Какие задачи в развитии ребенка стоят перед взрослыми?
Содействовать развитию у детей желания и умения наблюдать за растениями, замечать самое характерное в их внешнем виде.
Развивать умственные способности ребенка при установлении элементарных причинно-следственных связей между уходом и жизнью растения.
Воспитывать у детей гуманное отношение к живому (комнатные растения бесценны, неприкосновенны уже только потому, что это еще одно прекрасное проявление жизни). Вместе с чувством удивления, восхищения развивать у детей первые эстетические представления.
Учить малыша заботиться о растениях, знать их потребности.
Программа «Кроха» напоминает родителям и педагогам о принципиально важном: восприятие красоты растений, понимание их как живых существ развивается у детей под влиянием взрослых.
С чего же начать? Заведите дома или в группе растения, красиво и долго цветущие: бальзамин, бегонию вечноцветущую, герань, фуксию. Эти растения помогут привлечь и удержать еще не очень устойчивое внимание малыша. Интересны малышам растения с яркой декоративной листвой, спешащие разворачивать один лист за другим. Это добрый великан-фикус с темными глянцевыми листьями, монстера с прихотливо изогнутым стволом и громадными листами в прорезях. Хорошо поместить в этом уголке и «фотопортреты» зеленых друзей в пору цветения — каким радостным будет ожидание цветочков!
Малыш учится, подражая нам, взрослым. Поэтому так важно, чтобы мама, бабушка, воспитатель на глазах детей сами замечали все изменения, происходящие в жизни растения, выражали свои чувства, попутно сообщая необходимую информацию. Пусть кроха увидит вашу заботу о комнатных растениях, интерес к ним. Важно вместе с ребенком почаще подходить к растениям, каждый раз удивляться, восхищаться их красотой.
Мама стоит у окна и негромко, но отчетливо произносит: «Какое красивое растение!» Она обращается к малышу: «Для нас с тобой распустились цветы. Какого они цвета?» Рассматриваем цветы, предлагаем понюхать и вместе с малышом ласково называем растение — «бегония». В конце наблюдения еще раз любуемся и отмечаем: бегония радуется солнышку и нам с тобой!
Во время наблюдения мы используем различные приемы. Одним из них может быть художественное слово. Музыка самого стихотворения, точно найденного слова, образные выражения способствуют привлечению внимания детей к объектам природы, конкретизируют содержание наблюдения, следовательно, способствуют развитию их наблюдательности.
Когда у ребенка есть запас впечатлений и он уже знает некоторые из живущих у нас растений, можно предложить для наблюдения новое растение и сравнить его с прежним по 1—2 признакам (цветет — не цветет, большие — маленькие, шершавые — гладкие листочки).
После наблюдения за розой, роль цветка берет на себя взрослый. Как выразить себя в этой роли? Красиво сложите над головой руки-лепестки «Я расту! Я расцветаю!» — и медленно вставайте, раскрывая лепестки. Затем эту роль выполняет малыш. Принимая на себя роль растения, он отождествляет себя с этим растением.
В группе можно предложить сначала девочкам быть цветами, а мальчикам — дождиком. Дождик можно изготовить из целлофановых ленточек, размахивая которыми можно имитировать дождь. Затем дети меняются ролями.
Стремление ребенка изобразить интересные для него предметы и явления природы, впечатления от них постепенно (примерно к 2 годам) становится одним из мотивов рисования.
Нарисуем вместе с ребенком то, что наблюдали. Для этого предоставим детям необходимый материал и попробуем использовать необычную технику рисования. Это усилит интерес к предстоящей увлекательной деятельности и вызовет желание тут же попробовать новый способ изображения.
Можно с малышом нарисовать бегонию. Горшок вы сделаете сами аппликационно, а листья-ладошки рисуют дети. Длинные стебли нарисуете после того, как листья-ладошки зазеленеют на большом-большом листе.
Можно нарисовать и герань совместно с взрослым — малыш рисует кисти цветов тычком (палочка с плоским срезом желаемой формы, в данном случае — круглым), а взрослый рисует кашпо и стебель.
Содержание коллекции могут составлять небольшие природные объекты: камешки, ракушки, экспонаты растительного происхождения — шишки, семена и сухие плоды, например каштаны, разнообразные орехи, причудливые корешки и т. п. Все зависит от вашей наблюдательности и природного окружения. Близкие малыша охотно помогут в создании коллекции в детском садике. (Однажды молодая мама принесла в группу красивый недорогой самоцвет, приобретенный на выставке; дедушка другого мальчика — блестящий кусочек антрацита; старшая сестра Танюшки — кусок пемзы с далекого южного моря... Пусть и у вас появятся свои интересные и трогательные примеры подобного сотрудничества с близкими ребятишек.)
Материал коллекции может быть систематизирован по принадлежности к объектам живой и неживой природы, по сенсорным признакам (цвет, форма, размер, вес и пр.).
Игры с однородными предметами
«Самый - самый»
Игра хороша для зимних долгих вечеров.
Цели игры. Вызвать у детей эстетический отклик на объекты природы, учить видеть их разнообразие и неповторимость. Учить действовать с предметами, сравнивать их по отдельным признакам: размеру и весу, цвету и фактуре (в зависимости от своеобразия предмета). Развивать сенсорные способности, речь, внимание и интерес к играм с коллекционным материалом.
Подружимся с орангутангом!
Игрушка не должна быть очень крупной. Маленьких детей, как правило, она напугает. Если же вам все-таки подарили огромную игрушку — специально подружите ребенка с ней. Покажите ее слабые — разумеется, в сравнении с ребенком — стороны, чтобы кроха почувствовал уверенность в общении с ней.
Филюше (ему два года шесть месяцев) подарили черного орангутанга, который и сидя был на голову выше маленького хозяина. Лицо игрушки-обезьяны было бесстрастно, но именно поэтому мальчику казалось, что она сердится; ребенок даже боялся ходить мимо нее. Мама решила проблему просто: «Филюша, ты так хорошо лазаешь по гимнастической стенке, а можно я обезьяну Дашеньку поучу тоже?» (Дав ласкательное имя, мама сделала первый шаг: это обезьяна-девочка — значит, не такая уж и страшная.) Разумеется, Дашенька оказалась трусишкой. Она с громким плачем просила снять ее сверху, неуклюже падала, капризничала... Филюша по просьбе мамы показывал, как надо перехватывать руки и ставить ноги, а еще через несколько минут подсаживал упрямицу и давал советы. Уставшей обезьяне и Филюше мама подала чай, во время которого мама с сыном знакомили Дашеньку с другими игрушками — она стеснялась и пряталась за Филюшу, который успокаивал Дашеньку, как мог...
Самые симпатичные звери не помогут ребенку занять себя, если мы не научим его играть. Полезно показать ему игры-импровизации с образными игрушками. Потом он с удовольствием повторит их и сам начнет импровизировать. Но для нас важно не только это. Ребенок может еще на один маленький шаг приблизиться к миру природы, ощутить симпатию и интерес к живым существам и их загадочной жизни.
Как играть? В каждой семье есть мишка или слон, лошадка или зайка... Игру строим как импровизацию с игрушкой. Взрослый сначала говорит, иллюстрируя действиями увлекательный рассказ, незаметно втягивая в игру маленького слушателя-зрителя.
Предлагаем несколько общих рекомендаций.
Звери должны «вести себя адекватно». Мишка любит мед, ходит вразвалочку, живет в лесу; зайка ест траву и веточки (не морковку! такую роскошь могут позволить себе только кролики). Если слон — герой игры-истории, — то он живет далеко, где жарко, любит купаться...
В игре показываем не совсем диких зверей, а чуточку очеловеченных: они разговаривают, играют, дружат, приближаясь к миру ребенка.
Игрушки становятся родными и близкими детям, с ними связано много переживаний. Дети придумывают игрушкам ласкательные и забавные имена. А взрослые с ними соглашаются. Наши малыши тоже придумали смешные имена.
Знакомьтесь, Тутя и Цака. Имен страннее и необычнее вы не отыщете. Откуда взялись? Из отжившей век шапки, из наволочки, из обрезков искусственного меха и плотной гладкой ткани, из шкатулки с пуговицами, а главное — из мира фантазии. Строгий педагог назовет их по-научному: «Игрушки без выраженных реалистических признаков». Как же они выглядят? Как вы пожелаете. Округлое туловище, глаза и лапы. Может, у Туги рожки? Мордочки, точнее рожицы, приветливые у обеих (хотя, возможно, с тремя или одним глазом) — прямо на туловище без головы.
«Ай, да теремок!»
Фасад из цветного картона вы вырежете за несколько минут — не забудьте, что окошечко должно быть настоящим, осторожно прорежьте его лезвием. Теремок не упадет, если вы прикрепите скотчем на обороте опору-язычок, как в рамках для фото. Кто-то будет с большим интересом наблюдать за вашими действиями, ожидая увлекательного продолжения... Ваши игрушки очень крупные для настольного варианта? Тогда в теремок превратится детский стульчик (конечно, интереснее, если он — хохломской).
Ребенок-зритель превращается в участника после появления одного-двух персонажей с повторяющимися репликами. «Скажи, Костя: „Тук-тук-тук, кто в теремочке живет?" Ты будешь вот этот Волчок - Серый Бочок. (Мама дает в руки игрушку.) Давай вместе скажем...»
Предлагаем изготовить тематическое панно со съемными деталями на кнопках, застежках - велкро и играть с малышом и его маленькими друзьями. На голубом фоне из синтетической или хлопчатобумажной ткани, натянутой на фанерный или картонный прямоугольник, — грустная-грустная киска. Это плоскостное изображение (прикрепленное статично) из пушистого синтетического меха; на мордочке — накладка с грустной гримаской (накладка съемная). По всей комнате (не без вашей помощи) уже разбежались-попрятались котятки. Они тоже плоскостные, но их можно приклеивать на липучку, застегивать на кнопки (каждый котенок пристегивается на 1—2 кнопки). Их места — вокруг мамы-кошки.
Размеры панно могут быть различными. Удобный и достаточно компактный размер 40 х 70 см. Можно выполнить Панно на красивом горизонтальном овале станет украшением жилища. Позаботьтесь только о том, чтобы чехол был на основе и легко снимался для стирки.
Эта игра напоминает складывание разрезных картинок — своеобразной мозаики, только очень крупной и мягкой. Детали мозаики — на кнопках, пуговках, липучках.
Представьте себе панно с основой, выполненной аналогично предыдущему. На малиновом фоне выделяется очень крупное (статичное несъемное) изображение щенка. Оно занимает левую половину фона.
Взрослый сообщает: «У Белолапика есть дружок — братик - Чернохвостик; совсем такой же. Давайте поищем его в коробке. (Коробка плоская и широкая, все детали лежат отдельно.) Вот я нашла брюшко и хвостик (одна цельная заготовка). Найди спинку, она, как у Белолапика, черная».
Можно сделать небольшие шнуровки и пуговичницы, дающие возможность малышу позаботиться о ближнем — попонки на кнопках для маленьких зябких собачек или одну большую на шнуровке для слона, для овчарки Жужи — большой ошейник на пуговках. Не потеряется Жужа в ошейнике.
Может быть, вас заинтересует такой вариант: на панно съемная тучка с дождем (пришитые тонкие веревочки или сплетенные крючком в технике макраме шнурочки с добавлением люрексной нити). Тучка крепится на застежки. «Ой-ой-ой, какой дождь хлынул!» Гуляющая под дождем Белочка (а может быть, Мышка?) открывает зонтик (верхняя часть зонта отстегивается и может заменяться на раскрытый вариант). Скорее поможем Белочке открыть зонтик. Мы желаем успеха неумелым пальчикам и вашим добрым начинаниям!
Повесьте кормушку на ветку или положите сало (несоленое!) на балконе на поддон — синички будут прилетать очень часто.
«Посмотрите, дети, кто прилетел на обед? Синичка! Что она делает? Быстро-быстро клюет. Какой тоненький клюв! А вот еще одна синичка. Синички не ссорятся. Вместе клюют. Погляди-ка, первая синичка перевернулась вниз головой и не падает. Почему? Да, коготками держится и не боится. Хорошо, что синичкам есть, где покушать...»
Если малышу меньше двух лет, больше рассказывайте ему, по возможности активизируйте речь ребенка. В 2—2,5 года малыш может ответить на несложные вопросы, более пристально всматриваясь в интересное за окном. Развитому крохе можно предлагать даже такие вопросы, как «почему?», «для чего?» и т. п., развивающие у малыша умение делать простейшие умозаключения.
Вы хотите поглядеть из окна на кошку, а киски все нет и нет... Если в вашем детском саду живет кот, просто пригласите его угоститься под ваше окошко. Няня выносит кошку, и воспитатель зовет ребятишек: «Глядите! Кошка! Что она делает? Да, тетя Юля ему колбаски дала. А как он ест? Лапой держит и отрывает зубами по кусочку, а сам оглядывается — вдруг, кто отнимет, вот смешной!»
Воспитатель предоставляет детям самостоятельно полюбоваться бело-рыжим красавцем, поощряет и комментирует их высказывания, а потом негромко с улыбкой декламирует потешку: «Как у нашего кота шубка очень хороша, как у котика усы — замечательной красы. Зубки — белые, глазки — смелые».
Даже осенью и весной можно наблюдать насекомых с наружной стороны окна, на подоконнике... Спокойно понаблюдайте за мухой или бабочкой. Часто насекомые оказываются в комнате и бьются о стекло. Если вы хотите вырастить толерантного к миру человека, покажите пример гуманности — отпустите пленника (не убивайте и осу — просто прихватите тряпочкой). Если насекомое попало между окон — выпустите его.
Ребенок с удовольствием наблюдает из окна и за людьми. Это замечательная возможность продемонстрировать сезонные явления природы. Покажите людей, спешащих с зонтиками, — ребенок сам догадается: дождик идет. А если так, предложите поискать зонтик, резиновые сапожки: гулять прямо под дождиком в теплую погоду — чудесный сюрприз для крохи! Если зонтиков не видно, люди одеты легче и ярче — значит, хорошая погода сегодня...
Сборы на прогулку могут сопровождаться стихами и прибаутками, строчками из детских песенок, например: «Дождик-дождик, кап да кап, ты не капай сильно так!» Если мы наблюдаем солнышко, можно сразу предложить подумать, кто еще ему рад. Воспитатель обращается к детям: «Да, и голуби, и галки радуются. Гуляют на солнышке. А вы хотите погулять? А что мы наденем? Курточки, шапочки. А зонтики возьмем? Конечно, нет, солнышко светит!»
Морозным днем или осенним вечером к неописуемой радости малыша вы двигаете песочек и ставите на разостланную клеенку. Ни в коем случае не ругайте кроху за возможный беспорядок, а играйте с ним вместе, ласково подсказывая, как сыпать песок, чтобы он не летел, куда не надо (одновременно показывайте, как надо делать правильно).
Вот маленькие правила, которые помогут не сыпать песок в глаза и по комнате:
Не поднимай совочек выше головы — песок посыплется на тебя и на маму.
Не надо подбрасывать песок — в глаза попадет.
Пусть наши формочки, коробочки и игрушки стоят на клеенке. Машине тоже не надо уезжать с нее, а то в доме станет некрасиво. Ты догадался, почему?
Хороший куличик получился! Только не ломай его с размаху — песок полетит на тебя и на меня. Погляди, как я тихонько похлопала сверху — и можно новый куличик делать.
С наступлением лета (подробно о лете — во второй главе), закроем и уберем тазик с песком и пойдем на улицу. Там тоже есть песочница. Вы отправились на прогулку после короткого июльского дождя. На асфальте, в лужах — дождевые червяки. «Ой, кто это?» Малыш удивлен и слегка робеет, а мама или педагог дают возможность самостоятельно рассмотреть эту печальную картину. Взрослый объясняет ребенку: «Это дождевые червяки в беду попали. Вода кругом».
Сегодня всюду ручейки,
И горько плачут червяки:
«Вода все норки залила
И выгнала наружу,
А наверху — ну и дела! —
Кругом асфальт и лужи!»
Литература должна идти рука об руку с впечатлениями ребенка, а иногда и убегать вперед, в сторону, за горизонт, приоткрывая еще неведомое, увлекая за собой... Прежде всего, это поэзия. Веселые и мелодичные стихи А. Прокофьева, А. Барто, Н. Квитко, проникнутые нежностью строки Е. Благининой, Э. Мошковской, жизнерадостные и подлинно экологические — Ю. Мориц и, конечно же, наши любимые произведения К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. (Их читают уже четвертому поколению малышей!)
Прочитайте ребенку «Кисоньку» Н. Квитко — сколько любви к маленькому существу в этом стихотворении! А кто это расположился на лужайке и слушает маленького музыканта в «Скрипочке»? Сколько симпатии к медведю, который наконец-то смог спать: «Кончились тревоги — спит в своей берлоге...» Целая драма о жуке, унесенном бурей и спасенном мальчиком... Не считайте эти стихи из старых сборников архаичными или устаревшими: на подлинную литературу не распространяются такие понятия — спрашивайте книги Н. Квитко в библиотеке.
На полке — стопка книг в ярких обложках, новеньких и пахучих... Постарайтесь, чтобы эти книги стали для ребенка чем-то очень дорогим и значимым. Как этого добиться?
Прежде всего, демонстрируйте свое собственное уважение к книге. Даже в спешке не обращайтесь с ней грубо или небрежно — малыш замечает и впитывает все.
«Рады познакомиться!»
Перед началом чтения покажите ребенку, где книжкин домик для его детских книжек (полочка), где домик для маминых и папиных книг (стеллаж), объясните, что у книги есть обложка, листочки, расскажите, откуда и как мы начинаем читать и смотреть картинки... «Кладем обложкой кверху и глядим: картинки правильно лежат, не перевернуты — значит, можно открывать и смотреть, перелистывать, не пропуская страницы». Покажите закладку, объясните, для чего она. Пусть закладка будет красивой — это тоже часть культуры чтения. Можно смастерить ее с малышом.
Ни одной маме не надо подсказывать, чем полюбоваться осенью с малышом. Красота золотой осенней поры доступна даже совсем маленькому ребенку. Программа «Кроха» предлагает покружиться, потанцевать с большим ярким листом в руках; послушать и посмотреть; составить букет... Сколько возможностей для развития сенсорики, чувств, речи, движений, воображения и т. п. Называйте листья и подбирайте их по цвету; послушайте, как по-разному шумят листья — на деревьях от ветра и на земле под ногами... Не ограничивайте возможности малыша в разнообразных действиях: собирать и подбрасывать; побегать под деревьями, шурша листочками; дать погладить, потрогать, даже понюхать... Эти впечатления будут особенно полезны для малыша, если вы будете сопровождать его и свои действия словами.
Во время наблюдения за птицами осенью фиксируйте внимание на действиях, движениях, повадках. В этом случае дети более легко и осознанно выделяют внешние признаки, особенности животных. Осенью в опустевшем парке мы часто встречаем синичку. Рассмотрите, как цепко ухватывается она за шершавую кору, передвигаясь то вверх, то вниз. Затем покажите ребенку, какие тоненькие ноги у птички и острые коготки на них, которыми она цепляется за кору деревьев. «Погляди, синичка наклоняет головку, быстро опускает свой тонкий-тонкий клюв в трещинки, щелочки. Что она ищет там? Она ищет мошек себе на обед. Все мушки, все козявочки спрятались от холода кто куда. Бедной синичке трудно искать еду...» Рассмотрите и опишите вместе с ребенком наряд синички. В таком познавательном наблюдении-беседе (с выраженным акцентом сочувствия, симпатии к маленькой птичке) маленький друг природы вместе с взрослым с большим интересом устанавливает связи в природе, необходимые для его интеллектуального развития («коготки, чтобы не упасть»; «мошки спрятались в щелочки — от холода»; «клюв тоненький, чтобы в щелочку пролез»...). Подобные беседы доступны крохе трех лет. Ребенку полутора-двух лет просто покажите птичку, ее передвижения по стволу; ласково назовите ее (кстати, часто можно наблюдать синичку прямо на кирпичной кладке стен).
Вместе с куклой собираемся на прогулку. Почему бы прямо сейчас не начать интересный разговор с куклой Катей, который поможет детям выяснить отдельные свойства снега? Взрослый обращается к кукле: «Нет, Катя, по полу твои саночки не покатятся». (Сажает куклу в санки и везет по полу раздевальной комнаты, делая вид, что это очень тяжело.) На улице малыши катают куклу по раскатанной снеговой дорожке. Воспитатель говорит: «Хорошо Кате кататься! А почему легко везти санки? (Ребятишки в затруднении. Предложите им потрогать снежок.) Какой снежок здесь — на дорожке?» (Твердый — радостно догадывается кто-то.) Взрослый берет за ручки ребенка и тихонько везет его по снегу (галоши на валеночках скользят очень хорошо). Воспитатель продолжает: «Как легко скользил Саня по снегу! Значит, снег — скользкий». Обращается к кукле: «Катя, поняла, почему нельзя по полу на санках кататься?» Кукла Катя отвечает: «Да! Пол не скользкий и не такой гладкий, а снежок — гладкий и скользкий».
Во дворах, парках и на детских площадках зимой возводят искусственные горки, деревянные или снеговые: будьте осторожны!
Правила для осмотрительных взрослых.
Если у горки нет бортика на верхней площадке — не ставьте, а сразу усаживайте ребенка наверху; скатывайте, придерживая его.
Не разрешайте ребенку съезжать в группе детей или стоять на верхней площадке. Эти горки рассчитаны, как правило, для детей более старшего возраста и для малыша опасны. Направляйте скольжение малыша и будьте готовы подхватить его.
Опасно кататься стоя. Берегите ребенка от травм!
Ваш ребенок обязательно обратит внимание на кошек, собак на снегу.
Ласково удивитесь их повадкам: собака резвится с мячиком или носится с палкой по сугробам; проказница-кошка подкрадывается к голубям, но они с шумом взлетают... А вот около занесенной снегом песочницы играют в догонялки котенок с пушистой мамой-кошкой! Рассмотрите, опишите действия, движения зверьков. Покажите грацию, красоту животных.
Доведите до ребенка очень важную мысль: зимой может быть холодно не только людям.
Привлеките внимание к животным, которые хотят попасть в дом.
Мы наблюдаем за деревьями в любое время года. Программа «Кроха» много и интересно рассказывает об этом.
Можно включить в наблюдение игровые приемы. Наши куклы и игрушки придут в этом на помощь.
Воспитатель: «Я посадила зайку под березу. Ну-ка, отыщите скорее зайку! Молодцы, быстро отыскали березу, под которой он сидит. Береза беленькая, а веточки у нее тонкие-тонкие. А где же мишка? Мишка сидит под елочкой — зеленой, колючей. Ищите, ищите елочку! Белочку я посадила на тоненькую рябинку — она вся в красных ягодках. Где рябинка?»
Программа «Кроха» рекомендует активно знакомить малыша с миром растений. Мы останавливались на том, как наблюдать за деревьями зимой. Но, конечно, самая благодатная пора для общения с «прекрасным живым» — весна и лето.
Что дают маленькому ребенку такие «зеленые встречи»?
Сенсорное развитие ребенка в раннем возрасте — это основа будущего интеллектуального развития. «Впечатления особенно важны в развитии ребенка раннего возраста», — подчеркивает программа «Кроха». Дети получают необходимые сенсорные впечатления: запахи и краски цветов, форма и вкус плодов, шероховатость стебля и гладкость листа...
У ребенка развивается познавательная активность, пробуждается живой интерес к окружающему, он приобретает новые знания.
Программа «Кроха» рекомендует наблюдать насекомых; пусть дети «учатся различать насекомых по внешнему виду, отличать яркие особенности». А что мы еще делаем, наблюдая стрекозу или бабочку?
Развиваем познавательную активность и реалистические представления о природе. Развиваем чувство прекрасного. Развиваем связную речь, обогащаем словарь малыша.
Самое главное — формируем гуманное отношение к насекомым, как к существам, имеющим право жить так, как они хотят, со своими желаниями и своими делами...
Кого из этих созданий мы покажем малышу? Не спешите перегружать маленького исследователя обилием названий; с кем из «мира бессловесных» вы можете знакомить, зависит и от возраста и развития крохи, и от вашего природного окружения.