Ходьба и равновесие
• Самостоятельная ходьба при стимуляции яркой игрушкой и словесной инструкцией (1).
Задачи. Упражнять в самостоятельной ходьбе. Вызывать чувство уверенности, удовольствия от движений, от совместных действий со взрослым. Развивать равновесие.
Взрослый стоит впереди ребенка на расстоянии 4—8 шагов и манит его к себе яркой игрушкой: «Машенька, иди ко мне, посмотри, какой у меня зайчик!» По мере освоения ходьбы расстояние увеличивается до 5—6 м.
• Ходьба при поддержке за гимнастическую палку (2).
Задачи. Упражнять в ходьбе. Вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым. Развивать координацию движений, равновесие.
Взрослый держит в руках палку диаметром 2 см. Малыш обхватывает палку сверху двумя руками. Взрослый, медленно пятясь назад, слегка тянет палку на себя, побуждая ребенка шагать. Можно произносить слова: «Вот как Машенька идет, ни за что не упадет».
• Ходьба по лежащей на полу дорожке (длина 2 м, ширина 35 см) (3).
Задачи. Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности, развивать равновесие. Вызывать положительные эмоции от выполняемого движения.
Взрослый подводит кроху к переднему концу дорожки. На противоположном конце располагается на стуле яркая игрушка. По словесной инструкции ребенок идет по дорожке, берет игрушку и возвращается опять по дорожке. Игрушка должна быть удобной для захватывания. Если малыш затрудняется проделать это упражнение, то взрослый ведет его за руку.
• Перешагивание через веревочку, лежащую на полу (4).
Задачи. Учить преодолевать препятствия во время ходьбы. Развивать равновесие.
Взрослый показывает ребенку, как надо перешагнуть через веревочку или ленту, лежащую на полу. По словесной инструкции малыш перешагивает через препятствие самостоятельно. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ему, поддерживая за руку. Когда дети овладеют этим движением, можно положить 2—3 веревочки. Дети могут перешагивать приставным шагом.
• Ходьба по ребристой дорожке (5).
Задачи. Учить ходить в разных условиях. Развивать свод стопы, равновесие.
По словесной инструкции ребенок идет по ребристой дорожке. Взрослый помогает ему, поддерживая за руку, При повторе малыш идет самостоятельно.
• Принеси игрушку (6).
Задачи. Упражнять в ходьбе в одном направлении. Развивать равновесие, чувство уверенности и удовольствия от совместных действий со взрослым.
На расстоянии 3—5 м от ребенка стоит стул, на котором сидит игрушка собачка. Взрослый обращается к малышу: «Алешенька, на стуле сидит собачка, принеси мне ее, пожалуйста». Ребенок подходит к собачке, берет ее и приносит взрослому, который благодарит его. По мере овладения ходьбой расстояние увеличивается до 8 м.
• Перешагивание через веревку, укрепленную на высоте 5—10 см от пола (7).
Задачи. Совершенствовать ходьбу. Учить поднимать ноги в соответствии с препятствием.
Взрослый предлагает ребенку подойти к веревке и перешагнуть через нее, чтобы достать лежащую на противоположной стороне игрушку. Если малыш затрудняется, взрослый помогает ему, придерживая за руку. По мере овладения движением ребенок выполняет действие самостоятельно.
• Перешагивание через обруч с небольшой опорой (8).
Задачи. Упражнять в ходьбе. Учить преодолевать препятствия. Вызывать удовольствие от совместных действий со взрослым.
Ребенок перешагивает через обруч, лежащий на полу, с поддержкой за руку. По мере того как малыш научится перешагивать через один обруч, можно положить 2—3 обруча. Взрослый по мере необходимости помогает ребенку, поддерживая его за руки.
• Положи игрушку в корзинку (9).
Задачи. Упражнять в ходьбе в одном направлении. Совершенствовать умение взять предмет. Развивать ловкость.
Ребенок берет игрушку и несет ее к корзине, которая располагается в 3—5 м от него. Игрушки должны быть разной формы (круглые, квадратные, прямоугольные)
• Ходьба по наклонной доске (10).
Задачи. Упражнять в ходьбе в разных условиях. Развивать ловкость, равновесие. Воспитывать смелость.
Один конец доски приподнимается над полом на 10—15 см. Ширина доски 25—30 см, длина 1,5—2 м. Малыши поднимаются по доске, а затем спускаются с нее. Воспитатель страхует каждого ребенка, неуверенных детей поддерживает за руку.
• Ходьба стайкой за взрослым (11).
Задачи. Упражнять в ходьбе. Приучать к совместным действиям. Вызывать удовольствие от выполняемых движений.
Воспитатель идет впереди, держа в руках яркую игрушку и показывая образец ходьбы, следит за тем, чтобы дети не опускали голову, выше поднимали ноги.
• Самостоятельная ходьба в одном направлении (12).
Задачи. Учить ходить самостоятельно в направлении зрительного ориентира, ориентироваться в пространстве. Согласовывать свои действия с другими детьми.
Взрослый располагает на расстоянии 5—6 м от ребенка яркую крупную игрушку, например мишку, и предлагает детям пойти к нему в гости. Дети идут самостоятельно к обозначенной цели, здороваются с мишкой, гладят его, а затем возвращаются к воспитателю.
• Ходьба между двумя ориентирами с заданием (13).
Задачи. Совершенствовать ходьбу. Учить ориентироваться в пространстве. Согласовывать свои действия с другими детьми.
Взрослый ставит стулья или другие крупные предметы. Дети по команде воспитателя идут между ними. В руках у них мяч или другой предмет, который они должны перенести. Расстояние 5—6 м.
• Ходьба с перешагиванием перекладин приставной лесенки (14).
Задачи. Учить преодолевать препятствия во время ходьбы, поднимать ноги в соответствии с высотой препятствия.
Взрослый кладет на пол приставную лесенку и предлагает, перешагивая перекладины, дойти до игрушки, которая расположена на расстоянии 1 м от лесенки. Дети могут идти любым способом в зависимости от своих возможностей: приставным шагом, переменным. Взрослый поощряет малышей, робким помогает.
• Ходьба со сменой направления к 2—3 ориентирам (15).
Задачи. Учить менять направление при ходьбе в соответствии с ориентиром, ориентироваться в пространстве. Действовать по команде взрослого.
Взрослый раскладывает крупные игрушки в разных концах комнаты, например собачку, зайчика. Предлагает детям сначала пойти в гости к собачке, затем — к зайчику. Малыши самостоятельно по слову взрослого идут к указанной игрушке. Можно предложить им поздороваться с зайчиком, погладить его и т. п.
• Принеси мяч (большой, маленький) (16).
Задачи. Упражнять в ходьбе с предметом. Учить различать большой, маленький предмет. Воспитывать самостоятельность.
Взрослый ставит корзину с большими и маленькими мячами на расстоянии 5—6 м от детей. Предлагает им сначала принести большой мяч, а затем — маленький. Большой мяч дети несут двумя руками, маленький — одной.
Вариант игры. Дать задание принести ленточку красного, синего, желтого, зеленого цвета.
Ползание, лазанье
• Ползи к игрушке (1).
Задачи. Упражнять в ползании. Учить выдерживать направление. Вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым.
На расстоянии 2—3 м ставится стул, на котором лежит яркая игрушка. Взрослый предлагает доползти до игрушки и взять ее. Ребенок несет игрушку взрослому.
• Проползи по дорожке к собачке (2).
Задачи. Упражнять в ползании. Учить ползать по ограниченной поверхности.
Взрослый раскладывает дорожку (длина 2 м, ширина 35 см). В конце дорожки сажает на стул собачку. Затем предлагает доползти до собачки, поздороваться с ней, погладить ее и проползти обратно.
• Ползи за мячом (3).
Задачи. Упражнять в ползании. Учить ориентироваться в пространстве. Воспитывать активность, самостоятельность.
Взрослый бросает мяч и предлагает догнать его. Ребенок ползет на четвереньках, берет мяч, встает и относит его взрослому.
• Влезь на горку (4).
Задачи. Упражнять в лазанье. Развивать координацию движений. Воспитывать самостоятельность.
Ребенок, стимулируемый игрушкой и словесной инструкцией, самостоятельно поднимается по лесенке-горке. Сначала он может подниматься на четвереньках, а затем входит по ступенькам приставным шагом. Взрослый подбадривает, поощряет ребенка.
• Перелезь через бревно (5).
Задачи. Развивать координацию рук и ног, ловкость.
Один или два-три ребенка сидят по одну сторону бревна, а с другой стороны помещаются яркие игрушки. Взрослый показывает их детям и побуждает к перелазинию на другую сторону бревна.
• Подползи под дугу, стол (6).
Задачи. Укрепление мышц туловища и нижних конечностей. Развитие координации движений рук и ног, ловкости.
Ребенок стоит по одну сторону дуги или столика. На другой стороне в поле его зрения размещается яркая игрушка. Взрослый предлагает малышу проползти под дугу и взять игрушку. Ребенок ползет, берет игрушку, а взрослый предлагает поднять ее высоко-высоко, побуждая к выпрямлению позвоночника.
• Проползи в обруч (7).
Задачи. Развивать координацию движений рук и ног, ловкость. Вызывать чувство удовольствия от совместных действий со взрослым.
Взрослый держит в руках обруч и предлагает проползти в него и взять игрушку.
• Лазанье по приставной лесенке (8).
Задачи. Упражнять в лазанье. Развивать координацию движений рук и ног, ловкость. Воспитывать смелость и осторожность.
Ребенок влезает приставным шагом на 3—4 перекладины. Взрослый страхует ребенка и следит, чтобы он не пропускал перекладины и не вис на руках.
• Подползи под веревку (9).
Задачи. Упражнять в ползании, отталкивании мяча.
Веревка приподнимается на высоту 35—25 см от пола. Ребенок встает на четвереньки и подползает под нее, затем подходит к сетке с мячом, подвешенной на уровне поднятых рук ребенка, и толкает его.
Бросание, катание
• Оттолкни мяч (1).
Задачи. Учить отталкивать мяч двумя руками. Развивать кисти рук. Вызывать удовольствие от выполняемых движений.
Мяч в сетке подвешивается на уровне груди ребенка. Взрослый показывает, как оттолкнуть мяч, как он раскачивается. Ребенок сначала наблюдает, а затем пытается сам оттолкнуть мяч.
• Прокати мяч (2).
Задачи. Упражнять в катании мяча. Развивать верхний плечевой пояс, кисти рук. Воспитывать самостоятельность, активность.
Ребенок сидит на полу и из положения сидя катит мяч произвольно, встает, догоняет мяч и повторяет движение.
• Прокати мяч взрослому (3).
Задачи. Упражнять в прокатывании мяча в определенном направлении, в умении поймать его двумя руками. Воспитывать самостоятельность. Вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым. Развивать внимание.
Взрослый сажает на полу одного или 2—3 детей, сам садится напротив на расстоянии 50 см и катает большой мяч поочередно каждому ребенку, называя его по имени: «Лови мяч, Сереженька, и кати ко мне».
• Катание большого мяча со ската горки (4).
Задачи. Упражнять в умении отталкивать мяч двумя руками. Воспитывать интерес к действиям с мячом.
Дети, сидя на горке, по очереди спускают со ската горки большой мяч по словесной инструкции взрослого: «Маша, кати мяч. Молодец. А теперь ты, Алеша, кати». И т. д.
• Брось мяч (5).
Задачи. Учить бросать мяч. Развивать кисти рук и верхний плечевой пояс. Воспитывать самостоятельность. Вызывать положительные эмоции от выполняемых действий.
Ребенок держит в руках большой мяч. По предложению взрослого он бросает его произвольно. Идет за ним и опять бросает.
• Брось мяч кукле Маше (6).
Задачи. Упражнять в бросании мяча в определенном направлении. Развивать координацию движений, равновесие. Воспитывать внимание.
Взрослый сажает куклу на расстоянии 0,5—1 м от ребенка и предлагает ему бросить мяч кукле Маше.
• Положи мяч в корзину (7).
Задачи. Учить брать мяч двумя руками, действовать по слову взрослого. Развивать координацию кисти рук.
Взрослый предлагает ребенку взять сначала большой мяч, положить его в корзину, затем взять маленький мяч и тоже положить в корзину.
• Брось мяч в обруч (8).
Задачи. Учить бросать большой мяч в горизонтальную цель. Развивать координацию рук, глазомер.
Взрослый держит обруч горизонтально на уровне груди ребенка на расстоянии вытянутых рук и предлагает ребенку бросить или положить мяч в обруч.
• Оттолкни шарик (надувной) (9).
Задачи. Учить легко отталкивать предмет двумя руками. Вызывать положительные эмоции от игры с шариком.
Взрослый подвешивает на веревку, натянутую на стойки, надувные шары по количеству детей и предлагает им легко отталкивать шар двумя руками. Когда шар возвращается на место, дети повторяют движение.
Варианты. Подвесить надувные шары, чередуя их с обычными мячами в сетке. На каждого ребенка — по надувному шару и мячу. Дети шар толкают легко, а мяч сильнее.
• Прокати мяч по дорожке (10).
Задачи. Учить катить мяч, отталкивая его двумя руками, выдерживать направление. Воспитывать самостоятельность.
Взрослый раскладывает дорожки (ширина 30 см, длина 2 м) по количеству детей. Дети садятся у одного конца дорожки и катят мяч. Затем идут за ним и повторяют движение.
• Бросание большого мяча вдаль (11).
Задачи. Учить бросать мяч двумя руками от груди. Развивать плечевой пояс и кисти рук. Воспитывать самостоятельность, умение действовать согласованно.
Дети встают у обозначенной черты и по команде взрослого все вместе бросают мяч. Взрослый предварительно показывает, как надо взять мяч, как оттолкнуть его от груди. После броска дети идут за своими мячами и повторяют движение.
• Бросание мяча двумя руками через палку (12).
Задачи. Учить бросать мяч двумя руками вперед-вверх. Развивать плечевой пояс, кисти рук, ловкость.
Взрослый держит палку на высоте вытянутых рук ребенка, предлагает ему бросить мяч через палку и догнать его. Движение повторяется.
Варианты игры. Упражнение, аналогичное предыдущему, но палка находится на расстоянии 35—40 см от ребенка.
• Брось мяч в круг (13).
Задачи. Учить бросать в цель. Развивать глазомер, ловкость.
Взрослый делает круг из веревки. Ребенок бросает в него мяч с расстояния 40—50 см. По мере того как малыш будет справляться с заданием, расстояние можно увеличивать.
• Брось мяч через ленту (14).
Задачи. Учить перебрасывать мяч через веревку, ленту, сетку, бросать вперед-вверх. Развивать плечевой пояс, кисти рук. Воспитывать самостоятельность.
Лента натягивается на высоте 110—120 см, расстояние от ребенка от 40 до 70 см. Дети бросают мяч двумя руками.
Упражнения, подготовительные к прыжкам
• Прыжки через обруч с опорой (1).
Задачи. Развивать прыжковые движения, равновесие. Упражнять в умении отталкиваться от почвы. Вызывать радость от общения со взрослым.
Взрослый, поддерживая ребенка за обе руки, предлагает ему перепрыгнуть обруч.
• Попрыгай как зайка (2).
Задачи. Учить отталкиваться от почвы двумя ногами. Развивать равновесие, ловкость.
Взрослый берет ребенка за обе руки и предлагает попрыгать как зайчик или как мячик.
• Прыжки через веревку с опорой (3).
Задачи. Упражнять в умении отталкиваться двумя ногами. Развивать
равновесие.
Взрослый, поддерживая ребенка за обе руки, предлагает перепрыгнуть через веревку, канатик, ленточку.
Общеразвивающие упражнения
• Приседание и вставание при поддержке за обруч двумя руками (1).
Задачи. Укреплять мышцы живота, спины, плечевого пояса и ног. И. п.: дети стоят на полу. В руках взрослого обруч диаметром 50 см.
Взрослый помогает малышам встать вокруг обруча и обхватить его сверху двумя руками. На слово «сядем» дети приседают на корточки вместе со взрослыми и на слово «встанем» выпрямляются, подняв обруч. Повторить 3—4 раза.
• Подними игрушку (2).
Приседание и выпрямление туловища в положении стоя без опоры.
Задачи. Укрепление крупных мышц живота, спины, ног.
И.п.: дети стоят на полу. Взрослый кладет перед каждым ребенком игрушку и, называя каждого по имени, предлагает присесть и поднять игрушку. Если это погремушка, можно погреметь ею. Повторить 2—3 раза.
Упражнения с гимнастической палкой
Задачи. Укреплять крупные мышцы спины, брюшного пресса, ног.
• Присаживание, держась за палку (2).
И. п.: дети лежат на спине, держась обеими руками хватом сверху за палку, которую держит взрослый. На слово «сядем» взрослый поднимает палку, малыши подтягиваются к ней и садятся, на слово «ляжем» палка медленно опускается, и дети возвращаются в исходное положение.
• Поднимание корпуса, держась за палку (3).
И. п.: лежа на животе, дети держатся за палку хватом сверху. Взрослый немного приподнимает палку, и вместе с ней дети поднимают корпус, затем палка медленно опускается, и дети возвращаются в исходное положение.
• Поднимание палки вверх (4).
И. п.: сидя, дети держат палку обеими руками хватом сверху. Взрослый вместе с малышами поднимает и опускает палку.
• Сядем, ляжем (5).
И. п.: лежа на спине, дети держатся за шест. Взрослый поднимает шест и говорит: «Сядем», опускает шест со словами: «А теперь ляжем».
Упражнения имитационного характера
• Птички машут крыльями (6).
Задачи. Развивать плечевой пояс.
И. п.: стоя. Поднять руки в сторону и опустить («Птички машут крыльями»).
• Птички клюют зернышки (7).
Задачи. Развивать крупные мышцы спины, ног, живота. И. п.: стоя. Дети приседают, стучат пальчиками по коленям и выпрямляются («Птички клюют зернышки»).
• Детки большие и маленькие (8).
Задачи. Развивать мышцы плечевого пояса, ног, спины.
И. п.: стоя. Взрослый предлагает детям показать, какие они большие. Сам поднимается на носочки, руки вытягивает вверх. Малыши подражают ему. Затем воспитатель присаживается на корточки («Детки стали маленькими»).
• Покажи, как прыгает мячик (9).
Задачи. Развивать подготовительные к прыжкам движения. Учить сгибать ноги в коленях, делать «пружинку».
Взрослый берет большой мяч и показывает детям, как он прыгает. Затем предлагает им попрыгать. Малыши делают «пружинку», сгибая ножки и выпрямляя их.
• Поиграем с кубиками (10).
Задачи. Развивать мышцы плечевого пояса, кисти рук. Учить выполнять задания по команде взрослого.
Дети сидят на полу, в каждой руке держат по кубику. Взрослый предлагает поднять кубики вверх и постучать ими, а затем опустить руки вниз и спрятать кубики за спину.