Мишутка

Детсад

Раннее развитие

Развитие речи

Природоведение и экология

ОБЖ и валеология

Физкультура

Рукодельница

Задачи: 

Укрепить у детей стремление участвовать в настоящих походах; развить интерес к туризму.

Поддержать у детей уверенность в своих навыках.

Тренировать у детей основные физические качества.

Воспитывать смелость, целеустремлённость, волю к преодолению препятствий.

Материал и оборудование: Карта маршрута, иллюстрации с изображением туриста с рюкзаком, различными предметами туризма, туристического снаряжения, туристического инвентаря, карточки с изображением разных видов туризма, плакат-подсказка по ориентированию, картонные условные знаки («юг», «север», стрелки, стрелка с поворотом, две стрелки скрестно, восклицательный знак), компас, магнитофон, корзина, карточки с топографическими знаками.

Предварительная работа: беседы, дидактические и подвижные игры на туристическую тематику, игры на умение ориентироваться в пространстве и по карте, изучение условных знаков, разучивание речёвок, песен.

Основная часть:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами вновь отправимся в туристический поход. Собираясь в поход, важно всё предусмотреть, чтобы в походе чувствовать себя уверенно. Я смотрю, вы одеты как настоящие туристы: удобная одежда и обувь, головные уборы.

- Что ещё мы должны с вами взять с собой в поход? (запас питьевой воды, сухой паек, аптечка).

- На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными.

Воспитатель: - Как вы думаете, что делают туристы в походе? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Верно, туристы знакомятся с достопримечательностями родного края, охраняют природу, проводят соревнования, готовят еду, поют песни у костра.

Если вы любите свой край, свою Родину, хотите увидеть каждый её уголок своими глазами, надо стать туристом. Сейчас я вам прочитаю, как это слово объясняется в толковом словаре: Туризм, в переводе с французского языка означает «прогулка, поездка, путешествие», — это выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства…

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в настоящий поход. У меня есть карта, которая укажет нам путь. Давайте её рассмотрим.

(Воспитатель кладет карту на стол, предлагает детям её рассмотреть.)

Воспитатель: Чтобы правильно ориентироваться на местности, нужно уметь читать карту. Любая карта – это набор топографических знаков, которыми изображаются все местные предметы. Как вы думаете, что на ней изображено, что обозначает тот или иной знак и т. д.

(Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, план какой местности здесь изображён?

(Если дети не догадаются, воспитатель сам говорит, что это их путь до сахарного завода и обратный путь до детского сада.)

Воспитатель: Вот этими красными стрелочками указан наш маршрут. А знаки вопроса обозначают, что мы должны на своём пути выполнить какое-то задание. К какому первому знаку нас ведёт красная стрелка? (Здание почты.) Верно, но на пути к нему нас с вами ждёт первое задание. Ну, что ж, отправляемся в путь?

(Дети берут своё снаряжение и строятся парами.)

Первый привал «Зелёный Бор».

Воспитатель:

 Мы в дремучий бор зашли:

Ветви гнутся до земли.

Ниже, ниже наклонись,

Под ветвями проберись. (В. Степанов.)

Выполняется комплекс общеразвивающих упражнений с шишками:

1). И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, шишка в правой руке внизу.

1 — поднять руки через стороны вверх, переложить шишку в левую руку;

2 — и.п., шишка в левой руке;

3—4 — то же другой рукой. (6—7 раз.)

2). И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, держать шишки впереди.

1 — отвести правую руку с шишкой в сторону;

2 — и.п. То же левой рукой. (По 4 раза в каждую сторону.)

3). И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, шишка в правой руке.

1 — наклониться вперёд, переложить шишку за спиной в левую руку;

2 — и.п., шишка в левой руке;

3—4 — то же другой рукой. (6—8 раз.)

4). И.п.: узкая стойка, руки внизу, держать шишку обеими руками.

1 — присесть, руки с шишкой вперёд;

2 — и.п. (6—8 раз.)

5). И.п.: стоя, ноги вместе, руки в стороны, шишка в правой руке.

1 — поднять согнутую в колене правую ногу, переложить шишку в левую руку;

2 — и.п., шишка в левой руке;

3—4 — то же другой рукой. (6—8 раз.)

6). И.п.: стоя, ноги вместе, руки внизу, держать шишку обеими руками.

1 — прыжком ноги врозь, руки с шишкой вверх;

2 — и.п.

Прыжки выполняются на счёт 1—8 в чередовании с ходьбой. (2—3 раза.)

7). И.п.: стоя, ноги вместе, руки внизу.

1 — руки через стороны вверх (вдох);

2 — руки через стороны вниз (выдох). (2—3 раза.)

Затем в корзину с расстояния 5—7 м забрасывают шишки — «расчищают место для отдыха».

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Продолжаем наш путь дальше.

Второй привал - «Почта».

Воспитатель: - Скажите, кто знает, как называется это здание?

Люди на земле живут

В деревнях, поселках, городах

Чтоб родных не забывали

Письма бы им посылали

Служба почты для этого есть

Всем работникам большая честь

Почтальону, телеграфисту

Сортировщику и связисту

Без почты нам не обойтись

По всей земле по всей стране

Почта слава тебе.

- Дети, люди каких профессий работают на почте? Какую работу делает почтальон? (Разносит письма, газеты журналы.) Что делает телеграфист? (Передает телеграммы.) Каким видом транспорта можно доставить почту?

- Ребята, когда-то давным-давно первая авиапочта доставлялась на воздушном шаре. Не было еще поездов, самолетов. Еще использовали почтовых голубей. Хороший почтовый голубь развивает скорость 140км в час и может пролететь расстояние 3000 км.

Когда моряки терпели кораблекрушение, то они писали послание о помощи,

запечатывали его в бутылку и бросали в море. Волной бутылку прибивало к

берегу. Ее находили, помощь шла. На севере и сейчас почту доставляли на

ездовых собаках. 

- Сейчас корреспонденцию перевозят на машинах, самолетах, поездах, поэтому люди в самых дальних уголках земного шара могут получить ее быстро и в полной сохранности.

- Давайте сейчас с вами посмотрим на нашу схему маршрута, куда нас ведёт красная стрелка? (К аллее.)

- Дети, наша карта привела нас вот к этому зданию. Сейчас оно стоит пустым, в нём ни кто не живёт. Кто из вас скажет, что здесь было раньше? (Контора сахарного завода.)

- Посмотрите, что вы видите через дорогу напротив? (Сахарный завод.)

- Давайте сейчас с вами посмотрим на нашу схему маршрута, куда нас ведёт красная стрелка? (Сахарный завод.)

- По пешеходному переходу пересекаем дорогу. Будьте внимательны: сначала посмотрите налево, затем – направо. И только потом переходите.

(Через ворота входим на территорию сахарного завода.)

Третий привал – «Сахарный завод».

- Было время, когда на Руси о сахаре и знать не знали. В ходу были мед, сладкий сок клена, березы, липы, варили тогда солод, делали патоку.

- Давно ли человек узнал о сахаре? Когда воины Александра Македонского вступили на индийскую землю, они увидели, что индийские воины ели неведомый твердый продукт, обладавший приятным сладким вкусом. Один из сподвижников Александра Македонского писал по этому поводу, что в Индии растет тростник, который без пчел дает мед. И действительно, в Индии уже в древности получали сладкий сироп из сахарного тростника. Впоследствии научились делать и твердый сахар.

На Руси тростниковый сахар известен с 11 века. В те времена он был очень дорогим и недоступным лакомством. Считался сахар в то время заморской диковинкой.

Сахарный тростник у нас расти не может, да и привозить чужеземный сахар дорого и сложно. Стали думать: как же найти ему замену? Чего только не предлагали: листья капусты, пастернака, тыкву, кукурузу. Но вот беда – сахара в них мало. Победила всех белая сахарная свекла.

Сахарное производство было развито и в наших краях. Петр Боткин купил в 1882 году имение и завод. Это был человек культурный, образованный, энергичный. Его дом в Москве посещали известные люди науки и культуры. Чайное и сахарное дело сделало это семейство одним из самых состоятельных. В 1904 году наш завод дал первый сахар.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в туристические игры.

«Подумай и отгадай»

Цель: учить детей различать туристическое снаряжение (аптечка, предметы туризма, походный инвентарь).

 Ход: детям предлагают иллюстрации с изображением туриста с рюкзаком, различными предметами туризма, туристического снаряжения, туристического инвентаря. Из этого многообразия выбрать те, которые могут пригодиться в походе. Выигрывает тот, кто безошибочно справляется с заданием.


Игра «Назови правильно».
Цель: Закрепить понятие о топографических знаках, их значении. Различать топографические знаки на плане.
Материал: Карты, планы местности, карточки с топографическими знаками.
Содержание: У воспитателя карточки с топографическими знаками и картинки, что эти знаки изображают. Ребенку предлагают взять любой знак, назвать его и найти соответствующую этому знаку картинку.

Игра «Виды туризма. «Угадай и расскажи»
Цель: Закрепить знания о разновидностях туризма.
Материал: Карточки с изображением разных видов туризма.
Содержание: Детям показывают карточки с изображением разных видов туризма. Ребенок берет любую карточку, называет вид туризма и рассказывает, что он знает об этом виде туризма.

Игра «Что растёт в краю родном»

Цель: Закрепить знания о растениях своего региона.

Содержание: Педагог называет деревья, кустарники. Дети должны отметить хлопком те растения, которые растут в нашей местности (яблоня, груша, шиповник, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, сосна, апельсин, пихта, осина, кедр, мандарин).

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Давайте сейчас с вами посмотрим на нашу схему маршрута, куда нас ведёт красная стрелка? (Через дорогу, по ул. Профинтерна.) Продолжаем наш путь дальше.

Четвёртый привал – «Солнечная поляна».

Где бы ты ни находился,

Если только заблудился,

Он укажет тебе, друг,

Путь на север и на юг.

- Что это, ребята? (Компас.)

Воспитатель: - Верно, ребята. Я предлагаю вам с помощью плаката-подсказки по ориентированию найти север и юг, обозначить их условными знаками, и ответить на вопрос «Как можно ориентироваться без компаса?».

Воспитатель: - Чтобы стать настоящим туристом, нужно не только любить природу, уметь бережно с ней обращаться, но и уметь выстоять самому в сложных, экстремальных ситуациях. Вы не боитесь заблудиться в лесу, в горах, в походе? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Вы знаете, как вести себя, если заблудились или потерялись на маршруте? Ведь это самые главные правила, которые должен знать турист. Вот это мы сейчас с вами и проверим.

 Какие существуют правила?

Дети: Правило № 1 «Обними дерево».

Когда заблудишься в лесу,

Не бойся ты и не трясись,

А лучше оглянись вокруг

И к дереву скорей прижмись.

Воспитатель: - Правило № 2 «Оставь знак».

 А это что за правило?

Дети: Выложить сигнальные (распознавательные) знаки, украсить дерево, свистеть в свисток.

Если ты украсишь

Берёзу, ель, сосну,

То поможешь взрослым

Найти тебя в лесу.

(Если дети отвечают правильно - воспитатель показывает соответствующую картинку – сигнальные знаки, украшенное дерево, ребёнка, свистящего в свисток и т. д.)

 Воспитатель: - А из чего можно выкладывать сигнальные знаки?

Дети: Из веток, шишек, камней.

 Воспитатель: - Молодцы, вы очень хорошо знаете два правила «Обними дерево» и «Оставь знак». Сегодня я вас познакомлю с третьим правилом, называется оно «Согрейся». Ребята, как в лесу можно согреться?

(Ответы детей.)
 Воспитатель: - А я знаю, как можно по-другому согреться, давайте подвигаемся под веселую песню. Какую песню вы знаете?

(Дети исполняют песню «Музыкант – турист» сопровождая ее движениями.)

Воспитатель: - Ну а теперь пришло время немного подкрепиться. (Дети присаживаются и достают из рюкзаков сухие пайки и воду.)

Воспитатель: - Передохнули немного? Пора в путь. Давайте снова обратимся к нашей карте. Что там впереди? (Детский сад «Белочка».)

(Дети помогают друг другу собраться и строятся парами. По дороге поют песню «Вместе весело шагать по просторам».)

Пятый привал – «Детский садик».

Воспитатель:

- Сегодня, ребята, вы немного окунулись в многогранный, интересный, полный впечатлений мир туризма. Конечно же, мы с вами прикоснулись только лишь к тысячной доле этого необыкновенного увлечения.

-Итак, с какими видами туризма вы познакомились?

-Чему вы научились?

- А сейчас я хотела бы узнать ваше отношение к сегодняшнему путешествию.

Для этого продолжите фразу: Я хотел(а) бы заниматься туризмом, потому что… Или: Я не стану заниматься туризмом, потому что…

Воспитатель: - Закончилось наше путешествие по карте. Что вам больше всего запомнилось и понравилось. Мне тоже понравилось с вами путешествовать. А впереди нас ждут еще более интересные маршруты.

Если спросите у туристов,

Кто такие, куда идут,

То они вам довольно быстро

Очень точный скажут маршрут.

Если трудно идти вам с ношей,

То любой турист тут как тут,

Ваш рюкзак возьмёт и поможет,

Предоставит для вас приют.

И накормят обедом вкусным,

И о жизни поговорят.

Никогда не увидите грустными

Вы идущих в горы ребят.

У них образ жизни здоровый,

В рюкзаках всё, что надо, есть.

Позовут вас с собою снова,

Знайте, - это большая честь!

Пройдут в день километров тридцать,

В них унынья и капли нет.

Хоть вспотели, в грязи их лица,

Но в глазах их весёлый свет!

Вот такие туристские были.

Отправляйтесь, друзья, в поход.

Как же здорово там, где были!

Как интересно всё то, что ждёт!

(Локтева.)

Поиск

 

Заюшкина светелка

Маленькая страна

 

Блок "Поделиться"

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Творчество