Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».
Задачи:
• Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Раскрыть понятия «род», «родители», «семья».
• Продолжить учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них, давать развернутые ответы.
• Закрепить навык связной речи. Расширять словарный запас (родословная, генеалогическое дерево, род).
• Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, желание заботиться о близких людях.
Ход занятия
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята, вы любите сказки? Сегодня я предлагаю совершить путешествие в сказку. Хотите?
- Её название вы узнаете, ответив на вопрос: «Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать большой урожай этого овоща?» (Показывается репка.)
- Это сказка о дружной семье. Назовите её членов. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.
- Как вы понимаете, что такое семья?
- Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
1-й ребенок:
Что такое семья? Папа, мама и я!
Баба Зоя, баба Зина, дедушки: Егор, Василий,
Тетя Аня, тетя Таня, дядя Вова, дядя Ваня,
И сестренка моя — вот и вся моя семья!
Всех двоюродных назвать, так до вечера считать!
2-й ребенок:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
3-й ребенок:
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
- Поэтому семья может быть большой, где есть папа, мама, много детей, бабушки, дедушки, но может быть и маленькой - например, мама и ребенок, но если они любят друг друга - это настоящая семья.
- Репка хочет познакомить вас с семьёй, которая её растила, рассказать про них сказку (кукольный театр).
Слушайте: - «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет - вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. А бабка говорит: «Я тебе обязательно помогу, но уж очень мне интересно, что это за рисунки у ребят?»
- Дети, расскажем бабушке, что это у нас за рисунки? Давайте подойдем поближе, ребята, скажите, что это у нас? (Это генеалогические древа или родовые деревья.)
– Вспомним, что означает слово «род»? (Ответы 2-3 детей.) Это несколько поколений.
– У многих из вас есть братья и сестры. У ваших мам и пап они тоже есть. Поэтому большой род всегда изображали в виде дерева, которое и называется «генеалогическое древо».
Презентация детьми генеалогических деревьев.
- Ребята, спасибо вам за такие интересные рассказы о своей семье.
Психогимнастика
- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение?
- А если они хмурятся?
Сказка продолжается.
- «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку,а внучка говорит: «С удовольствием, но сначала с ребятами поиграю». Вы же знаете, что такое домашний труд. Встаем в круг. Передаем мячик и называем действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться.
Дети:
Приготовление пищи,
Уборка комнаты,
Глаженье белья,
Мытья посуды,
Ремонт крана,
Вынос мусора,
Выхлопывание паласа,
Покупка продуктов,
Стирка белья……..
- Вы назвали много домашних дел, как же взрослые успевают все это сделать? Когда же они отдыхают?
- Надо все дела делать вместе. Быстро все сделать, а потом можно отдыхать: смотреть телевизор, читать книги, играть.
- Правильно все домашние дела надо распределять между членами семьи: мамой, папой, детьми, тогда останется время и для отдыха.
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).
- Сказка продолжается: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку. Та охотно прибежала на помощь». Потом она увидела иллюстрации на доске, и ей захотелось у нас остаться. Разрешим Жучке?
- Давайте же посмотрим, что за иллюстрации так заинтересовали Жучку.
Воспитатель предлагает детям иллюстрации,
где изображены семьи животных.
- Рассмотрите иллюстрации. Как можно назвать каждую из них? (Семья кошки с котятами; семья коровы и быка с телятами.)
- Можно сказать, что на каждой картине изображена семья?
- Почему?
- Что чувствует кошка рядом со своими котятами? Корова и бык с телятами?
- Правильно и животные испытывают чувство радости, когда находятся в окружении семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся новому в жизни. А детёныши радуются тому, что родители их согревают, защищают.
- Понравилось Жучке вместе с вами иллюстрации рассматривать, но репку надо дальше тянуть.
- Кого позвала Жучка?
- Кошка прибежала, хочет с вами поиграть.
Игра «Собери цепочку»
Разложить фотографии согласно возрасту и полу:
- младенец – девочка – дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка;
- младенец – мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.
- Сказка продолжается. «Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку».
- Мышка прибежала не с пустыми руками, принесла для вас загадки.
1. Мне она тётя, а моей маме…(сестра).
2. Моему папе он папа, а мне…(дедушка).
3. Моему папе она жена, а мне…(мама).
4. папе он родной брат, а мне…(дядя).
5. моей маме он муж, а мне…(папа)
6. моей маме она мама, а мне…(бабушка)
- Вот какие интересные задания приготовила для нас мышка. Но это ещё не всё. Она посмотрите, принесла какой-то рисунок. Ребята, вы хотите узнать, что обозначает этот рисунок?
- Мышка, а ты расскажешь нам, что это за рисунок у тебя в руках?
- Это герб нашей семьи. Здесь изображена вся наша дружная семья, чистое голубое небо над головой, которое всем так нужно, ну и конечно яркое солнце. Наш герб обозначает то, что мы очень дружные и всё делаем сообща. А у вас есть герб вашей группы?
- Нет. Но мы его обязательно сейчас сделаем. Правда, ребята? Ведь мы с вами в детском саду - тоже семья. Почему? (Потому что мы живём, играем, трудимся все вместе). Чтобы наша семья бала крепкой, какими мы должны быть? (Ответы детей: дружные, сплоченные, заботливые, внимательные, добрые, чуткие.)
Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
- Ребята, как вы думаете, что будет изображено на гербе нашей группы?
- Почему радуга? (Так называется наша группа.)
- Почему солнце? (После дождя всегда ярко светит солнце.)
- Солнце символизирует тепло радость, и я думаю, что оно, конечно, тоже должно быть у нас не гербе? А еще что? (Наверное, чистое голубое небо.)
- Наш герб мы будем делать все вместе дружно, как большая дружная семья, каждый будет выполнять свою работу. (Несколько видов аппликации.)
- Вот мы и сделали герб нашей группы. Он получился просто замечательным! Солнышко ярко светит, радуга красочно переливается и чистое голубое небо. Герб дарит всем тепло, радость, улыбку. И означает, что мы с вами, ребята, творим добро, желаем всем тепла, радости, улыбок и мирного неба над головой.
- А герои нашей сказки. Взялись они все вместе за репку и вытянули её из земли.
- Как вы думаете, почему они вытащили репку? (Тянули все вместе, дружно)
- Как хорошо, что у всех у вас есть семьи. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
- А сейчас, ребята, давайте встанем в круг и, передовая волшебное сердце, скажем, что бы мы хотели пожелать своей семье. (Пожелания детей.)