее изготовленных):
У меня есть много друзей, которым я рассказываю о наших занятиях. И Осьминожка захотел сам побывать у нас на уроке. Он даже о себе рассказ приготовил.
Составление загадок
1. Речевая разминка
Разучивание скороговорки или стихотворения на тему движения, например:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Счастливые соседи.
Оборудование: разноцветные ленточки, непрозрачный пакет или коробка, различные предметы (рисунки).
Речевая разминка
Желательно использовать сюжет на тему игры в прятки, например:
Если где-то нет кого-то.
Значит, кто-то где-то есть,
Только где же этот кто-то
И куда он мог залезть?
Оборудование: кубики разного размера, «кусочки» различных материалов, воздушный шарик, стакан с водой, мыльные пузыри, копилка, монеты.
Физкультминутка
Желательно использовать сюжет про «кузнечиков», например:
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Выше, выше, высоко.
Оборудование: непрозрачный пакет, схемы — приёмы разрешения противоречий.
Физкультминутка
Желательно использовать сюжет про пальцы рук, например:
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев,
чтоб строгать и чтоб пилить,
чтобы брать и чтоб дарить,
Речевая разминка
Учитель читает стихотворение про «органы чувств», например:
Шепчет Ротик:
Эй, послушай,
что ты. Носик, приуныл?
Ко всему ты равнодушен,
Будто свет тебе не мил?
Оборудование: картонный домик с прорезанным различные предметы, заварочный
Физкультминутка
Желательно проведение танцевальной зарядки под мелодию «Из чего сделаны наши мальчишки? Из чего сделаны наши девчонки?».
Задание Стражника
Называется несколько различных объектов, нужно перечислить, из каких частей они состоят.
Оборудование: конверты с разрезными картинками.
— Ах, ужас! — ужаснулся уж. —
Ведь я не глуп.
Но почему ж нет у меня ни рук, ни ног,
а то и я считать бы мог!
А у меня есть карандаш.
Ему что хочешь, то задашь.
Игры и упражнения со словами
Речевая разминка
Желательно использовать шуточные стихи, например:
Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят,
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
Оборудование: морфологическая таблица.
4. Обсуждение «Фантастическое животное»
Учитель предлагает детям вспомнить сказочных животных и обсудить, чем они отличаются от настоящих. Затем коллективно или в группах придумывается «собственное» необычное живое существо.
Физкультминутка.
Вот мотор включился,
Пропеллер закрутился,
В небо мы поднимемся,
С облаком обнимемся.
Внизу лес — и мы вот тут
Приготовим парашют.
Физкультминутка
Желательно с сюжетом на тему «Цветы», например:
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Оборудование: наборы рисунков — история предмета.
Речевая разминка
Желательно использовать сюжет на тему «Машина», например:
Мы ехали, ехали,
К горке подъехали,
Въехали, съехали,
Дальше поехали.
Задание Стражника
В форме игры с мячом ответить на вопрос: «Чем станет потом (снег, ткань, семечко, яйцо, кирпич, дерево, мука, гусеница, бумага и др.)?».
В конце вывод: у любого объекта есть будущее, причём возможны самые разные варианты (из яйца может вылупиться цыплёнок, или из него могут приготовить яичницу, вбить в тесто, изготовить поделку и др.).
Оборудование:
схема — системный оператор («пятиэкранка»).
Физкультминутка
Желательно использовать сюжет на тему «Карусели», например (Гин С. И., Прокопенко И.Е., 2002):
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
А потом бегом, бегом.
Оборудование: нарядная игрушка, ребусы.
1. Физкультминутка
Аист, аист длинноногий.
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.