Раннее развитие

Развитие речи

Природоведение и экология

ОБЖ и валеология

Физкультура

Программное содержание: Познакомить детей с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Подвести к пониманию того, что художники не просто изображают природу, но и передают свое отношение к ней.

Познакомить детей с творчеством И.И. Шишкина и других художников-пейзажистов. Учить сравнивать работы разных художников и находить особенности и отличия в них. Учить проникновению в картину, развивать фантазию и воображение детей, создавая необходимое настроение. Развивать умение рассматривать картину, обсуждать её достоинства, делиться впечатлениями. Воспитывать сопереживание чувствам художника, его настроению.

Зрительный ряд: И.И. Шишкин “Корабельная роща”, “Русский лес”, “Перед грозой”; Ф.А. Васильев “Перед дождем”, “Мокрый луг”.

Ход занятия

Педагог встречает детей в картинной галерее дошкольного учреждения и начинает свой рассказ:

Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие: с помощью нашего воображения мы побываем в разных местах и посмотрим, что ожидает нас там. Но вначале я хочу загадать вам загадки:

“Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы? Осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья? Снег, что никогда не потемнеет и не растает?”

Если дети не догадываются, педагог подсказывает:

На картинах художников-пейзажистов. Изображение природы - леса, луга, реки, моря написанные художником называются пейзажем. Человеку всегда было свойственно наблюдать за природой, стремиться изобразить и выразить своё отношение к увиденному. В пейзаже художник изображает природу так, как её увидел только он один. То особенное, что ему открылось, и что он вложил в привычные очертания деревьев, снега, неба, художник передает в своей картине.

Наверное, все из вас знают, что такое деревня и многие не раз бывали там. Слово деревня похоже со словом “дерево”. Русская зима всегда была богата лесами. Чтобы построить жилище, люди срубали деревья и строили из них дома. Из древесины резали ложки, посуду, украшали её росписью. С лип драли лыко, плели лапти. Из бересты делали кузовки, из ивовых прутьев плели корзины. Много людей ходили в лес по грибы, по ягоды, на охоту, за лекарственными травами, но вот однажды дождался лес своего художника.

Родился он в небольшом городе Елабуга, который стоит на берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов. И фамилия у будущего пейзажиста было лесная - Шишкин. И звали то его по-русски Иван Иванович. Едва ли не половину жизни провел Шишкин в лесу на этюдах. “Царем лесов” называли художника его друзья. В нашей картинной галерее находится несколько его картин-репродукций.

Затем педагог предлагает начать путешествие с картины “Корабельная роща” - самой крупной по размерам в творчестве Шишкина. Вначале педагог дает детям возможность самостоятельно рассмотреть репродукцию, затем задает следующие вопросы:

Как вы думаете прохладный или теплый день изобразил художник?

Хотели бы вы оказаться в этом лесу?

Где здесь можно спрятаться в тени?

А где погреться на солнышке?

Захотелось ли вам побегать по воде босиком, приложить ладошку к камням? Какие они, холодные или теплые?

Какие цвета помогают художнику передать ощущение теплоты камня, нагретой воды?

Почему картина называется “Корабельная роща?

В том случае, если дети будут затрудняться с ответом, педагог им поясняет:

очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. Рядом с такими гигантами все кажется маленьким и незначительным. Пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.

Затем педагог предлагает детям представить, что они оказались в самой роще:

Смотрите, какой чудесный летний день! Разогретые на солнце деревья напоили воздух удивительным ароматом сосновой смолы и хвои.

Чем бы вы занялись, оказавшись в этом лесу? (собирали ягоды, цветы, рассматривали красивых бабочек, плели венки из цветов в тени под деревом, слушали пение птиц, жужжание шмелей, журчание воды, увидели бы белочку, ежика и многое другое).

Вот как хорошо нам с вами было в этом лесу! А потом мы пошли по тропинке, и пришли в ещё более дремучий лес, (педагог подводит детей к репродукции “Русский лес” И.И. Шишкина)

Кого мы здесь повстречали? / Старичка-лесовичка в стареньком зипуне и шапке, с длинным посохом в руке. Он нам рассказал, как надо беречь лес/.

В этом лесу солнечного света мало, его загораживают высокие деревья, не только сосны, но и могучие дубы. Чувствуете, здесь прохладнее и художник использует холодные зеленые оттенки и темные цвета.

Что мы можем увидеть в этом лесу? (Огромные мухоморы, берлогу медведя, избушку Бабы-Яги и т.д.)

Долго бродили мы среди великанов-деревьев, совсем забыли о времени и вдруг, неожиданно погода испортилась. Солнце скрылось за тучей, подул холодный ветер, верхушки деревьев тревожно зашумели. Скорее попрощались мы со стариком-лесовиком и побежали по узкой песчаной тропинке, которая вывела нас прямо к реке. (Одновременно с этими словами педагог подводит детей к репродукции с картины И.И. Шишкина “Перед грозой”).

Посмотрите, ребята, как вдруг потемнело. Ветер затих (звучит музыка А. Бетховена: симфония 4 часть “Гроза”). И вдруг темный небосвод озарила яркая вспышка молнии, и загремел гром.

Куда же мы побежим: вперед или назад? Почему?

Что вас больше всего пугает на картине? Почему?

Какие цвета и оттенки художник взял, чтобы показать тревожное грозовое небо, состояние в природе перед грозой? (серый, в некоторых местах почти черный, фиолетовый, синий, сиреневый)

Как называются такие цвета? (холодные)

Педагог обращает внимание детей на оттенки желтого цвета, такого теплого и ласкового на предыдущей картине, здесь же они, гармонируя, с зеленым, воспринимаются как холодные.

Детям предлагается поспешить дальше к картине “Перед дождем Ф.А. Васильева. Педагог обращает внимание детей, что эта картина написана другим художником.

Названия картин одинаковые, но работы отличаются друг от друга. Чем? (техникой исполнения, манерой)

Опять зашумел ветер. Как сильно он наклоняет верхушки деревьев! Через речку хозяйки гонят своих гусей домой. Они торопятся успеть до дождя. Поспешим и мы за ними. За деревьями виднеется дом и дымок под крышей. Попросим художника впустить нас в дом переждать грозу. Побежали (звучит музыка дождя). Хорошо успели. Хозяюшка добрая оказалась, напоила нас чаем с пирогами.

Но вот дождь закончился. Попрощаемся с гостеприимной хозяйкой и поспешим дальше. (Педагог подводит детей к следующей картине-репродукции “Мокрый луг” Ф.А. Васильева):

Ах, как свежо и чисто стало в природе! Посмотрите, далеко почти за горизонт уплыли черные тучи. Перед нами луг, умытый дождем. Сквозь легкие облака светит солнышко. Оно отражается во всем: в образовавшемся после дождя небольшом озерце и на мокрых травинках и листочках. Все краски свежи. Художнику опять понадобились теплые, ласковые, желтые оттенки. С помощью их он показал, как быстро просыхает и нагревается земля и воздух.

Как вы думаете, какое время суток здесь изобразил художник? (Ближе к вечеру).

Да долго мы сегодня путешествовали и не заметили, как вечер приблизился. Пора домой! Но мы с вами ещё много совершим увлекательных путешествий в страну живописных полотен. До скорой встречи, ребята, в нашей картинной галерее.

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Творчество