Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Социализация».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная.
Цель: продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, с русскими народными традициями, играми.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с русскими народными традициями, праздниками, пословицами и поговорками. Закрепить знания о приметах осени, умение различать деревья по листьям и плодам. Обогатить и активизировать словарь детей (листопад, золотая осень, грязник, мокрохвост, листобой, ветродуй, хлебник, конопатить, Покров, ярмарка, крестьяне). Закрепить умение согласовывать в речи существительные и прилагательные с числительными, а так же координировать речь с движением.
Развивающие: Развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к русским народным традициям.
Предварительная работа: Во время прогулок с детьми проводится наблюдение за осенними изменениями в природе, рассматривание листьев и плодов деревьев, рассматривание овощей и фруктов. Проведение дидактических игр «Что изменилось?», «Отгадай на ощупь», «С какой ветки детка?». Чтение художественных произведений Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся», Соколов-Микитов «Листопадничек», Надеждина «Где щи, там и нас ищи». Чтение русских народных пословиц, поговорок, загадок. Слушание произведения П. И. Чайковского «Октябрь». Выполнение работ по изодеятельности на осеннюю тематику.
Материал для занятия: Корзина с овощами и фруктами, набор осенних листьев и плодов деревьев, муляжи баночек с вареньем, русский народный костюм для «Хозяюшки», старинные деревянные инструменты: долото, колотушка, пакля; лента для игры; запись произведения П. И. Чайковского «Октябрь».
Ход занятия
1 часть
- Посмотрите вокруг, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем беседовать?
- А почему вы так решили? (Ответы детей.)
- А сейчас мы с вами сядем на коврик и послушаем музыку. (Дети слушают произведение П. И. Чайковского «Октябрь».)
- Ребята, вам понравилась эта красивая музыка?
- А может кто-то из вас знает, как она называется, и какой композитор ее написал? (Ответы детей.)
- Дети, когда вы слушали эту музыку, что вы представляли? (Ответы детей.)
- А я представила, что иду по осеннему парку, а под ногами расстилается ковер из опавших листьев.
- Ребята, давайте вспомним, как в старину называли месяц октябрь. (листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост, хлебник)
- А как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
- Ребята, послушайте какое стихотворение, я хочу сейчас вам прочитать про осень. (Воспитатель читает стих А. С. Пушкина «Унылая пора…».)
- А кто знает, какой поэт написал это стихотворение? (Если дети затрудняются, то воспитатель сам называет автора)
- Ребята, а как поэт сказал об осени, с чем сравнил? (Ответы детей.)
- А какие стихи вы знаете про осень? (Дети читают стихи.)
- Молодцы! Замечательные стихи!
2 часть.
- Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто придет к нам в гости.
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень.)
Входит персонаж «Осень», здоровается с детьми. Ребята, давайте поздороваемся с Осенью.
Персонаж Осень проводит с детьми логоритмику: «Что нам осень принесла?»
- Д.: «Здравствуй, осень, здравствуй осень.
Хорошо, что ты пришла
У тебя мы осень спросим,
Что в подарок принесла?»
- О.: «Принесла я вам муки».
- Д.: «Значит будут пироги».
- О.: «Принесла я гречки».
- Д.: «Каша будет в печки».
- О.: «Принесла я овощей».
- Д.: «И для супа, и для щей».
- О.: «Принесла я меду».
- Д.: «Полную колоду».
- О.: «А уж яблоки, как мед».
- Д.: «На варенье и компот».
- О.: «Принесла я груши».
- Д.: «На зиму засушим»
- О.: «А дождику вы рады?»
- Д.: «Не хотим, не надо». (Дети разбегаются.)
- Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Осенние листочки». (Детям раздаются вырезанные из бумаги листья клена, березы, дуба, рябины.)
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки,
Мы на веточках сидим
Ветер дунул – полетим.
Мы летали, мы летали
А потом летать устали
Перестал дуть ветерок.
Мы присели все в кружок
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(На полу разбросаны листья.)
- О.: Ребята, посмотрите, какой у нас получился осенний ковер.
- О.: Паша, с какого дерева листок, который лежит перед тобой? Как он называется? Собери все дубовые листочки. Сосчитай их. (Дети по очереди собирают листья с ковра, называют, считают и приносят Осени)
- О.: Ребята, посмотрите, что еще я вам принесла. (Показывает различные плоды деревьев и кустарников.) Расскажите, как этот плод называется и с какого он дерева.
Осень проводит д.и. «С какой ветки детка?»
- О.: Ребята, а вы любите ходить в гости? Сегодня мы побываем в гостях у Хозяюшки и узнаем чем же люди занимаются осенью. (Дети идут в комнату оформленную в стиле «Русской избы».)
3 часть.
- О.: Здравствуйте, Хозяюшка.
Бог в помощь.
- Х.: Спасибо на добром слове.
Вы знаете ребята, чем люди занимаются осенью?
(Собирают урожай, делают запасы на зиму: солят огурцы, капусту, сушат грибы, варят варенье и соки.)
Вот и моя кладовая полна – полнешенька. А как вы думаете,
Что у меня в кладовой? (показывает банки с вареньем).
Угадайте, какое варенье я наварила? (Яблочное, малиновое…)
- А вы знаете, ребята, что в старину на Руси в середине октября – 14 октября, отмечали православный праздник – Покров, когда земля уже покрывалась, где листом, а где и снежком. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка. Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, а если с севера – к холодам. С Покрова крестьяне начинали конопатить свои избы (объяснить слово «конопатить», показать инструменты долото, колотушка, паклю), утепляют окна, двери, приговаривая «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а меня добром». В этот день первый раз топили печь и последний раз ходили в лес за грибами.
К Покрову дню, когда уже убрали урожай с полей, садов и огородов в деревнях играли свадьбы и начинались Покровские ярмарки, на которых народ торговал всем, что было выращено на полях, садах и огородах, устраивались гулянья с хороводами, песнями, играми. Я тоже была на ярмарке и накупила целую корзину овощей и фруктов. А где же моя корзина? Наверное, в огороде позабыла. Помогите мне ее отыскать (ребята находят корзину).
Спасибо ребята. Я для вас приготовила загадки (см. Приложение), а отгадки лежат в моей корзине (загадываю загадки про овощи и фрукты, а дети находят отгадку, показывают и называют ее). Правильно, отгадали все мои загадки и я предлагаю вам поиграть в р.н. игру «Заря – заряница». (См. Приложение.)
За то, что вы справились с моими заданиями, ответили на все вопросы, я приготовила угощение из своих запасов (дарит корзину с дарами).
4 часть (итог)
О. - Ребята, понравилось вам в гостях у Хозяюшки?
Что же вы сегодня узнали, чему научились?
Давайте поблагодарим Хозяюшку и попрощаемся с ней. (Дети прощаются и с воспитателем уходят в группу пробовать угощения.)
Русская народная игра «Заря- заряница»
Все идут по кругу, а водящий Заря за кругом с лентой в противоположную сторону.
Дети поют закличку:
Заря- заряница
Красная девица.
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи непростые,
Ленты голубые.
Заря незаметно кладет одному из детей на плечо ленту. После сигнала: «Раз, два – не воронь, а лети как огонь», Заря и тот у кого лента бегут в противоположные стороны. Кто не успел занять место становится Зарей.