Мишутка

Детсад

Раннее развитие

Развитие речи

Природоведение и экология

ОБЖ и валеология

Физкультура

Рукодельница

 

Учимся держать голову в горизонтальном положении (с 1—1,5 ме­сяцев)   

Задачи. Развивать умение удерживать голову в горизонтальном по­ложении, укреплять мышцы шеи. Вызывать положительные эмоции от общения со взрослым.

Содержание игры-упражнения. Взрослый ласково разговаривает с младенцем и выкладывает его на живот. Ручки ребенка осторожно кладет под грудку и слегка поглаживает спинку: «Вот как наш малыш головку поднял, молодец, Алешенька!»

 

• Учимся держать голову в вертикальном положении (с 1—1,5 ме­сяцев)

Задачи. Развивать умение держать голову в вертикальном положе­нии, укреплять мышцы шеи. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.

Содержание игры-упражнения. Взрослый улыбается, ласково разгова­ривает с крохой, вызывает у него ответную реакцию. Затем берет его на руки, поддерживая одной рукой под ягодицы, а другой под грудь. Дер­жать ребенка надо уверенно, чтобы малыш чувствовал защищенность.

Примечание. Первоначально кроха держит голову буквально 1—1,5 се­кунды. Затем, по мере укрепления мышц шеи ребенка, длительность удержания головы увеличивается. К 2—2,5 месяцам малыш должен уже хорошо держать голову.

Упражнение надо проводить несколько раз в день.

 

• Прыг-скок (с 5 месяцев)

Задачи. Развивать упор ног, укрепляя мышцы стопы. Вызывать чув­ство радости от игры и общения со взрослым.

Содержание игры. Взрослый берет кроху под мышки лицом к себе, приподнимая и опуская его так, чтобы ножки ребенка касались твердой поверхности (стол, пол). При этом он говорит:

«Прыг-скок — высоко,    Прыг-скок — низко,

Прыг-скок — высоко.     Прыг-скок - низко

Играя с ребенком, взрослый улыбается, текст произносит ласково. Примечание. Игру можно использовать только тогда, когда ребенок на­учился хорошо держать голову в вертикальном положении.

 

• Учимся самостоятельно переворачиваться (с 3,5—4 месяцев)

Задачи. Учить переворачиваться со спины на живот. Готовить к ползанию. Укреплять мышцы туловища.

Содержание игры-упражнения. Ребенок лежит на спине. Взрослый ласково разговаривает с ребенком: «Давай, Сашенька, перевернемся на бочок». При этом он поддерживает правой рукой выпрямленные ноги малыша, а левой, держа за согнутую в локте руку, осторожно подтяги­вает в сторону, побуждая ребенка перевернуться на живот. Затем взрос­лый предлагает малышу повернуться в другую сторону.

Варианты игры

Ребенок лежит на спине. Взрослый вызывает поворот ребенка на живот, придерживая его только за ноги: «Вот как маленький Сашок по­вернулся на бочок!»

Ребенок лежит на спине, взрослый показывает ему сбоку игруш­ку, ласково разговаривает, вызывает у малыша желание взять ее. Кроха тянется за игрушкой и самостоятельно переворачивается на живот.

 

• Велосипед (с 4 месяцев)

Задачи. Укреплять мышцы ног, готовить к ползанию и ходьбе. Вы­зывать положительные эмоции от общения со взрослым.

Содержание игры. Ребенок лежит на спине на твердой поверхности. Взрослый ласково разговаривает с ним, привлекает к себе внимание, вызывает положительные эмоции. Затем берет его за стопы ног и сгиба­ет ноги в коленном суставе вместе и попеременно, приговаривая:

«Поехали, поехали   Приехали, приехали

За грибами,       С грибами,

За орехами.       С орехами».

Игра повторяется 3—4 раза.

 

• Поехали-поехали (с 5 месяцев)

Задачи. Развивать чувство равновесия. Вызывать положительные эмоции от совместных действий со взрослым.

Содержание игры. Взрослый держит ребенка на коленях, медленно произносит текст и приподнимает малыша вверх.

«Поехали, поехали,

Поехали с орехами —

Бух в яму».

Произнося последние слова, взрослый слегка опускает ребенка вниз, имитируя падение.

Варианты игры

1.Малыш сидит на коленях взрослого, который произносит текст:

«Поехали, поехали      Желтой, большой —

К дедушке за репкой,          Вот такой!»

Произнося слова, взрослый подбрасывает ребенка невысоко вверх. При последних словах разводит руки малыша в стороны.

2.Взрослый сажает ребенка на согнутую в колене ногу, качает его и приговаривает:

«Вверх-вниз, вверх-вниз,       Вверх-вниз, вверх-вниз,

Крепче, Сашенька, держись   Тише, Саша, не свались!»

Произнося последние слова, взрослый слегка подбрасывает ребенка вверх и ловит.

Примечание. Ребенок должен чувствовать защищенность и получать удовлетворение от игры. Если ребенок боится, то игру надо прекратить или исключить подбрасывание.

 

• Вот дедушка, вот бабушка (с 5 месяцев)

Задачи. Развивать мелкие мышцы руки. Вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым.

Содержание игры. Взрослый держит ребенка на руках. Произнося текст, по очереди пригибает каждый пальчик к ладошке ребенка:

«Вот дедушка,  Вот мамочка,

Вот бабушка,    Вот деточка моя,

Вот папочка,     А вот и вся семья».

Произнося последние слова, взрослый обхватывает весь кулачок крохи своей рукой.

Примечание. Взрослый ласково, неторопливо произносит текст и мед­ленно загибает пальчики ребенка.

 

• Гули-голубочки (с 5 месяцев)

Задачи. Развивать мышцы рук и плечевого пояса. Побуждать к са­мостоятельным действиям. Вызывать удовольствие от совместных дей­ствий со взрослыми. Учить действовать по слову.

Содержание игры. Взрослый держит ребенка на руках, сочетая слова с действиями:

Слова                           Действия:

Прилетели гули,             Машет руками ребенка как крыльями.

Гули-голубочки

 

Сели на головку               Кладет ручки ребенка на его головку.

На головку дочке

Ты, моя дочка,                 Машет ручкой ребенка, как бы отгоняя птичек.

Помаши ладошкой,

Кши, гули, кши!

Помаши ладошкой.

Примечание. Когда малыш овладеет действиями игры, важно побуждать его к самостоятельным действиям по слову.

 

• Баю-баюшки-баю (с 6 месяцев)

Задачи. Развивать чувство равновесия. Вызывать положительные эмоции от общения со взрослым.

Содержание игры. Взрослый берет кроху на руки и покачивает его так, как будто баюкает, напевая: «Баю-баюшки-баю...»

 

• Доползи до погремушки (7—10 месяцев)

Задачи. Совершенствовать ползание, ориентировку в пространстве. Вызывать положительные эмоции от совместных действий со взрос­лым. Побуждать ребенка к самостоятельным действиям. Поддерживать инициативные действия малыша.

Содержание игры. Взрослый, находясь от ребенка на расстоянии 1,5—2 м, показывает погремушку, гремит ею: «Вовочка, послушай, как гремит погремушка: динь-динь! Ползи к ней». Малыш ползет к погре­мушке, берет ее в руки и гремит ею. Затем взрослый берет погремушку и идет в другой конец комнаты, предлагает малышу ползти к ней.

Игра повторяется 3—4 раза. Каждый раз взрослый меняет местопо­ложение игрушки, поощряет ползущего ребенка.

Примечание. Погремушку можно заменить на другую игрушку, которая вызывает у ребенка интерес.

 

 

 

• Учимся вставать (с 6 месяцев)

Задачи. Развивать умение вставать при помощи взрослого, укреп­лять мышцы ног, живота, спины. Вызывать чувство радости от движе­ния и общения со взрослым.

Содержание игры-упражнения. Ребенок лежит на животе. Взрослый улыбается ему и ласково говорит: «Вот как Машенька встанет на нож­ки!» При этом берет малыша под локти и подтягивает вверх, побуждая встать сначала на колени, а затем на ноги. Игра повторяется 2—3 раза.

Вариант игры (с 6,5 месяцев)

Взрослый побуждает ребенка встать, держа его за кисти рук, вы­прямляя их до полного разгибания в локтевых и плечевых суставах. Игра повторяется 2—3 раза.

 

• Учимся вставать, держась за барьер (с 7,5 месяцев)

Задачи. Учить самостоятельно вставать и стоять, держась за барьер. Побуждать к самостоятельным действиям.

Содержание игры-упражнения. Взрослый кладет на барьер мане­жа яркую игрушку. Привлекает внимание ребенка, вызывая жела­ние взять ее. Малыш, держась за перекладины манежа, встает и берет игрушку.

• Учимся переступать, держась за барьер (с 8—9 месяцев)

Задачи. Учить переступать вдоль барьера, побуждать к самостоя­тельным шагам. Вызывать положительные эмоции.

Содержание игры-упражнения. Кроха стоит у барьера манежа. Взрос­лый находится на некотором расстоянии от него и, показывая яркую игрушку, побуждает подойти к ней: «Иди, Ирочка, возьми зайчика!» Ребенок, держась за барьер манежа, делает несколько шагов и прибли­жается к игрушке. Когда малыш научится уверенно переступать вдоль барьера, взрослый отодвигается от него, чтобы малыш проделал боль­шее расстояние.

 

• Игра с надувным шариком (7—12 месяцев)

Задачи. Учить ребенка отталкивать надувной шарик одной-двумя руками, расширять пассивный словарь (улетел—прилетел). Вызывать чувство радости от выполняемых действий. Побуждать к самостоятель­ным действиям.

Материал. Надувной шарик, к которому привязана ленточка дли­ной 40—50 см.

Содержание игры. Взрослый показывает крохе шарик, вызывает интерес к нему, дает потрогать. Затем взрослый легонько отталкива­ет шарик и предлагает сделать так же. Сначала действует рукой ребен­ка, постепенно добиваясь, чтобы ребенок сам отталкивал шарик снача­ла одной рукой, затем двумя. Отталкивая шарик, взрослый говорит: «Улетел шарик...» Когда шарик возвращается на место: «Прилетел шарик...»

Примечание. Длину ленточки можно постепенно увеличивать, чтобы шарик улетал дальше.

 

•Догони мяч (7—12 месяцев)

Задачи. Учить отталкивать мяч, совершенствовать ползание, ходьбу. Побуждать к самостоятельным действиям. Вызывать положительные эмоции от общения со взрослым.

Содержание игры. Взрослый показывает ребенку мяч среднего раз­мера, затем отталкивает его и предлагает догнать мяч: «Алешенька, до­гони мяч». Кроха ползет за мячом, догоняет его. Взрослый предлагает ребенку самому оттолкнуть мяч: «Вот, молодец, Алешенька, мяч далеко покатился. Догони его». Поощряет действия малыша.

Примечание. Игру рекомендуется проводить с ребенком, который овла­дел ползанием. Когда малыш научится ходить, ползание заменяется ходьбой.

 

• Топ-топ (8—12 месяцев)

Задачи. Учить ходить, не бояться пространства. Вызывать удоволь­ствие от действий, побуждать к самостоятельным действиям. Стимули­ровать стремление ребенка к общению с другими людьми.

Содержание игры

1-й вариант. Взрослый берет кроху под мышки, если он не умеет еще самостоятельно переступать; за руки, если научился переступать, и ведет ребенка, произнося слова:

«Уходи с дороги, кот,        Наша Танечка идет.

Наша Танечка идет. Ни за что не упадет.

Топ-топ, топ-топ,     Топ-топ, топ-топ».

Текст произносится эмоционально, в медленном темпе, в ритм с шагами малыша.

 

• Найди мишку (8—12 месяцев)

Задачи. Совершенствовать ползание, ориентировку в пространстве. Учить действовать по слову взрослого. Вызывать положительные эмо­ции от успешных действий.

Содержание игры. Взрослый показывает ребенку игрушку мишку: «Посмотри, Машенька, какой у нас мишка. Он хочет поиграть с тобой. Сейчас он от тебя спрячется». Взрослый накрывает мишку платочком: «Спрятался мишка». Затем снимает платочек: «Вот мишка нашелся». Затем взрослый сажает мишку на стул, который располагается на рас­стоянии примерно 2 м от ребенка, и опять накрывает его платочком: «Где мишка? Машенька, найди мишку!» Кроха ползет к игрушке и на­ходит ее. Взрослый сопровождает действия ребенка словами: «Молодец, Машенька, нашла мишку». Игра повторяется 3—4 раза. Каждый раз место расположения игрушки меняется.

Примечание. Когда ребенок научится ходить, ползание надо заменить ходьбой.

 

• Маленький самолетик (10—12 месяцев)

Задачи. Развивать чувство равновесия. Вызывать положительные эмоции, позабавить кроху.

Содержание игры. Взрослый берет ребенка под предплечья и груд­ную клетку и поднимает в горизонтальном положении вверх. Вначале малыш может держаться за плечи взрослого, который поднимает его на своих напряженных руках, поддерживая туловище снизу. Когда ребенок преодолеет страх, взрослый может покружиться с ним, предлагая ре­бенку развести руки в стороны, изображая самолетик. Действия сопро­вождаются словами: «Самолетик полетел, полетел...»

 

• Догони собачку (с 10 месяцев)

Задачи. Совершенствовать ползание, ходьбу. Учить ориентировать­ся в пространстве. Вызывать положительные эмоции, радость от обще­ния со взрослым. Учить действовать по слову, активизировать словарь.

Содержание игры. Взрослый показывает ребенку игрушку собачку, рассматривает ее вместе с ним, дает погладить; спрашивает ребенка, как собачка лает, вызывает активную речь. Затем взрослый предлагает малышу догнать собачку (делает вид, что собачка убегает). Ребенок ползет за собачкой и догоняет ее. Взрослый поощряет кроху, а затем пред­лагает ему убежать от собачки.

Примечание. Как только ребенок начнет самостоятельно ходить, полза­ние заменяется ходьбой.

 

• Маятник качается (10—12 месяцев)

Задачи. Развивать чувство равновесия, позабавить кроху. Вызывать чувство радости от совместных действии со взрослым, от общения с ним.

Содержание игры. Взрослый берет ребенка под мышки, приподни­мает и слегка раскачивает в стороны, вправо, влево — «Маятник кача­ется». Можно покружиться, держа малыша в том же положении.

 

• Ходьба по широкой дорожке (с 11 месяцев)

Задачи. Совершенствовать ходьбу в разных условиях. Побуждать к самостоятельным действиям, поощрять ребенка.

Содержание игры. Взрослый кладет дорожку шириной 30—35 см, длиной 1,5—2 м. В конце дорожки сажает игрушку собачку и предлагает пойти к ней в гости:

Катя, Катя маленькая,       Пройди по дорожке,

Катенька удаленькая,         Топни, Катя, ножкой».

Примечание. Если кроха самостоятельно не справляется с заданием, взрослей может поддержать его за руку.

 

• Принеси мяч (с 10—12 месяцев)

Задачи. Побуждать к самостоятельной ходьбе. Учить отталкивать мяч. Вызывать положительные эмоции от игры.

Содержание игры. Взрослый кладет большой мяч в нескольких ша­гах от ребенка и обращается к нему: «Сереженька, принеси мне мяч!» Малыш делает несколько шагов, берет мяч и несет его взрослому, кото­рый поощряет ребенка: «Молбдец, Сереженька, принес мяч, спасибо!»

Затем взрослый кладет мяч на пол и отталкивает его, а малыш опять идет за мячом. Потом взрослый предлагает ребенку оттолкнуть мяч.

Динамичность мяча вызывает большой интерес к нему, и малыш с удовольствием с ним действует. Игра повторяется 3—4 раза.

Поиск

 

Заюшкина светелка

Маленькая страна

 

Блок "Поделиться"

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Творчество