Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Формировать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке.
Задачи:
Учить сравнивать звуки, различать буквы, формировать умение выделять звуки [з], [з’] в словах, читать слоги и слова с изученной буквой; развивать фонематический слух, мыслительные операции, воображение.
Учить делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение.
Закреплять умение пользоваться бросовым материалом для создания композиции.
Упражнять в ползании по скамейке «по-медвежьи», повторить упражнения в прыжках и на равновесие.
Оборудование: Экран, проектор, изображение Золушки, Буратино, Снегурочки, волка и семи козлят, Дюймовочки, Снежной королевы, трёх поросят, Хаврошечки, Алёнушки и братца Иванушки, запись голоса Золушки, боя курантов, минусовок песен: колобка, козы (волк и семеро козлят), Чебурашки; макет литературных часов, карточки с буквами и слогами, картинки с изображением цветов и таблички с их названиями, три конверта с письмами; клей, кисточки, салфетки, краски, неразливайки, пол листа белого картона, вермишель; набивные мячи, скакалки.
Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, а знаете, что под Новый год случаются всякие чудеса. Можно попасть в сказку. А можно героев сказок пригласить к себе. Но сначала нам нужно приготовить маленькие открытки для сказочных героев, ведь скоро Новый год и им будет приятно получить от вас поздравления.
Изготовление новогодних открыток.
А сейчас тихо друзья. Начинается сказка.
Раздаётся бой часов.
- Слышите? Бьют часы. А часы у нас волшебные – литературные. Рядом с цифрами нарисованы герои сказок. Вот посмотрите.
Показ макета часов.
В одиночестве, в покое
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам, друзья, все книги в руки,
Пусть герои оживут!
- И так, часы пробили. Но чтобы сказочные герои пришли к нам в гости, нужно выполнить два задания.
Игра «Буквы растерялись»
На наборном полотне изученные буквы. Надо разделить буквы на две группы: гласные и согласные.
Игровое упражнение «Прочитай»
(Читает читающий ребёнок.)
Лото
Рома в первом классе.
Ему купили лото.
Он составил слова.
- Сколько предложений в тексте? (Три.)
- Кто учится в первом классе? (Рома.)
- Что ему купили? (Лото.)
- Как играл в лото Рома? (Составлял слова.)
- давайте разгадаем эти слова.
Молоко, корова; рамы, мыло, лопата.
Молодцы, мы выполнили задания, а теперь ждём гостей из сказок.
Воспитатель включает запись с Золушкой:
- Я пришла к вам из сказки, в которой происходят разные превращения: тыквы в карету, мышей в коней…
- Из какой же сказки эта очаровательная девушка? Как её зовут? (Золушка.)
- Давайте хором скажем её имя. (Золушка.)
- Сколько слогов в этом слове? (Три.)
- Назовите первый слог. (Зо)
- Какой первый звук в первом слоге? ([з])
- Когда мы произносим звук [з], кончик языка – за нижними зубами, а зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка. Произнесите З-З-З.
- Зубы мешают свободно выходить воздуху изо рта, когда мы произносим звук [з]. Гласный или согласный звук [з]? (Согласный.)
- Звонкий или глухой этот звук?
- Твёрдый или мягкий звук [з]? (Твёрдый.)
- Скажите, какое сейчас время года? (Зима.)
- Давайте хором произнесём ЗИМА.
- Сколько слогов в этом слове? (Два.)
- Давайте хором произнесём первый слог. (Зи.)
- Как слышится согласный звук [з‘]? (Мягко.)
Молодцы, а сейчас поиграем. Игра «Хлопаем, топаем»
- Я сейчас буду читать слова, а вы внимательно слушайте. Если услышите твёрдый звук [з], то топайте, а если мягкий звук [з‘], то хлопайте.
ЗОНТ, КОЗА, РОЗА, КОРЗИНА, ЗЕМЛЯНИКА, ЗАЯЦ, ЗАВОД, ЗЕМЛЯ, ЗМЕЯ, ЗАРЯ, БЕРЁЗА, ВОКЗАЛ, ГАЗЕТА, ЖЕЛЕЗО, МАГАЗИН, ЗАБОР, БАЗАР, ЗУБЫ, ЗАМОК, ЗОЯ, ЗЕБРА, ВАЗА.
- Ребята, для обозначения и мягкого и твёрдого звука есть буква, которая называется «зэ».
- Посмотрите, вот эта буква. (Показ буквы.)
- В какой домик и на какой этаж мы поселим эту букву? (В синий домик, на верхний этаж, потому что она обозначает согласные звонкие звуки [з] [з‘].)
Работа в тетрадях.
- А теперь я загадаю загадки, и мы узнаем, какие ещё сказочные герои пришли к нам в гости.
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка? (А.Н.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино.)
Появилась в чашке цветка,
А сама была не больше ноготка.
От крота я убежала
И принца повстречала.
Кто читал такую книжку?
Знает девочку-малышку. (Дюймовочка.)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка.)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. («Волк и семеро козлят».)
- Сколько глаз было у сестёр Хаврошечки? (Один, два, три.)
- Как звали поросят из сказки «Три поросёнка»? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
- В какой сказке сердце мальчика превратилось в кусочек льда? («Снежная королева».)
Молодцы ребята, правильно назвали все сказки, а теперь давайте покажем сказочным героям, какие мы ловкие и сильные.
Игровые упражнения
Лазанье по гимнастической стенке с переходом на другой пролет, спуск вниз, не пропуская реек.
Равновесие — ходьба с перешагиванием через набивные мячи, поднимая высоко колени, руки за голову (2-3 раза).
Прыжки через короткую скакалку, продвигаясь вперед. Выполняется шеренгами от исходной черты по команде воспитателя.
- Для того чтобы самим читать сказки, что нужно уметь? (Читать.)
- Посмотрите, что у меня на доске? (Слоги с буквами З и С.)
Давайте их прочтём. Дети читают слоги попарно.
Включается голос Золушки:
- Несколько сказочных героев не смогли прибыть к вам в гости, но попросили меня передать вам привет… Я загадаю вам загадки, а вы подумайте о ком идёт речь. Только, пожалуйста, вместо ответа спойте песенку угаданного вами литературного героя!
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке (Колобок.)
Включается минусовка песенки Колобка, дети поют.
Мама – хлопота, день – деньской занята:
Ей травы нащипать, молока раздобыть,
Малых деток стеречь, от волка уберечь! (Коза.)
Включается минусовка песенки «Вы козлятушки, вы ребятушки…», дети поют.
Он дружок зверям и детям,
Но таких на целом свете,
Больше нет ни одного.
Потому что он - не птица,
Ни тигрёнок, ни лисица.
Ни котёнок, ни щенок,
Ни волчонок, ни сурок.
Но заснята для кино,
И известна всем давно –
Эта милая мордашка,
А зовётся… (Чебурашка.)
Включается минусовка песенки Чебурашки, дети поют.
- Ребята, а как жилось Золушке у злой мачехи? (Ответы детей.)
- А что нужно было сделать Золушке, чтобы попасть на бал? (Ответы детей.)
Давайте поможем золушке по быстрее выполнить всю работу.
Игра «Соотнеси картинки и слова»
- Мачеха перепутала слова и цветы, надо правильно определить, как называется каждый цветок.
- Ребята, а какие цветы мачеха заставила Золушку за один вечер вырастить? (Розы.)
Раздаётся стук в дверь, воспитатель выходит. Возвращается с письмами в руках.
- Ребята, приходил почтальон и принёс письма от сказочных героев.
Давайте я их вам прочту, а вы отгадаете от кого они.
«Дорогие, ребята, приглашаю вас посетить чудесный остров, уверяю, что вам здесь
понравиться. Есть у нас волшебная белка, чудесная лебедь и ещё много интересного. За свою безопасность не беспокойтесь, наш остров охраняется. Ежедневно тридцать три богатыря во главе со своим дядькой Черномором обходят вокруг острова.
Жду вас с нетерпением».
- Как вы думаете, кто прислал это письмо? (Князь гвидон. А. Пушкин, «Сказка о царе Салтане…)
«Дорогие, ребята мы к вам очень спешили, но нас не пустил страшный злодей.
Если вы правильно назовёте сказку, в которой мы живём, то чары злодея рухнут. А добирались мы к вам так:
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд,
А за ним комарики на воздушном шарике,
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле, львы в автомобиле,
Зайчики в трамвайчике, жаба на метле…
Едут и смеются, пряники жуют»
- Какая это сказка? (К. Чуковский «Тараканище».)
3. «В одном сказочном городе живут коротышки. Так их назвали, потому что они очень маленькие. В городе у них красиво. Вокруг каждого дома растут цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы названы именем цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город называется цветочным.
Я тоже живу в этом городе. Мой любимый наряд – яркая голубая шляпа, жёлтые канареечные брюки и оранжевая рубашка с зелёным галстуком. Я целыми днями слоняюсь по городу, сочиняю всякие небылицы и всем рассказываю»
- Кто это, ребята? (Незнайка. Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей.)
Итог.
И так, закончились наши встречи со сказочными героями, они все прощаются с нами, но не надолго, как вы думаете, почему?
Правильно мы обязательно с ними встретимся, когда будем читать книги.
А сейчас давайте отправим наши открытки в страну сказок.
- Как вы думаете, кто нам в этом поможет? (Почтальон.)
Дети упаковывают открытки в почтовый ящик.