Цель: формирование навыков речи, развитие мышления и воображения.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать речевую активность;
воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение проживать события заданной сказочной ситуации;
воспитывать желание сотрудничать со сверстниками, добиваться положительных результатов в совместной творческой деятельности.
Развивающие: развивать интонационную выразительность речи, память, мышление, образное восприятие, творческое воображение; развивать актерские умения детей; вызвать желание создать выразительный образ весны, ее первых цветов, используя изобразительные средства - рисунок, цвет, композицию.
Образовательные: активизировать словарь по теме "Весна";
учить подбирать рифмы к словам;
закреплять умение подбирать слова с заданным суффиксом;
учить описывать признаки и явления весны.
Материалы и оборудование:
бумага для рисования, краски, фломастеры;
аудиозапись музыки;
разрезные картинки неживой природы и людей весной;
картинки с признаками весны;
избушка, кузовок;
декорации леса, поляны, имитация кочек;
костюмы деда, бабки, Бабы Яги, Лешего, Водяного.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. А о чем оно - вы узнаете, отгадав мою загадку.
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает?
( Ребята отвечают) Весной.
Молодцы, правильно.
Посмотрите, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их. ( Дети здороваются с гостями)
Ну что же! Для того чтобы встретиться с Весной, я предлагаю вам отправиться в сказку. Хотите отправиться в путешествие? Тогда возьмёмся крепко за руки, потому что мы одна команда. Улыбнёмся друг другу, желая удачи, крепко закроем глаза, дружно произнесём волшебное заклинание: КРИБЛЕ - КРАБЛЕ - КРОКС! Откройте глаза. Вот мы и в сказке. Давайте прислушаемся, что здесь происходит.
Бабка: Холодно, Ой, как холодно! Месяц апрель - а тепла всё нет.
Видно, заблудилась где-то наша весна, затерялась.
Дед: Послушай-ка, бабка! Какая история сейчас со мной приключилась. Тяну я свою сеть, и совсем уж было вытянул, как вынырнула из воды рыбка золотая. И поведала мне такую историю: Весну нашу Кощей Бессмертный забрал в свое царство, заколдовал её, чтобы она не принесла людям тепла и радости.
Бабка: Ох, так что же теперь делать?
Дед: Рыбка мне письмо дала. В письме были полсказки от царя морского как весну людям вернуть. Только я развернул его, как злой вихрь налетел, разорвал его на клочья, и разметал по всему сказочному царству.
Бабка: Ох, дед, и ты не успел прочитать или читать не умеешь?
Дед: Умею, только плохо.
Бабка: Эх, ты. Видишь, как плохо не уметь читать. Ладно, придётся просить у детей помощи. Дело - то общее - всем миром за него возьмёмся и соберём подсказку морского царя, выполним его задания, и освободим нашу весну. Ну что, ребята, справимся вместе с таким делом? Пойдём искать письмо Царя Морского?
Дети: Справимся! Пойдём!
Дед: А путь наш лежит через лес дремучий.
Воспитатель: А мы трудностей не боимся, правда, ребята? (Ответы детей)
Посмотрите, ребята, какая здесь узкая тропинка. Идите осторожно, на носочках, по одному. Слева овраг, через него кто-то мостик проложил. Идите по нему, не упадите.
Дед: Посмотрите, вот домик Бабы Яги, тоже, поди, замёрзла старушка.
Баба Яга: Я старушка бедная и совсем не вредная. Мною всех пугают и совсем не знают, как живется мне одной во дубравушке лесной.
Воспитатель: Хватит, бабушка, себя бедную жалеть.
Баба Яга: Ох, как не жалеть. Озябла совсем. Холодно, сыро, печку нечем растопить, нашла тут какую-то бумагу, да и она мокрая. (Достаёт обрывок письма).
Дед: Стой, старая! Это и есть подсказка царя морского.
Баба Яга: Вам нужна моя бумага? Тогда поиграйте со мной.
Воспитатель: Что же, ребята, поиграем? (Ответ детей)
Попробуйте назвать одним словом то, что я покажу. (Показывает картинки, воспитатель уточняет словами)
Участок земли, где снег растаял (проталина).
Цветок, растущий из-под снега (подснежник).
Март, апрель, май (весна).
Домик для птиц (скворечник)
Птицы, которые осенью улетают, а весной прилетают (перелётные птицы).
Тает снег, с крыш капает (капель).
( Если надо, воспитатель сам подсказывает слово.)
Воспитатель: Мы заменяли несколько слов одним, похожим по смыслу. А теперь давайте подберём слова, которыми можно описать явления весны.
Какое весной небо? (голубое, светлое, высокое, доброе, радостное)
Какое солнышко? (тёплое, красное, весёлое, ласковое, лучистое, доброе, яркое, ясное)
Какой ручеёк? (журчащий, звенящий, чистый, прозрачный, звонкий, холодный, весёлый, быстрый).
Какая весна? (яркая, солнечная, теплая, веселая, звонкая, прохладная, радостная)
Воспитатель: Что, Бабушка Яга, отдашь ли ты теперь нам письмо?
Баба Яга: Отдам, но уж очень размок в воде листик, трудно прочитать, что тут написано было.
Воспитатель: Давай-ка я попробую. Расскажите о весне самыми ласковыми словами. Что же, ребята, придётся нам хорошенько подумать и постараться заменить слова обыкновенные ласковыми словами. Давайте попробуем: солнце - солнышко, ветка - веточка, цветок - цветочек, дождик - дождичек, ручей - ручеёк, птенец - птенчик, капля - капелька и др.
Баба Яга: Ох, порадовали вы меня, а я вас за это позабавлю. В круг скорее вы вставайте, да метлу не задевайте (Б.Я. вращает вокруг себя метлу - дети перепрыгивают).
Баба Яга: Ох, устала, отдохну.
Воспитатель: А нам пора прощаться, дальше идти, искать подсказки царя морского.
Баба Яга: А зайдите вы ребятушки к Лешему, он на болоте живет, если что и было в лесу лишнее, он непременно заметил.
Воспитатель: Спасибо, бабушка. Пойдемте, ребята. Вот мы шли, шли и в лес дремучий забрели.
Этюд «Идем по лесу»
Мы идем по густому лесу. Мы наклоняемся и проходим под большой веткой. Маленькие ветки мы отводим руками в стороны, чтобы они не попали в глаза. Перед нами поваленное бревно, давайте перешагнем через него. А теперь перед нами узкий ручеек, давайте перепрыгнем через него. Да ведь это владения Лешего.
Леший: Кто это мое уединение нарушил, и без вас есть дела. Вот, к приходу весны готовлюсь - порядок навожу, сухие ветки убираю. А это что такое?
Дети: Да это же часть письма морского царя, можно мы его посмотрим?
Леший: Давайте присядем и вместе посмотрим. (Все садятся на пеньки и бревно.)
Воспитатель: Задание здесь труднее прошлого. Сочините стихи о весне. Ребята, кто знает, чем отличаются стихи от рассказов и сказок?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, в стихах есть ритм, рифма. А чтобы узнать, что такое рифма, давайте поиграем в игру « Добавлялки». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете созвучным словом. Называем приметы весны.
Ра-ра-ра - начинается...(игра).
Ло-ло-ло - вот и солнышко...(взошло).
Ели-ели-ели - на дворе стучат...(капели).
Ужа-ужа-ужа - растеклась большая...(лужа).
Чи-чи-чи - ходят гордые...(грачи).
На-на-на - позабавит нас...(весна).
Воспитатель: Вам понравилась эта игра?
Дети: Понравилась.
Воспитатель: Хотите еще поиграть? (Дети отвечают)
Тогда возьмем волшебный кузовок и будем передавать его друг другу и складывать в него все, что заканчивается на -ок.
Я положу в кузовок клубок.
Дети: платок, башмачок, замок, сапожок, чулок, колобок, утюжок, бачок...
Леший: Возьму у бабушки клубок
И свяжу себе носок. Ура, получается рифма.
Воспитатель: Конечно, так и складываются стихи. И звучат они очень красиво. А теперь попробуем вместе сочинить стихи. Я начинаю читать, а вы добавляете подходящее по смыслу и рифме слово.
Динь-дон, динь-дон, что за нежный перезвон:
Это вовсе не метель, это нам поет...(капель).
Лужи - светлые оконца, в ясном блеске вышина.
Всюду радость, светит...(солнце): здравствуй, милая ...(весна)!
Воробей, воробей! Щебечи веселей!
Прыгай, прыгай, маленький, прыгай у ...(проталинки).
Все зазеленело, солнышко блестит,
Жаворонка песня льется и ...(летит).
Наконец, настал (апрель), снег сползает с крыши.
И звенит кругом (капель), разве ты не слышишь?
Воспитатель: Ох, и трудная работа. Но мы еще не все части письма нашли.
Леший: Ребята, недалеко от меня живет Водяной, я думаю, он вам поможет.
Воспитатель: Пойдемте, ребята. Посмотрите, как здесь сыро, надо идти по кочкам, чтобы ног не замочить. Слышите, где-то звучит музыка.
Водяной: Ой, это не пиявочки и не козявочки, а настоящие ребяточки. Куда путь держите?
Воспитатель: Ищем мы часть письма царя морского, вот такую примерно (показывают).
Водяной: Видел, но вам не отдам.
Дети: Отдай его нам, пожалуйста.
Водяной: Мне и самому он нужен. А хотите его получить, так выполните мое задание - соберите картинки, а то я их перепутал.
Воспитатель: Ребята, здесь разрезные картинки. Чтобы увидеть, что на них нарисовано, нужно собрать целую картинку. Я даю каждому по одной картинке, а вы должны объединиться в группы и собрать картинку по сюжету: дикие животные, птицы; одежда людей, труд, отдых.
Воспитатель: Потом внимательно посмотрите на картинку, которую вы собрали, обсудите, что вы знаете и можете рассказать по ней другим детям.
Дети собирают картинки, обсуждают в группах и один из группы рассказывает всем.
Водяной: Вот спасибо, удружили. Забирайте свой листок.
Воспитатель: Здорово, теперь у нас все части письма есть. Посмотрим задание из третьей части.
Воспитатель: (читает) Сделайте картину, которая хранится у Водяного, весенней, дорисуйте детали весны (капель, скворечник, проталины, зеленая травка, подснежник и т.д.).
А чтобы легче было работать, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Стучат все громче дятлы, синички стали петь.
(Пальцы складываем щепоткой, качаем ими.)
Встает пораньше солнце, чтоб землю нашу греть. (Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.)
Встает пораньше солнце, чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются.)
Бегут ручьи под горку. Растаял весь снежок.
(Выполняем волнообразные движения - пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повернуты вниз.)
А из-под старой травки (Ладони сомкнуты «ковшом»)
Уже глядит цветок...(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты - чашечка цветка.)
Дети рисуют.
Водяной: Здорово, мне нравится ваша картина.
Воспитатель: Что ж, мы все подсказки морского царя нашли и все испытания прошли. А вот и Весна.
Весна входит под музыку.
Я, Весна - красна! Бужу землю ото сна.
Набухайте на веточках почки, распускайтесь неслышно листочки.
Снег, быстрей в ручейки превращайся,
Травка-муравка, вставай, поднимайся!
Дети, спасибо вам за то, что спасли меня от Кощея и дали возможность прийти к людям. А какие испытания вам пришлось пройти, что вы делали? (Ответы детей.) Вы сегодня дружно, хорошо работали, старались. За это я каждому из вас дарю солнышко. Кому понравилось сегодняшнее приключение, возьмите радостное солнышко, а кому не понравилось, возьмите грустное. И пусть эти солнышки вас всегда согревают. (Рефлексия)