Мишутка

Детсад

Раннее развитие

Развитие речи

Природоведение и экология

ОБЖ и валеология

Физкультура

Рукодельница

 

Ходьба и равновесие

• Самостоятельная ходьба при стимуляции яркой игрушкой и словесной инструкцией (1).

Задачи. Упражнять в самостоятельной ходьбе. Вызывать чувство уверенности, удовольствия от движений, от совместных действий со взрослым. Развивать равновесие.

Взрослый стоит впереди ребенка на расстоянии 4—8 шагов и манит его к себе яркой игрушкой: «Машенька, иди ко мне, посмотри, какой у меня зайчик!» По мере освоения ходьбы расстояние увеличивается до 5—6 м.

• Ходьба при поддержке за гимнастическую палку (2).

Задачи. Упражнять в ходьбе. Вызывать чувство радости от совмест­ных действий со взрослым. Развивать координацию движений, равно­весие.

Взрослый держит в руках палку диаметром 2 см. Малыш обхватыва­ет палку сверху двумя руками. Взрослый, медленно пятясь назад, слегка тянет палку на себя, побуждая ребенка шагать. Можно произносить слова: «Вот как Машенька идет, ни за что не упадет».

• Ходьба по лежащей на полу дорожке (длина 2 м, ширина 35 см) (3).
Задачи. Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности, разви­вать равновесие. Вызывать положительные эмоции от выполняемого движения.

Взрослый подводит кроху к переднему концу дорожки. На противо­положном конце располагается на стуле яркая игрушка. По словесной инструкции ребенок идет по дорожке, берет игрушку и возвращается опять по дорожке. Игрушка должна быть удобной для захватывания. Если малыш затрудняется проделать это упражнение, то взрослый ведет его за руку.

• Перешагивание через веревочку, лежащую на полу (4).

Задачи. Учить преодолевать препятствия во время ходьбы. Разви­вать равновесие.

Взрослый показывает ребенку, как надо перешагнуть через веревоч­ку или ленту, лежащую на полу. По словесной инструкции малыш пе­решагивает через препятствие самостоятельно. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ему, поддерживая за руку. Когда дети овла­деют этим движением, можно положить 2—3 веревочки. Дети могут перешагивать приставным шагом.

• Ходьба по ребристой дорожке (5).

Задачи. Учить ходить в разных условиях. Развивать свод стопы, рав­новесие.

По словесной инструкции ребенок идет по ребристой дорожке. Взрослый помогает ему, поддерживая за руку, При повторе малыш идет самостоятельно.

• Принеси игрушку (6).

Задачи. Упражнять в ходьбе в одном направлении. Развивать равно­весие, чувство уверенности и удовольствия от совместных действий со взрослым.

На расстоянии 3—5 м от ребенка стоит стул, на котором сидит игрушка собачка. Взрослый обращается к малышу: «Алешенька, на сту­ле сидит собачка, принеси мне ее, пожалуйста». Ребенок подходит к со­бачке, берет ее и приносит взрослому, который благодарит его. По мере овладения ходьбой расстояние увеличивается до 8 м.

• Перешагивание через веревку, укрепленную на высоте 5—10 см от пола (7).

Задачи. Совершенствовать ходьбу. Учить поднимать ноги в соответ­ствии с препятствием.

Взрослый предлагает ребенку подойти к веревке и перешагнуть че­рез нее, чтобы достать лежащую на противоположной стороне игрушку. Если малыш затрудняется, взрослый помогает ему, придерживая за руку. По мере овладения движением ребенок выполняет действие само­стоятельно.  

• Перешагивание через обруч с небольшой опорой (8).

Задачи. Упражнять в ходьбе. Учить преодолевать препятствия. Вы­зывать удовольствие от совместных действий со взрослым.

Ребенок перешагивает через обруч, лежащий на полу, с поддержкой за руку. По мере того как малыш научится перешагивать через один обруч, можно положить 2—3 обруча. Взрослый по мере необходимости помогает ребенку, поддерживая его за руки.

• Положи игрушку в корзинку (9).

Задачи. Упражнять в ходьбе в одном направлении. Совершенство­вать умение взять предмет. Развивать ловкость.

Ребенок берет игрушку и несет ее к корзине, которая располагается в 3—5 м от него. Игрушки должны быть разной формы (круглые, квад­ратные, прямоугольные)

• Ходьба по наклонной доске (10).

Задачи. Упражнять в ходьбе в разных условиях. Развивать ловкость, равновесие. Воспитывать смелость.

Один конец доски приподнимается над полом на 10—15 см. Шири­на доски 25—30 см, длина 1,5—2 м. Малыши поднимаются по доске, а затем спускаются с нее. Воспитатель страхует каждого ребенка, неуве­ренных детей поддерживает за руку.

• Ходьба стайкой за взрослым (11).

Задачи. Упражнять в ходьбе. Приучать к совместным действиям. Вызывать удовольствие от выполняемых движений.

Воспитатель идет впереди, держа в руках яркую игрушку и показы­вая образец ходьбы, следит за тем, чтобы дети не опускали голову, выше поднимали ноги.

• Самостоятельная ходьба в одном направлении (12).

Задачи. Учить ходить самостоятельно в направлении зрительного ориентира, ориентироваться в пространстве. Согласовывать свои дейст­вия с другими детьми.

Взрослый располагает на расстоянии 5—6 м от ребенка яркую круп­ную игрушку, например мишку, и предлагает детям пойти к нему в гос­ти. Дети идут самостоятельно к обозначенной цели, здороваются с мишкой, гладят его, а затем возвращаются к воспитателю.

• Ходьба между двумя ориентирами с заданием (13).

Задачи. Совершенствовать ходьбу. Учить ориентироваться в про­странстве. Согласовывать свои действия с другими детьми.

Взрослый ставит стулья или другие крупные предметы. Дети по команде воспитателя идут между ними. В руках у них мяч или другой предмет, который они должны перенести. Расстояние 5—6 м.

• Ходьба с перешагиванием перекладин приставной лесенки (14).
Задачи. Учить преодолевать препятствия во время ходьбы, подни­мать ноги в соответствии с высотой препятствия.

Взрослый кладет на пол приставную лесенку и предлагает, переша­гивая перекладины, дойти до игрушки, которая расположена на рассто­янии 1 м от лесенки. Дети могут идти любым способом в зависимости от своих возможностей: приставным шагом, переменным. Взрослый поощряет малышей, робким помогает.

• Ходьба со сменой направления к 2—3 ориентирам (15).

Задачи. Учить менять направление при ходьбе в соответствии с ори­ентиром, ориентироваться в пространстве. Действовать по команде взрослого.

Взрослый раскладывает крупные игрушки в разных концах комна­ты, например собачку, зайчика. Предлагает детям сначала пойти в гости к собачке, затем — к зайчику. Малыши самостоятельно по слову взрос­лого идут к указанной игрушке. Можно предложить им поздороваться с зайчиком, погладить его и т. п.

• Принеси мяч (большой, маленький) (16).

Задачи. Упражнять в ходьбе с предметом. Учить различать большой, маленький предмет. Воспитывать самостоятельность.

Взрослый ставит корзину с большими и маленькими мячами на расстоянии 5—6 м от детей. Предлагает им сначала принести большой мяч, а затем — маленький. Большой мяч дети несут двумя руками, ма­ленький — одной.

Вариант игры. Дать задание принести ленточку красного, синего, желтого, зеленого цвета.


Ползание, лазанье

• Ползи к игрушке (1).

Задачи. Упражнять в ползании. Учить выдерживать направление. Вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым.

На расстоянии 2—3 м ставится стул, на котором лежит яркая игрушка. Взрослый предлагает доползти до игрушки и взять ее. Ребенок несет игрушку взрослому.

• Проползи по дорожке к собачке (2).

Задачи. Упражнять в ползании. Учить ползать по ограниченной по­верхности.

Взрослый раскладывает дорожку (длина 2 м, ширина 35 см). В кон­це дорожки сажает на стул собачку. Затем предлагает доползти до со­бачки, поздороваться с ней, погладить ее и проползти обратно.

• Ползи за мячом (3).

Задачи. Упражнять в ползании. Учить ориентироваться в простран­стве. Воспитывать активность, самостоятельность.

Взрослый бросает мяч и предлагает догнать его. Ребенок ползет на четвереньках, берет мяч, встает и относит его взрослому.

• Влезь на горку (4).

Задачи. Упражнять в лазанье. Развивать координацию движений. Воспитывать самостоятельность.

Ребенок, стимулируемый игрушкой и словесной инструкцией, са­мостоятельно поднимается по лесенке-горке. Сначала он может подни­маться на четвереньках, а затем входит по ступенькам приставным ша­гом. Взрослый подбадривает, поощряет ребенка.

• Перелезь через бревно (5).

Задачи. Развивать координацию рук и ног, ловкость.

Один или два-три ребенка сидят по одну сторону бревна, а с другой стороны помещаются яркие игрушки. Взрослый показывает их детям и побуждает к перелазинию на другую сторону бревна.

• Подползи под дугу, стол (6).

Задачи. Укрепление мышц туловища и нижних конечностей. Разви­тие координации движений рук и ног, ловкости.

Ребенок стоит по одну сторону дуги или столика. На другой стороне в поле его зрения размещается яркая игрушка. Взрослый предлагает малышу проползти под дугу и взять игрушку. Ребенок ползет, берет игрушку, а взрослый предлагает поднять ее высоко-высоко, побуждая к выпрямлению позвоночника.

• Проползи в обруч (7).

Задачи. Развивать координацию движений рук и ног, ловкость. Вы­зывать чувство удовольствия от совместных действий со взрослым.

Взрослый держит в руках обруч и предлагает проползти в него и взять игрушку.

• Лазанье по приставной лесенке (8).

Задачи. Упражнять в лазанье. Развивать координацию движений рук и ног, ловкость. Воспитывать смелость и осторожность.

Ребенок влезает приставным шагом на 3—4 перекладины. Взрослый страхует ребенка и следит, чтобы он не пропускал перекладины и не вис на руках.

• Подползи под веревку (9).

Задачи. Упражнять в ползании, отталкивании мяча.

Веревка приподнимается на высоту 35—25 см от пола. Ребенок встает на четвереньки и подползает под нее, затем подходит к сетке с мячом, подвешенной на уровне поднятых рук ребенка, и толкает его.

 

Бросание, катание

• Оттолкни мяч (1). 

Задачи. Учить отталкивать мяч двумя руками. Развивать кисти рук. Вызывать удовольствие от выполняемых движений.

Мяч в сетке подвешивается на уровне груди ребенка. Взрослый по­казывает, как оттолкнуть мяч, как он раскачивается. Ребенок сначала наблюдает, а затем пытается сам оттолкнуть мяч.

• Прокати мяч (2).

Задачи. Упражнять в катании мяча. Развивать верхний плечевой пояс, кисти рук. Воспитывать самостоятельность, активность.

Ребенок сидит на полу и из положения сидя катит мяч произволь­но, встает, догоняет мяч и повторяет движение.

• Прокати мяч взрослому (3).

Задачи. Упражнять в прокатывании мяча в определенном направле­нии, в умении поймать его двумя руками. Воспитывать самостоятель­ность. Вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым. Развивать внимание.

Взрослый сажает на полу одного или 2—3 детей, сам садится напро­тив на расстоянии 50 см и катает большой мяч поочередно каждому ре­бенку, называя его по имени: «Лови мяч, Сереженька, и кати ко мне».

• Катание большого мяча со ската горки (4).

Задачи. Упражнять в умении отталкивать мяч двумя руками. Воспи­тывать интерес к действиям с мячом.

Дети, сидя на горке, по очереди спускают со ската горки большой мяч по словесной инструкции взрослого: «Маша, кати мяч. Молодец. А теперь ты, Алеша, кати». И т. д.

• Брось мяч (5).

Задачи. Учить бросать мяч. Развивать кисти рук и верхний плечевой пояс. Воспитывать самостоятельность. Вызывать положительные эмо­ции от выполняемых действий.

Ребенок держит в руках большой мяч. По предложению взрослого он бросает его произвольно. Идет за ним и опять бросает.

• Брось мяч кукле Маше (6).

Задачи. Упражнять в бросании мяча в определенном направлении. Развивать координацию движений, равновесие. Воспитывать внимание.

Взрослый сажает куклу на расстоянии 0,5—1 м от ребенка и предла­гает ему бросить мяч кукле Маше.

• Положи мяч в корзину (7).

Задачи. Учить брать мяч двумя руками, действовать по слову взрос­лого. Развивать координацию кисти рук.

Взрослый предлагает ребенку взять сначала большой мяч, положить его в корзину, затем взять маленький мяч и тоже положить в корзину.

• Брось мяч в обруч (8).

Задачи. Учить бросать большой мяч в горизонтальную цель. Разви­вать координацию рук, глазомер.

Взрослый держит обруч горизонтально на уровне груди ребенка на расстоянии вытянутых рук и предлагает ребенку бросить или положить мяч в обруч.

• Оттолкни шарик (надувной) (9).

Задачи. Учить легко отталкивать предмет двумя руками. Вызывать положительные эмоции от игры с шариком.

Взрослый подвешивает на веревку, натянутую на стойки, надувные шары по количеству детей и предлагает им легко отталкивать шар двумя руками. Когда шар возвращается на место, дети повторяют движение.

Варианты. Подвесить надувные шары, чередуя их с обычными мя­чами в сетке. На каждого ребенка — по надувному шару и мячу. Дети шар толкают легко, а мяч сильнее.

• Прокати мяч по дорожке (10).

Задачи. Учить катить мяч, отталкивая его двумя руками, выдержи­вать направление. Воспитывать самостоятельность.

Взрослый раскладывает дорожки (ширина 30 см, длина 2 м) по ко­личеству детей. Дети садятся у одного конца дорожки и катят мяч. За­тем идут за ним и повторяют движение.

• Бросание большого мяча вдаль (11).

Задачи. Учить бросать мяч двумя руками от груди. Развивать плече­вой пояс и кисти рук. Воспитывать самостоятельность, умение действо­вать согласованно.

Дети встают у обозначенной черты и по команде взрослого все вме­сте бросают мяч. Взрослый предварительно показывает, как надо взять мяч, как оттолкнуть его от груди. После броска дети идут за своими мя­чами и повторяют движение.

• Бросание мяча двумя руками через палку (12).

Задачи. Учить бросать мяч двумя руками вперед-вверх. Развивать плечевой пояс, кисти рук, ловкость.

Взрослый держит палку на высоте вытянутых рук ребенка, предла­гает ему бросить мяч через палку и догнать его. Движение повторяется.

Варианты игры. Упражнение, аналогичное предыдущему, но палка находится на расстоянии 35—40 см от ребенка.

• Брось мяч в круг (13).

Задачи. Учить бросать в цель. Развивать глазомер, ловкость.

Взрослый делает круг из веревки. Ребенок бросает в него мяч с рас­стояния 40—50 см. По мере того как малыш будет справляться с зада­нием, расстояние можно увеличивать.

• Брось мяч через ленту (14).

Задачи. Учить перебрасывать мяч через веревку, ленту, сетку, бро­сать вперед-вверх. Развивать плечевой пояс, кисти рук. Воспитывать самостоятельность.

Лента натягивается на высоте 110—120 см, расстояние от ребенка от 40 до 70 см. Дети бросают мяч двумя руками.

 

Упражнения, подготовительные к прыжкам

• Прыжки через обруч с опорой (1).

Задачи. Развивать прыжковые движения, равновесие. Упражнять в умении отталкиваться от почвы. Вызывать радость от общения со взрослым.

Взрослый, поддерживая ребенка за обе руки, предлагает ему пере­прыгнуть обруч.

• Попрыгай как зайка (2).

Задачи. Учить отталкиваться от почвы двумя ногами. Развивать рав­новесие, ловкость.

Взрослый берет ребенка за обе руки и предлагает попрыгать как зайчик или как мячик.

• Прыжки через веревку с опорой (3).

Задачи. Упражнять в умении отталкиваться двумя ногами. Развивать
равновесие.     

Взрослый, поддерживая ребенка за обе руки, предлагает перепрыг­нуть через веревку, канатик, ленточку.

 

Общеразвивающие упражнения

• Приседание и вставание при поддержке за обруч двумя руками (1).
Задачи. Укреплять мышцы живота, спины, плечевого пояса и ног. И. п.: дети стоят на полу. В руках взрослого обруч диаметром 50 см.

Взрослый помогает малышам встать вокруг обруча и обхватить его сверху двумя руками. На слово «сядем» дети приседают на корточки вместе со взрослыми и на слово «встанем» выпрямляются, подняв обруч. Повторить 3—4 раза.

• Подними игрушку (2).

Приседание и выпрямление туловища в положении стоя без опоры.

Задачи. Укрепление крупных мышц живота, спины, ног.

И.п.: дети стоят на полу. Взрослый кладет перед каждым ребенком игрушку и, называя каждого по имени, предлагает присесть и поднять игрушку. Если это погремушка, можно погреметь ею. Повторить 2—3 раза.

Упражнения с гимнастической палкой

Задачи. Укреплять крупные мышцы спины, брюшного пресса, ног.

• Присаживание, держась за палку (2).

И. п.: дети лежат на спине, держась обеими руками хватом сверху за палку, которую держит взрослый. На слово «сядем» взрослый поднимает палку, малыши подтягиваются к ней и садятся, на слово «ляжем» палка медленно опускается, и дети возвращаются в исходное положение.

• Поднимание корпуса, держась за палку (3).

И. п.: лежа на животе, дети держатся за палку хватом сверху. Взрос­лый немного приподнимает палку, и вместе с ней дети поднимают кор­пус, затем палка медленно опускается, и дети возвращаются в исходное положение.

• Поднимание палки вверх (4).

И. п.: сидя, дети держат палку обеими руками хватом сверху. Взрос­лый вместе с малышами поднимает и опускает палку.

• Сядем, ляжем (5).

И. п.: лежа на спине, дети держатся за шест. Взрослый поднимает шест и говорит: «Сядем», опускает шест со словами: «А теперь ляжем».

 

Упражнения имитационного характера

Птички машут крыльями (6).
Задачи. Развивать плечевой пояс.

И. п.: стоя. Поднять руки в сторону и опустить («Птички машут крыльями»).

• Птички клюют зернышки (7).

Задачи. Развивать крупные мышцы спины, ног, живота. И. п.: стоя. Дети приседают, стучат пальчиками по коленям и вы­прямляются («Птички клюют зернышки»).

• Детки большие и маленькие (8).

Задачи. Развивать мышцы плечевого пояса, ног, спины.

И. п.: стоя. Взрослый предлагает детям показать, какие они боль­шие. Сам поднимается на носочки, руки вытягивает вверх. Малыши подражают ему. Затем воспитатель присаживается на корточки («Детки стали маленькими»).

• Покажи, как прыгает мячик (9).

Задачи. Развивать подготовительные к прыжкам движения. Учить сгибать ноги в коленях, делать «пружинку».

Взрослый берет большой мяч и показывает детям, как он прыгает. Затем предлагает им попрыгать. Малыши делают «пружинку», сгибая ножки и выпрямляя их.

• Поиграем с кубиками (10).

Задачи. Развивать мышцы плечевого пояса, кисти рук. Учить вы­полнять задания по команде взрослого.

Дети сидят на полу, в каждой руке держат по кубику. Взрослый предлагает поднять кубики вверх и постучать ими, а затем опустить руки вниз и спрятать кубики за спину.

Поиск

 

Заюшкина светелка

Маленькая страна

 

Блок "Поделиться"

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Творчество