Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений окружающего мира (познавательное развитие).
Воспитательные задачи:
- Воспитывать желание наблюдать и любоваться красотой осенней природы; (познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие).
- Воспитывать чувство любви к родной природе; (познавательное развитие).
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным; (познавательное развитие).
- Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, активность, инициативность (социально – коммуникативное развитие).
Образовательные задачи:
- Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; (познавательное развитие).
- Закрепить представления детей о названиях осенних месяцев; (познавательное развитие).
- Устанавливать причинно - следственные связи на примере образования плода растения; (познавательное развитие).
- Продолжать учить различать породы различных деревьев; (познавательное развитие).
- Формировать целостную картину мира, расширять кругозор; (познавательное развитие).
- Упражнять в согласовании существительных с прилагательными; (речевое развитие).
Развивающие задачи:
- Развивать художественный вкус; (художественно – эстетическое развитие).
- Развивать связную речь; (речевое развитие).
- Развивать общую и мелкую моторику рук, умение ориентироваться в группе; (физическое развитие).
- Развивать навык сотрудничества; (социально – коммуникативное развитие).
- Развивать логическое мышление, внимание, память; (познавательное развитие).
- Развивать познавательный интерес, умение делать самостоятельные выводы; (познавательное развитие).
Словарная работа:
Листопад, березовый, дубовый, кленовый, рябиновый, березовая роща, лучина, лукошко, долгожитель, дубрава, древесина.
Совместная деятельность взрослого и ребенка:
1. Рассказы воспитателя и детей о временах года, наблюдения на прогулке.
2. Сбор листьев для гербария.
3. Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами.
4. Заучивание загадок о временах года, деревьях.
5. Чтение стихов об осени.
6. Дидактическая игра «С какого дерева листок?», «Экологический светофор», «Найди дерево».
Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей к комментированию ответов других детей.
Материал:
1. «Времена года» П.И. Чайковского (музыкальное сопровождение).
2. Ноутбук.
3. Презентация.
4. Иллюстрации с изображением деревьев.
5. Осенние листочки для игры (по количеству детей).
5. Коромысла с картинами деревьев (березы, рябина, сосна, ел).
6. Плоды деревьев: крылатки клена, сережки березы, желуди, ягоды рябины.
7. Игрушка «Лесовичок».
8. Угощение для детей (печенье в виде кленовых листочков).
Методы и приемы, используемые на ООД.
Наглядный метод: иллюстративный и предметный материал, ИКТ;
Словесный метод: объяснение, разъяснение, описание, беседа, вопросы;
Игровые методы и приемы (дидактические игры и упражнения:
«Экологический светофор», «Найди дерево»);
Практический метод (круги Луллия «С чьей ветки детки?).
Репродуктивные (показ движения).
Проблемно – поисковые: проблемный, исследовательский, эвристический, загадки.
Прием ТРИЗ и РТВ (мозговой штурм, сравнение «Хорошо-плохо», Круги Луллия);
Метод бескнижного обучения и психомоторного раскрепощения В.Ф. Базарного (по использованию коромысел).
Цель: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений окружающего мира.
Интеграция образовательных областей
Образовательные области | Задачи |
Познавательное развитие | Формировать у детей представления о взаимосвязи природных явлений с повседневной жизнью. Развивать мыслительные способности детей: сравнение, обобщение. Развивать умение детей переводить иллюстративное изображение в словесное (при работе с «коромыслами»). Закреплять знание детей о временах года – осень. |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать у детей умение видеть красоту в окружающей нас природе; воспитывать коммуникативные качества личности детей; воспитывать навыки культуры общения. |
Художественно-эстетическое развитие | Заучивание загадок, стихотворений, рассказа. Работа с иллюстрациями картины деревьев. |
Речевое развитие | Развивать связную речь, активизировать словарь детей. Помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты со сказочными персонажами. |
Физическое развитие | Развивать мелкую моторику рук, умение ориентироваться в группе, гимнастика для глаз. |
Ход ООД
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
«Собрались все дети вкруг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся».
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.
Попробуйте отгадать о каком времени года пойдет речь.
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг,
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
Дети: (Осень.)
Воспитатель: Как вы догадались?
Ответы детей: (В полях убрали урожай, идет дождь, тучи грозные нависли, птицы улетают на юг, ветер срывает листья.)
Воспитатель: После какого времени года, наступает осень?
Ответы детей: (после лета).
Воспитатель: Назовите осенние месяцы.
Ответы детей: (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель: Правильно. Ребята осень бывает разная говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна - осень радостная, яркая, богатая урожаем. Как вы думаете, какая это осень?
Ответы детей: (ранняя осень).
Воспитатель: А как ещё называют раннюю осень?
Ответы детей: (Золотой.)
Воспитатель: Почему ее так называют?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, правильно. А другая осень – грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей травой, опавшей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. А это какая осень?
Ответы детей: (поздняя осень).
Воспитатель: А вы знаете как еще называют позднюю осень?
Ответы детей: (Серебряная.) Если не ответят рассказать. Поздней осенью часто ночью уже случаются заморозки. И тогда утром на ветках можно увидеть иней, как серебро - вот и серебряная осень.
Игра «Хорошо – плохо» («Осень» - хорошо… «Осень» - плохо…)
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, что «Осенью» хорошо? А что «Осенью» плохо?
Рассуждения детей.
Воспитатель: Ребята, а когда сразу много осенних листочков падает с дерева, как это называется?
Ответы детей (это листопад).
Речевая разминка «Листопад»
Листопад, листопад
Осыпается наш сад.
Листья желтые летят
Под ногою шелестят.
Воспитатель: Покажите, как вы ходили по листочкам на прогулке.
(Дети имитируют шуршание листьев звуком ш-ш-ш, идут шаркающим шагом.)
Воспитатель: Ой, ребята, тише, тише, что - то странное я слышу. Под ногами лист шуршит, кто - то в гости к нам спешит.
За деревом воспитатель находит Старичка - Лесовичка.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! (дети здороваются).
Воспитатель: Здравствуйте.
Очень странный старичок,
Вместо носика – сучок!
По лесу гуляет,
Лес он охраняет.
А зовётся старичок...
Старичок... (Лесовичок).
Старичок - Лесовичок: Правильно ребятки, я Старичок - Лесовичок живу в лесу и охраняю его. Я рад, что вы пожаловали на лесную полянку. Знаете ли вы, что лес - это ваш большой и настоящий друг? В Лесу много птиц, животных, деревьев, все они - живые. Ребята, как вы понимаете, что деревья живые?
Ответы детей: (они дышат, питаются, растут).
Лесовичок: Какую пользу приносят деревья?
Ответы детей: (они очищают воздух).
Лесовичок: Правильно, деревья очищают воздух. Дети, а вы знаете как надо вести себя в лесу?
Ответы детей: (не шуметь, не ломать деревья).
Лесовичок: Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу.
Дидактическая игра: «Экологический светофор».
(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок.)
- Можно (нельзя) ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- кувыркаться в траве;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- отдыхать на пне и т. д.
Старичок - Лесовичок: Правильно, молодцы знаете, как себя в лесу вести. Ребята у меня в лесу много деревьев. Только вот беда, забыл я их названия.
Воспитатель: Ребятки, давайте поможем Лесовичку вспомнить названия деревьев и покажем их ему.
Ребята: Да, поможем.
Воспитатель: А сейчас пройдем с вами на стульчики.
Воспитатель: Какие деревья вы знаете?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, а загадки любите отгадывать?
Дети: Да.
Воспитатель: Вот сейчас мы это и проверим. Кто мне поможет.
Презентация:
Ребенок:
«Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки» (береза, слайд №1).
Воспитатель: Сейчас Алеша расскажет нам о ней.Береза – щедрое и доброе дерево! Любит наш народ русскую красавицу и за красоту её, и за пользу, которую она приносит. Раньше березовой лучиной освещали дома. Из березы мастерили деревянные игрушки, ложки, лукошки для ягод и грибов. В настоящее время березу используют в строительстве, из нее делают мебель, фанеру, лыжи. Из листьев березы изготавливают желтую и зеленую краску, а из почек делают лекарства.
Алеша: Лес, где растут одни березы знаете, как называется?
Ответ детей: (березовая роща);
Воспитатель: Алеша, правильно дети ответили?
Алеша: Правильно, березовая роща; слайд№2).
Воспитатель: Еще одна загадка.
Ребенок:
«Крепок, строен и силен
Ведь владыка леса он
Из него добротен сруб.
Догадались? Это….» (дуб, слайд№3).
Лесовичок: Дубы – деревья - долгожители. Как вы понимаете слово «долгожитель»?
Ответы детей (тот, кто живет долго).
Лесовичок: Дубы живут очень долго. Лес, в котором растет большое количество дубов, называется дубрава. Повторите это слово и постарайтесь запомнить.
Дети (дубрава, слайд №4).
Воспитатель: (Маша, Даша) повтори, лес где много растут дубов как называется?
Маша: (дубрава).
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем.
Гимнастика для глаз.
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре.
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули.
Наши глазки отдохнули.
Воспитатель: И еще одна загадка:
Ребенок:
«Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это…» (клен, слайд №4).
Воспитатель: Последняя загадка.
Ребенок:
«В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце?» (Рябинка, слайд №5).
Физкультминутка с дыхательной гимнастикой (на ковре).
Воспитатель: Ребята, возьмите осенние листочки.
Физминутка "Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)
Лесовичок: Ой, ой, ой!
Воспитатель: Что случилось, дедушка?
Лесовичок: Да вот беда, ветер налетел, все листочки перепутал. Что теперь делать?
Воспитатель: Не волнуйся, дедушка, что- нибудь придумаем. А помогут нам круги Луллия.
Воспитатель: приглашает детей за столы.
Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»
Воспитатель: Пододвинте к себе поближе круги Луллия и приступим с вами к работе.
Найдите на правом круге лист каштана.
Дети находят на Кругах Луллия (лист каштана).
Воспитатель: Какой вы нашли лист? А с какого он дерева?
Ответы детей: (каштановый, с каштана).
Воспитатель: Найдите на левом круге, дерево к каштановому листочку.
Дети находят на Кругах Луллия (каштан).
Воспитатель: посмотрела , правильно молодцы.
Воспитатель: Найдите дерево дуб.
Дети находят на Кругах Луллия (дуб).
Воспитатель: Какой лист у дуба?
Ответы детей (дубовый).
Воспитатель: Найдите лист дуба.
Воспитатель: проверила, хорошо.
Воспитатель: А сейчас найдите на кругах Луллия любой лист, какой вы захотите.
Дети находят на Кругах Луллия (любой лист).
Воспитатель: какой лист вы выбрали?
Дети. (кленовый……).
Воспитатель: А с какого он дерева?
Ответы детей: (с клена).
Воспитатель: Найдите дерево к этому листочку.
Дети находят на Кругах Луллия (клен).
Воспитатель: Кленовые листья самые красивые осенью. Посмотрите, как красиво их разукрасила осень! (показать листик).
Воспитатель: Встали ребятки, немножко отдохнем.
Пальчиковая гимнастика.
«Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый – резной,
Вот с березки золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку!».
Воспитатель: А сейчасдети первого ряда найдут дерево ель. А дети второго ряда найдут сосну.
Дети находят на Кругах Луллия (ель, сосну).
Воспитатель: Посмотрела, молодцы. Ребята, а у сосны и ели, что вместо листиков?
Ответы детей: (иголки).
Воспитатель: найдите веточки сосны и ели на кругах Луллия.
Дети находят на Кругах Луллия (ель, сосну).
Воспитатель: Молодцы, с заданием справились, пройдем на ковер.
Дидактическая игра «Найди дерево». (На коромыслах.)
Воспитатель: Ребята, я назову дерево, а вы найдете его на коромыслах и встаньте под этим деревом.
Лесовичок: Какиеони молодцы , все деревья знают. Посмотрите, что я насобирал под деревьями?
Ответы детей: (плоды).
Воспитатель: У каждого дерева есть свой плод.
Лесовичок достает из корзинки плоды различных деревьев и выкладывает их на стол.
Воспитатель: Дети найдите плоды дуба, рябины, каштана. А вот это (показать детям крылатку клена, сережки березы) – плоды каких деревьев?
Ответы детей: (клена и березы).
Лесовичок: Внутри каждого плода есть – семена. Они попадают в землю… а что нужно, чтобы из семян выросло молодое деревце?
Ответы детей: (солнце, вода).
Лесовичок: Молодцы, правильно.В городе люди сажают много молодых деревьев, которые вырастут и будут очищать грязный городской воздух. К городским деревьям и кустарникам нужно относиться бережно, ведь они очень помогают нам.
Лесовичок: Ребята скоро зимушке черед, лес мой снегом заметет. А вы зимой не скучайте. Лес осенний вспоминайте. А чтобы вы меня помнили, я вам дарю угощение, вот такие листочки. До свидания! (уходит).
Дети: Спасибо, до свидания.
Воспитатель подводит итог занятия.
Ребята кто к нам приходил в гости? О каком времени года мы с вами говорили? В какие игры мы с вами играли? Какие новые слова вы узнали?
Ребята, Вы сегодня молодцы! Отлично показали свои знания. Лесовичку помогли вспомнить названия деревьев, а так же какому дереву принадлежит тот или иной листок и с какого дерева плоды, и семена. Ребята, спасибо вам.
Спасибо за внимание.