Подвижные игры занимают большое место в жизни маленького ребенка. В них детям приходится проделывать разнообразные движения: ходить в разных условиях, бегать, прыгать, бросать, лазать и т. п. Выполняя данные движения, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх весь организм ребенка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.
В играх детям приходится согласовывать свои движения с движениями других детей, выполнять несложные правила, например, выполнять движения в соответствии с текстом игры, убегать только после определенных слов и т. п. Это дисциплинирует малышей, воспитывает выдержку, внимание.
Большое значение подвижная игра имеет и для умственного развития. В играх обогащается кругозор детей, уточняются, закрепляются
имеющиеся у них знания, представления об окружающем, о свойствах предметов. Особенно ценно, что малыши не только уточняют, обогащают свои представления об окружающем, но и одномоментно действуют, изображая зайчика, медведя, мышку, самолет и т. п. Все это развивает воображение, инициативу, сообразительность у детей.
Таким образом, подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка раннего возраста.
Необходимо обеспечить правильное руководство играми со стороны взрослых. Прежде всего, важно правильно выбрать игру с учетом не только возраста ребенка, но и фактического уровня развития, здоровья, типа нервной системы. Взрослый должен четко знать, с какой целью он хочет провести игру. Например, повысить двигательную активность или, наоборот, успокоить детей, а иногда просто позабавить их. В зависимости от цели подбирается игра. Взрослый должен хорошо изучить содержание игры, выучить текст, подобрать пособия, продумать их размещение, а также способ организации детей на игру. В большинстве случаев лучше начать игру с теми детьми, которые находятся рядом. Постепенно остальные ребята заинтересуются и тоже включатся в игру. Можно заинтересовать детей небольшим рассказом, связанным с содержанием игры. Воспитатель в начале игры говорит только самое главное, чтобы начать игру, привлечь внимание детей. В процессе игры дополняет рассказ и действует вместе с детьми, беря на себя главную роль. Иногда целесообразно привлечь на главную роль детей старших групп.
Продолжительность подвижных игр ориентировочно может быть от 5—8 минут (второй год жизни) до 10—15 минут (третий год жизни). Количество повторов — 3—5 раз с учетом возраста, уровня здоровья, характера двигательных заданий, настроения детей. Одна и та же подвижная игра может повторяться до тех пор, пока малыши не освоят ее. Затем взрослый вносит в игру усложнение: изменяет условия проведения, вводит новые или дополнительные пособия, включает дополнительные задания, увеличивает расстояние и время ходьбы, бега в соответствии с возможностями детей раннего возраста.
При проведении игр важно осуществлять индивидуально-дифференцированный подход. В связи с этим возможны вариативные двигательные задания для детей одного возраста. Например, в игре с одним и тем же сюжетом одному ребенку предлагается просто пройти к кукле по дорожке, а другому — по дорожке с перешагиванием через предметы, одному ребенку прыгать через ручеек, расстояние которого 10—15 см, для другого же малыша это расстояние составит 15—25 см.
Наиболее целесообразно проводить подвижные игры на свежем воздухе. Игры, в которых участвуют все дети группы, лучше проводить в начале прогулки, а игры с небольшими подгруппами можно проводить в течение всей прогулки. В холодное время года и дождливую погоду можно организовать подвижную игру в групповой комнате или зале, предварительно проветрив помещение и сделав влажную уборку. Фрамуги во время игры должны быть открыты.
Важно, чтобы каждый ребенок в течение дня принял участие в подвижной игре, организованной воспитателем.
В дни, когда проводятся физкультурные, музыкальные занятия, на прогулке проводятся игры малой или средней подвижности. Во второй половине дня можно проводить игры разной подвижности в зависимости от состояния детей.
Мы предлагаем серию подвижных игр, которые могут быть использованы на физкультурных занятиях и в повседневной жизни. (См. приложение 1.)