Мишутка

Детсад

Раннее развитие

Развитие речи

Природоведение и экология

ОБЖ и валеология

Физкультура

Рукодельница

Задачи:

Развивать познавательные способности детей в практических опытах с тканью и бумагой, обобщать знание детей о значении ткани и бумаги в нашей жизни.

Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения (ПР).

Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

Совершенствовать умение участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их (РР).

Развивать координацию движений согласовываясь с текстом физкультминутки (ФР).

Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с тканью, соединять различную ткань по структуре в одной поделке (ХЭР).

Воспитывать бережное отношение к предметам ближайшего окружения.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выполнять.

задание сообща (СКР).

Ведущая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Методы и приемы:

наглядные: демонстрация материалов, опытов;

словесные: вопросы, пояснение, беседа, художественное слово;

практические: практические действия детей в познавательно-исследовательской деятельности;

игровой: физкультминутка, игра «Что бывает из ткани и бумаги».

Словарная работа: ткань, лоскутки, лупа (увеличительное стекло), прочная, шуршит.

Индивидуальная работа: развивать умение делать простейшие умозаключения – Лиза, Ярослав; совершенствовать умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным предложением – Влад, Ира.

Предварительная работа: беседы об использовании ткани и бумаги в повседневной жизни, рассматривание энциклопедий, иллюстраций по теме, сбор коллекции «Виды бумаги», «Виды бумаги».Рассматривание иллюстрированных журналов одежды.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье».

Материалы и оборудование: предметы из бумаги и ткани;набор цветной бумаги и ткани; разнообразные по структуре, толщине лоскуты ткани и листы бумаги; лупы и чашки с водой на каждого ребёнка; утюг.

Структура НОД:

I. Вводная часть - 3 минуты.
а) чтение приветствия;
б) поиск бумажных и тканевых предметов;
в) дидактическая игра: «Что бывает из ткани и бумаги».

II. Основная часть - 15 минут.
а) затруднение ситуации;
б) зрительное восприятие ткани и бумаги;
в) обследование ткани и бумаги с помощью тактильных ощущений;
г) рассматривание структуры ткани и бумаги через увеличительное стекло (зрительное восприятие);
д) физкультминутка «Это лёгкая забава»;
е) восприятие на слух шуршания ткани и бумаги при смятии («Как разговаривают ткань и бумага»);

ё) определение свойства бумаги и ткани при физическом воздействии мнётся – не мнётся, принимает первоначальную форму – расправляется;

ж) определение прочности бумаги и ткани;

з) определение свойства бумаги и ткани при воздействии воды (размокает, намокает).

III. Заключительная часть - 2 минуты.
а) изготовление игрушки-мышки.

б) обобщение воспитателя;
в) анализ НОД (о том какие знания показали дети).

Ход:

Вводная часть.

Воспитатель:

Собрались вы дети в круг

Я – твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Отгадайте две загадки.

1. Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная - ...

2. Ниток много-много, а в клубок не смотает

Воспитатель: кто из вас догадался, о чём мы с вами сегодня будем говорить?

Воспитатель: Ребята, сейчас вы пройдете по группе, каждый найдет и принесет нам один предмет из бумаги.

Дети расходятся по группе и приносят предметы из бумаги.

Воспитатель: Бумажные предметы вы нашли. А сейчас принесите мне по одному предмету из ткани.

Дети расходятся по группе и приносят предметы из ткани.

Дидактическая игра: «Что бывает из ткани и бумаги»

(Дети перечисляют предметы из ткани, которые они знают.)

Основная часть (затруднение ситуации).

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь подумайте, может ли у нас всё быть из ткани и бумаги. Почему нет?

Дети: (Дети отвечают на вопрос.)

Воспитатель: Предлагаю вам проверить это утверждение и узнать, чем отличается бумага от ткани. Я приглашаю вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой и тканью. Ребята, присаживайтесь за стол и проведём несколько опытов с тканью.

Дети проходят за столы.

Воспитатель: Дети посмотрите на столе так много предметов. Сейчас для нас начнутся чудеса - открытия. Для того чтобы они получились нужно очень внимательно меня слушать и выполнять все вместе со мной.

Зрительное восприятие ткани и бумаги.

Воспитатель:

- Посмотрите, у меня на столе два набора, посмотрите глазками и скажите, из какого материала состоят эти наборы? Молодцы, вы только посмотрели глазами, ничего не трогали руками, но сразу догадались, что это бумага и ткань.

- Какая бумага бывает по цвету?

- Какая ткань бывает по цвету?

- Давайте сделаем вывод.

Дети: ткань и бумага бывают разноцветными.

Обследование ткани и бумаги с помощью тактильных ощущений

Воспитатель: А сейчас возьмите в руку бумагу и попробуйте потереть её пальчиками. Скажите, какая она на ощупь бумага. (Бумага - жесткая, гладкая, шершавая.) А теперь возьмите лоскуток ткани, его тоже потрите пальчиками. Скажите, какая она на ощупь ткань. (Ткань - мягкая, теплая, гладкая.)

Воспитатель: Давайте сделаем вывод, какими на ощупь могут быть ткань и бумага?

- По толщине, какой бывает бумага? Как вы думаете, что тяжелее: салфетка или картон?

- Почему?

- Какой по толщине бывает ткань?

- Какая ткань легче: тонкая, воздушная или плотная, толстая?

Воспитатель:по толщине, какой бывает бумага и ткань?

Дети: бумага и ткань бывают разные по толщине, чем толще ткань или бумага, тем она тяжелее.

Рассматривание структуры ткани и бумаги через увеличительное стекло (зрительное восприятие).

Воспитатель: А теперь следующий эксперимент. У вас на столе есть волшебное стекло. Оно не простое, а стекло, которое может увеличивать предметы. Это стекло называется увеличительное или лупа. Давайте повторим его название: увеличительное (дети повторяют за воспитателем) стекло, лупа. Оно увеличит ткань и бумагу, и вы сможете лучше их рассмотреть. Сейчас мы с вами возьмем это увеличительное стекло и рассмотрим сначала лоскуток из ткани: что мы видим?

- Правильно ребята, мы с вами видим ниточки, из которых состоит ткань.

- Скажите, из чего состоит ткань? (Ткань состоит из ниток.)

- Есть ли ворсинки у ткани? (У ткани есть ворсинки.)

- А сейчас рассмотрим бумагу. Что мы можем сказать о ней? (Не видим ниточек.)

- Правильно, когда мы смотрим на бумагу через увеличительное стекло, ниточек мы не видим. Вот ещё одно свойство бумаги и ткани мы с вами рассмотрели.

Давайте еще раз повторим, сделаем вывод.

Дети: ткань состоит из ниток, а бумага нет.

Физкультминутка «Это лёгкая забава» 
Это лёгкая забава — 
Повороты влево-вправо. 
Нам известно всем давно — 
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) 
Приседаем быстро, ловко. 
Здесь видна уже сноровка. 
Чтобы мышцы развивать, 
Надо много приседать. (Приседания.) 
А теперь ходьба на месте, 
Вместе делать интересней. (Ходьба на месте.) 

Восприятие на слух шуршания ткани и бумаги при смятии. («Как разговаривают ткань и бумага».)

Воспитатель: Ребята, оказывается, ткань и бумага умеют «разговаривать». Вы слышали, какие звуки они издают? (да, нет). Сейчас мы с вами послушаем их разговор! Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина.

Очень странная она: 
Не видна и не слышна. 
Ты о ней заговорил - 
Тут же след ее простыл.

Тишина у пруда, не колышется вода,

Не шумят камыши, замолкают малыши.

- Молодцы, дети хорошо рассказали, а теперь открываем глазки, сидим тихо - тихо и берем сначала лист бумаги, вот так и начинаем мять. Что вы слышите? (Она разговаривает, шуршит).

Воспитатель: Правильно она шуршит. Давайте повторим - бумага шуршит. Положите лист бумаги и возьмите лоскуток ткани и давайте, послушаем, а разговаривает ли ткань. Начинаем все вместе мять шарфик из ткани. Что мы слышим? (Ничего). Правильно лоскуток ткани не разговаривает, не издает никакого звука. Значит, что мы можем запомнить, что когда мнешь, лист бумаги он шуршит, а лоскут ткани - когда мнешь, он молчит, не издает звука.

- Сделаем вывод.

Дети: бумага шуршит, когда её мнёшь, а ткань нет.

Определение свойства бумаги и ткани при физическом воздействии мнётся – не мнётся, принимает первоначальную форму – расправляется.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, легко ли смять бумагу? Давайте проверим. У каждого из вас лежит по три листа бумаги, попробуйте смять каждый из них.

- Какой лист бумаги смялся легче всех? (Салфетка.) Почему?

- Какой лист бумаги было очень тяжело вам смять? (Картон.) Почему?

- Теперь попробуйте смять лоскутки ткани?

- Легко ли вам удалось смять ткань? Какие лоскутки стали?

- Давайте попробуем расправить листы бумаги. Что у вас получается? (Не получается разгладить.)

Воспитатель: Да, вы правы, лист бумаги у нас настолько мятый, что он не распрямляется. Сейчас, давайте посмотрим, распрямится ли лоскуток из ткани, если будем делать то же самое, разглаживать ее руками. Отвечайте, что вы видите? (Она выпрямляется.)

- Чем можно расправить ткань?

Воспитатель: правильно, лоскуток из ткани распрямляется при разглаживании утюгом.

- Делаем вывод, легко ли смять ткань и бумагу и принимают ли они первоначальную форму?

Дети: чем тоньше ткань и бумага, тем легче их можно смять, но бумагу нельзя расправить, выпрямить после этого, а ткань принимает первоначальную форму при разглаживании.

Определение прочности бумаги и ткани

Воспитатель: Ребята, а давайте определим, что же прочнее, ткань или бумага.

- Попробуйте разорвать лист из бумаги. Когда рвётся бумага, она издает звук, как - будто немножко «фыркает». Разорвите лист из бумаги и прислушайтесь! Что получилось? (Бумага порвалась, и получилось два кусочка бумаги.)

- Вся ли бумага легко рвётся? Давайте посмотрим.

- Какой лист бумаги вам было тяжело разорвать? (картон). Почему?

- А теперь попробуйте разорвать лоскуток из ткани (ткань - не рвётся).

- Какая ткань? (прочная, крепкая).

-А бумага? (не прочная, легко рвётся).

- Бумага рвётся легко, а ткань – с трудом, тяжело её порвать, надо сильно дёргать. Поэтому всякую одежду шьют из ткани.

- А если всё- таки надо разрезать плотную бумагу или ткань, чем можно это сделать? (Ножницами).

- А если надо склеить бумагу, чем можно воспользоваться? (клеем, а чтобы зашить порвавшуюся ткань, что нужно взять? (иголку с ниткой).

- Какой вывод мы можем сделать?

Дети: бумага не прочный материал, легко рвётся, а ткань прочнее, чтобы её разорвать, надо приложить силу.

Определение свойства бумаги и ткани при воздействии воды (размокает, намокает)

Воспитатель: А теперь нас ждет еще один эксперимент – теперь мы узнаем, боятся ли листы бумаги и лоскутки ткани воды, если мы решим их постирать, что с ними будет.

- Берем сначала лоскут ткани, погружаем его в воду, отжимаем.

- Что мы видим? (Он стал мокрым).

- Сейчас попробуем погрузить в воду лист бумаги. Отжимайте его. Попробуйте его распрямить. Что вы видите? (Он размок и стал рваться.)

Правильно, если мы решим постирать лоскут ткани, он намокнет, а если постираем лист бумаги, то он размокнет, начнет рваться и его придется выбросить.

- Значит, какой вывод мы можем сделать? Что боится воды: бумага или ткань?

Дети: ткань прочнее бумаги, она не боится воды.

Воспитатель: Вот как много вы знаете теперь о бумаге и о ткани! Теперь вы поняли, какими свойствами обладает ткань и бумага?

Заключительная часть (итог)

Воспитатель:В конце нашего исследования, я предлагаю вам сделать поделку игрушку из ткани. Отгадайте загадку:

Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки.

Правильно, это мышка. Посмотрите у меня уже есть такие заготовки наших будущих игрушек - мышек. Чего не хватает у наших мышек?

Дети: ушей.

Воспитатель: вот сейчас вы их и сделаете. Вот заготовка ушей. Нужно одно ушко сложить трубочкой и протолкнуть вот эти две прорези на туловище мышки. Вот так. (Показ воспитателя.) Теперь надо это ушко расправить, а ткань между ушей соединить вместе.

Дети делают игрушку – мышку.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы были настоящими исследователями, играли, отгадывали загадки. Запомнили, чем отличается бумага от ткани, какие предметы сделаны из бумаги, а какие из ткани.

А с какими предметами вы бы хотели еще провести опыты?

Поиск

 

Заюшкина светелка

Маленькая страна

 

Блок "Поделиться"

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Творчество