Мишутка

Детсад

Раннее развитие

Развитие речи

Природоведение и экология

ОБЖ и валеология

Физкультура

Рукодельница

 

Заботиться о силе, ловкости, выносливости малышей необходимо с первых дней жизни. К сожалению, анкетные данные свидетельствуют о том, что основная масса родителей не уделяет этому вопросу внима­ния, считая, что ребенок сам будет хорошо развиваться физически, ко­гда начнет ходить, бегать и т. п.

Надо иметь в виду, что массаж и гимна­стика готовят организм ребенка и особенно его мышечную систему к овладению динамическими и статическими движениями, которые формируются у детей на разных возрастных этапах.

Кроме того, стати­стика показывает, что около 30% детей на современном этапе рождают­ся с дефицитом мышечной массы. Такое плохое состояние мышечной системы требует большого внимания со стороны взрослых и прежде всего родителей, которые могут с помощью массажа и гимнастики обеспечить качественное созревание мышечной системы. В противном случае плохое развитие мышц в раннем возрасте создаст большие проб­лемы в другие возрастные периоды, а именно: может быть раннее нару­шение осанки, плохо сформированная стопа, косоглазие, недостаточ­ное развитие мелкой моторики рук, физических качеств ловкости, вы­носливости и т. п. (Л. Г. Голубева).

Наблюдения показали, что дети, с которыми с 1,6 месяцев систематически занимаются массажем и гим­настикой, отличаются красивой осанкой, хорошей координацией дви­жений, быстротой двигательной реакции, ловкостью в играх и бытовых действиях. Они быстрее овладевают всеми основными движениями. Поскольку дети первого года жизни в основном воспитываются в семь­ях, мы обращаемся к родителям: не теряйте драгоценного времени, а наградой за ваш труд будет здоровый крепыш. Но прежде чем предло­жить вам комплексы массажа, остановимся на том, что такое массаж и гимнастика. Массаж — это механическое воздействие специальными приемами на кожу. В раннем возрасте применяют такие приемы, как поглаживание, растирание, поколачивание и разминание.

Родители должны знать, что поглаживание успокаивает ребенка, а растирание, поколачивание делают ребенка более активным, бодрым.

Гимнастика — это специально подобранные физические упражне­ния, оказывающие разностороннее воздействие на организм. Гимна­стика позволяет целенаправленно давать нагрузку на разные группы мышц, увеличивает мышечную массу, способствует своевременному появлению двигательных умений, которые расширяют возможности об­щения детей с окружающим миром и тем самым способствуют всесто­роннему развитию малыша. На первом году используются рефлектор­ные, пассивные и активные упражнения.

Рефлекторные упражнения основаны на использовании безуслов­ных двигательных рефлексов (рефлекс положения, кожно-мышечный и др.). Если приложить ладонь к подошве младенца, то он рефлекторно выпрямляет ноги, упираясь в ладонь взрослого. Если ребенка поставить на твердую поверхность, то полусогнутые в коленях ноги в момент со­прикосновения с ней рефлекторно выпрямляются в коленях и тазобед­ренном суставе, при этом образуется хороший упор ног. На базе этих рефлекторных движений формируется умение стоять при поддержке сначала под мышки, за руки, а затем и самостоятельно. Рефлекторные упражнения включаются в комплекс гимнастики с полутора месяцев и проводятся до тех пор, пока четко выражены безусловные рефлексы.

Пассивные упражнения выполняются руками взрослого. При этом возникает рефлекторная связь между нервными центрами и соответст­вующими группами мышц. Возникшие условно-рефлекторные связи являются основой для образования двигательного умения.

Активные упражнения выполняются при активном участии ребенка, но вначале с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

На первом году физические упражнения применяются в сочетании с массажем. Мы предлагаем вам, мамы и папы, примерные комплек­сы массажа и гимнастические упражнения делать на столе, покрытом байковым одеялом и простыней. Комнату предварительно проветрите и подождите, пока температура не поднимется до 20 °С. Ваши руки дол­жны быть чистыми и теплыми. Не забудьте снять часы, кольца. Необ­ходимо и ребенка подготовить к предстоящей процедуре. Поговорите с ним, не бойтесь говорить слова, которые он еще не понимает. «Пойдем, Алешенька, делать гимнастику, Алешенька вырастет сильным, смелым». Голос ваш должен быть ласковым, доброжелательным. Улыбай­тесь ребенку. Постепенно малыш установит связь между вашими слова­ми и теми действиями, которые вы выполняете, и будет положительно относиться к ним.

Не забывайте во время гимнастики поддерживать постоянный эмо­циональный контакт с ребенком, следите за его поведением, при ма­лейшем изменении его настроения в худшую сторону прекратите заня­тие. Продолжительность занятий с малышом в первое полугодие пер­вого года должна быть 5—6 минут, во втором полугодии первого года — до 10—12 минут. До 3—4 месяцев у детей наблюдается физиоло­гическая гипертония мышц-сгибателей верхних и нижних конечностей, поэтому в этот период можно использовать самые простые приемы мас­сажа — поглаживание и растирание. После четырех месяцев можно включать поглаживание, растирание, разминание, легкое поколачива­ние, чередуя массаж с гимнастикой. Каждое упражнение можно повто­рять сначала 2 раза, постепенно в течение недели доводя до 6—8 раз. Занимаясь с ребенком, будьте внимательны. Не оставляйте его без при­смотра. Делайте массаж и гимнастику ежедневно, в одно и то же время.

Кроме массажа и гимнастики, проводите с детьми игровые упраж­нения, а во второй половине первого года подвижные игры. Игровые упражнения и подвижные игры проводятся в процессе эмоциональ­но-личностного общения взрослого с ребенком. Вначале выполняйте движения совместно с крохой. По мере овладения движением, развития понимания речи взрослого возрастает активность самого ребенка и дей­ствия становятся частично совместными, а затем и самостоятельными и могут выполняться по показу или по просьбе взрослого. Например: «Машенька, догони мяч», «Алешенька, доползи до собачки» и т. п. Длительность игр-упражнений и подвижных игр 3—5 минут. Проводите игры через 30—40 минут после приема пищи. При проведении игр под­держивайте эмоционально-положительное настроение, улыбайтесь ре­бенку, старайтесь вызвать у него интерес к действию, постепенно по­буждайте к самостоятельным действиям, поощряйте малыша.

Ниже мы приводим примерные комплексы массажа и гимнастики, игровые упражнения и подвижные игры для детей первого года жизни.

Массаж и гимнастика для ребенка 1,5—3 месяцев

Массаж рук.

Массаж ног.

Выкладывание на живот.

Массаж спины.

Массаж живота.

Массаж стоп.

Выкладывание на живот.

Рефлекторное ползание.

В такой последовательности вы будете проводить массаж до 3 меся­цев. Как это надо делать? Руки массируйте от кисти к плечу, ноги — от стопы к бедру, обходя коленную чашечку и избегая толчков в области коленного сустава. Массируя руку, придерживайте ее за кисть; масси­руя ногу, возьмите ее в свою ладонь. В положении на животе ручки ма­лыша должны находиться над грудью, голова слегка приподнята. Мас­сируя спину, поглаживайте ее от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, от головы к ягодицам ладонью. Поскольку в этом возрасте поло­жение на животе еще неустойчивое, поглаживайте одной рукой, а дру­гой поддерживайте ребенка за ноги. Массаж живота надо проводить

круговыми движениями ладони по ходу часовой стрелки, не надавли­вая на область печени (правое подреберье) и не задевая половых орга­нов (у мальчиков). Стопу удобно поглаживать большими пальцами рук, обхватив ее остальными четырьмя.

Выполняя упражнение 7, положите малыша на правый бок. Левой рукой придерживайте его таз, а большим и указательным пальцами пра­вой руки легко проведите вдоль позвоночника, от крестца к шее. Ребе­нок при этом прогибает спину.

Последнее упражнение делайте из исходного положения на животе. Прикоснувшись ладонью к ступням ребенка, побудите его оттолкнуться от вашей руки и как бы проползти чуть-чуть вперед.

Массаж и гимнастика для ребенка 3—4 месяцев

Скрещивание рук на груди.

Массаж рук.

Массаж ног.

Поворот на живот.

Массаж спины.

Массаж живота.

Массаж стоп.

Сгибание и разгибание рук вместе и попеременно.

Поворот на живот.

Выполняя упражнение 1, вложите ваши большие пальцы в ладони ребенка и, придерживая его руки за кисти, отводите их в стороны. Сно­ва сводите, перекрещивая на груди так, чтобы сверху оказывалась то правая, то левая рука. Упражнения 2 и 3 начните с поглаживания, затем перейдите к растиранию (круговыми движениями ладоней в том же на­правлении) и закончите снова поглаживанием. Выполняя упражне­ние 4, побудите ребенка к повороту на живот, придерживая левую руку, согнутую в локте, и плавно поворачивая его таз влево. Такой же пово­рот сделайте вправо. Руки должны быть у малыша под грудью. Стопы сначала поглаживайте, затем растирайте круговыми движениями боль­ших пальцев рук и затем снова поглаживайте.

Массаж и гимнастика для ребенка 4—6 месяцев

Скрещивание рук на груди.

Массаж ног.

Скользящие шаги.

Поворот на живот.

Массаж спины.

Парение на животе.

Массаж живота.

Массаж стоп.

Сгибание и разгибание рук.

10. Сгибание и разгибание ног.

Многие упражнения вам уже знакомы. А вот упражнения 3, 6, 9, 10 — новые. Упражнение 3 делают из положения на спине. Сгибая ноги ребенка в коленях, попеременно слегка прижимайте их к ягодицам — стопы при этом как бы скользят по столу.

«Парением» называется упражнение, при котором ребенок секунду-две лежит на весу на ваших руках с поднятой головой и напря­женными мышцами спины. Для этого подведите обе ладони под его живот до соприкосновения мизинцев так, чтобы большие пальцы легли по бокам. Держа малыша таким образом, слегка приподнимите его над столом. Сгибать и разгибать руки и ноги надо попеременно (одну сги­бать, другую выпрямлять).

Массаж и гимнастика для ребенка 6—9 месяцев

Скрещивание или сгибание и разгибание рук.

Скользящие шаги.   

Поворот на живот вправо.

Массаж живота.

Присаживание.

Полукруговые движения руками.

Поднимание вверх выпрямленных ног.

Поворот на живот влево.

Наиболее сложное упражнение этого комплекса — присаживание. Делать его надо плавно, спокойно. Крохе, лежащему на спине, дайте обхватить большие пальцы ваших рук и легким потягиванием побуж­дайте его сесть, а затем лечь. Для начала выполните упражнение один раз, постепенно доведя количество повторов до четырех.

Массаж и гимнастика для ребенка 10—14 месяцев

Сгибание и разгибание рук.

Скользящие шаги.

Повороты на живот в ту или другую сторону.

Массаж спины.

Из положения на животе, поддерживая ребенка за руки, помочь
ему привстать сначала на колени, а затем встать на ножки.

Наклоны и выпрямление туловища.

Массаж живота.

Поднимание выпрямленных ног.

Напряженное выгибание.

Присаживание.

Круговые движения руками.

Упражнение 1 сначала проводите сидя, а позже — стоя, если ребе­нок уже хорошо сидит и стоит без поддержки. Повороты на живот (упражнение 6) малыш уже должен делать самостоятельно по вашей просьбе. Он охотнее повернется, если справа и слева вы положите игрушки.

Упражнение 8 можно немного усложнить, предложив ребенку до­стать стопами до палочки, которую вы держите над ним.

Упражнение 9 кроха выполняет, сидя у вас на коленях. Ребенок до­стает игрушки, лежащие рядом на стуле.

Упражнение 10 делается из положения лежа на спине. Предлагайте малышу сесть самостоятельно, если не получается — помогите ему, придерживая его колени. Упражнение повторите не болеее двух раз.

Примерные упражнения для разных мышечных групп для детей первого года жизни (Г. П. Юрко)

I. Пассивные упражнения

1. Для укрепления мышц ног:

а)      сгибание и разгибание ног вместе и попеременно;

б)      «топанье» лежа на спине;

в)      одновременное вращение обеих ног в тазобедренных суставах;

г)      сгибание и разгибание, отведение и приведение стоп.

2.      Для укрепления мышц рук:

а)      скрещивание рук на груди и разведение их в стороны;

б)      попеременное сгибание и разгибание рук (в плечевом и локте­вом суставах);

в)      круговые движения руками.

3.      Для укрепления мышц спины:

а)      отведение плеч назад до сведения лопаток;

б)      поднятие выпрямленных ног кверху лежа на животе;

в)      поднятие ребенка из положения лежа на животе до положения стоя с поддержанием под локти или за кисти выпрямленных рук.

4.      Для укрепления мышц живота:

а)      поднятие прямых ног лежа на спине;

б)      пассивное присаживание при поддержке за руки.

II.      Рефлекторные упражнения:

а)      сгибание и разгибание пальцев стопы;

б)      разгибание ног при упоре в горизонтальном положении (реф­лекторное ползание);

в)      выпрямление ног в вертикальном положении при поддержке под мышки, так называемое пританцовывание;

г)      разгибание позвоночника лежа на боку или в положении сидя;

д)      поворот со спины на живот;

е)      имитация положения пловца (лежа на животе на весу).

III.    Активные упражнения

1.      Для мышц рук:

а)      активные присаживания при потягивании за руки (при сокра­щении сгибателей);

б)      ползание;

в)      лазанье.

2.      Для мышц ног:

а)      ползание;

б)      переступание, перешагивание и ходьба;

в)      лазанье.

3.      Для мышц спины:

а)      наклоны и выпрямления туловища;

б)      ползание;

в)      поднятие ребенка из положения лежа на животе до положения стоя с поддержкой за кисти выпрямленных рук.

4.      Для мышц живота:

а)      напряженное сгибание туловища;

б)      присаживание за одну отведенную в сторону руку и без помощи рук, фиксируя колени;

в)      активное присаживание при потягивании за руки;

г)      наклоны туловища.

IV.    Упражнения для развития координации:

а)      напряженное разгибание и сгибание туловища;

б)      наклоны и выпрямление туловища;

в)      ползание;

г)      вставание, цепляясь за неподвижную опору;

д)      ходьба;

е)      лазанье.

Поиск

 

Заюшкина светелка

Маленькая страна

 

Блок "Поделиться"

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Творчество