Сколько ушей?
Задачи: Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.
На рубите
Задачи: Установить, что удерживает спутники на орбите.
Материалы и оборудование: Ведерко, шарик, веревка, привязанная к ручке ведра.
Твердые — жидкие
Задачи: Понять изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.
Материалы и оборудование: Пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая подставка, металлическая тарелочка, пинцет или металлическая емкость с деревянной ручкой.
Как распространяется звук?
Задачи: Понять, как распространяются звуковые волны.
Материалы и оборудование: Емкость с водой, камешки; шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с водой или бассейн; тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке.
Почему все падает на землю?
Задачи: Понять, что Земля обладает силой притяжения.
Материалы и оборудование: Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух). Емкость с водой, песком, металлические шарики.
Волшебный шарик
Задачи: Установить причину возникновения статического электричества.
Материалы и оборудование: Воздушные шары, шерстяная ткань.
Мы — Фокусники!
Задачи: Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.
Материалы и оборудование: Деревянный шарик со вставленной внутрьметаллической пластиной, обычный деревянный шарик, емкость с водой, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка, растительное масло, кусочек ткани.
Живые тени
Задачи: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Материалы и оборудование: Фильмоскоп (диапроектор или фонарик).
Где теплее?
Задачи: Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.
Материалы и оборудование: Два термометра, чайник с горячей водой.
Помощница вода
Задачи: Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
Материалы и оборудование: Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики.
Как легче плавать?
Задачи: Установи связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Материалы и оборудование: Макеты лапок водоплавающих и обычных птиц, емкость с водой, механические плавающие игрушки (пингвин, уточка), лапка из проволоки.
Кто чистит аквариум?
Задачи: Выявить взаимосвязи в живой природе экосистемы «пруд».
Материалы и оборудование: Аквариум со «старой» водой, моллюски, лупа, кусок белой ткани.
Что есть в почве?
Задачи: Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).
Материалы и оборудование: Комочек земли, металлическая (из тонкой пластины) тарелочка, спиртовка, остатки сухих листочков, лупа, пинцет.
Зачем им крылышки?
Задачи: Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Материалы и оборудование: Плоды-крылатки, ягоды; вентилятор.
Где цветы?
Задачи: Установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.
Материалы и оборудование: Сережки цветущей березы, осины, цветы мать-и-мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.
Испарение влаги с листьев растений
Задачи: Проверить, куда исчезает вода.
Материалы и оборудование: Растение, целлофановый пакетик, нить.
Что внутри?
Задачи: Установить, почему стебель может проводить воду к листьям. Подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями.
Материалы и оборудование: Стебель моркови, петрушки, деревянные бруски, лупа, емкость с водой, любое растение, алгоритм деятельности.
Живой кусочек
Задачи: Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.
Материалы и оборудование: Плоская емкость, корнеплоды: морковь, редька, свекла, алгоритм деятельности.
Для чего корешки?
Задачи: Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения.
Носарий
Задачи: Познакомить с функцией носа, его строением.
Материалы и оборудование: Рисунки (контурные) профилей с разной формой носа (орлиный, пуговкой, курносый и др.), схематичное изображение носа.
Дышат ли рыбы?
Задачи: Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде.
Материалы и оборудование: Прозрачная емкость с водой, аквариум, лупа, палочка, трубочка для коктейля.
Почему цветы осенью вянут?
Задачи: Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.
Материалы и оборудование: Горшок со взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, соответствующую диаметру стебля растения; прозрачная емкость.
Лабиринт
Задачи: Установить, как растение ищет свет.
Материалы и оборудование: Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном — отверстие.
Во всех ли листьях есть питание?
Задачи: Установить наличие в листьях питания для растений.
Материалы и оборудование: Кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета.
Как быстрее?
Задачи: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Материалы и оборудование: Веточки березы или тополя (весной), вода с минеральными удобрениями и без них.
Может ли растение дышать?
Задачи: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материалы и оборудование: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Украсим елочку
Задачи: Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, стремиться изменить окружающую действительность.
Материалы и оборудование: Формочки для замораживания, вода, акварельные краски, нитки.
Стекло, его качества и свойства
Задачи: Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).
Волшебная рукавичка
Задачи: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материалы и оборудование: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.
Свет вокруг нас
Задачи: Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.
Посадим дерево
Задачи: Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
Материалы и оборудование: Емкости с песком, глиной, палочки.