К началу третьего года жизни дети приобретают некоторый двигательный опыт. Они уже довольно уверенно ходят, взбираются на возвышенные предметы, могут преодолевать небольшие препятствия, неплохо ориентируются в пространстве. В связи с развитием речи они могут действовать не только по подражанию, но и по слову взрослого. Малыши, воспитывающиеся в условиях дошкольного учреждения, знают названия некоторых пособий и умеют элементарно с ними действовать. Например, мяч, мешочки с песком, шишки они бросают, под дугу подлезают, по дорожке ходят, ползают и т. п.
Работоспособность детей третьего года жизни увеличивается. В связи с этим возможно увеличение нагрузки на организм ребенка за счет усложнения двигательных заданий, увеличения повторов упражнений, расстояния, которое дети проходят, пробегают, проползают и т. п.
Усложняются способы взаимодействия взрослого и детей на занятиях. Малыши все чаще проявляют самостоятельность, инициативу, хотя помощь взрослого в ряде случаев необходима.
Меняются и взаимоотношения между детьми. В связи с более развитой координацией движений им легче согласовывать друг с другом свои действия, появляется возможность выполнять некоторые действия в парах. На третьем году жизни дети овладевают бегом и прыжками, им доступны простейшие построения в круг, в колонну по одному, парами.
Меняются приемы обучения. Ребята могут уже выслушивать краткие объяснения, наблюдать за показом воспитателя. Объясняя и показывая движения, важно помнить о том, что у каждого произвольного действия есть ориентировочная часть и исполнительная. В ориентировочной части взрослый фиксирует внимание детей на предстоящем действии, рассказывает, в каких условиях оно будет выполняться («Пойдем в гости к кукле по извилистой дорожке», «Будем прокатывать мяч в ворота»).
Ориентировочная часть у детей раннего возраста очень короткая, а у самых маленьких совсем отсутствует. Малыши, как правило, быстро хотят приступить к действию, их мало интересует конечный результат, а интересен сам процесс. Поэтому объяснение взрослого должно быть кратким, доступным детям. Важно фиксировать внимание детей на самой главной детали техники движения, без которой оно не получится, на условиях, на способе действия. Например, чтобы мяч катился, его надо оттолкнуть, а не бросить, чтобы подпрыгнуть, надо сильно оттолкнуться двумя ногами, согнутыми слегка в коленях, и т. п. Объяснение обычно сливается с показом. Показ должен быть правильным, целостным. Иногда можно использовать показ хорошо подготовленного ребенка. Широко используются зрительные ориентиры. Они помогают малышам выполнить действие более точно, привлекают их внимание к действию, вызывают интерес к нему. В то же время зрительные ориентиры помогают контролировать свои действия. Это очень важно, так как самоконтроль у детей третьего года жизни практически отсутствует.
Обучая малышей новым двигательным действиям, важно опираться на имеющийся у них двигательный опыт, так как основу нового движения составляет хорошо усвоенное действие, выполняемое с учетом новых условий. Например, ребенок научился ходить по ограниченной твердой поверхности, но вот ему предлагают пройти по мягкой или извилистой дорожке (то же движение по ограниченной поверхности, но в других условиях, требующих от ребенка лучшей координации, равновесия). Осваивая движение в новых условиях, малыш обогащает свой двигательный опыт. Его движения становятся более уверенными, свободными и осознанными, что дает ему возможность использовать их в других видах деятельности. Физкультурные занятия с детьми третьего года жизни строятся по общепринятой схеме и условно делятся на три части: вводную, основную, заключительную, что связано с особенностями детского организма (постепенным приспособлением к физической нагрузке и постепенным переходом к покою). В каждой части решаются свои задачи, и в соответствии с ними подбирается содержание.
Вводная часть.
Задачи. Организовать детей, создать интерес к предстоящему занятию и обеспечить положительный эмоциональный настрой. Подготовить организм к последующей двигательной деятельности.
Содержание. Разные виды ходьбы, бега в соответствии с возрастными особенностями детей; задания на внимание. Можно включать от 2 до 3 заданий. Например, ходьба обычная, ходьба на носочках, ходьба с остановкой на сигнал. Длительность этой части занятия — 2—3 минуты.
Основная часть.
Задачи. Формировать двигательные действия. Закреплять уже имеющиеся двигательные умения. Сообщать знания, связанные с элементарной техникой, способами выполнения движений, с содержанием и правилами подвижных игр. Развивать физические качества (ловкость, быстрота, выносливость и т. п.). Обеспечить физическую и эмоциональную нагрузку. Воспитывать личностные качества (самостоятельность, инициативу, доброжелательность, смелость и разумную осторожность и т. д.).
Содержание. Простейшие построения: свободное, в колонну по одному, в круг; общеразвивающие упражнения, основные движения; подвижные игры преимущественно с бегом. Длительность этой части занятия — от 10 до 14 минут.
Заключительная часть.
Задачи. Постепенно привести организм ребенка к физиологической норме. Помочь переключиться на новый вид деятельности.
Содержание. Ходьба в медленном темпе, подвижная игра малой подвижности. Длительность этой части занятия — 2—3 минуты.
Общая длительность физкультурного занятия — 15—20 минут.
С детьми третьего года жизни можно проводить занятия разного типа: традиционные, сюжетные, игровые.
При подборе содержания любого типа занятия важно соблюдать принцип постепенного повышения физической и эмоциональной нагрузки и постепенного снижения ее. Так, например, при проведении занятия игрового типа для вводной части важно подобрать игру с ходьбой в сочетании с разнообразными движениями типа общеразвивающих упражнений.
В основную часть включаются подвижные игры с прыжками, лазаньем, бросанием, катанием.
Для заключительной части подбираются игры спокойного характера с ходьбой, с упражнениями, нормализующими дыхание.
Ниже мы даем примерное содержание физкультурных занятий для детей 2—3 лет. Каждое занятие рекомендуется проводить в течение двух недель (4 занятия). Это объясняется тем, что условные рефлексы, которые лежат в основе движений, требуют многократного повторения. По данным исследований психологов, педагогов (А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Н. М. Аксарина, Г. М. Лямина и др.), необходимо не менее четырех повторений, чтобы ребенок овладел действием. Однако повторение одного и того же содержания без каких-либо изменений может снизить интерес детей к занятию. Поэтому при одном и том же программном содержании следует по мере необходимости вносить изменения. Может быть изменено условие выполнения (подползали под дугу — дали задание подползти под скамейку, стул и т. п.); можно заменить пособие, с которым ребенок действовал (бросал вдаль мяч — мячи заменили шишками, снежками и т. д.).
Поскольку в первые три месяца идет адаптация детей к условиям дошкольного учреждения (малыши привыкают к новым условиям, режиму, требованиям взрослого и т. д.), то в этот период занятия можно повторять без изменения.
Однако в каждом отдельном случае воспитатель может действовать, исходя из имеющихся условий.
Примерное содержание физкультурных занятий для детей от 2 до 3 лет
Сентябрь
1—2-я недели
Задачи. Упражнять в ходьбе и беге стайкой в одном направлении, в ходьбе по ограниченной поверхности, в ползании на четвереньках, в бросании мяча вдаль. Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.
Пособия. Мячи (диаметр 20 см) по количеству детей, кукла, дорожка (ширина 25—30 см, длина 2—2,5 м), корзины, ящики, коробки, обручи.
Вводная часть.
Ходьба стайкой в одном направлении за воспитателем.
Ходьба по дорожке (2 раза).
Подвижная игра «Бегите все ко мне» (повторить 2—3 раза).
Дети идут стайкой за воспитателем, который следит, чтобы они не мешали друг другу, голову и спину держали прямо (расстояние для ходьбы не менее 10 м).
Затем дети идут по дорожке в гости к кукле. Подходят к ней, здороваются и возвращаются по дорожке обратно.
Воспитатель отходит от детей на расстояние 8—10 м и предлагает: «Бегите все ко мне». При повторе может взять куклу и предложить ребятам бежать к кукле (3—4 раза).
Основная часть.
1. Общеразвивающие упражнения.
Дети стоят произвольно на расстоянии друг от друга и изображают деревья. Движения малышей сопровождают слова взрослого.
Слова воспитателя Движения детей:
Ветер дует нам в лицо. Наклоняют корпус вправо и влево.
Закачалось деревцо
Оторвался с ветки лист Наклоняют корпус, дотрагиваются
до пола и выпрямляются.
Закружился, закружился Кружатся на месте.
И на землю опустился Присаживаются и выпрямляются.
Воспитатель проделывает упражнение вместе с детьми.
2. «Котята ползут по дорожке»,
Дети изображают котят. Воспитатель дает им задание доползти по дорожке до мячей. Малыши ползут друг за другом. Взрослый следит за тем, чтобы они прогибали спину, голову держали прямо. Котята могут произносить: «Мяу-мяу».
3. «Котята играют с мячами».
Дети берут мячи из корзины и бросают их произвольно, кто как может, бегут за ними и повторяют движения (3—4 раза). Воспитатель поощряет малышей.
Заключительная часть.
«Котята ищут домики для своих мячей».
Воспитатель ставит перед детьми задачу найти такой домик, чтобы мяч не укатился (заранее раскладывает в разных концах группы коробки, корзины, обручи, коврики). Малыши самостоятельно находят домик и кладут в него мяч.
3—4-я недели
Задачи. Учить ходить и бегать в разном направлении, прыгать на месте, имитировать животных, бросать мяч вдаль к зрительным ориентирам. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать самостоятельность. Вызывать положительный эмоциональный отклик на общение со взрослым и с детьми.
Пособия. Мячи (диаметр 20—25 см) по количеству детей, игрушки — кошка, собака, мишка. Погремушки (по 2 на каждого ребенка).
Вводная часть.
Ходьба за воспитателем, ходьба со сменой направления («Пойдем в гости к мишке, кошке, собачке» и т. д.), имитация ходьбы мишки, кошки, собачки и т. д.
Воспитатель заранее размещает в разных концах группы или зала игрушки:, мишку, кошку, собачку. Вместе с детьми рассматривает игрушки, а затем предлагает пойти в гости к мишке. Дети подходят к мишке вместе с воспитателем, здороваются с ним. Взрослый предлагает им показать, как мишка ходит, дети показывают. Затем малыши идут в гости к собачке, кошке. Детей старшей подгруппы воспитатель спрашивает, с кем они хотят поиграть в догонялки. Взрослый берет названную детьми игрушку и предлагает догнать, например, мишку. При беге воспитатель меняет направление. При повторе малыши могут догонять кошку или собачку, которую держит взрослый. Повторить 2—3 раза.
Основная часть.
1. Общеразвивающие упражнения.
«Помашем погремушками». И. п.: стоя, ноги слегка расставле
ны, руки с погремушками внизу. Воспитатель предлагает детям по
играть с погремушками. Дети размахивают ими вверх-вниз (6 раз).
«Спрячем погремушки». И. п.: сидя, ноги раздвинуты, руки
с погремушками на коленях. Отвести руки назад, за спину — «Нет по
гремушек». Вернуться в и. п. — «Вот погремушки». Повторить 4 раза.
«Ветерок играет с погремушками». И. п.: стоя на коленях, руки с погремушками опущены. Раскачивания рук из стороны в сторону с легким наклоном вправо, влево, произнося звук «ш-ш-ш». Повторить 4 раза.
2. «Попрыгаем как зайчики» (прыжки на месте). Дети, не умеющие
прыгать, делают «пружинку» (4—5 поскоков). Повторить 2—3 раза.
Воспитатель выполняет движение вместе с детьми, показывает, как надо сильно оттолкнуться двумя ногами.
3. Бросание мяча способом из-за головы к зрительному ориентиру.
Воспитатель предлагает бросать мяч мишке, собачке, кошке (кто кому
хочет), показывает способ броска. Дети повторяют движение и бегут за
своим мячом. Повторить 2—3 раза. (Игрушки располагаются на рассто
янии 1,5 м от черты, за которой стоят дети.)
4. Подвижная игра «Куры и кошка» (вариант № 1).
Повторить со старшей подгруппой 3 раза, с младшей — 2 раза.,
Заключительная часть.
Дети ходят по группе и прощаются по очереди с мишкой, кошкой, собачкой, которые расположены в разных концах группы.
Октябрь
1—2-я недели
Задачи. Упражнять в ходьбе и беге в разных направлениях. Учить прыгать с продвижением вперед и ползать, меняя направление. Воспитывать самостоятельность^ инициативу. Закреплять знание цвета.
Пособия. Дорожки разного цвета по количеству детей (цвет выбирается по усмотрению педагога), мячи среднего размера по количеству детей, палка (длина 1—1,5 м) с прикрепленной к ней ленточкой (длина 1,5—2 м).
Вводная часть.
Ходьба в сочетании с бегом за взрослым. Воспитатель меняет направление ходьбы и бега, учит детей не наталкиваться друг на друга, использовать всю площадь зала. Следит, чтобы дети не шаркали ногами, не опускали голову.
Основная часть.
1. Общеразвивающие упражнения.
1) «Воробышки».
а) и. п.: ноги слегка расставлены. Поднять руки в стороны («По
кажите крылышки! Вот какие крылышки у воробышек!»). Повторить
4—5 раз;
б) и. п.: то же. Присесть, касаясь руками пола («Воробышки клюют
зернышки — клю-клю, клю-клю»). Повторить 4 раза;
в) и. п.: то же. Взмахнуть перед собой руками («Воробышки сушат
крылышки»). Повторить 4—5 раз;
г) и. п.: лежа на животе. Приподнять голову, не отрывая ног от
пола («Воробышки пьют водичку»). Повторить 3 раза;
д) и. п.: ноги слегка расставлены. Попрыгать на месте («Воробыш
ки прыгают»). Повторить 5—6 раз.
2) «Прокати мяч по дорожке».
Воспитатель рассматривает с детьми дорожки, уточняет, какого они цвета. Затем предлагает взять мячи из корзины и расставляет малышей около дорожек. Взрослый рассказывает и показывает, как надо оттолкнуть мяч двумя руками, чтобы он катился по дорожке, а не прыгал. Ребята прокатывают мяч и бегут за ним. Повторить 3 раза.
При повторе взрослый может предложить детям самостоятельно выбрать цвет дорожки. Если малыши затрудняются, показывает, по какой дорожке они должны прокатить мяч.
3)«Зайчик скачет по дорожке».
Прыжки с продвижением вперед. Воспитатель напоминает детям, что надо сильно оттолкнуться двумя ногами и мягко приземлиться на обе ноги. Повторить 2—3 раза. При повторе упражнения можно предложить малышам самостоятельно выбрать цвет дорожки.
4)Подвижная игра «Волшебная палочка» (№ 46).
Повторить со старшей подгруппой 3 раза, с младшей — 2 раза.
Заключительная часть.
Спокойная ходьба с легкими движениями руками («Птицы машут крыльями»).
Примечание. Дети младшей подгруппы могут прыгать на месте. Ослабленным малышам необходимо уменьшить количество повторов (один раз прыгают, затем идут).
3—4-я недели
Задачи. Упражнять в ходьбе и беге в колонне по одному в разных направлениях, в прокатывании мяча в ворота, вползании и подлезании в ворота. Воспитывать внимание, самостоятельность, инициативу, положительное отношение к движениям.
Пособия. Ворота (ширина 60 см), мячи средних размеров (по количеству детей), игрушка кошка.
Вводная часть.
Ходьба друг за другом в колонне в разных направлениях за воспитателем, который меняет направление, следит за тем, чтобы дети не выходили из колонны, голову держали прямо. По сигналу взрослого «Побежали» малыши бегут. Темп бега задает педагог.
Основная часть.
1.Общеразвивающие упражнения.
Комплекс «Мишки»:
а)и, п.: ноги слегка расставлены. Поднять руки вверх, опустить вниз («Мишки подняли лапки к солнцу, погрели их и опустили»). Повторить 4—5 раз;
б)и. п.: сесть, ноги раздвинуты. Наклониться вперед, коснуться руками пола между ступнями ног, выпрямиться («Мишки сорвали ягоду, съели. Вкусно»). Повторить 3—4 раза;
в)и. п.: лежа на спине. Повернуться направо, прямо, налево, прямо («Мишки погрели один бок, живот, другой бок»). Повторить 4 раза;
г)дети кружатся на месте («Мишки пляшут»).
2.Прокатывание мяча в ворота и ползание за ним.
Воспитатель заранее расставляет ворота по количеству детей. Если стационарных ворот не хватает, их можно сделать из кубиков, кеглей, модулей. Ширина их должна быть одинаковой — 60 см. Педагог вместе с ребятами рассматривает ворота, расставляет напротив них детей на расстоянии 1,5 м, раздает мячи и предлагает прокатить их в ворота, а затем и самим проползти за мячом. Малыши повторяют движения 2—3 раза.
При повторе воспитатель может предложить им самостоятельно выбрать ворота. Детям младшей подгруппы можно уменьшить расстояние до ворот.
3.Подвижная игра «Кот Васька» (№ 32).
Повторить со старшей подгруппой 3—4 раза, с младшей — 2—3 раза.
Заключительная часть.
«Кот уснул». Воспитатель сажает игрушку кота на стул и говорит детям-воробышкам, что кот устал, догоняя их, и уснул. Давайте тихо-тихо пойдем, чтобы кот не проснулся.
Ноябрь
1-2 недели
Задачи. Совершенствовать ходьбу и бег с остановкой на сигнал.
Учить соразмерять шаг с высотой препятствия при ходьбе, прокатывать и ловить мяч, перелезать через препятствие. Закреплять умение прыгать с продвижением вперед, знание формы. Воспитывать самостоятельность, ловкость, внимание.
Пособия. Мячи среднего размера (один на двоих детей), кубики или другие предметы высотой 10—15 см (3—4 шт.), ленточки (5 шт.), бревно надувное или сшитое из поролона, флажки по количеству детей.
Вводная часть.
Ходьба в колонне друг за другом, ходьба с перешагиванием предметов высотой 10—15 см. Воспитатель заранее кладет на расстоянии 25—30 см друг от друга ленточки в чередовании с кубиками — всего 8 предметов. Дети перешагивают их, а педагог следит за тем, чтобы они не наступали на предметы. Поощряет детей, помогает им. Для детей помладше воспитатель раскладывает 2 ленточки и 2 кубика.
Бег с остановкой на сигнал. Воспитатель следит за тем, чтобы дети бегали по всей площади зала (10—15 с). На сигнал «Стоп!» малыши останавливаются. Повторить 2—3 раза в зависимости от самочувствия детей.
Основная часть.
1. Общеразвивающие упражнения.
Комплекс с флажками.
а)и.п.: ноги слегка расставлены. Поднять флажки, посмотреть на них, опустить «Вот какие у нас красивые флажки». Повторить 4—5 раз;
б)и.п.: лежа на спине. Положить флажки за голову, опустить руки, взять флажки. Повторить 4 раза;
в)и.п.: лежа на спине. Поднять колени к груди, постучать флажками по коленям, сказать: «Тук-тук». Повторить 4 раза;
г)и.п.: стоя, ноги слегка расставлены. Присесть, постучать флажками об пол, сказать: «Тук-тук». Встать. Повторить 3—4 раза.
2.Прокатывание мяча друг другу и ловля его.
Дети постарше размещаются на расстоянии 1,5—2 м друг от друга, катают мяч и ловят.
Воспитатель обращает их внимание на то, что мяч надо катить прямо в руки партнера. Повторить 4 раза.
Детям помладше воспитатель сам катит мяч или сокращает расстояние 1—1,5 м.
3.«Жучки выползли на прогулку».
Дети изображают жучков. Они выползают на прогулку и ползут на лужайку. На пути у них встречается бревно, через которое они перелезают. Бревно располагается на середине пути (расстояние 5 м). На лужайке жучки летают, распрямляют крылья (руки), машут ими, жужжат: «Ж-ж-ж». На сигнал воспитателя «Дождь!» жучки ползут домой.
4.Подвижная игра «Лиса и цыплята» (№ 55).
Повторить с младшей подгруппой 2 раза, со старшей — 3 раза.
Заключительная часть.
Спокойная ходьба по залу друг за другом («Цыплята возвращаются домой»). Ходьба может быть с легкими движениями руками («Цыплята машут крылышками»).
3—4-я недели
Задачи. Упражнять детей в ходьбе в разных условиях (прямая и извилистая дорожки), в беге в медленном темпе за воспитателем. Учить прыгать с продвижением вперед, ползать по извилистой дорожке. Развивать координацию, равновесие. Воспитывать самостоятельность, активность. Дать представление — «прямая», «извилистая».
Пособия. Прямая и извилистая дорожки (длина 2,5 м, ширина прямой и извилистой дорожек 25 см), мячи по количеству детей, погремушки.
Вводная часть.
Ходьба по прямой и извилистой дорожкам. Воспитатель раскладывает дорожки друг за другом так, чтобы дети могли их сравнить. Затем предлагает пройти по прямой и извилистой дорожкам. Следит за тем, чтобы малыши держали спину прямо, не опускали голову. Повторить 2—3 раза.
Основная часть.
1.Общеразвивающие упражнения.
Комплекс с погремушками (см. раздел «Сентябрь. 3—4-я недели»).
2.«Ползание по извилистой дорожке».
Дети ползут друг за другом по извилистой дорожке, воспитатель подбадривает их, следит за тем, чтобы они не опускали голову, не сползали с дорожки. Повторить 3 раза.
3.«Прыжки с продвижением вперед по извилистой дорожке».
Дети прыгают по дорожке друг за другом. Воспитатель следит за тем, чтобы малыши сильнее отталкивались, мягко приземлялись, голову держали прямо.
4.Подвижная игра «Догони мяч» (№ 47).
Заключительная часть.
«Найди мяч». Воспитатель прячет мяч, дети ходят по группе, ищут его. Найдя мяч, ребенок подходит к воспитателю и говорит, где лежит мяч.
Декабрь
1—2-я недели
Задачи. Упражнять в ходьбе и беге на носочках. Учить бросать мешочек с песком через веревку способом от плеча, прыгать между предметами. Развивать ловкость, равновесие. Вызывать положительные эмоции от выполнения заданий, от общения с детьми и со взрослым.
Пособия. Мешочки с песком (вес 150 г) по количеству детей, стойки с веревкой, игрушка собака.
Вводная часть.
Ходьба обычная, ходьба на носочках («Какие мы большие»), ходьба обычная с переходом на обычный бег, бег на носочках, ходьба (10-15 с).
Основная часть.
1.Общеразвивающие упражнения.
Комплекс с флажками (см. раздел «Ноябрь. 1—2-я недели»). Заменить флажки платочками.
2.Бросание мешочков с песком вдаль через веревку, натянутую на стойки выше вытянутой руки ребенка на 15—20 см.
Воспитатель предлагает детям, стоящим за чертой на расстоянии 1,5 м от стойки, перебросить мешочек через веревку. Показывает способ броска «от плеча». Ребята бросают мешочек сначала правой рукой, бегут за ним и бросают левой рукой (расстояние уменьшить на 0,5 м). Повторить 3—4 раза.
Малыши бросают мешочки с песком произвольно, бегут за ними, бросают через веревку с расстояния 1 м.
3.Прыжки через мешочки.
Воспитатель раскладывает 8 мешочков по кругу на расстоянии 25 см друг от друга и предлагает детям перепрыгнут, их — «зайчики прыгают через мешочки». Ребята младшей подгруппы, не умеющие прыгать, перешагивают их. Количество мешочков для этих детей — 4 шт.
4.Подвижная игра «Вот сидит наш пес Барбос» (№ 72). Повторить 3 раза.
Заключительная часть.
Воспитатель говорит малышам, что собачка устала и уснула. Предлагает пройти мимо нее тихо-тихо, чтобы не разбудить. Дети идут тихо на носочках.
3—4-я недели !
Задачи. Упражнять в ходьбе и беге в разных условиях (твердая и мягкая дорожки). Учить прыгать в длину, ходить по скамейке. Развивать равновесие, координацию движений. Воспитывать активность и самостоятельность. Закреплять понятия «мягкая», «твердая».
Пособия. Твердая и мягкая дорожки, веревки длиной 2 м (2 шт.).
Вводная часть.
Обычная ходьба, ходьба по мягкой дорожке, ходьба по твердой дорожке. Повторить 2 раза. Бег по твердой и мягкой дорожкам. Повторить 2 раза.
Основная часть.
1.Общеразвивающие упражнения.
Комплекс «Воробышки» (см. раздел «Октябрь. 1—2-я недели»).
2.Ходьба по скамейке.
Дети идут по скамейке один за другим. Воспитатель при необходимости страхует их, следит, чтобы держали спину и голову прямо. Обращает внимание детей, что со скамейки надо сходить, а не спрыгивать. Повторить 2 раза.
3.Прыжки в длину «Зайка прыгает через ручеек».
Воспитатель раскладывает 2 веревки на расстоянии 20—25 см друг от друга. Предлагает детям-зайчикам перепрыгнуть через ручеек так, чтобы не замочить лапки (2—3 раза).
4.Подвижная игра «Волшебная палочка» (№ 46). Повторить 2 раза.
Заключительная часть.
Подвижная игра «Карусели» (№ 48). Повторить 3 раза.
На третьей неделе при необходимости внести изменения: предложить прыгать в длину через ручеек — голубую дорожку из бумаги или линолеума (ширина 25 см).
Январь
1—2-я недели
Задачи. Учить ходить разными способами, подражая животным. Упражнять в ползании и подлезании на четвереньках, в бросании мяча об пол. Развивать ловкость, координацию, внимание. Воспитывать самостоятельность, активность.
Пособия. Дуги (2 шт.), мячи (по количеству детей), стойки, ленточки (по количеству детей).
Вводная часть. Обычная ходьба, ходьба-имитация.
Дети идут друг за другом по залу обычным шагом, на слово воспитателя «Петушок!» — идут, высоко поднимая колени и произнося:
«Ку-ка-ре-ку», затем опять идут обычным шагом. На слово: «Медведь!» — переваливаются с боку на бок, рычат: «Р-р-р-р», затем — обычная ходьба. Воспитатель предварительно рассказывает, на какой сигнал нужно идти. Сама действует вместе с малышами, поощряет их. Основная часть.
1.Общеразвивающие упражнения.
Комплекс «Мишки» (см. раздел «Октябрь. 3—4-я недели»).
2.Подлезание под 2 дуги.
Воспитатель определяет границу, от которой дети должны ползти. На середине пути размещает ворота (2 шт). Если нет стационарных ворот, можно сделать их из кубиков, модулей, кеглей. На противоположной стороне от границы размещается корзина с мячами. Малыши ползут до дуги, подлезают под нее, затем подлезают под вторую дугу и ползут до корзины. Воспитатель следит за тем, чтобы ребята не опускали голову при ползании, при подлезании прогибали спину.
3.Бросание мяча об пол.
Дети берут мяч из корзины и бросают его об пол перед собой. Воспитатель показывает и рассказывает им, что бросить мяч надо перед собой сильно, чтобы он подскочил высоко. Ребята пытаются поймать мяч. Если это им не удается, бегут за ним и опять кидают. Повторить 4—5 раз.
4.Подвижная игра «Лиса и цыплята» (№ 55).
Заключительная часть.
Подвижная игра «Шалтай-болтай» (№ 57).
3—4-я недели
Задачи. Совершенствовать ходьбу, бег в разных направлениях. Закреплять умение ползать на четвереньках в разном темпе, прыгать с продвижением вперед в разных направлениях. Вызывать чувство удовольствия от совместных действий со взрослым и сверстниками, воспитывать доброжелательность.
Пособия. Палочка с привязанными к ней лентами, узкая дорожка, мячи средних размеров (по количеству детей).
Вводная часть.
Ходьба обычная, на носочках, ходьба по узкой дорожке, обычная ходьба. Бег «Догони меня».
Основная часть.
Подвижная игра «Чижик» (№ 72).
Подвижная игра «Волшебная палочка» (№ 46).
Подвижная игра «Медведь и добрые зайчата» (№ 49).
Заключительная часть.
«Пузырь» (№ 62).
Примечание. Подвижные игры повторяются от 2 до 4 раз в зависимости от состояния детей, их активности, а также от группы здоровья.
На третьей неделе воспитатель может заменить подвижные игры на аналогичные, незнакомые детям.
Февраль
1—2-я недели
Задачи. Упражнять в ходьбе и беге в разных условиях (мягкая, твердая поверхность). Учить прыгать в высоту с места, ползать по мягкой поверхности. Воспитывать уверенность, самостоятельность, активность. Закреплять представление о твердых, мягких предметах. Активизировать словарь детей.
Пособия. Стойки с веревкой и колокольчиками или погремушками, дорожки твердая и мягкая (длина 2,5—3 м, ширина 25—30 см).
Вводная часть.
Ходьба обычная, бег по мягкой, твердой дорожкам.
Дорожки раскладываются друг за другом. Дети рассматривают их, трогают руками. Воспитатель называет: «Твердая дорожка, мягкая дорожка». Затем предлагает сначала пройти по дорожкам, а затем пробежать. Можно спросить малышей, по какой дорожке им больше понравилось ходить, бегать.
Основная часть.
1.Общеразвивающие упражнения.
Комплекс «Деревья»:
а) и. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вверх — «большие деревья», посмотреть на руки, чуть подняв голову, и вернуться в исходное положение. Повторить 4—5 раз;
б)и. п.: то же. Присесть — «маленькие деревья» и встать. Повторить 4—5 раз;
в)и. п.: то же. Наклонить туловище сначала в одну сторону, затем в другую — «подул ветер, деревья закачались». Повторить по 3 раза в каждую сторону;
г)и. п.: то же. Наклониться вперед и произнести «ш-ш-ш» — «деревья шумят на ветру». Повторить 4 раза.
д)Повторить первое упражнение.
Ползание по твердой и мягкой дорожкам. Воспитатель уточняет с детьми качество дорожки. Ребята называют и показывают твердую дорожку, мягкую дорожку. Затем педагог раскладывает дорожки в разных местах группы или зала. По словесной инструкции «Ползем по мягкой дорожке» дети выбирают мягкую дорожку и ползут по ней. Повторить 3—4 раза.
«Достань колокольчик».
Воспитатель ставит две стойки с натянутой на них веревкой на 15—20 см выше вытянутой руки ребенка. К веревке подвешиваются колокольчики по количеству детей. Взрослый предлагает подпрыгнуть и позвонить в колокольчик. Обращает внимание ребят на то, что при прыжке ноги надо слегка согнуть в коленях, сильно оттолкнуться двумя ногами и мягко приземлиться. Показывает движение.
Примечание. Когда дети научатся хорошо подпрыгивать, воспитатель увеличивает расстояние до колокольчика и предлагает выбрать предмет, который поможет достать колокольчик и позвонить в него (в зале заранее размещаются гимнастические палки, кубы, детские стулья и т. п.).
4. Подвижная игра «Найди свой домик» (№ 37).
Заключительная часть. Подвижная игра «Зернышко» (№ 58).
3—4-я недели
Задачи. Учить двигаться, сохраняя направление. Выполнять действия в разных условиях. Развивать внимание, умение действовать в коллективе. Закреплять представления о цвете, форме предмета. Вызывать чувство радости от общения со взрослым и сверстниками.
Пособия. Нагрудные эмблемы с изображением машин (по числу играющих), дорожки разного типа, круги, квадраты, треугольники из картона (гаражи).
Апрель
1—2-я недели
Задачи. Совершенствовать ходьбу и бег. Закреплять умение соразмерять высоту шага с высотой препятствия, ходить по скамейке, подлезать под скамейку. Развивать равновесие, ловкость, самостоятельность.
Пособия. Гимнастическая скамейка, предметы для перешагивания высотой 20—25 см, две корзины, кубики (по количеству детей).
Вводная часть.
Ходьба обычным шагом друг за другом, ходьба с перешагиванием через предметы, расположенные на расстоянии 25 см друг от друга (5—6 предметов). Воспитатель следит за тем, чтобы дети высоко поднимали ноги, не задевали предметы, держали прямо спину.
Основная часть.
1.Общеразвивающие упражнения.
Комплекс с кубиками:
а)«покажи кубик». И. п.: ноги слегка расставлены, руки с кубиком за спиной. Вытянуть руки вперед, сказать: «Вот кубик», спрятать его за спину. Голову не опускать. Повторить 4 раза;
б)«покажем кубик друг другу». И. п.: ноги врозь, руки с кубиком у пояса. Повернуться в сторону, показать кубик соседу. Затем повернуться в другую сторону. Повторить по 3 раза в каждую сторону;
в)«нет кубика». И. п.: сидя, ноги в стороны. Руки с кубиком прижать к животу, сказать: «Нет кубика». Повторить 4 раза;
г)«попрыгаем с кубиком». И. п.: стоя, ноги слегка расставлены.
Подпрыгнуть на месте 6—8 раз.
2. Ходьба по гимнастической скамейке.
Дети выполняют движение самостоятельно. Воспитатель страхует их, напоминает, что надо смотреть вперед, голову держать прямо, сходить со скамейки, а не спрыгивать. Нуждающимся детям взрослый помогает. Повторить 2—3 раза.
3.Ползание и подлезание под гимнастическую скамейку.
Необходимо заранее определить, от какой границы дети будут ползти.
Объяснить, что надо взять из корзины кубик, доползти до скамейки, подползти под нее, выпрямиться и положить кубик в корзину, расположенную на уровне вытянутой вверх руки ребенка. Повторить 2—3 раза.
4.Подвижная игра «Гуси» (№ 30). Повторить 3—4 раза.
Заключительная часть.
Подвижная игра «Зернышко» (№ 58). Повторить 3 раза.
3—4-я недели
Задачи. Совершенствовать ходьбу и бег с остановкой на сигнал. Закреплять умение ходить на носочках, прыгать в длину с места, бросать мяч через сетку одной рукой способом «от плеча». Воспитывать внимание, ловкость.
Пособия. Стойки (2 шт.) с натянутой на них сеткой, мячи небольших размеров и погремушки (по количеству детей), дорожка (ширина 25—30 см), круги, квадраты, треугольники из картона (по количеству детей).
Вводная часть.
Ходьба обычная друг за другом, ходьба на носочках. Бег с остановкой на сигнал. Дети идут по залу друг за другом. Воспитатель следит за их осанкой. На слова взрослого: «Покажем, какие мы выросли большие» — малыши поднимаются на носочки (руки держат произвольно или на поясе). Идут 1,5—2 м и по сигналу переходят на обычную ходьбу. Затем бегают по залу и на сигнал воспитателя останавливаются (сигналом может служить слово «стоп», звон колокольчика, удар в бубен и т. п.).
Воспитатель заранее знакомит детей с сигналом. Длительность бега 15 с. Повторить 2—3 раза.
Основная часть.
1.Общеразвивающие упражнения.
Комплекс с флажками (см. раздел «Ноябрь. 1—2-я недели»). Заменить флажки на погремушки.
2.Прыжки в длину с места.
Воспитатель раскладывает дорожку и предлагает детям перепрыгнуть через ручеек. Малыши встают с одной стороны дорожки и по сигналу воспитателя перепрыгивают через нее. Педагог напоминает им, что надо согнуть ноги в коленях, сильно оттолкнуться и мягко приземлиться на обе ноги. Затем дети прыгают в другую сторону. Повторить 4 раза.
Бросание мяча через сетку одной рукой способом «от плеча».
Дети встают за обозначенную черту (расстояние до сетки 1,5 м) и бросают мяч сначала одной рукой, затем другой. Воспитатель показывает способ броска. Повторить 3 раза каждой рукой.
Подвижная игра «Кошка и цыплята» (№ 50, вариант 2). Повторить 3—4 раза.
Заключительная часть.
Спокойная ходьба («Кошка уснула»): цыплята идут тихо-тихо, чтобы не разбудить кошку.
Усложнение. Начиная с третьей недели следует включить:
Прыжки в длину парами, держась за руки.
Бросание вдаль. Мячи заменить на мешочки с песком (вес 150 г). Для детей старшей подгруппы увеличить расстояние для броска на 0,5 см.
Май
1—2-я недели
Задачи. Закрепить умение ходить и бегать в разном темпе, бросать в горизонтальную цель, прыгать. Развивать ловкость, глазомер, внимание. Воспитывать интерес к выполняемым действиям.
Пособия. Обручи, мешочки с песком (на каждого ребенка два мешочка), крупные игрушки (по количеству детей).
Вводная часть.
Ходьба, бег в разном темпе.
Дети идут в колонне по одному. Воспитатель вначале идет впереди и задает темп. На слова: «Идем медленно-медленно» — воспитатель замедляет шаги, на слова: «Идем быстрее-быстрее, побежали» — ускоряет темп ходьбы и переходит на бег. Малыши подражают взрослому. Затем дети действуют по слову воспитателя, который следит за тем, чтобы они слушали сигнал и своевременно переходили на бег. Повторить 3 раза.
Основная часть.
1. Общеразвивающие упражнения.
Комплекс с мешочками.
Слова воспитателя: Движения детей:
а)и. п.: стоя, мешочки в опущенных руках.
«Мы мешочки поднимаем: Поднимают руки с мешочками
Раз, два, три, раз, два, три». вверх и опускают (4—5 раз).
б)и. п.: стоя, ноги узкой дорожкой.
«Будем все мы приседать Приседают, кладут мешочки,
И мешочки рядом класть». встают (4 раза).
в)и. п.: лежа на спине, руки с мешочками вдоль туловища.
«По коленям постучали: Сгибают ноги в коленях
Тук, тук, тук, тук». и стучат по ним мешочками.
г) Поскоки на месте.
«Прыгать, прыгать высоко, Прыжки на месте
Прыгать на носках легко». (3 раза по 6 поскоков)
2.Бросание мешочков в горизонтальную цель.
Воспитатель раскладывает обручи на одной линии на расстоянии 25—30 см друг от друга. Детей ставит напротив на расстоянии 1,5 м от обручей. По сигналу взрослого ребята бросают мешочки способом снизу правой и левой рукой (3—4 раза). Воспитатель следит за тем, чтобы малыши прицеливались, не выходя за черту.
3.Прыжки в обруч и из обруча.
Дети встают рядом с обручем и по сигналу воспитателя прыгают в обруч и обратно.
4.Подвижная игра «Остановись возле игрушки» (№ 70). Повторить 3 раза.
Заключительная часть.
Подвижная игра «Шарик» (№ 60). Повторить 3 раза.
Усложнение. На четвертом занятии можно впрыгивать в 3—4 обруча; для броска взять тряпичные мячики или клубочки, предложить бросить их в круги и квадраты (см. раздел «Нетрадиционные пособия для развития движений» в Приложении).
3—4-я недели
Задачи. Учить замедлять и ускорять движения по сигналу. Упражнять в подпрыгивании на месте. Развивать ориентировку в пространстве, ловкость, глазомер. Закреплять знание цвета. Воспитывать интерес к занятию.
Пособия. Стойки, ленты 2—3 цветов (по 2—3 на каждого ребенка). Ленты можно вырезать из бумаги.
Вводная часть.
1.Подвижная игра «Пошли-пошли-поехали» (№ 66). Повторить 3 раза.
2.Подвижная игра «Ножки топ-топ» (№ 69). Повторить 3 раза.
Основная часть.
Подвижная игра «Сними ленточку» (№ 68). Повторить 3 раза.
Подвижная игра «Остановись возле игрушки» (№ 70). Повторить 2—3 раза.
Заключительная часть.
Подвижная игра «Угадай, где спрятано» (№ 67). Повторить 2 раза.